|
|
|
22 августа 2010 года классику американской и мировой литературы Рэймонду Дугласу Брэдбери исполнилось 90 лет. Как известно, он живёт и здравствует в благословенном штате Калифорния, в городе Лос-Анжелес, куда в 1934 году переехали его родители в поисках работы для отца. 14-летний Дуглас к тому времени уже умел зарабатывать деньги для семьи, приобрёл определённый жизненный опыт и с 12 лет был уверен, что станет писателем. А родился Рэй Брэдбери в штате Иллинойс, в маленьком городке Уокиган, куда я намеревалась отправиться этим летом, чтобы поклониться Пенатам замечательного писателя и написать репортаж из Дома-музея. Поездка в Америку не состоялась, но потребность выразить свою благодарность ему стала поводом для этой статьи, не претендующей ни на что, кроме дани любви к писателю. Брэдбери воспел Уокиган под названием Гринтаун в своей автобиографической повести «Вино из одуванчиков». Я была околдована, только услышав это название, и с тех пор Брэдбери стал навеки моим другом, одним из самых близких моей душе. Я всегда любила эти неприхотливые весёлые цветы на грани весны и лета. Они Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. А Брэдбери близок всем поэтам сразу - и, прежде всего, своим поэтическим мироощущением, поэтичностью его прозы, а потом уже тем, что сам написал немало замечательных стихов. Он умеет видеть то, что не видят другие, и способен выразить увиденное россыпью блестящих метафорических ассоциаций, точным и волнующим поэтическим словом. «Под Дугласом шептались травы. Он опустил руку и ощутил их пушистые ножны. И где-то далеко, в теннисных туфлях, шевельнул пальцами. В ушах, как в раковинах, вздыхал ветер. Многоцветный мир переливался в зрачках, точно пестрые картинки в хрустальном шаре. Лесистые холмы были усеяны цветами, будто осколками солнца и огненными клочками неба. По огромному опрокинутому озеру небосвода мелькали птицы…» Детское открытие мира, открытие того, что «Я - ЖИВОЙ!», открытие жизни, как величайшего дара, ощущение себя частицей планеты Земля, мчащейся в мире Вселенной, ощущение каждой мили этого движения, этого падения, ощущение причастности себя ко всему, что происходит в мире, осталось в Брэдбери навсегда. И всё это произошло благодаря отцу, и всё это произошло в Уокигане, куда не случайно стремилась моя душа и без чего понять по-настоящему Рэя Брэдбери, я уверена, невозможно. Он весь родом из детства. «На свете нет кружева тоньше», - сказал отец. И показал рукой вверх, где листва деревьев вплеталась в небо – или, может быть, небо вплеталось в листву? – Всё равно, - улыбнулся отец, - всё это кружева, зелёные и голубые, всмотритесь хорошенько и увидите – лес плетёт их словно ткацкий станок. – Отец стоял уверенно, по-хозяйски, и рассказывал им всякую всячину, легко и свободно, не выбирая слов. Часто он и сам смеялся над своим рассказами, и от этого они текли ещё свободнее». Особое видение мира, что прежде всего делает Брэдбери неповторимым, неотделимо в нём от способности к глубоким размышлениям о Мире, Вселенной и к философским обобщениям. Даже маленький Дуглас в «Вине из одуванчиков» постоянно размышляет о самых разных вещах: «И кому нужно, чтобы закат продолжался целую вечность? И кому нужно вечное тепло? Кому нужен вечный аромат? Ведь ко всему этому привыкаешь и уже просто перестаешь замечать. Закатом хорошо любоваться минуту, ну две. А потом хочется чего-нибудь другого. Уж так устроен человек… Мы потому и любим закат, что он бывает только один раз в день». А взрослый Брэдбери, как бы резонируя сократовскому «Я знаю, только то, что ничего не знаю», со свойственным ему юмором замечает: «Первое, что узнаёшь в жизни, - это, что ты дурак. Последнее – что ты всё тот же дурак» Мы привыкли говорить о Брэдбери как о писателе-фантасте, вошедшем в литературу автором «Марсианских хроник». Но его фантазии особого рода. Они всегда становятся поводом для разговора о нашем настоящем, о том , куда мы идём. И разговор этот тем более интересен и важен, что Брэдбери – тонкий психолог, умеющий читать самые незаметные движения человеческой души. Его беспокоит будущее человечества. В его книгах нет места политике и морализаторству. Но он встревожен тем, что, приобретая всё новое в техническом прогрессе, мы гораздо больше и безнадёжно теряем. В рассказе «И будет ласковый дождь» он предупреждает о возможности времени, когда И весна, и весна Встретит новый рассвет, Не заметив, Что нас уже нет. И потому Брэдбери – противник всяких войн. «Никто никогда ничего не выигрывает. В войне вообще не выигрывают, Чарли. Все только и делают, что проигрывают, и кто проиграет последним, просит мира. Я помню лишь вечные проигрыши, поражение и горечь. А хорошо было только одно – когда всё кончилось». («Вино из одуванчиков»). И как важно, что эти слова Брэдбери стали эпиграфом Миротворчества, Инициативы «Молодёжь за мир на Кавказе». Брэдбери-провидец в «451 градусе по Фаренгейту» представил будущее человечества, которое почти стало нашим настоящим. Огромные скорости движения, лишающие человека созерцательности, не позволяют замечать те простые вещи, ощущение которых делает человека человеком: шум дождя, лунный свет, росу на траве, шорохи листьев в пожухлой траве. Это сродни той же тоске по Земному, что звучит у А. Тарковского в его фильме «Солярис», где каждый предмет земного быта выступает в памяти космонавтов как божественный дар. «Я боюсь своих сверстников, - говорит 17-летняя Кларисса, - Они убивают друг друга... Дядя говорит, что его дед ещё помнит то время, когда дети не убивали друг друга… Дядя говорит, тогда люди считали, что у каждого должно быть чувство ответственности».
«Пусть люди станут похожи друг на друга, как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество». Но Рэй Брэдбери не был бы самим собой, если бы всё же он не давал нам любовь и надежду. Надежда жива, пока есть хоть один человек, хранитель бесценных сокровищ многовековой человеческой культуры. Это – люди, несущие свет, и их оказывается достаточно много, чтобы ничто прекрасное не погибло. А что же значит «ЛЮБОВЬ» у Брэдбери? Совершенно не похожий на Достоевского он, как и Достоевский, объемлет этим словом и красоту, и добро. А это может произойти только в «духе». «Я всегда считала, что истинную любовь определяет дух, - говорит Элен Лумис в «Вине из одуванчиков», - хотя тело порой отказывается этому верить. Тело живёт только для себя. Только для того, чтобы пить, есть и ждать ночи. В сущности это ночная птица. А дух ведь рождён от солнца…, и его удел – за нашу долгую жизнь тысячи и тысячи часов бодрствовать и впитывать всё, что нас окружает. Разве можно сравнить тело, это жалкое и себялюбивое порождение ночи со всем тем, что за целую жизнь дают нам Солнце и разум». Эти строки звучат, как самые прекрасные стихи. Интересно, что понимание добра у Брэдбери полностью совпадает с тем, что мы находим у Марины Цветаевой в её программной статье «Искусство при свете совести». Лучшее определение добра она находит в стихотворении безвестной монахини Новодевичьего монастыря: Человечество живо одною Круговою порукой добра. А вот что пишет Брэдбери о такой же круговой поруке добра: «Как же мне отблагодарить мистера Джонаса? – думал Дуглас.- Как отблагодарить. Чем отплатить за всё, что он для меня сделал? Ничем, ну, ничем за это не отплатишь. Нет этому цены. Как же быть? Как? Может надо как-то отплатить кому-нибудь другому? Передать благодарность по кругу. Оглядеться по сторонам, найти человека, которому нужно помочь, и сделать для него что-нибудь хорошее. Наверное, только так и можно». Очевидно, что произведения Брэдбери очень близки русскому читателю. Они любимы и почитаемы в России. Мой друг - профессор археологии Владимир Яковлевич Кияшко рассказывал мне, что однажды он купил более десятка экземпляров «Вина из одуванчиков», чтобы дарить друзьям, студентам и делиться радостью общения с великим собеседником и щедрым душой человеком Рэем Брэдбери. Многих русских читателей можно назвать фанатами творчества Брэдбери. Загляните в Интернет, и вы обнаружите множество русских форумов, посвящённых Брэдбери, где, обмениваясь впечатлениями, люди выплескивают свой восторг и преклонение перед ним. И вот, например, что они пишут: Девушка под псевдонимом «Utro»: «451 градус по Фаренгейту» прочитала много раз, но не перестаю открывать что-то новое. Куда мы движемся? Куда мы сможем прийти, шагая так беззаботно, как сейчас? Рина Свободная оставила запись: «…у Брэдбери великий стиль. Самое любимое - «Вино из одуванчиков». Никакого мрака. Просто как будто пьёшь холодную родниковую воду в жаркий день». А вот ещё: «всё нравится… и если вдруг прочитал какой-нибудь рассказ , оставляющий тяжёлое ощущение, можно тут же открыть что-нибудь очень доброе». Рэй Брэдбери недавно заявил: «Чтобы дожить до 90 лет, нужно всецело любить жизнь. Я любил и люблю каждый день моей жизни. Я помню, как я родился, и даже помню себя в утробе матери. Хочу, чтобы вы оглянулись назад в свое прошлое. Может быть, вы сможете стать такими же великими любителями жизни, как и я. Смысл жизни — в любви». ______________________________ © Боровская Наталья Ивановна |
|