Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Инновационные процессы и научно-педагогические исследования в современной сельской школе
(№9 [207] 01.07.2010)
Автор: Сергей Сидоров
Сергей  Сидоров
За последние годы в сельских школах реализовано много инновационных проектов различной направленности. Сельскими педагогами накоплен опыт инновационной деятельности, существенно вырос их багаж профессионально-педагогических знаний [1; 5]. Казалось бы, эти инновации должны свершить переворот в качестве обучения и воспитания. Но, положа руку на сердце, разве редко мы испытываем разочарование в результатах инноваций, или заранее воспринимаем новое как дань моде, которая пришла и уйдёт?
Массовый опыт инновационной деятельности показывает, что далеко не всегда новшества, вводимые в российских сельских школах, обусловлены объективно существующей потребностью в обновлении данного участка работы. Зачастую инновации по тем или иным причинам не достигают желаемого результата, несмотря на значительные ресурсы, потраченные на их реализацию. Это ставит перед внутришкольным управлением вопросы о целесообразности и эффективности инноваций. Целесообразность инновации отражает её педагогическую и организационно-управленческую оправданность, необходимость в данной школе, соответствие актуальным проблемам. Эффективность инновации отражает её результат и позволяет делать вывод об её интегрированности в систему работы школы. Взаимосвязь аспектов целесообразности и эффективности инновации отражает диагностико-прогностическую целостность осмысления инновационных процессов в образовании.

Изучение инновационной практики сельских школ, проведённое нами в Курганской области, выявило, что эффективность инноваций напрямую связана их целесообразностью и существенно возрастает, если вводимые педагогические новшества:
-     адаптированы к образовательной системе данной школы (практически все привнесённые извне успешные и положительно влияющие на образовательную систему педагогические инновации были адаптированы к специфике конкретной сельской школе, а не просто скопированы из чужого опыта; при этом нередко инновационная практика опиралась на школьные традиции, развивая их, по-новому раскрывая их потенциал);
-     взаимосвязаны с другими инновациями, опираются на имеющийся в школе инновационный опыт (эта зависимость чётко проявилась в 87,4% изученных нами случаев);
-     реализуются в условиях вовлечённости всех категорий участников образовательного процесса в активную инновационную деятельность и в управление ею (в частности, нами установлено, что от 54% до 85% эффективных педагогических инноваций в сельских школах реализовано при поддержке и активном участии учащихся и родителей, в том числе, по их инициативе) [7].
Внедрение новых педагогических идей и технологий в сельской школе сильно осложняется из-за значительной инертности сельской образовательной среды. Причины этого кроются не только в традиционно высокой инертности сельского социума, но и в недостаточной информированности сельских педагогов, в накопившемся у них негативном опыте участия в различного рода преобразованиях. Наше исследование показало, что зачастую педагоги воспринимают предлагаемые новшества как очередные реформаторские шаги, от которых уже не раз страдала сельская школа. «Это уже было, просто называлось по-другому», «так мы уже пробовали», «в наших условиях это бесполезно», «у нас и так всё хорошо» – такие реакции весьма характерны для многих сельских педагогов и ряда руководителей школ, когда им предлагаются для освоения новые педагогические технологии.

Следует отметить, что подобные суждения в какой-то мере справедливы, поскольку порой за новыми названиями рекомендуемых «педагогических инноваций» в действительности стоят старые способы организации учебно-воспитательного процесса, методические рекомендации по реализации предлагаемых новшеств не учитывают специфику сельских школ, в описаниях новых педагогических технологий отсутствуют важные для их понимания детали, а сами описания неоправданно перегружены научно-педагогическими неологизмами. К сожалению, в инновационной практике некоторых сельских школ мы выявили от 57% до 88% таких инноваций от общего числа внедряемых новшеств (можно сказать, что в этих случаях школа работает над реализацией новшеств, большинство из которых заведомо не приведёт к позитивным обновлениям!). Однако неприятие нового – это ещё и результат непонимания выгод, которые может принести школе в целом и каждому субъекту образовательного процесса в отдельности та или иная педагогическая инновация. Так, в отношениях сельских педагогов к инновационной деятельности существенное место занимают опасение дополнительной нагрузки (26%), нежелание менять методику и стиль работы (18%), боязнь не соответствовать новым требованиям (17%), неверие в возможность более высокого результата (12%), принципиальное неприятие новых педагогических идей (10%) [8].

Сравнивая состояние общего образования в городе и селе, можно выделить ряд особенностей управления современной сельской школой [9].
1. Малочисленность педагогического коллектива позволяет полней и глубже осуществлять основные функции внутришкольного управления. Однако в небольшом коллективе, как правило, тесней связи между людьми, при этом каждый индивид может существенно повлиять на характер отношений. Кроме того, значимость каждого педагога в сельской школе усиливается из-за нехватки педагогических кадров. Таким образом, управление, упрощаясь в количественном признаке управляемой системы, одновременно осложняется необходимостью большего учёта индивидуальных особенностей сотрудников.

2. В сельских школах на результаты гораздо сильней влияет подбор педагогов и учащихся. В небольшой школе таланта и энтузиазма даже одного творчески работающего педагога-инноватора вполне может хватить, чтобы восполнить недостаток инновационной активности коллег (кстати, этим нередко пользуются директора сельских школ, приписывая заслуги одного-двух человек всему коллективу и тем самым создавая видимость бурной инновационной деятельности). А от подбора учащихся в малокомплектной сельской школе во многом зависят основные показатели результатов педагогического труда и достижения детей в районных олимпиадах и конкурсах.

3. Управление сельской школой – это фактически управление в условиях дефицита ресурсов, который проявляется в недостаточном финансировании сельских школ, в их значительной информационной изолированности, в слабом притоке новых педагогических кадров. Фактором, усугубляющим дефицит ресурсов, является низкий уровень доходов сельских жителей. Не секрет, что нехватка денег и иных материальных средств в российских школах часто восполняется за счёт родителей. В сельской местности этот источник крайне беден.

4. Значительная изолированность сельских школ, а также влияние фактора подбора педагогов и учащихся создают в каждой школе своеобразную образовательную систему, для эффективного управления которой необходимо учитывать специфику не только сельских школ вообще, но и особенности конкретной школы. В частности, нами выявлено несколько случаев, когда передовой опыт одной из сельских школ был настолько специфичен, что его тиражирование в других школах района оказалось невозможным.

5. Высокая социальная активность педагогов на селе и тесные связи школы с сельским социумом диктуют необходимость управления не только осуществляемым школой учебно-воспитательным процессом, но и внешкольной культурно-образовательной работой.

6. В среднем довольно низкий общекультурный уровень сельских жителей (по сравнению с горожанами) и связанный с этим рост в сельской местности числа неблагополучный семей актуализируют управление семейным воспитанием как необходимый аспект управления образовательным процессом.

7. Проводимая в РФ модернизация образования ставит управление сельской школой перед проблемой постоянного развития школы на основе инноваций. Для разрешения этой проблемы у сельской школы объективно имеется меньше возможностей, чем у городской. Поэтому в управлении развитием сельской школы гораздо большее значение приобретают субъективные факторы.

Анализируя стратегические направления развития образования на селе, Е.В. Бондаревская и М.П. Пивненко указывают, что при разработке стратегии развития современной сельской школы необходимо опираться на следующие объективные предпосылки:
1)     на исторический опыт, в результате которого сельская школа в России сложилась как уникальная образовательная система, обладающая особой миссией и являющаяся носительницей специфических культурно-образовательных ценностей: традиций, принципов;
2)     на «научное осмысление феномена сельской школы» [2] на основе современных подходов к образованию;
3)     на постоянное изучение современной сельской школы и сельского социума как развивающейся открытой культурно-педагогической среды.
Содержание прикладных психолого-педагогических исследований, проведённых в сельской местности за последние полтора десятилетия, убеждает в том, что инновационные процессы в сельской образовательной среде отличается значительным разнообразием.

Значительная часть исследователей (Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, С.И. Григорьев, А.И. Субетто, А.П. Чернявская и др.) рассматривает процессы модернизации сельской школы в контексте тесной связи школы и социума как важной особенности сельской образовательной среды.
Во многих работах современная сельская школа осмысливается как центр культурной жизни села, объединяющий и направляющий образовательные возможности социальной среды. Так, в исследовании Т.В. Тюриной представлена модель совершенствования образования сельских школьников в процессе взаимодействия школы с учреждением культуры. Исследование С.В. Ахметвалиевой посвящено социологическим аспектам осуществления сельской школой функций центра духовно-практического развития молодёжи. А.А. Огарков выдвигает идею создания сельского центра образования, определяя сельский центр образования как «конфедерацию всех образовательных и культурно-просветительских учреждений села» [4, с. 88]; в этом контексте учебно-воспитательный комплекс на базе сельской школы является ступенью к созданию такого центра.

Направлением инновационной деятельности, осуществляемой в сельской образовательной среде, в наши дни нередко становится реализация идей национальной школы и народной педагогики (Н.В. Голикова, А.А. Кычкина, Г.И. Янович и др.). В частности, Н.В. Голикова определяет возможности воспитания сельских школьников на основе традиционных ценностей крестьянской семьи.
В качестве ещё одного направления современных инновационных процессов в сельской образовательной среде мы выделяем реализацию идеи учёта типичных особенностей сельской школы в целях, содержании и организации образовательного процесса. Такие инновации исследованы в работах, посвященных:
-     формированию у сельских школьников различных качеств личности (З.Т. Жирохова, А.В. Кумушбаев);
-     оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса в сельской школе (В.В. Казантаева, Т.В. Яровова);
-     профессионально-личностному развитию сельских учителей (Л.М. Галиев, Е.Ч. Козырева) и руководителей сельских школ (Л.О. Кочешкова, Н.Н. Ушакова).
Наконец, выделяется довольно обширное направление инноваций, связанных с внедрением в сельской школе педагогических идей и технологий, нуждающихся в адаптации к условиям сельской школы (И.П. Иванова, О.В. Коршунова, А.А. Малахов и др.). В этом направлении особой активизацией работы сегодня отличается введение в сельских школах профильного обучения (С.Г. Броневщук, Н.А. Криволапова, А.А. Остапенко, И.В. Фролов).
При всём разнообразии тематики современных научно-педагогических исследований сельской образовательной среды, работы, посвящённые реализации специфических ресурсов сельской школы в развитии образования на селе (М.П. Гурьянова, Н.А.Криволапова, М.П. Пивненко, Т.К. Фёдорова) составляют относительно немногочисленную группу. Подавляющее большинство научных работ ориентировано преимущественно на «подтягивание» сельского образования до уровня городского. Складывается впечатление, что сельская школа обречена всегда быть в роли «отстающей» или, в лучшем случае, «догоняющей». Так стоит ли удивляться тому, что до сих пор в массовом сознании образование, полученное в сельской местности, часто воспринимается как «образование второго сорта»? Факты сплошь и рядом подтверждают это мнение. В частности, В.Г. Быкова справедливо отмечает, что «сельские школьники тяжело адаптируются к городской среде, им сложно конкурировать с выпускниками городских школ, а тем более лицеев, гимназий» [3]. Такое положение нельзя признать нормальным, ведь в противном случае полноценного образования заведомо не получит треть российских школьников, которые, согласно данным государственной статистики, обучаются в сельских школах.

Сельская образовательная среда имеет ряд особенностей, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на образовательный процесс в сельской местности [8]. Использование положительных факторов и преодоление влияния негативных факторов сельской образовательной среды – это одна из важных задач при планировании и осуществлении инновационных процессов в условиях сельской школы.
В результате анализа особенностей современных сельских школ нами установлен ряд условий, затрудняющих инновационную деятельность в сельских школах.
1. Разнообразие сельской образовательной среды и «неповторимость композиции условий» (И. Реморенко [6]) в каждой сельской школе приводят к необходимости учёта специфики каждой конкретной школы при формировании содержания инноваций и организации инновационной деятельности.
2. Характерный для сельской местности дефицит квалифицированных педагогических кадров почти всегда требует весьма трудоёмкой работы по подготовке сельских педагогов к полноценному участию в инновационных процессах.
3. Значительная территориальная удалённость создаёт трудности для координирования инновационной деятельности, для разработки и реализации единых стандартов качества инноваций, для личного участия в инновационных процессах научно-педагогических работников.
4. Малочисленность ученических и педагогических коллективов нередко создаёт дополнительные проблемы, связанные с финансированием инновационных проектов и количественным подтверждением эффективности инноваций.

Наряду с условиями, негативно влияющими на содержание и организацию инновационной деятельности в сельских школах, нами определены возможности использования специфических условий сельской образовательной среды для повышения эффективности инноваций, теоретической и прикладной значимости научно-педагогических исследований.
1. Малочисленность педагогических и ученических коллективов в сельских школах позволяет лучше выявлять изменения в образовательной системе, точней прогнозировать синергетические эффекты.
2. Специфичность условий, неповторимость их сочетания в каждой сельской школе благоприятствуют исследованию адаптивности педагогических новшеств, вводимых в ходе опытно-экспериментальной работы, при их использовании в разных школах.
3. Для сельской местности характерна более тесная связь школы со средой, что открывает перспективы для изучения опосредованного влияния инноваций в школе на ближайшее социальное окружение.
4. Автономность и относительная изолированность сельской образовательной среды даёт возможность исключить влияние ряда метасистемных факторов на результаты исследования.
Реализация этих возможностей открывает новые перспективы для проведения в сельской школе качественного научного исследования, результаты которого будут в полной мере соответствовать требованиям научной новизны, теоретической и практической значимости. И главное: результаты – новые педагогические идеи и технологии – будут формироваться с максимальным учётом особенностей сельской школы, а сельская школа из потребителя готовых научно-методических разработок превратится в среду инновационной активности и педагогического творчества. Это не просто слова, такое вполне возможно. Достаточно вспомнить, что педагогическая система В.А. Сухомлинского, получившая широкую известность в отечественной педагогике, изначально была создана именно в сельской школе.

Основываясь на представленных в данной статье материалах, мы считаем, что для повышения эффективности инноваций в сельской школе должна осуществляться система адаптивного управления, направленная на создание и развитие в школе инновационной среды, которой свойственны:
- позитивное отношение педагогов к новому;
- способность отдельных учителей и всего педагогического коллектива к творчеству;
- наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений;
- хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом);
- интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т.п.).
В определении ключевых организационно-управленческих условий эффективности инновационного процесса в сельской средней школе необходимо исходить из следующих положений.
1. Участие сельских учителей в инновационном процессе требует их дополнительной подготовки, которая наиболее эффективна при условии реализации в школе личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников.
2. Профессионально-личностной самореализации сельских педагогов в инновационном процессе способствует продуманная управленческая поддержка образовательных инициатив и педагогического творчества. Под управленческой поддержкой в данном контексте понимается система деятельности управляющего субъекта по созданию благоприятных условий для профессионально-личностной самореализации субъектов инновационного процесса в формировании, выдвижении, проектировании, апробации и внедрении новых идей и проектов.
3. Активное включение в процессы формирования и реализации инновационных идей субъектов инновационного процесса возможно при наличии в сельской школе гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей. Такая система позволяет отслеживать продуктивные инновационные идеи, исходящие от субъектов разных иерархических уровней внутришкольного управления, и способствовать их внедрению.
4. Ограниченность возможностей инновационного развития в сельской школе может быть преодолена благодаря интеграции инновационных возможностей школы, семьи и социальной среды.
5. Обеспечение целостности управления в условиях разнонаправленности инноваций требует включения в управление инновационной деятельностью всех её субъектов, создания целостной структуры внутришкольного управления инновационным процессом.

Литература:

1.     Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: сб. статей исследователей высшей школы и научных учреждений // Мат-лы Всеросс. научно-практич. конф. «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России». – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 302 с.
2.     Бондаревская, Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е.В. Бондаревская, М.П. Пивненко // Педагогика. – 2001. – №5. С. 52–64.
3.     Быкова, В.Г. Сельская школа: спрос, потребности и интересы населения / В.Г. Быкова // Образование в современной школе. – 2001. – №1. С. 67–68.
4.     Огарков, А.А. Сельский центр образования как педагогическая система: дис… канд. пед. наук / А.А. Огарков; [Вологодский гос. пед. ун-т]. – Вологда, 2002. – 222 с.
5.     Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития: мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф., 24–25. сент. 2008 г., Курган. Ч. 1. / редкол. В.И. Дружинин [и др.]. – Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2008. – 136 с.
6.     Реморенко, И. Образование на селе: так ли всё безнадёжно? / И. Реморенко // Первое сентября. 10.02.2001 г. С. 2.
7.     Сидоров С.В. Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - №7. – Ч.1. С. 192–194.
8.     Сидоров, С.В. Преодоление инертности сельской образовательной среды в школьном инновационном менеджменте / С.В. Сидоров // Стандарты и мониторинг в образовании – 2010. – №2. С. 8–11.
9.     Сидоров, С.В. Учёт специфики сельской школы в разработке стратегии её развития / С.В. Сидоров // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. С. 228–234.
__________________________________
© Сидоров Сергей Владимирович

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum