Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Модернизация физического воспитания и спорта на Дону
(№16 [214] 15.10.2010)
Авторы:
 Николай Любецкий , Александр Князев
Николай  Любецкий
Александр  Князев

    Физическая культура – это особый вид общей культуры личности, специфическим содержанием которой является рационально организованная двигательная активность, используемая человеком как для оптимизации состояния своего здоровья, так и для физического совершенствования. Физическая культура – это и есть та учебная дисциплина, которая  включает в себя все эти современные знания, столь необходимые российской молодежи. Однако необходимо признать, что сегодня в наших школах, да и в вузах,  практически, нет полноценного урока физической культуры, где бы физическое воспитание и физкультурное образование школьников и студентов шли бы параллельно и одновременно. В лучшем случае, есть физическое воспитание, где усилия преподавателя физкультуры, в основном, нацелены на подготовку школьников к выполнению неких нормативов физической подготовленности. Жизнь подсказывает, что существующий объем по физической культуре (два часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности  в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма. Поэтому сегодня,  с учетом психофизиологических особенностей детей,  необходимы  новые нормативы занятий физической культурой по количеству часов – не менее 3-х часов в неделю в школе плюс еще дополнительные спортивные занятия после  школьных  уроков  –  3 часа ( итого – 6-8 часов  в неделю необходимой двигательной активности ребенка в школе)  и  не менее 4-6-х часов занятий –в вузе. Необходимы новые стандарты образования и физической подготовленности  по физической культуре и спорту в школе и в вузе (новый физкультурно-оздоровительный комплекс - типа физкультурно- спортивного комплекса ГТО советской эпохи - «Готов к труду и обороне СССР»), а также,  соответственно,  - новые социальные нормативы и нормы на спортивные сооружения в образовательных учреждениях. Новые спортзалы должны быть не только просторными, светлыми, но и многофункциональными. Занятия физической культурой, движение  должны приносить детям  радость и удовольствие, а не наоборот. На одном из Всероссийских форумов педиатров видный русский ученый И.М. Воронцов как-то сказал: «Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит». И, действительно, в категории «здоровый ребенок» сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка  невозможно без двигательной активности. Однако в современной российской школе учащиеся как раз и испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Между тем проведенные рядом авторов исследования свидетельствуют о тенденции к увеличению количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.  Так, авторы указывает, что на сегодняшний день в России  лишь 10% детей младшего школьного возраста являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% школьников  выявлены морфофункциональные отклонения и  нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья).  Учитывая  вышеизложенное, а также то, что большинство программ по физическому воспитанию рассчитано на здоровых детей, необходимо отметить, что от 60%  до  90% наших школьников сегодня  остается без адекватной физической подготовки.  Различие уровней здоровья, форм заболевания, физического развития и физической подготовленности школьников осложняет процесс физического воспитания и требует дифференцирования физической нагрузки для детей  II и особенно III группы  здоровья на занятиях по физической культуре. Однако проблема заключается  в отсутствии современных знаний  у преподавателей физвоспитания об особенностях методики физической подготовки детей различных групп здоровья, несхожих по физическому развитию, физической подготовленности и состоянию здоровья.  Разработка методов повышения адаптивных возможностей и функциональных резервов детского организма является актуальной проблемой современной восстановительной медицины и отечественной педагогики. Одно их ведущих  мест в решении проблемы   детского здоровья должно отводиться правильной организации физкультурно – оздоровительной  работы среди детского населения страны. А сегодня российские школьники имеют серьезные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом (сколиозы, плоскостопие), с органами дыхания, органами пищеварения, среди школьников растет частота психосоматических заболеваний.  Не в лучшую сторону,  за последние 25 лет, изменились морфо-функциональные показатели российских детей и подростков: у детей старшего возраста масса тела ниже теперь, в среднем, на 7-9 кг.  Так мальчики в 17 лет имеют мышечную силу, в среднем, на 20 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки – на 15 кг. Что касается жизненной емкости легких наших старшеклассников,  то она, за этот же период  времени,  уменьшилась на 40%!  В итоге свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. По данным Союза Комитета солдатских матерей, до 100 тыс. российских новобранцев из 270 тыс.,  призванных в Вооруженные силы Российской Федерации    в 2010 году, нуждаются в серьезном стационарном лечении. Причем, психические заболевания  в 35% случаев являются причиной негодности наших юношей к военной службе.  Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья российских детей оказывают социально-экономические проблемы, качество урока физвоспитания,  родительская некомпетентность, экологический фактор и отсутствие физкультурной образованности у наших детей и подростков.  По оценкам специалистов, от 20% до 40%  негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Многолетние исследования Института возрастной физиологии Российской академии образования позволили не только выявить те школьные факторы риска (далее ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе воздействия (влияния):

  1.  Стрессовая педагогическая практика.
  2.  Интенсификация учебного процесса.
  3.  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  4.  Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
  5.  Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  6.  Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  7.  Массовая безграмотность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
  8.  Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  9.  Провалы в существующей системе физического воспитания.

      10.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование  в школьном уроке  средств и методов физического воспитания и спорта).

     В российской системе физического воспитания необходимо пересмотреть и структуру школьного урока, и учебные  годовые планы, отдав приоритет легкой атлетике, плаванию, игровым видам спорта, фитнесу. Наши дети с удовольствием будут заниматься    баскетболом, волейболом, футболом, аэробикой или фитнес-зарядкой, туризмом, спортивными танцами, флорболом – хоккеем на полу. А сегодня  в российских школах ( и Ростовская область здесь не исключение) количество детей, освобожденных от занятий по физической культуре в школе достигает 40%! Между тем, специалисты физической культуры считают, что не должно быть детей, освобожденных от физической культуры в школе – все должны заниматься физической культурой и спортом. Особенно это относится к детям с ослабленным здоровьем. Однако, школьные занятия по физвоспитанию дают необходимый эффект только в случае трех - четырехразовых занятий в неделю при  соблюдении  преподавателем физвоспитания индивидуального подхода, когда грамотным преподавателем учитываются интересы и мотивы занимающихся; их пол, биологический,  а не паспортный возраст;  уровень индивидуального здоровья, физического развития, физической подготовленности, психологический и социальный их статус (паспорт здоровья). А на будущее специалисты уже подумывают и о генетической паспортизации наших детей и подростков, как об эффективной мере профилактики детской заболеваемости.  Если проанализировать два урока физической культуры в неделю, то можно увидеть, что урок компенсирует максимально 40% общего суточного числа движений. Урок физической культуры следует рассматривать, прежде всего, как  «школу движений», как средство, формирующее, но не удовлетворяющее потребность в них.  К сожалению, около 30% детей от 7 до 10 лет вообще не любят двигаться, пассивно участвуют в уроках физической культуры, в результате чего они болеют.  У многих детей младшего возраста было установлено нарушение осанки, уплощение стоп, у 38% - ожирение, у 24% - повышенное АД.   Поэтому с помощью активных циклических движений на выносливость, подвижных (спортивных) игр, ОФП, корригирующих и реабилитационных упражнений необходимо укреплять и сохранять здоровье младших школьников, способствовать нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивать бодрое состояние ребенка, благоприятно влиять на его физическое и нервно-психическое  развитие. В школьной системе физического воспитания, если мы хотим воспитывать здоровых детей с психологией победителя, необходимо возродить принцип спортивности (состязательность),  предложив нашим школьникам продуманную  систему школьных спортивных соревнований. На сегодня,  в российской федерации школьного спорта  культивируется 17 видов спорта – все игровые, легкая атлетика, плавание, гимнастика.  Но, парадокс  в том, что в обиходе спортивных ученых  понятие «школьный спорт»  есть,   но самого «школьного спорта» как социального явления  в нашей стране нет, увы. Необходимо пересмотреть также режим труда и отдыха школьников  в сторону снижения учебной нагрузки – в  школе должна быть обязательная пятидневка, а в шестой день недели преподаватели физвоспитания должны  проводить школьные спортивные соревнования, причем  совместно - дети и их родители. В иерархии жизненно важных ценностей понятие «здоровье» должно занять самую высокую позицию (первое место)  в сознании, как родителей, так и самих школьников. Сейчас это не так! Поэтому каждая новая общеобразовательная школа Ростовской области должна иметь свой просторный многофункциональный спортзал (и не один), оснащенный современным спортивным оборудованием и, конечно же, плавательный бассейн.  Каждый вуз Ростовской области также должен иметь не только 3-4 спортзала, но и  свой, собственный плавательный бассейн. На сегодня, из 19-ти ростовских ведущих вузов, участвующих в Областной Универсиаде, только два - имеют свои плавательные бассейны. Наряду с плаванием и греблей,  массовым видом спорта в России и за рубежом, несомненно, является легкая атлетика – королева спорта. Для дальнейшего развития массовости физкультурно-спортивного движения на  Дону нам необходимо, хотя бы в городе Ростове-на-Дону, иметь современный специализированный легкоатлетический стадион, например, стадион «Труд» с качественным искусственным покрытием и со всей, соответствующей спортивной инфраструктурой.  Для совершенствования спортивного мастерства в зимний период и массового оздоровления донских студентов необходимо в нашем городе, построить дополнительно еще один-два легкоатлетических манежа (уже к существующему, действующему манежу).  В ближайшие 2-3 года во всех крупных городах Ростовской области для  нашего населения необходимо оборудовать велосипедные и беговые 2-3-х километровые «дорожки здоровья» с качественным  покрытием. Например, в г. Ростове-на-Дону такую беговую «дорожку здоровья» с синтетическим покрытием  (тартан, рекортан, рездор,  спортан, арман)   неплохо соорудить вдоль самой красивой и зеленой улицы города - ул. Пушкинской или на Гребном канале «Дон». Большим потенциалом развития гребного спорта на Дону,  да и в России обладает наш Ростовский Гребной канал «Дон» - при условии успешного завершения строительства гостиничного комплекса и медико - реабилитационного Центра для спортсменов - гребцов на территории нашего городского спортивно - оздоровительного Центра, а также приведения гребного канала к действующим международным стандартам в плане оборудования основной соревновательной трассы. Всё это, несомненно, будет способствовать дальнейшему увеличению в Ростовской области числа людей, ведущих здоровый, активный образ жизни и укрепит  здоровье донской молодежи. Известно, что число российских подростков (возраст от 10 до 18 лет) в стране составляет всего 7 млн. человек и мы, взрослые, должны сделать всё от нас зависящее, чтобы наши дети были здоровыми, иначе у России просто нет будущего!. Это, что касается наличия в области (стране) спортсооружений, которые являются важной составляющей эффективности социального института физической культуры и спорта. Не секрет, что огромная роль в оздоровлении подростков и молодежи отводится спортивными специалистами  качественному проведению учебного процесса  физвоспитания в образовательных учреждениях области (страны). Методически грамотно организованные занятия по физвоспитанию должны приносить радость и  удовольствие, а не наоборот. Люди должны четко осознавать, что здоровье – это огромный резерв (потенциал) для достижения личного успеха в профессии и в жизни. Поэтому, в рамках  инновационных идей  Ростовский институт физической культуры и спорта (РИФКС) предлагает создать в ЮФО Региональный Центр информационных технологий в сфере общей и специальной физической подготовки спорта высших достижений и здоровьесбережения молодёжи (РИЦ ФКС). Предполагается, что такой центр будет главным системообразующим фактором радиальной информационной сети, элементами которой являются средние образовательные школы, лицеи, колледжи, техникумы, ДЮСШ – СДЮШОР, УОР, ШВСМ и любые другие массовые образовательные молодёжные структуры.  От этих источников в on-line режиме будет поступать информация о системных характеристиках, физическом развитии и физической подготовленности всех учащихся с учётом их возрастных особенностей и спортивной квалификации. Созданная таким образом  региональная информационная база, по мнению доцента И.В. Попова (РИФКиС), позволит, с использованием методов статистического анализа, осуществлять массовый оперативный контроль физического состояния всего контингента учащихся и на этой основе, применяя методы многофакторного математического моделирования и прогнозирования, организовать эффективное управление всей системой физической подготовки в донском  регионе. Кроме того, создание такого Регионального  Центра информационных технологий с учётом научного потенциала Ростовского института физической культуры и спорта (ректор - профессор А.А.Князев) обеспечит широкие возможности по разработке инновационных технологий в сфере физического здоровья и спортивной деятельности молодёжи, а в целом - в сфере здоровьесбережения подрастающего поколения. Региональный центр информационных технологий ФКС  ЮФО может стать своеобразным полигоном (особенно в преддверии Сочинской Олимпиады) для отработки основных идей Проекта создания в России федеральной сети подобных региональных центров, смысл которой - радикальное изменение  сложившейся в стране  негативной ситуации со здоровьем спортсменов, когда объективный контроль текущего состояния молодых спортсменов не выдерживает никакой критики  и практически отсутствует.  Именно об этом свидетельствует череда внезапных смертей молодых спортсменов на тренировках и соревнованиях, волной прокатившаяся  по различным регионам России в 2009 году. 

Жизнь подсказывает что, фактически,  в стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания  населения, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Именно поэтому, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  специалистами физической культуры и спортивными учеными разработана Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 года №1001-р). В этом базовом документе четко определены цели, задачи и основные направления реализации государственной спортивной политики в стране. В соответствии со стратегией развития  физической культуры и спорта в стране предусмотрено дальнейшее развитие современной спортивной инфраструктуры в регионах, совершенствование нормативно – правовой базы российского спорта, улучшение системы  управления  спортом и финансового обеспечения  физкультурно-спортивной деятельности, чтобы бюджетные и спонсорские деньги  «доходили»  до  перспективных спортсменов  в полном объеме в течение всего четырехлетнего олимпийского цикла подготовки. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской федерации должна быть создана в нашей спортивной отрасли такая нравственная атмосфера, в которой бы действующий талантливый спортсмен и его тренер-подвижник  чувствовали себя комфортно, были бы главными действующими лицами в нашей  отрасли. А не наоборот, когда судьбами тренеров и  спортсменов, бюджетными деньгами, выделенными государством на их спортивную подготовку, порой бесконтрольно и бездарно распоряжается не очень умный,  но властный спортивный чиновник с его непомерными амбициями и безудержной жаждой наживы.  Если эту негативную ситуацию, что сложилась сегодня в нашей спортивной отрасли, в ряде регионов страны,  не переломить, то итог совместных усилий ученых, спортсменов, тренеров, врачей и организаторов спорта  будет всегда один и тот же – плачевный для российского спорта, как на зимней Олимпиаде – 2010 в г. Ванкувере (Канада). Ведь не секрет, что при подготовке российской  олимпийской сборной  к   зимней Олимпиаде – 2010 нашей управленческой элите от спорта, утратившей в эпоху либерализма способность рационального мышления, явно не хватило профессионализма, ответственности, здравого смысла, патриотизма, порядочности, а, главное, не хватило совести. Да и не возможно побеждать, в командном зачете, на зимней Олимпиаде (а это комплексное соревнование), если в нашей стране культивируются всего пять олимпийских зимних видов спорта  (хоккей, фигурное катание, биатлон,   конькобежный спорт, лыжи) из пятнадцати, включенных МОК в олимпийскую программу Игр. 

Уже очевидно, что наша спортивная драма в зимнем Ванкувере – это, прежде всего, кризис системы управления   в отрасли  «физическая культура и спорт».  Если мы хотим побеждать на  зимней Олимпиаде – 2014 в г. Сочи, то необходимо  как можно быстрее преодолеть в нашей отрасли межведомственную разобщенность, прекратить, наконец, многолетнюю  борьбу – перетягивание каната между Министерством спорта, туризма и молодежной политики  РФ и Национальным олимпийский комитетом России. И справиться с коррупцией. А спортивным чиновникам и, прежде всего, тренерам по видам спорта следует научиться, более эффективно использовать последние достижения современной спортивной науки  в тренировочном процессе с целью повышения эффективности спортивной подготовки наших спортсменов  и непосредственно самого их участия в летних и зимних  олимпийских играх. 

А для этого необходимо значительно улучшить существующую  в стране материально- техническую базу российских физкультурно-спортивных вузов, выпускающих сегодня для нашей отрасли специалистов физической культуры, организаторов спорта, спортивных тренеров, которые тогда смогут уже завтра поставить буквально на конвейер выращивание новых олимпийских чемпионов и тренеров на качественно ином, более высоком современном уровне.

 А талантливые дети в России всегда были, есть и будут, только этим национальным богатством нам необходимо умело распорядиться, по-государственному.

В ходе обсуждений и дискуссий участники конференции отметили, что в последние годы в демократической России упрочилась система государственной власти, защищающая интересы народа. Сегодня в стране реализуются национальные проекты в системе здравоохранения, образования, науке, ЖКХ и т.д. Люди стали жить несколько лучше, постепенно восстанавливается связь и доверие между народом и властью. Что незамедлительно сказалось и на развитии физической культуры и спорта в регионах и Южный федеральный округ, здесь, не исключение, а правило. Суть этих положительных изменений заключается в том, что в федеральную целевую программу на 2006-2015 годы только в Ростовской области внесены дополнительно еще 36 объектов строительства спортсооружений на 2008-2010 годы на общую сумму около 1,7 млрд. рублей! Активное строительство спортсооружений развернулось в Краснодарском, Ставропольском и т.д. краях. И, действительно, Правительством Российской Федерации в стране проводятся масштабные социально-экономические и организационные мероприятия в рамках исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» – с целью сохранения и укрепления здоровья россиян средствами физической культуры и спорта, где главной своей задачей государство считает поддержание физической и социальной активности каждого гражданина России, укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в стране. В соответствии с этой Федеральной целевой программой  уже к концу 2010 года в России будет завершено масштабное строительство и реконструкция ещё 196 новых современных спортивных объектов, и это: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), ледовые арены, футбольные поля, бассейны, многофункциональные спортивные залы. В рамках Национального проекта в 2010 году во всех регионах России предполагается создать пятьсот специализированных «Центров здоровья», которые будут формировать среди населения  страны  моду на здоровье и здоровый образ (стиль) жизни. В этих оздоровительно-диагностических  центрах российские граждане бесплатно смогут пройти медицинское обследование и получить у врача «Центра здоровья» индивидуальную программу поддержания своего физического и психического здоровья. Регулярный прием граждан в этих Центрах уже сегодня  осуществляют врачи следующих специальностей: терапевт, кардиолог, диетолог, физиотерапевт, нарколог,  онколог,  пульмонолог и др.  Так, в Ростовской области  создано 14 таких Центров: в г. Ростове-на-Дону – 6, а еще в Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, Азове, Аксае.  С целью улучшения здоровья и повышения уровня физической подготовленности наших детей спортивная подготовка в школьном, детско-юношеском, вузовском  спорте должна иметь медико-педагогическую направленность  с индивидуальным подходом к занимающимся.  Это означает, что применяемые на уроках физической культуры инновационные технологии оздоровительно - развивающей направленности с использованием средств и методов физической культуры должны  предполагать дифференциацию учебного материала в зависимости от интересов и мотивации учащихся и студентов, состояния их здоровья, физической подготовленности, учитывать пол, социальный и психологический статус и биологический возраст занимающихся. Кроме того, очень важно преподавателю физвоспитания добиваться в учебном процессе оптимального соотношения различных видов двигательной активности, например, для занимающихся в основной медицинской группе, это: общеразвивающие упражнения - 20%, циклические упражнения – 50% и элементы  спортивных игр – 30%.

Исходя из своего профессионального опыта, считаем, что для школьников подготовительной медицинской группы на уроках физической культуры оптимальным является следующее соотношение отдельных видов двигательной деятельности (общеразвивающие физические упражнения -20%, циклические упражнения на выносливость - 20%, элементы спортивных игр – 20%, специальные корригирующие и реабилитационные упражнения - 40%). Практика проведения школьных уроков по физическому воспитанию в Ростовской области показала, что наиболее значительное улучшение физического развития и физической подготовленности 12-16-летних школьников в основной и специальной медицинских группах происходит при таком вот оптимальном сочетании вышеприведенных видов двигательной деятельности. Наиболее выраженное оздоровительно-развивающее воздействие на учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и нарушениям роста и развития оказывают комплексные уроки физической культуры, включающие в себя дозированную ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения,  различные подвижные и спортивные игры. Отличительными особенностями здоровье-сберегающих технологий является увеличение биологически необходимого объема организованной двигательной активности детей и подростков.  То есть, это 3-4 - разовые  занятия в неделю, за счет домашних заданий по физической культуре, за счет использования дыхательных упражнений с элементами медитации, закаливания, теоретической подготовки в сфере здорового образа жизни, участия родителей  в процессе физкультурного образования.  Качественная диспансеризация, то есть постоянный врачебный контроль подростков и российской молодежи в системе ДЮСШ-СДЮШОР, в школе, вузе позволит преподавателю физического воспитания  избежать  в учебном процессе  явлений переутомления, перенапряжения и перетренированности у детей, подростков, сопровождающихся, как правило, снижением иммунитета и сопротивляемости детского организма болезням. Очень важно (и это прерогатива врачей и преподавателей  физвоспитания) правильно определить биологический возраст и правильно распределить  учащихся и студентов по медицинским группам для занятий физической культурой и спортом. Ведь, если  медицинская группа и биологический возраст определены неверно, то с раннего возраста это ведет к неверному дозированию физических нагрузок, а значит к болезням. Конечно, причин экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего)  характера, влияющих на здоровье российских детей и подростков в 21 веке много, и это: кризис профилактической медицины, экологическое неблагополучие, родительская некомпетентность, генетический фактор, нравственное нездоровье общества, снижение качества жизни; хронический стресс наших граждан в результате распада СССР и глобального финансово-экономического кризиса, рост в стране инфекционных заболеваний, феномен децелерации (замедление) роста и развития детей и подростков. Однако, спортивные ученые ЮФО главную причину нездоровья наших детей видят все-таки в несовершенстве организации учебного процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, в его заформализованности, в отсутствии индивидуального подхода к занимающимся со стороны тренера-преподавателя, должного медико-биологического сопровождения учебных занятий по физвоспитанию, в отсутствии современных знаний у преподавателей физического воспитания об особенностях методики физической подготовки детей с ослабленным здоровьем.  Именно поэтому, по данным Минздрава, из 13,62 млн. российских школьников только 21,4% абсолютно здоровы, а 21% имеют хронические заболевания. По официальным данным в 2009 году первый спортивный разряд или спортивное звание имели  только 3% российских призывников! Поэтому, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ (министр - Мутко Виталий Леонтьевич)  почти в каждом из 82 субъектов Российской Федерации сегодня определены, так называемые «точки роста»  - 5-6 ключевых для каждого региона олимпийских видов спорта, которые  необходимо всемерно приоритетно развивать. Для Ростовской области  это традиционно приоритетные, ведущие (базовые) виды спорта такие как: спортивная гимнастика, фехтование, велоспорт, тяжелая атлетика, греко-римская борьба,  дзюдо, тхеквондо, плавание, современное пятиборье, легкая атлетика, пулевая  и стендовая стрельба, парусный спорт, гребля на байдарках и каноэ, прыжки на батуте, водное поло,  женский гандбол, баскетбол, волейбол, художественная гимнастика, бокс, конный спорт. Все эти масштабные преобразования в нашей отрасли, по мнению участников конференции, находят уже сегодня отражение в улучшении социально-экономических показателей жизни российского общества. Так, впервые, в 2009 году отмечается незначительный рост рождаемости в стране, несколько снизилась смертность среди населения, а число детей и подростков, занимающихся в российской системе детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) за последние годы увеличилось на 40%!  На повестке дня российского общества  остро стоит вопрос искоренения из нашей повседневной жизни таких асоциальных проявлений как пьянство, табакокурение, наркомания и подростковая преступность. В этой связи, особую актуальность приобретает проблема формирования устойчивой мотивации у детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья всех возрастных категорий населения страны, особенно,  студенческой молодежи и трудоспособного населения. А для этого необходимо создавать в стране соответствующую благоприятную социальную среду и условия для систематических занятий спортом, что собственно уже делается в регионах Южного федерального округа ( ЮФО). 

 Массовый спорт, как агент социализации, может действительно оказать серьезное влияние на общий процесс формирования самодостаточной, самостоятельной,  физкультурно образованной, целостной, гармоничной Личности, обладающей Национальным самосознанием, характером и волей, способной на дерзость Духа, творчество, бескорыстный патриотизм и защиту государственных интересов России. Но это возможно  при одном важном условии - если многолетний непрерывный  процесс воспитания российской молодежи будет реализовываться  при активной поддержке всего российского общества (семья, школа, вуз, церковь, армия, производство, СМИ, педиатрическая служба), причем,  на фундаменте культурно-исторического опыта и духовно-нравственной традиции, присущих нашей (уникальной) самобытной древней Цивилизации с тысячелетней историей. Повторимся, но для сохранения и укрепления здоровья российской молодежи очень важно, чтобы спортивная подготовка в школьном, детско-юношеском, вузовском спорте имела бы медико-педагогическую направленность.  В связи с этим в российских регионах следует возродить профессию спортивного врача, расширить централизованную систему непрерывного спортивного  образования, включая подготовку и переподготовку - повышение квалификации вузовских тренеров-преподавателей, тренеров  по олимпийским видам спорта,  спортивных судей, учителей физической культуры, способных и воспитывать, и физкультурно образовывать, и грамотно тренировать, и оздоравливать нашу молодежь.   И, здесь, нам следует привлечь федерации по видам спорта, которые сегодня имеют новейшие методики и знания в области физической культуры и спорта и этот уникальный тренерский опыт, изначально, необходимо сегодня использовать в повседневной преподавательской практике, но для этого преподаватели физвоспитания сначала должны работать по специальности. Но заработная плата преподавателей физвоспитания, тренеров-профессионалов, особенно детского спорта, сегодня чрезвычайно низкая (4-5 тысяч рублей) и удовлетвориться ею может только самоотверженный человек- альтруист, фанатично преданный профессии, отказавшийся ради неё от многих радостей повседневной жизни. Понятно, что на эти жертвы способны далеко не все тренеры-мастера  и многие хорошие специалисты физической культуры, увы, сегодня  уходят из нашей  интересной  профессии, столь нужной людям и обществу или навсегда уезжают из страны.  А ведь наши  работники физической культуры и спорта – не только носители серьезных специальных знаний  о человеке и его потенциальных возможностях, а это еще и потенциальные пропагандисты здорового образа жизни, подлинные патриоты Отечества. Поэтому необходимо незамедлительно обеспечить специалистов физической культуры достойными зарплатами, материальными условиями, если наше государство и руководство страны, действительно, заинтересованы в том, чтобы российская молодежь  21 века  была нравственно и физически здорова. Для этого следует еще с детства приобщать детей к спорту и уже с раннего возраста культивировать у них приоритет базовых культурных и семейных ценностей; воспитывать у ребенка чувство семьянина на основе христианских ценностей и норм с одновременным приобщением ребенка  в процессе образования и воспитания не только к физической культуре, но и к истории мировых религий, культуре, искусству, этике, эстетике, науке, трудовому воспитанию.В  системе ДЮСШ – СДЮШОР  Министерства образования Ростовской области  зарплаты тренеров – профессионалов достигают 30 - 40 тысяч рублей, в то время как зарплаты тренеров – профессионалов в системе ДЮСШ – СДЮШОР Министерства по физической культуре и спорту  Ростовской области  более чем скромные – 6-8 тысяч рублей. Вот такой ведомственный разнобой существует сегодня  в вопросах оплаты труда  детских тренеров  в нашей отрасли.  Областные федерации по видам спорта могли бы оказать тренерам ДЮСШ действенную интеллектуальную, информационную, учебно-методическую поддержку.  Но сегодня, увы,  этого нет. Оставляет сегодня желать лучшего уровень взаимодействия областных федераций по видам спорта и Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области, которое порой, не всегда оперативно  реагирует на острые проблемы, возникающие в донском спорте высших достижений, являясь зачастую лишь их регистратором вместо того, чтобы работать на опережение. 

 

В творческой связке областные федерации - Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области  сегодня явно нарушена «система обратной связи» - Министерство порой, как бы не слышит компетентное мнение спортивных профессионалов (ведущих тренеров Ростовской области по видам спорта) и поэтому решение многих злободневных проблем по дальнейшему развитию спорта на Дону сегодня нередко откладывается в долгий ящик со ссылкой на объективные трудности и отсутствие необходимых финансовых средств.  Если быть объективным, то сегодня есть справедливые претензии и у Министерства спорта Ростовской области  к некоторым нашим областным федерациям по видам спорта в плане их профессионализма и творческой инициативы. 

В качестве конструктивной критики следует заметить, что в детском спорте Ростовской области все еще  не сложилась эффективная система многолетнего спортивного отбора с активным привлечением спортивной науки. Может быть, поэтому сегодня из 580 учащихся  Ростовского училища Олимпийского резерва только двое выпускников  УОР Юлия Ефимова и Артем Дубовской (оба пловцы) достойно представляют Ростовскую область в спорте высших достижений на международной арене, а где же остальные спортсмены училища? Из пятнадцати базовых видов спорта, традиционно культивируемых в Ростовской области, только семь сегодня имеют  современную качественную спортивную базу, что же касается вольной борьбы, дзюдо, тхэквондо, современного пятиборья, конного спорта, водного поло, велоспорта, стрельбы, фехтования, художественной гимнастики, легкой атлетики и т.д., то в этих приоритетных для области  видах спорта материально- техническая спортивная база давно устарела и обветшала, а ввод в строй специализированного легкоатлетического стадиона «Труд» уже в течение 3-х лет является неразрешимой проблемой для руководства Министерства  спорта Ростовской области. Здесь следует заметить, что одного специализированного стадиона по легкой атлетике для обеспечения эффективного круглогодичного учебно-тренировочного процесса донских легкоатлетов явно недостаточно для такого города – миллионника,  как город Ростов-на-Дону. Уже сегодня руководство Министерства  спорта Ростовской области, совместно с Администрацией города  Ростова-на-Дону, должны задуматься о строительстве в ближайшие два-три года ещё одного  (к уже имеющемуся) современного легкоатлетического манежа для проведения легкоатлетами полноценных спортивных тренировок в осенне-зимний период. С сожалением приходиться констатировать, что для ведущих спортсменов области, членов сборных команд страны с 2007 года практически перестали приобретать современный спортивный инвентарь и оборудование.  На прошедшей коллегии Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области от 20.08.2010 года выступавшие ведущие тренеры Ростовской области и руководители подразделений отмечали отсутствие современного спортивного инвентаря и оборудования в стендовой и пулевой стрельбе, гребле, легкой атлетике, велоспорте, греко-римской борьбе, конном спорте. Всего, для приобретения  современного качественного спортивного инвентаря и оборудования,  для ведущих спортсменов Ростовской области перед лондонской Олимпиадой, по подсчетам Минспорта РО,  требуется необходимая сумма  финансовых средств в объеме- 50 млн. рублей. Такой  список необходимого спортивного инвентаря и оборудования Министерством спорта  Ростовской области уже подготовлен – осталось дело лишь за малым – своевременно его приобрести.  Вызывает озабоченность и будущее игровых видов спорта в Ростовской области. Так волейбольная команда  «СКА» из обладателя Кубка СССР и традиционного поставщика в прошлом в сборную команду страны олимпийских чемпионов сегодня превратилась в заурядную команду. Хоккейная команда на траве «Дончанка» (г. Волгодонска) – призер чемпионатов России, в прошлом обладатель Кубка России, хоть и играет сегодня в Суперлиге, но высокие спортивные достижения для наших спортсменок, увы, в прошлом. Многие футбольные команды, которые в свое время успешно выступали в чемпионате России, сегодня прекратили свое существование, и это: «Шахтер» (г.Шахты), Каменский «Труд», футбольная команда г.Батайска., и т,д.  

В повседневную практику Министерства по физической культуре  и  спорту Ростовской области  вошло и стало чуть ли не нормой  несвоевременное выделение финансовых средств при проведении учебно-тренировочных сборов, непосредственно самих  соревнований для ведущих донских спортсменов, что также не способствует росту спортивного мастерства и тренерскому оптимизму. Если в период 1997-2006 гг. на развитие донского спорта тратилось ежегодно до 2%  от областного консолидированного бюджета, что собственно и позволило донским спортсменам успешно выступить на  Пекинской Олимпиаде, то сегодня финансирование нашей отрасли в 2010 году произведено всего в объеме 656 млн.рублей , что, примерно, составляет 0,6-0,7% от областного бюджета! С таким финансированием вряд ли мы можем рассчитывать на успех донских спортсменов в Лондоне на летней Олимпиаде - 2012 года! К сожалению, многие, уже состоявшиеся, известные спортсмены, сегодня уезжают из Ростовской области, и пока этот негативный процесс  еще не остановлен, поскольку Министерство по физической культуре  и  спорту Ростовской области не решает своевременно их социальные вопросы, не обеспечивает финансово, в полном объеме, тренировочный процесс элитных спортсменов. Так перед Пекинской  Олимпиадой из Ростовской области уехали будущие Олимпийские чемпионы Пекина - 2008 Андрей Сильнов (высота), Юлия Гущина (спринт), и будущая чемпионка Олимпиады 2012 Татьяна Лысенко (метание молота), а также сегодня уезжают и представители других олимпийских видов спорта, и это: байдарка и каноэ, конный спорт, стендовая стрельба, баскетболисты  и др. 

Почему-то, в нашей областной физкультурной организации стало уже обычной практикой и, чуть ли не нормой жизни, когда спортивные сборы перед ответственными стартами проходят без участия в них спортивного врача. И это происходит, при имеющемся в г. Ростове-на-Дону, уникальном областном Центре восстановительной медицины и реабилитации №1 (главный врач – проф. С.В. Ходарев). Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознать  неэффективность таких, с позволения сказать, тренировочных сборов. Эту порочную практику Министерству по физической культуре  и  спорту Ростовской области необходимо срочно ломать, если мы планируем  в дальнейшем рост спортивного мастерства наших донских спортсменов.  Или вот ещё проблема, только  правовая  и пока она из разряда нерешаемых. Речь идет о том, что гребля, как говорят специалисты, это «возрастной» вид спорта, то есть первых своих серьезных спортивных успехов талантливый юноша достигает только к 18-ти годам, а большие победы в спорте, как правило, приходят к гребцу уже в возрасте 23-26 лет. Однако, по действующему закону о призыве на военную службу, талантливый  спортсмен, достигший 18 лет, не имеет полноценной возможности, в дальнейшем, продолжить свою успешную спортивную карьеру, так как подлежит немедленному призыву в Вооруженные силы РФ, где надо служить в качестве военнослужащего и здесь уже не до спорта высших достижений.  Напомним, что многолетняя спортивная подготовка элитного спортсмена из любого вида спорта «стоит» нашему государству «ох как недешево!» и, как по этому поводу в народе справедливо говорят – «влетает  государству в копеечку»! В данном случае налицо ошибка в характере правового регулирования. Считаем, что государство, руководствуясь здравым смыслом, должно исправить отношение законодательной власти к данному вопросу. Ещё одна проблема, но уже организационно-финансового характера, которую необходимо срочно решать Минспорту РО, если мы хотим достойно выглядеть на лондонской  Олимпиаде -2012 года. Дело в том, что ставка «спортсмена- инструктора» в Центре спортивной  подготовки (ЦСП) у нас, в Ростовской области, почему-то «стоит» - 3,8 тыс. руб. в месяц, тогда как в Краснодарском крае аналогичная ставка спортсмена-инструктора» ЦСП «стоит» - 25 тыс. руб., а в Москве и Московской области и того больше - 30 тыс. руб. ! Поясним, что для любого талантливого тренера факт зачисления своего перспективного молодого спортсмена – мастера спорта на ставку «спортсмена-инструктора» в Центр спортивной подготовки – это почти единственная возможность для талантливого спортсмена в дальнейшем продолжить успешно свою спортивную карьеру. Напомним для читателя, что член сборной команды страны тренируется 2-3 раза в день с общей продолжительностью высоко интенсивных тренировок   4-6 часов в день, чтобы выйти на международный уровень в плане спортивных достижений. Фактически, спортсмен сборной команды страны всё время находится в условиях круглогодичных спортивных сборов, испытывая при этом громадные психологические и физические нагрузки, которые характеризуются большими объемами и высокой интенсивностью.  Для оптимального энергообеспечения мышечной деятельности элитного спортсмена, поддержания его  физической работоспособности необходимо, чтобы все энерготраты  спортсмена компенсировались поступлением энергии с пищей из расчета 6000 -8000 ккал/сутки. Понятно, что такое питание, если мы говорим о полноценном спортивном питании, «стоит» не 3,8 тыс.руб. в месяц, а намного больше, если мы ждем от спортсмена высоких достижений и громких побед. Очевидно, что если  и в дальнейшем талантливые донские спортсмены будут питаться из расчета 3,8 тыс. руб. в месяц, то высоких спортивных достижений ждать не приходиться. Еще, так называемая, «мелочь» - оплата донским спортсменам гостиничного номера в бухгалтерии Минспорта РО производится из расчета 550 руб. в сутки, хотя все наши тренеры и спортсмены знают, что оплата гостиничного номера на выезде (соревнования), по факту,  «стоит» не меньше 1000 рублей. Разницу тренеры и спортсмены платят из своего собственного кармана, и это почему-то считается у спортивных чиновников мелочью, не заслуживающей внимания.  Проблемой является  и тот факт, что иногородние спортсмены-выпускники училища Олимпийского резерва – УОР, достигнув 21 года и переходя в Центр спортивной подготовки, попадают, фактически, в разряд «спортивных бомжей», потому что им не предоставляются  места в спортивном общежитии для проживания  (такого спортивного общежития в городе Ростове - на- Дону сегодня просто нет ) и оплата спортсменам  спортивного питания в этих Центрах спортивной подготовки производится лишь эпизодически. Допотопные железные вагончики   (им уже по 60 лет) на гребном канале «Дон», где тренеры и спортсмены – гребцы практически живут весь весеннее-летний и осенний  тренировочный период давно надо сдать в металлолом, потому что в них летом без кондиционеров задохнешься от жары, а осенью задубеешь от холода. Всё это явно не способствует росту спортивного мастерства, поэтому необходимо или построить там, на гребной базе, удобные современные коттеджи для спортсменов и тренеров или купить новые комфортные вахтовые  вагончики для их достойного  проживания и отдыха между тренировками. Еще, так сказать, пища для размышлений, а именно:  в 2009-2010 году кузницу Олимпийских чемпионов - Ростовскую областную детско-юношескую, спортивную школу Олимпийского резерва №5 (директора Павленко Л.Л.- Кукса В.П. – Спинев Н.Н.) различные контролирующие структуры города и области проверяли двенадцать раз  в течение года! Все это, конечно, уже за гранью здравого смысла, причем  какой-то реальной помощи или умной поддержки от этих бесконечных  проверок  никто из работников спортшколы припомнить до сих пор не может, а вот работать тренерам и методистам знаменитой школы  чемпионов практически  было некогда – все работали только на многочисленных  проверяющих. В таких условиях «работы» вряд ли стоит ждать больших успехов от донских тренеров и  гребцов.

 Объективности ради необходимо сказать и о серьезных успехах донских спортсменов, что невозможно без активного участия в процессах развития спорта на Дону творческого коллектива Министерства по физической культуре и спорту  Ростовской области (министр спорта – Вакула В.В.). Так, представительство донских спортсменов в составе сборных команд России по олимпийским видам спорта составило в 2009 году – 359 человек по 25 видам спорта, а в 2010 году – 295 человек по 26 видам спорта из 37 видов спорта, включенных в программу  летних Олимпийских игр. Причем 71 спортсмен Ростовской области является сегодня кандидатом на участие в 30-х  Летних Олимпийских Играх 2012 года в Лондоне (Англия). Эти цифры красноречиво свидетельствуют об огромном спортивном, творческом потенциале  Ростовской областной физкультурной организации и её богатых спортивных традициях. Не сомневаемся, что среди победителей  летней Олимпиады - 2012 года (Лондон) будут и наши донские спортсмены, при условии активной поддержки отрасли «физическая культура и спорт» со стороны руководства Администрации Ростовской области (губернатор Голубев В.Ю.).

То есть, можно смело утверждать, что в повышении эффективности совместных и согласованных усилий руководства Администрации Ростовской области, Министерства по физической культуре и спорту  Ростовской области и областных федераций  по видам спорта кроется огромный  потенциал дальнейшего развития  спорта  высших достижений на Дону. Необходимо заметить, что организаторы спорта на местах  (горрайспорткомитеты) в своей повседневной деятельности должны научиться уходить от голого администрирования, бумажной волокиты, формализма, некомпетентности и словоблудия. Жизнь подсказывает, что нашей региональной управленческой элите от спорта необходимо быть  ближе к «почве» (к людям спорта), проявлять больше профессионализма и компетентности, не бояться со всей ответственностью оперативно принимать смелые, нетрадиционные решения по дальнейшему развитию физкультурно - спортивного  движения на Дону! 

В целях повышения массовости студенческого спорта необходимо предусмотреть государственное финансирование, оплату тренировочных занятий во внеурочное время со студентами-спортсменами непосредственно  в  самом  вузе, в том числе со спортсменами высокой квалификации, кроме того, увеличить в  два раза зарплату тренера-преподавателя, работающего с детьми и подростками, возродить в стране централизованную профессиональную переподготовку тренеров-преподавателей, то есть осуществлять повышение профессиональной квалификации, (каждые пять лет) для тренеров-практиков, вооружив их современными знаниями по спортивной медицине, биоэтике,  спортивной педагогике, психологии и физиологии, лечебной физкультуре, теории и методике физического воспитания и спорта, спортивному питанию, по научно - организованному спортивному отбору двигательно-одаренных детей.  Как уже ранее отмечалось   необходимо уже сегодня улучшить медицинское обеспечение российской системы физического воспитания, российского спорта, организовать грамотное, адекватное медицинское сопровождение учебно-тренировочных занятий в школе, вузе, в сети физкультурно – оздоровительных комплексов (ФОКи), детских спортшкол (ДЮСШ), фитнесс - клубов, где бы спортивным врачом  постоянно осуществлялся мониторинг индивидуального здоровья физкультурников и спортсменов, а также, в случае необходимости, грамотный клиницист мог бы помочь тренеру-практику мобилизовать резервные возможности спортсменов перед  предстоящими  ответственными соревнованиями. Для этого в стране необходимо воссоздать институт врачебно-физкультурных диспансеров и организовать на базе медицинских вузов страны подготовку грамотных спортивных врачей. У нас в области  сегодня практически нет знающих специалистов–профессионалов в сфере детского спорта, а также специалистов-мастеров по адаптивной физической культуре. Наша современная  спортивная наука может уже сегодня помочь более эффективно использовать возможности человека, но в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.», принятой постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 года, из общего объема расходов в 106 млрд. руб. на научные цели предусмотрено всего лишь 0,24%. Очевидно, что этих финансовых затрат  на спортивную науку со стороны государства явно недостаточно. Сегодня заниматься наукой в спортивном вузе, университете – довольно сложное мероприятие. Вице-президент РАН В.В. Козлов, выступая на страницах газеты «Известия», отметил, что наши профессора и доценты  являются самыми низкооплачиваемыми во всем мире. Учебная нагрузка, например, доцента - 900 часов в год. В инструкциях Министерства образования, предписывающих, сколько времени нужно уделять на то или иное мероприятие, на науку преподавателям Высшей школы отводится всего 100 часов в год. Это значит – 15 минут в день! Какой науки и какого качества можно в таком случае от человека ожидать? Многие вузовские преподаватели кафедр физвоспитания  уже 15-20 лет как не были на централизованной переподготовке – курсах повышения квалификации, учебно-методических семинарах тренеров по видам спорта. Сегодня в наших вузах нет единой четкой системы материального поощрения талантливых вузовских преподавателей физвоспитания – тренеров, работающих на спорт высших достижений. Готовишь ли ты мастеров спорта в системе вуза, не готовишь мастеров спорта - все тренеры – преподаватели вузовских кафедр физвоспитания, как говорится, на одной доске, то есть, здесь имеет место традиционная «обезличка» тренерского труда.  Хотя мы все знаем, что мастера спорта подготовить  в вузе  намного сложнее, чем в системе ДЮСШ-СДЮШОР. И, что это огромный  творческий труд, однако, шкала оценки тренерской деятельности вузовского преподавателя физвоспитания, увы,  не учитывает эти, по нашим меркам, сверхусилия преподавателя.  Поразительно, но даже слово «наука» исчезло сегодня из государственных программ, а вместо этого базового понятия наши специалисты к месту и не к месту торопливо употребляют модное слово «инновация», хотя науку, в том числе и спортивную, ещё никто не отменял. В вузовской системе на сегодня нет четко прописанной законодательной базы и реальных финансово-экономических рычагов, которые могли бы сдвинуть проблему  полноценного финансирования вузовского  спорта с мертвой точки.  Все деньги государством сегодня выделяются только на учебный процесс, а непосредственно на развитие студенческого спорта деньги государство не выделяет.   И даже такой статьи расходов в вузовском бюджете,  как «спортивно-массовая работа» -  нет! А раньше, была. Не предусмотрены в вузовском бюджете  сегодня  и  расходы на приобретение спортивной формы, обуви, спортивного инвентаря, на проведение спортивных сборов. А вот в советское время, такого рода финансовые расходы централизованно предусматривались в вузовском бюджете и вузовский преподаватель в соответствии с планом спортивной подготовки мог для своих  талантливых студентов – спортсменов самостоятельно проводить 2-х недельные спортивные сборы перед ответственными стартами. Для успеха высококлассного спортсмена, кроме его таланта,  мудрости и профессионализма  тренера, сегодня  еще нужны и большие творческие коллективы  единомышленников, централизованная система спортивной подготовки, современная спортивно-медицинская наука и немалые деньги  на создание комфортных материальных условий для подготовки спортивных талантов, поскольку без всех этих значительных финансовых затрат шансы российских спортсменов на победу в престижных международных соревнованиях значительно снижаются. Поэтому, коллективный разум XII Международной конференции считает целесообразным в качестве точек – зон роста и развития спорта высших достижений  при вузах спортивного  профиля в регионах создавать современные  Центры спортивной подготовки сборных команд по олимпийским видам спорта  учебно-научно-спортивного профиля, обеспеченных современной материально-технической базой, спортивным инвентарем, экипировкой и вынесения части образовательного вузовского процесса в такие спортивные Олимпийские Центры – объединения. В центрах спортивной подготовки необходимо обеспечить качественное  научно-методическое и медицинское сопровождение  спортсменов высшего мастерства. В этом образовательном, учебно-спортивном «бульоне» олимпийского Центра спортивной подготовки, по мнению участников научно-практической конференции,  должен «вариться» и окончательно сформироваться будущий успешный тренер-мастер, тренер-новатор, тренер- исследователь.  Здесь же,  в этих центрах,  можно было бы организовать стажировку ведущих тренеров  по видам спорта, вузовских преподавателей физвоспитания из регионов  Южного федерального округа.  Кроме того, в ближайшее время с целью улучшения здоровья и уровня спортивной подготовки российской молодежи,  необходимо предпринять серьезные усилия на государственном уровне по укреплению современной  материальной  спортивной базы  общеобразовательных школ, детских спортивных школ системы ДЮСШ – СДЮСШОР,  вузовских кафедр физического воспитания ЮФО и Российской Федерации.  Сегодня и специалисты физической культуры, и спортивные управленцы самого высокого ранга отчетливо понимают, что детский, школьный, студенческий спорт, да и профессиональный спорт тоже, не выживут в России без серьезной государственной поддержки, исходя из социально-экономических и исторических особенностей развития нашей страны. Да и российский бизнес не должен стоять в стороне от поддержки отечественного спорта. В связи с сокращением количества здоровой молодежи в России из-за серьезного снижения рождаемости, роста заболеваемости, алкоголизации и наркотизации части населения – уменьшаются сегодня возможности для спортивного отбора перспективных юных спортсменов, что предъявляет повышенные требования к современной спортивной науке. Анализ итогов развития биологической науки в ХХ – XXI вв показывает, что достижения в генетике и иммунологии, несомненно, должны быть более широко задействованы при спортивном отборе уже сегодня - для определения спортивных задатков и дальнейшего развития способностей  двигательно-одаренных юных спортсменов. Система многолетнего спортивного отбора талантливых юных спортсменов должна осуществляться строго на основе модельных характеристик физической  и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья.  Для этого, с помощью генетических маркеров спортивных задатков (их молекулярная структура известна) необходимо довести отбор перспективных молодых спортсменов, как научно-обоснованной системы, до требуемой эффективности. Причем,  начальный спортивный отбор в детско-юношеские спортивные школы должен сегодня проводится более жестко, с объективной оценкой биологического возраста и психологического статуса ребенка, истинного состояния его психического и физического здоровья  по всем параметрам, чтобы исключить в будущем печальные последствия, когда не совсем здоровый ребенок, юноша или девушка не выдерживают объемной тренировочной нагрузки в спортшколе и, одновременно, сочетания спортивной подготовки  с серьезной учебной нагрузкой в образовательном учреждении. Что касается многолетней спортивной подготовки, то в Ростовской области необходимо создать  Единый центр мониторинга подготовки донских спортсменов, где бы осуществлялся контроль и анализ всех действий, предпринимаемых по подготовке спортсменов, и оперативно вносились бы необходимые коррективы в тренировочный процесс.  Поэтому спортивные ученые  считают необходимым усилить научные исследования в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва Южного Федерального округа.  Участники конференции считают, что  в Училище Олимпийского резерва  (УОР) необходимо сегодня  отбирать детей уже с 10- 12 лет. Нам,  все-таки,  надо окончательно определиться: УОР – это образовательный центр или это центр спортивной подготовки интернатного типа. На – сегодня, для успешного функционирования 59 российских училищ олимпийского резерва  требуется создание в стране соответствующей правовой базы.  Есть еще одна проблема – поиск эффективных фармакологических средств, пригодных для коррекции иммунодефицитов, часто возникающих у студентов-спортсменов, как своеобразная плата за победы на престижных соревнованиях, достигнутые ценой невероятно запредельных перенапряжений молодого организма наших чемпионов. Действительно, зачастую громкие победы на международных студенческих соревнованиях затем сменяются у спортсменов периодами резкого снижения физической и умственной работоспособности, частыми простудными заболеваниями спортсменов, другими нарушениями в состоянии здоровья победителя. Установлено, что заболеваемость простудно-инфекционного характера у спортсменов почти в 4 раза выше, чем у неспортсменов. Есть основание полагать, что главной причиной подобных нарушений являются негативные изменения, происходящие в иммунной системе спортсмена под влиянием огромных, а порой и запредельных  физических нагрузок. Поэтому так важен сегодня поиск эффективных фармакологических средств, пригодных для коррекции иммунодефицитов, возникающих у спортсменов в процессе спортивной подготовки. Важно помнить, что снижение иммунитета может возникнуть даже после одноразовых изнурительных тренировочных нагрузок. С целью предупреждения заболеваний спортсменов высшей квалификации интересна перспектива применения комплексных гомеопатических средств для активизации работы организма спортсмена на информационном уровне за счет подключения собственных защитных механизмов поддержания гомеостаза, что абсолютно безвредно, но может быть эффективно при коррекции физиологического дисбаланса у элитных спортсменов, как следствие перегрузок на соревнованиях и при явлениях «перетренированности», возникающих в процессе спортивной подготовки..  Или вот ещё проблема современного физического воспитания,  существующая  у нас в стране и в Южном федеральном округе – поразительно, но, до сих пор,  специалисты физической культуры в своей повседневной преподавательской  деятельности игнорируют физическую культуру Личности, сводя, в основном, урок  физического воспитания к приему нормативов ГТО.  И это не мудрено, поскольку по социологическим опросам  только 20% школьных учителей физического воспитания сегодня искренне считают, что такого рода специальные знания по здоровому образу жизни нужны нашим детям. Если продолжить тему физкультурной и спортивной грамотности наших граждан, то еще в 17 веке  французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) как-то заметил:  «Определяйте истинное значение слов, и вы  избавите мир от  половины заблуждений». Сегодня для наших специалистов физической культуры и спортивных ученых эта глубокая мысль Р.Декарта актуальна как никогда, поскольку в сознании ведущих специалистов физической культуры и сегодня  существует  некий  методический разнобой насчет современной трактовки базовых спортивных терминов и понятий. Поэтому представляет интерес и дискуссия по поводу трактовки базовых терминов и понятий в сфере физической культуры и спорта, а именно: физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, массовый спорт, спорт высших достижений, здоровый образ жизни, индивидуальное и социальное здоровье и т.д.. Специалистам физической культуры, спортивным ученым необходимо окончательно определиться, что шире  - образование в области физической культуры, или физическое воспитание. Реальная  практика жизни в спорте  показала, что все эти базовые понятия в отрасли «физическая культура и спорт» сегодня  нуждаются в более точной,  современной трактовке в соответствии  с  сегодняшним состоянием передовой  спортивной науки и тренерской практики, в связи с  новыми социально-экономическими условиями развития демократической России, масштабным  задачами по модернизации и оздоровлению  нашего общества. Как результат распада, а точнее развала изнутри СССР и, как следствие  резкое снижение качества жизни россиян в конце 20 века, привели к тому, что в России, по-прежнему, всё еще  высоки показатели смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. Так, ежегодно, в России от сердечно-сосудистой недостаточности умирает 1 млн. человек и каждый третий гражданин России сегодня нуждается в кардиолечении.  Чтобы исправить эту непростую  ситуацию со здоровьем людей участники конференции считают, что в России необходимо в ближайшее время принять государственную программу (по примеру финнов) коррекции социального здоровья, снижения артериального давления среди населения страны. Массовый спорт и студенческий спорт в данной ситуации могут  явиться важной составляющей этой государственной программы здоровья. 

 За последние годы,  в современной системе спортивной подготовки появилось множество совершенно разных концепций  построения тренировочных циклов, и умение выбрать действительно «работающую» модель тренировочного цикла спортивной подготовки и предложить её своим подопечным требует от думающего тренера – преподавателя вузовского спорта обширных знаний в области смежных наук, вплотную сопряженных с медициной - кинезиологии, биохимии, биомеханики, психологии, спортивной физиологии, спортивной медицины, врачебного контроля, спортивного питания и лечебной физкультуры. Без понимания биохимических процессов, протекающих в человеческом организме, тренер не сможет своевременно и адекватно  оценить срочные или кумулятивные (накопительные) изменения в организме спортсмена, происходящие под воздействием высокоинтенсивных и, одновременно, объемных тренировок, что, в свою очередь, может привести к падению спортивных результатов. К тому же «дружба» с биохимией окажет неоценимую помощь тренеру при составлении грамотного рациона полноценного спортивного  питания для своих учеников, даст возможность свободно разбираться в огромном рынке спортивного питания и биологических добавок. Тренер обязан быть ещё и  хорошими психологом, уметь найти индивидуальный подход  к каждому спортсмену. Причем тренеру необходимо разбираться как в обычной, «общечеловеческой» психологии, так в психологии  спортивной, помогающей сосредоточиться на выступлении,  преодолеть предстартовое волнение, не «перегореть». Работая в контакте со спортивными врачами, тренер должен умело определять круг их обязанностей, находить оптимальную форму совместного поиска путей поддержания и повышения работоспособности спортсменов,  профилактики и восстановительного лечения при травмах и заболеваниях, которые неизбежны в большом спорте.  Сегодня трудно представить современного тренера успешным, если он не имеет высшего специального образования, не интересуется отечественными и зарубежными новинками спортивной литературы или работает в отрыве от персонального компьютера. Однако,  в современных реалиях нашей непростой и противоречивой жизни следует с горечью признать, что новая генерация  наших молодых преподавателей физического воспитания и спортивных тренеров мало сегодня читают, особенно, учебно-методическую литературу по специальности, не владеют в должной мере ораторским искусством, не умеют цивилизованно вести публичную дискуссию, не обладают широтой взглядов, самостоятельным, системным мышлением, не занимают активную жизненную позицию, не используют в полной мере достижения современной спортивной науки в процессе спортивной подготовки, не умеют зачастую, вовремя, подвести спортсмена к пику «спортивной формы» - накануне ответственных стартов. Но главная наша педагогическая проблема сегодня заключается в отсутствии современных знаний у молодых преподавателей физвоспитания об особенностях методики физической подготовки детей различных групп здоровья, несхожих по физическому развитию, физической подготовленности и состоянию здоровья. Поэтому при переподготовке преподавателей физической культуры спортивные институты и университеты,  занимающиеся повышением их квалификации, должны больше внимания концентрировать на таких аспектах физической культуры, как разработка и внедрение в преподавательскую практику методов повышения адаптивных возможностей и функциональных резервов детского организма, ораторское искусство, деловые игры, планирование и администрирование, ибо современное глобализированное общество - это общество организаций.               

 

В силу быстроты происходящих в современном  либеральном обществе перемен (которые далеко не всегда оправданы), феномена  диверсификации Знания, чиновничьей косности, особенностей российского менталитета, нездорового образа жизни и бытовой неустроенности большинства россиян, невротизации нашего атомизированного общества – у большинства российских граждан формируется частичное сознание (блаженное состояние неведения общества), то есть  современный человек  за калейдоскопом  событий  зачастую не успевает понять (осмыслить) масштаб глубоких, кардинальных  изменений в  российском образовании,  науке, спорте, промышленности, бизнесе,  в армии, технологиях, здравоохранении и т.д. и своевременно, а главное, адекватно на них среагировать с гражданских позиций! Добавьте сюда нашу правовую неграмотность,  политическую незрелость и традиционное равнодушие наших граждан к происходящему. Такая ситуация в обществе очень опасна для социального  и  индивидуального здоровья россиян, для нашей страны – цивилизации России. Действительно, с одной стороны права человека как бы служат народному благу, но, с другой стороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией этих «прав человека» сегодня  прикрываются откровенная ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Специалисты считают, что, во многом, здоровье детей и подростков формируется не только  в период раннего детства, но в последующие периоды  развития ребенка, а это, в свою очередь, связано с генетикой, экологией окружающей среды, стрессами (дефицит времени, школьные перегрузки, то есть, ребенок устает жить бегом), а также  связано с эффективной, или не очень,  деятельностью в стране педиатрической службы,  с успехами практического здравоохранения.  Здоровье российских детей также обусловлено улучшением качества нашей жизни (социально- экономические факторы),  качественным здоровым школьным питанием, активной позицией  самой российской семьи  в отношении физической культуры и спорта, пониманием  в семье важности здорового образа жизни, роли физической культуры в укреплении здоровья ребенка.  А это ещё и проблема медицинской и физкультурной грамотности самих родителей (компетентное родительство), поэтому в стране сегодня необходимо буквально объявить мобилизацию российской семьи в борьбе за здоровье своих детей. Без активного участия самой российской семьи  в приобщении детей к физической культуре трудно рассчитывать на значительное улучшение, в близкой перспективе, здоровья российской молодежи. В российском обществе, в семье необходимо сегодня  формировать настоящий «культ здоровья». Однако, здесь необходимо заметить, что для успешного развития ребенка и, в том числе, для развития спортивного таланта важно, чтобы одновременно  в жизни ребенка  «работали» четыре эссенциальных (незаменимых) фактора развития,  и это: родительское внимание, любовь и ласка; стимуляция физической нагрузки, сбалансированное здоровое  питание и комфортная социальная среда. А в России  6 млн.  детей, по данным Госкомстата, находятся в неблагоприятной социальной среде, а 700 тыс. российских детей – это сироты при живых родителях  (плоды бездумной «Перестройки», а также плоды социализации и феминизации женщин). Если продолжать разговор о детском спорте, то специалисты  физической культуры и детские тренеры должны в первую очередь заботиться о том,  чтобы  из-за чрезмерных психо-эмоциональных нагрузок на тренировках и соревнованиях не создавалась угроза физическому развитию ребенка, его росту и его здоровью.  Одной из главных бед современного детского  спорта и спорта высших достижений является отношение некоторых честолюбивых  тренеров к спортсменам, особенно к молодым, как к некоему расходному человеческому  материалу. Он может стать чемпионом – значит, надо выжать из него все, на что он способен. Мало кто  из этих горе-тренеров задумывается о духовной стороне вопроса, о том, что молодого человека легко навсегда искалечить, изуродовать физически  и морально. Никто из них не думает о будущем спортсмена, о том, кем он может стать по завершении своей спортивной карьеры. По сути, спорт, это бизнес, и подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв представляет собой тяжелейший марафон  для детского неокрепшего организма. Дети-спортсмены  постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки. Их тренировки мало, чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов. Как показывают последние научные исследования, под влиянием монотонных, тяжелых физических нагрузок, у множества детей настолько искажается нервная система, что к концу юниорского периода многие из них бросают спорт, не выдерживая  такого жесткого режима.  И здесь кроется еще одна проблема детского спорта – у достигшего высокого спортивного результата «раннеспелого» ребенка лишь благодаря его более раннему биологическому созреванию (в 10-16 лет – ускоренный вариант развития) в большинстве случаев через 2-4 года темпы роста достижений значительно замедляются по  сравнению с его позднезрелыми сверстниками,  которые, как правило, к периоду биологического созревания не только догоняют, а и опережают его. К сожалению, в большинстве случаев наши педагоги и тренеры, слабо разбираясь в медико-биологических вопросах, не могут или затрудняются найти выход из положения, когда их воспитанник перестает прогрессировать, что в настоящее время при существовании практических рекомендаций по данной проблеме детского спорта непростительно.

 

Непростая жизнь наших современников в довольно жестком, если не жестоком, российском обществе начала 21 века подвигает нас, тренеров-преподавателей, к мыслям о том, что на уроках физкультуры, на тренировках и соревнованиях необходимо наших детей учить не только физкультурной грамотности, (знаниям, умениям и навыкам - «ЗУН»), спортивному соперничеству, но и культуре соперничества, культуре общения, что очень важно для дальнейшей демократизации нашего общества.  И вот здесь, определенный интерес для специалистов физической культуры, для российского общества, несомненно, представляет «Спартианское движение» - СПАРТ (SpArt), то есть объединение спорта и искусства, которое должно, по мнению профессора В.И.Столярова, содействовать гуманизации соперничества - повышению его гуманистической ценности для личности и в отношениях между людьми. Данный проект (спартианская программа гуманизации спорта) разработан проф.В.И.Столяровым (г.Москва, РГУФКСиТ) под названием СПАРТ (SpArt), который реализуется в нашей стране с 1991 года. Название проекта расшифровывается как производное от английских слов: «Spirituality» - духовность, «Sport» - спорт и  «Art» - искусство, а также как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Соревнование Поклонников Активного Разностороннего Творчества». Спартианская программа гуманизации спорта исходит из того, что решение проблемы повышения гуманистической ценности спорта должно опираться не на желание спортсменов победить любой ценой, проявления грубости, насилия и агрессивности, а должно ориентировать участников соревнований на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в спорте, искусстве и других видах деятельности. 

 

В более развернутом виде суть парадоксальной идеи проф.В.И.Столярова по гуманизации спорта такова – если, допустим программа спортивных соревнований требует от спортсменов демонстрации лишь физических качеств и способностей, если на тренировках и соревнованиях моральные и материальные стимулы используются для поощрения физического превосходства, демонстрации высоких результатов, победы над соперником любой ценой (даже за счет собственного здоровья, нарушения нравственных норм и принципов), а на первый план выдвигаются какие-то коммерческие соображения и т.п., это, бесспорно, существенно снижает ориентацию спортсменов на гуманистические ценности. Если же, напротив, спортивные тренировки и соревнования строятся таким образом, что от спортсменов требуется продемонстрировать не только физическое совершенство и спортивное мастерство, а также еще и нравственное поведение, эстетическую культуру, здоровье, интеллект, т.е. гармоничное и всестороннее развитие личности, и именно эти гуманистические ценности поощряются в первую очередь, это, разумеется значительно усиливает ориентацию на гуманизм в спорте и в жизни самих спортсменов. По мнению проф. В.И.Столярова, именно «Спартианское движение», «Спорт для всех» (массовый спорт) позволяют вовлекать в спорт не только двигательно одаренных, но, практически, всех российских детей, которые могут быть талантливы не только в спорте, а и в других областях многообразной человеческой деятельности. Здоровье ведь нужно всем и все наши дети должны быть здоровы и счастливы. В этой связи на уроках физического воспитания, спортивных тренировках более предпочтителен демократичный стиль общения тренера-преподавателя со своими учениками, а не традиционно жесткий, авторитарный стиль наших тренеров, но это в качественном отношении уже более высокий уровень преподавания основ физической культуры и спорта, к которому, несомненно, должны стремиться наши молодые тренеры. Кроме того, думающие тренеры  - преподаватели  не должны форсировать процесс спортивной тренировки и должны  в  своей профессиональной деятельности избегать ранней, односторонней специализации детей и подростков  в отдельных видах спорта. То есть, здесь речь идет о педагогической и нравственной ответственности наших тренеров за нормальное развитие ребенка. Несмотря на серьезные физические нагрузки и временную занятость ребенка из-за высокого спорта ему должно быть оставлено свободное время для развития других его  интересов. Спорт не должен стать единственным содержанием его досуга, где должно быть место и отдыху, и развлечениям, и любимому делу. Яркий пример успешной спортивной судьбы и, одновременно,  гармоничного, всестороннего развития  целостной  личности  - успешная  спортивная судьба чемпионов Европы-2010 по спортивной ходьбе Станислава Емельянова и Ольги Каниськиной.  Кроме того, в занятиях спортом высших достижений ребенка с детства  необходимо приучать к самостоятельным действиям. Самоопределение является одной из важнейших целей воспитания, то есть,  здесь формула жизни  ребенка такова: самоопределение – самовоспитание - саморазвитие – самосовершенствование  юного спортсмена, но обязательно с глубоким нравственным содержанием. Спортивные успехи юных спортсменов сегодня невозможны без индивидуального подхода, без педагогической ответственности тренера за нормальное нервно-психическое и физическое  развитие ребенка. Вокруг юного спортсмена должна быть создана доверительная и контролируемая  взрослыми  социальная обстановка. 

 

 В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-оздоровительного движения и продолжить поиск новых высокоинформативных физкультурно- оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. Использование физической культуры и спорта  для полноценного  активного досуга и воспитания молодежи во многих странах всегда было прерогативой местных органов власти. На Западе, в большинстве случаев, финансирование физической культуры и спорта осуществляют местные органы власти ( в Германии - 98%, Великобритании - 95%, Швейцарии - 92%, Швеции - 90% и т.д.). Правительственные субсидии из центральных органов  составляют лишь  незначительную часть.  Финансирование из местных бюджетов позволяет западно-европейцам более оперативно и адресно расходовать денежные средства. Поэтому необходимо продумать эффективную муниципальную спортивную политику. Сегодня в большом количестве и зачастую бесконтрольно, значительные финансовые ресурсы тратятся на проведение спортивных соревнований, а развитие материально-технической базы для физической культуры и спорта, обустройство спортивных сооружений дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия., функции и ответственность всех субъектов физкультурно- спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской федерации и местных органов власти. 

 

По мнению ученых, развитию массовости школьного и студенческого спорта в немалой степени будет способствовать разработка примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом   с обязательной  оценкой эффективности этих программ.  Кроме того,  повышению массовости  студенческого спорта будет способствовать создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма. Этим же целям, несомненно, будет способствовать организация ежегодного всероссийского смотра – конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов.  Это большая, серьезная и кропотливая работа, требующая от специалистов физической культуры, наших граждан, российской спортивной и научной элиты системного подхода, патриотизма, гражданской ответственности, социальной мобильности и самоотверженности. И это справедливо, если Россия хочет занимать лидирующее положение в мире, быть великой спортивной державой. Важнейшими элементами модернизации российской системы физического воспитания, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу, станут обеспечение взаимодополнительности морали и права,  инновационного  характера  создания и развития спортивной инфраструктуры, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной  деятельности. 

 ________________________________________________

© Любецкий Николай Петрович, Князев Александр Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum