Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Наука и техника
ТРИЗ – катастрофа научной школы. Из истории писем президенту Дмитрию Медведеву
(№12 [210] 15.08.2010)
Автор: Виталий Челышев
Виталий Челышев

Виталий Челышев

 

ТРИЗ – катастрофа научной школы. 

Из истории писем президенту Дмитрию Медведеву

 

Прежде, чем рассказать, как разогнали последователей, несколько слов о самом Учителе

 

Потом перейдёте на ссылку копии письма Аллы Александровны Нестеренко Дмитрию Анатольевичу Медведеву (http://allanes.livejournal.com/1404). Сначала прочитайте несколько абзацев, чтобы понять, что такое ТРИЗ. Это Теория Решения Изобретательских Задач. Теории предшествовала (или шла параллельно с её развитием) работа над АРИЗ (Алгоритмом Решения Изобретательских Задач). И АРИЗ, и ТРИЗ – плод усилий выдающегося человека, Генриха Сауловича Альтшуллера (15.10.1926 – 24.09.1998), легендарного Альтшуллера (хоть этот эпитет сегодня лепят к чему угодно). Вот здесь http://www.altshuller.ru/biography/– его биография, которая, хоть и официальна, однако опреснена и никак необъясняет, почему же он легендарен. Ни у Медведева, ни у кого другого не найдётся времени выяснять детали. И у вас не найдётся. Скажу лишь, что школу он окончил во время войны в Баку, поступил в Азербайджанский индустриальный институт, ТУТ ЖЕ перевёлся на заочный, чтобы пойти на фронт, был призван, но, поскольку ещё в школе получил авторское свидетельство на изобретение (аппарат для подводного плавания), его направили в Отдел изобретательства ПВО, затем в Отдел изобретательства Каспийской военной флотилии. Изобретал, вник в состояние изобретательства в СССР и решил, что так не годится. Написали с коллегой длинное письмо Сталину (и в министерства, и в газеты). Вождю ПОСТОЯННО напоминали, что ждут ответа. Через 2 года ответ был получен: обоих посадили, дав 25 лет каждому. О его изобретениях в Лефортово, о том, как он умудрился работать над теорией в лагере – отдельный разговор. После смерти Сталина было переследствие (1954) и их освободили.

 

Он тут же обратился в Центральный Совет ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) с предложением заслушать его сообщение о новой методике творчества, которая позволит резко увеличить ряды новаторов. Он не просил финансовой помощи, готов был приехать за свой счет и выступить перед любой заинтересованной аудиторией бесплатно. В это время он жил уже на деньги от книг (писатель Генрих Альтов – его псевдоним – вошёл в число лучших фантастов мира 60-х годов). Но он был так же настойчив, как и прежде. Так же, как и в письмах к Сталину. За 10 лет скопилось 3 толстых папки переписки. Он проводил семинары на предприятиях, вышли две его книги по изобретательству, и лишь в 1968 году ЦС ВОИР пригласил его для участия в семинаре по техническому творчеству (к этому моменту инженерная молодёжь страны уже знала его книги, перепечатывала его лекции). Взаимоотношения с ВОИР оставались прежними. При этом мне известно, что Генрих Альтшуллер читал лекции для ИТР Министерства обороны. При этом мне известно (биографы почему-то не упоминают), что в Баку Генрих Саулович взялся подготовить в течение трёх месяцев, если не ошибаюсь, группу учащихся ПТУ, после чего разослал в академические НИИ предложение прислать представителей с пакетами задач, которые их институты не могут решить в последние годы. Большинство отказались. Некоторые приехали. Часть задач была решена учащимися ПТУ за 6 академических часов (некоторые задачи – несколькими разными способами).

 

Взрослые тризовцы от детей не отставали. Как они работают? Вот мне прислали отрывок из воспоминаний советских времён.

 

Всесоюзный институт «Гидропроект» поручил своему ленинградскому филиалу разработать проект Днепро-Бугского гидроузла. Решено было построить дамбу, которая спасёт лиман от морского засоления. Но при этом необходима «калитка», через которую будут ходить суда. Проект был сложный. Стоимость его превысила 800 млн. руб. Только «Калиточка», включала шлюзы, тяжёлую технику и железную дорогу, тянула на 400 млн. руб. Кто-то посоветовал гидрологам обратиться за советом к «тризовцам». Вот рассказ главного инженера ленинградского «Гидропроекта» Виктора Михайловича Боярского:

 

– Пригласили инженеров Литвина и Герасимова с завода «Электросила». Но для начала решили проверить, не миф ли то, что о них бают. Бросили пробный камень – задачу сброса воды с больших высот, над которой сами бились лет десять. Через сорок минут – точный ответ, да еще в трёх вариантах! Я, честно говоря, просто обалдел и даже, каюсь, подумал, что они, случаем, знали эту задачу. Потому что если не так, то выглядит это просто, как фокус. Однако пришлось поверить и усадить этих «фокусников» за проект Днепро-Бугского гидроузла. И, представьте, выдали они нам решение, в котором не было ни шлюзов, ни пирса, ни железной дороги, ни буксиров и тягачей. Оказалось,что нужна всего-навсего «дырка» в самой дамбе. Результат? У нас только «калитка» стоила 400 миллионов, а их «дырка» – в десять раз меньше! Но и это ещё не всё. Это неожиданное решение обнаружило новый принцип в гидротехнике. Так в нашем институте появилась специальная лаборатория.

 

* * *

 

Ко мне письмо Аллы Александровны попало через старого приятеля. Когда-то в молодёжной газете около пяти лет ежемесячно публиковалась через меня его полоса ЗШТТ (заочная школа технического творчества) – полностью посвящена ТРИЗ. Когда я редактировал экологический еженедельник «Спасение», ТРИЗ перебрался туда (ЗШТТ «Шанс»). Приятель нашёл меня в перестроечные годы, как раз, когда в Сумгаите, а потом в Баку началась бойня, и я, в который раз, летел на этот конфликт - на переговоры. Позвонил он с просьбой вывезти Альтшуллера из Баку: самого и его семью. Это было нормально, как народный депутат СССР я мог это сделать. Уже находясь в Баку, позвонил Генриху Сауловичу, но тот наотрез отказался. Я сказал, что его ждут в Петрозаводске, что их устроят. Но он вновь отказался. «Куда мне из Баку?». И всё-таки в итоге он оказался именно в Петрозаводске. Там был один из главных центров ТРИЗ в СССР. Школ и центров по стране работало уже немало. Но именно Петрозаводск относился к Альтшуллеру с придыханием, именно в Петрозаводске он стал почётным гражданином города. Именно там он и похоронен.

 

* * *

 

ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ РАЗГРОМИЛИ ШКОЛУ?

 

Вот теперь можно обращаться к письму Аллы Нестеренко. Она - кандидат педагогических наук, сертифицированный ТРИЗ-специалист, всю жизнь занимается инновационным образованием. У неё ТРИЗ-площадки в разных городах. В Петрозаводске же был 10-летний эксперимент в одной из школ и практически все дети показали высокий уровень креативности и давали интересные творческие результаты. Одна из ТРИЗ-площадок работала в школе №20 Петрозаводска. Сама Алла Нестеренко живёт в Петрозаводске и в Москве. Команда тризовцев – петрозаводская, и работать жаждет именно там. Так почему разгоняют?

 

* * *

 

В апреле 2010 года учитель технологии (по-старому – трудовик) написал письмо Дмитрию Медведеву, что, мол, мэрия не выделяет положенных денег на оборудование. Письмо прошло свой известный круг – и попало, естественно, в мэрию. У мэрии было 2 варианта: дать оборудование или выделить на него деньги. Мэрия поступила проще: вызвала директора Галину Белову и сообщила, что контракт с ней не продлевается.

 

Успешного директора (ученики, родители, педагоги отмечали эту успешность) новость удивила. О письме трудовика она не знала.

 

Школу директор получила 2 года назад в ужасном состоянии (забитые фанерой окна, растерзанная крыша, грибок, ужасно оборудованные кабинеты), и репутация у школы была дурная. К слову, Галина Белова и сама изучала ТРИЗ, а это наука о том, как преодолевать проблемы. И она их преодолевала. Первый год директор потратила на решение хозяйственных вопросов (и город хорошо помог). Кабинет технологии действительно требовал дооборудования. Вот трудовик и понадеялся на президента. Это потом аукнулось. Но был ещё «прокол». У депутата горсовета в школе была приёмная. Директор и рада (депутат – поможет), но попросила оформить аренду. А потом ещё и ещё раз попросила. Ну, кому такое понравится... конечно, ей начали строить козни. Но у каждого своя работа: у одного – козни, у другого – дело. Короче, победила она козни.

 

Директор же привела в школу команду ТРИЗ-педагогов. Что это значит? Экспериментальная площадка по ТРИЗ-решениям для новых образовательных стандартов; детская исследовательская деятельность; участие в олимпиадах и конференциях; свой методический семинар; победа в конкурсе проектов по энергосбережению. Параллельно: разбит зимний сад, куда старшеклассники водят малышню. Социально проблемные дети создали дистанционный интернет-проект о национальностях, собравшихся вшколе №20. Загляните сюда: http://rsa.karelia.ru/moodle/mod/data/view.php?d=77&...;.... Просто и очень интересно!

 

Ах, да! Ещё ведь один «прокол»был: директор поддержала «нужного мэрии» человека, но не провела в школе бурную агитацию за него (в школах ведь агитация запрещена!). И получила нотацию в такой вот форме: «Директор школы – фигура политическая».

 

И тут такой подарок мэрии: письмо трудовика Медведеву. С оборудованием-то плохо в кабинете технологии! Прощайте, директор. Прощайте талантливые тризовцы. Вы уже не нужны. В Подмосковье вот силиконовое Сколково построят. Там нынче мысль будет бить золотыми ключами. Отдыхайте новаторы и инноваторы, изобретатели и модернизаторы. Своих найдём...

 

Какая модернизация, если даже инновацию убивают?

 

Письмо у Аллы Александровны длинное. Можете почитать (в начале этого текста – ссылка). Она молит, как о пощаде, о работе для команды тризовцев. Она убеждена, что школу они потеряли. Я переписывался с ней, и написал, что вот вам снова дадут сараюшечку, вы превратите её в храм знаний, а потом снова отберут. Для своих. Для политически корректных. Как Сталину не нужны были люди, бегущие впереди паровоза, так и ЦС ВОИР при всех генсеках они не были нужны, так и сегодня, в век модернизации и нанафикации всей страны они не нужны. У них есть свои, из своих же закромов добытые – нанафикаторы, модернизаторы и все, кто понадобится. Нешто свои позволят чужакам от бюджета отгрызать? КАК? ЭТИ НИКАКИХ ДЕНЕГ НЕ ТРЕБУЮТ?! Значит ещё более хитрый план. Они ведь алгоритм знают, всех вокруг пальца обведут. Ещё придумают, как нам Сколково удешевить. А такого допустить нельзя!

 

* * *

 

Дорогие друзья ! Если вы не сталкивались с термином ТРИЗ, полистайте Сеть, вы кое-что поймёте (очень сжато ТРИЗ изложена здесь: http://socialism.wiki-site.com/index.php/Altshuller_...). Я считаю преступным разгонять такую команду. Я не написал и десятой доли того, что знаю. Опыт ТРИЗ сейчас используют во всём мире: не съездить ли нашим инициативным политикам по странам и континентам за опытом?  

Я прошу вас распространить это письмо как можно шире. Меня об этом не просят педагоги. Меня об этом не просит журнал «Журналист» и Союз журналистов. Просит совесть. А ей я не привык отказывать.

 

_____________________________

© Челышев Виталий Алексеевич


Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum