Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
«…И ничто человеческое мне не чуждо» (Логика и сущность предательства)
(№20 [218] 15.12.2010)
Автор: Александр Грановский

Идеальное существование небесной иерархии зиждилось на Законе божественной любви. Любовь есть сама сущность Бога.

Мир и благополучие сущностей небесных и сотворенных существ земных изначально предопределено Божественным планом. Подразумевается, что только преданность этой любви, исполнение воли Творца приносит радость и полное блаженство небесному воинству. Любовь Бога одинакова для всех. 

Творца окружали совершенные творения - венец гармонии и красоты, чуждые каким-либо низменным побуждениям, греховным мыслям и эмоциям. В Эдемском саду царят покой, согласие и братская любовь. 

Однако, не всех в «датском королевстве» устраивало такое положение вещей. Грех зародился практически в королевских покоях. Грех зародился в том, кто был приближен и возвеличен, кто облачен могуществом и силой, кто не отражал сиянье славы Божьей, а находился в ее лучах. “Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией и ходил среди огнистых камней». [ Иез. 28:14]

«Сын зари», «святой и непорочный», осеняющий херувим Люцифер… Если пользоваться земными понятиями и попытаться найти ему место в «табели о рангах», то напрашивается аналогия с командиром подводной лодки, который есть первый после Бога. Господь наградил его красотой и могучим умом, однако не прочитал в его сердце. «А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» [Ис.14: 13,14].

Лавры сына Божьего, восседающего одесную от Отца небесного не давали покоя Люциферу. Мучимый завистью, обуреваемый гордыней и тщеславием, Люцифер возжелал для себя подобного места. 

Итак, «святой и непорочный» в своей груди взлелеял практически все человеческие эмоции: гнев, гордыню, зависть, тщеславие, честолюбие, эгоизм. Т.е. все те качества, от которых Творец так старался оградить человека, все качества, которые так успешно в человеке процветают.

Господь сам возвысил Люцифера: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты…» [Иез. 28:12-15]. Гордость сущности небесной и гордыня падшего ангела суть разные понятия. Гордость сущности небесной подразумевает чувство собственного достоинства, не позволяющее совершить ничего низменного, и гордыня, перерастающая в спесь, гордыня, граничащая с брезгливостью, отталкивающая руку кормящего, не знающая жалости и сострадания. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой» [Ис. 14:11]. Свои лучезарные одежды, в коих драгоценными камнями были все божественные добродетели, падший ангел поменял на отвратительный покров червивый. Можно смело говорить, что черви это не столько «покров твой», сколько теперешнее состояние душевное, в котором находился Денница. А сколько червей одевает покровом душу человеческую? Ведь недаром бытует выражение «человек с червоточинкой». Гложут душу человеческую червячки самомнения, безразличия, сомнения, лености, зависти. 

Люцифер недоволен своим положением, несмотря на максимальную близость к Богу. Желание быть к Отцу ближе, чем Сын естественно перерастает в желание занять и место самого Творца. Возможно, на первых порах Люцифер просто неосознанно ревновал Иисуса к Богу, но эта ревность была первым ростком желания власти. Имея власть, он мог утвердиться в своей исключительности. Именно это желание победило все те необыкновенные таланты и дарования, которые были заложены в этой сущности. Каким же образом достичь заветной цели, заняв достойное для себя место? Конечно же, только привлекая на свою сторону Ангелов, которые и были воинством небесным. Практически Люцифер составил первую программу действий при «дворцовом перевороте». Ангелы – (читай народ) - живут по Законам Божьим, не помышляя для себя иной доли, не допуская мысли о нарушении хоть одного из положений этого Закона. А Люцифер обвиняет Бога в авторитарности и доказывает им, что Законы не для них, поскольку Ангелы выше обитателей иных миров, они святы, и нарушить Законы Божьи изначально не могут. Люцифер старается внушить Ангелам, что, подчиняясь Господу, они находятся в своеобразной кабале, а свободу могут обрести, только если он, Люцифер, добьется надлежащего ему положения. Как ни удивительно, но нашлись среди Божьих детей те, кто был недоволен своим положением. Рейтинг Люцифера пополз вверх. 

Еще одно качество проявилось во время этой битвы гигантов. Но уже со стороны Ангелов. Люцифер был ими любим и имел достаточно сильное влияние, зная об этом. А, поскольку «в доме Отца моего обителей много», Люцифер решил, что может повести за собой и остальные миры. Часть Ангелов была предана Люциферу безоглядно. Однако не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что Люцифер занимал высокое положение и был связан с Божественным правлением. Это может быть ярким примером почитания авторитета и занимаемого положения в иерархической системе. 

Но не так просто, как кажется, давалась Люциферу борьба. Мятущаяся душа его не давала покоя ему самому, разрываясь между любовью и верностью Богу и любовью к самому себе.

Бог терпеливо наблюдал за мучениями «сына зари». По милосердию своему он дал понять Люциферу, что для него он остается ближайшим помощником и союзником, но Сын Божий будет всегда по правую руку на престоле. 

Покаяние и смирение – вот те два шага, которые Люцифер не смог сделать навстречу Богу, чтобы вернуть все на круги своя.

В своей мудрости Господь счел возможным дать падшему Ангелу проявить себя в делах своих. Только делами мог он показать, чего добивался, какими путями к этому шел. И Господь отмерил Люциферу время его правления на земле. Но какое поле битвы избрать Люциферу, чтобы наиболее весомой и яркой была его победа? Появление человека определило цену победы Люцифера над Богом. Вначале подтолкнуть к непослушанию любопытное дитя – Еву. Затем использовать чувство любви Адама к Еве и заставить его совершить собственно земной поступок – поддержать жену свою в этом непослушании и создать постулат о том, что «муж и жена одна сатана»… Именно сатана, поскольку выступили они против Закона Божьего не вдвоем – Адам и Ева, а втроем: муж, жена да еще сатана. Первая победа одержана: люди изгнаны из рая, прокляты, рожают в муках, добывают свой хлеб в поте лица своего. Апофеоз первой битвы добра со злом – акт братоубийства.

Своей вотчиной низверженный Денница сделал подземный мир: «…Как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился о землю, попиравший народы» [Ис. 14:12]. Однако его легаты беспрепятственно проникают в мир людей, таких же изгнанников, как и их хозяин. Благодаря их стараниям, люди забыли, кто они, часто не понимают цели своего существования. Не слышат Слова Господня и все дальше и дальше уходят от исполнения Божьего плана: « И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» [Быт. 6:5].

Небесное противостояние впоследствии было спроецировано на Землю и повторилось в истории Христа и Иуды, Цезаря и Брута, Моцарта и Сальери… Каждый на земле имеет где-то за спиной своего Люцифера. Можно сказать, что библейская история небесного «дворцового» переворота была предупреждением существам человеческим на будущее. Просто люди не смогли ее как следует осмыслить. 

Претворяя свои замыслы в жизнь, получив возможность влиять на род людской на земле, Сатана заставляет людей роптать против Бога, обвиняя его в  попустительстве злу, бездействии, промедлении с наказанием или ниспосланием благодати. Дух противоречия не позволяет многим людям понять свой долг, ибо он не всегда совпадает с их желаниями. Как долготерпеливый учитель или родитель, Бог позволяет человеку пойти на поводу своих желаний, однако потом тот сам же и пожинает плоды своих прихотей. «Но народ Мой не слушает гласа Моего…; Потому Я оставил их упорству сердцу их, пусть ходят по своим помыслам» [Пс. 80:12,13]. Человек постоянно находится под соблазном прислушаться к шепоту лукавого, но не к голосу совести или долга. Почему? Да просто потому, что куда приятнее потакать своим слабостям и желаниям, чем заставить себя трудиться, преодолевая препятствия, испытывая разочарования, взлеты и падения. Лень души – самый страшный грех перед Богом. От лености душевной безответственность, безразличие, равнодушие, моральная нечистоплотность.

Возможно ли осуждать Люцифера? … не судите, да не судимы будете. Кто из людей может сказать о себе, что не подвластен гневу (не Божьему, а тривиальному, порой необъяснимому, беспричинному)? Кто не мечтал о власти, но не для того, чтобы обратить ее возможности на благо, а для того, чтобы утвердиться самому, и избавиться от своих мелких комплексов, кто не бунтовал в душе против бессмысленных указаний начальства, порой действительно стоящего ниже на ступеньку по уровню развития, кто не мечтал перекроить существующий уклад жизни под себя? 

В своем бунте Люцифер максимально приблизился к человеку и удалился от Бога. Так и сейчас человек максимально удален от Бога и продолжает лелеять свои качества, унаследованные от Люцифера. Порой кажется, что он-то и был отцом первого человека, передав их чуть ли не на генном уровне. Можно, конечно и подумать: от кого же Ева родила первого земного человека? 

Так или иначе, но человек появился на свет – может по любви, может по великому грехопадению.

Оставшись с большим носом у дверей рая, ощутив на себе тяжесть  карающей отцовской длани, незадачливое дитя Божьего эксперимента решилось на свой собственный эксперимент под названием земная жизнь. 

То, что ждало человека после королевской роскоши небесного сада мало походило на место, пригодное к осуществлению этого  решительного шага. Наверное маленькой небесной твари (простите, творению) так неожиданно свалившейся с небес, было не до долгих рассуждений о путях Господних, о преимуществах рая перед адом. Мысли пошли по другому руслу: холодно, голодно, непонятные ужасные соседи рыкающие и ползающие, не сулящие поддержки и сострадания, но норовящие скорее урвать, чем предложить, и рядом нежное существо, которое требует мужского плеча и комфорта (хотя бы по первобытным меркам). 

Наверное, к большому удивлению родственников сверху, вопреки их ожиданиям, воплям о прощении, просьб о возвращении обратно под сень райских кущей, человек постепенно начал обживаться на новой родине. Пребывая в состоянии первобытного стресса от увиденного, перенесенного, от удивления самим собой, человек не успевал заняться ни  богоискательством, ни психоанализом и  первоначально не испытывал каких-либо потребностей в анализе душевных коллизий. Прочно и уверенно оседал он рядом с плодородной нивой, благословенными лесами, обрастал наследниками, трудился и потел, потел и трудился, рожал в муках… То есть все, как отец и предрекал… И не было рядом в то время ни его, ни лукавого обольстителя. Оба, видимо, готовили в тишине и покое свои  предвыборные программы. Наверное, по Божьему промыслу, шло время разбрасывать камни и на этом этапе человек должен был научиться стоять на ногах сам. Но стоять он научился, а пришло время учиться ходить и собирать все, что набросал. 

Ходить можно было направо и налево, вперед и назад, а ходьба, как известно, предрасполагает к размышлениям и созерцаниям окружающих красот. Учитывая все, что человек натворил на земле, благоустраиваясь и адаптируясь, можно было, найти время для самореализации как личности. Человек обрел право выбора. 

Вот тут – то все и началось. 

Находясь на первой ступени развития, так сказать в младенческом возрасте, творение Божье не обращало внимания на соблюдение каких-то обрядов и ритуалов в общении с высшими силами.  Постепенно чадо росло и ощущало потребность каким-то образом выразить свое отношение к окружающему миру. Господь наделил его способностью рисовать. Малолетний графити начал свои опыты в изобразительном искусстве не с изображения  отцовского лика, а старательно  измарал  подходящие для рисования поверхности  изображением кого и чего угодно, в частности и изображением самого себя. Образ героя, побеждающего, а не поклоняющегося, весьма пришелся по вкусу человеку. Охотник, попирающий  добычу, дама в шкуре убитого доблестным рыцарем льва или леопарда, туша мамонта, обеспечивающая достаток в племени. Как не запечатлеть такие моменты, как не увековечить себя, любимого, для потомков.

Однако всевидящий Отец возревновал к славе человека. Пришла пора напомнить о себе и дать подзатыльник распустившемуся ребенку. Создатель хочет служения и почтения. Зарвавшемуся в своей гордыне человеку указано место с возникновением религии. 

Обратившись к небесному, человек не отошел от земного. Отношения с Богом перешли в качественно новую плоскость: прося у Бога покровительства, исполнения каких-либо неотложных желаний, пусть даже благих, процветания для себя и своих близких, человек продолжал усердно взращивать Дьявола в себе и рядом с собой. Так дьявол участвует во всех религиозных распрях.

Появились дети, а с ними появились и морально-этические проблемы.  Авель и Каин чудный образец первобытного воспитания и борьбы старшего с младшим за право первенства. Всему учил отец небесный в райском саду под сонное журчание ручейков и лепет листьев вечнозеленых кущей, только не общению с отпрысками, ибо не предусмотрено было в программе Божьей их появление. И действительно, откуда взяться  родительской любви у Адама и Евы, если она с лихвой возмещалась любовью родительской Отца небесного. Атавистической мелодией этой любви есть любовь материнская, с ее желанием защитить, укрыть, принести себя в жертву, только не дать в обиду свое дитя, и чаще всего, дитя неразумное, не всегда самое удачливое.

Вполне возможно, что Каин был вторым после Люцифера, кто отошел от Бога и попрал его заповеди. Вполне возможно, что именно Каин был плодом запрещенного древа. К чему стремился он, кроме желания быть перед лицом Бога первым? А может в Каине зрел протест против Бога? Возможно, что на земле с Каином повторилась бы история небесного бунта? Возможно в нем зачатки атеизма? Каин дерзостен перед Богом уже не как неразумное дитя согрешивших родителей, а как человек, который подспудно ощущает свое отличие от окружающих, ибо Бог не есть для него непререкаемый авторитет. Он не простирается ниц, не ищет оправдания своему поступку, заботится о сохранении своей жизни и ставит это условием Богу, даже не просит прощения, а просто «… пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» [Быт. 4: 8,9, 14-16].  Человек… Первая сущность, родившаяся от полубожественных родителей, явившая модель поведения человека. Пусть еще с элементами поведения обиженного ребенка: с надутыми губками, обиженными взглядами, бурчанием в адрес неразумных родителей-тиранов. В общем – «дурак – сам дурак». Как знать, возможно, Люцифер являлся  Каину для задушевных бесед о смысле жизни, о том, что Каин человек и ничто человеческое ему не чуждо, т.е. он, Каин имеет право на страсти, сомнения, собственное мнение. Конечно же, мальчик Каин получил уличное образование, понял, что опыта лучше набираться  «не по учебникам», а самостоятельно набивая синяки и шишки, поскольку родители не удосужились обеспечить ребенку судьбу золотой молодежи. Это уже потом люди поняли, что только дураки учатся на собственных ошибках, а умные – на чужих. Забавно, что об Авеле – мученике и праведнике – поскорбили, выразили соболезнование и не более. Каин же, мятущийся дух, вошел в литературу, живопись и был первым, воистину живым человеком, о котором так мало сказано в Библии. 

Весьма интересно проследить параллель между развитием человечества и его известного спутника - многоликого, многогранного, великого и ужасного, талантливого провокатора и мистификатора, лукавого искусителя и  рокового погубителя.

Довлеющим чувством в человеке есть чувство гордыни, перерастающей в манию величия. Сметливый лукавый очень хорошо это понимает. Развитие человека от первобытного состояния к цивилизованному хомо сапиенсу проходит множество градаций. Человек все более убеждается в своей исключительности, в своей гегемонии в окружающем мире. Но кто дает ему  эту уверенность в себе, граничащую с самовозвеличиванием, кто позволяет человеку ставить себя рядом с Творцом всего сущего? Кто-то ведь нашептывает на ушко сладкие речи о всемогуществе и вседозволенности… Человек понимает, что в мире он не одинок, что кроме Всевышнего, до которого  высоко, на земле рядом живет Некто, понимающий и сочувствующий. Человек поселяет рядом с собой, а не под землей, среди кипящих волн серы, не в угрюмых подземных лабиринтах и темных скалистых ущельях создание, которое пройдет с ним через всю его жизнь, заменяя или подменяя собой Бога. Создание, которое заставит его испытать безумие блеска славы, сладкое головокружение от исполнения самых невероятных желаний, создание, которое заставит испытать его, человека, боль унижений и утрат, страх и ужас перед завтрашним днем, заставит роптать и богохульствовать. Но ведь это все и называется жизнь!

Большая заслуга Сатаны в том, что он  не дает заснуть в человеке еще одному чувству – чувству совести, заставляет человека хоть изредка вспоминать о Боге и обращаться к нему, когда эта самая совесть не дает покоя.  Тем самым Сатана устраивает постоянное испытание и самому Творцу – надолго ли хватит божественного терпения, любви, всепрощения после  всех проказ любимого дитяти. В этом постоянном соперничестве между двумя сильнейшими человеку отведена не самая лучшая роль. Он – «колбаса» в божественно-адском бутерброде. Самое же обидное заключается в том, что человек остается тем же несмышленым зародышем, каким и был в момент творения, и козни и проделки дьявольского родственничка ничему его не учат. Своей предрасположенностью идти на поводу у лукавого человек напрочь отвергает пословицу о пресловутых граблях и наступает на них снова и снова. Может быть даже с удовольствием. 

Наступает момент, когда человеку хочется увидеть своего постоянного спутника и напарника и он начинает пытаться воссоздать образ того, кто так ненавязчиво ведет его по стезе греха. Оказывается, что для осуществления этой цели существует немало методов и инструментов. Множество из них, наверное, подсказаны самим великим провокатором. Исподволь предлагает он общение со своим миром, приоткрывая завесы тайн потустороннего. Зная, что человеку свойственно любопытство, причем в не всегда достойных проявлениях, с совершенно невинным выражением на лукавой морде, Сатана приглашает человека заглянуть в головокружительные бездны неизведанного и обещает приобщения к тайнам, которые скрывает Господь, а он, друг человека, ради его же, человека, пользы, раскроет  их перед лучшим своим другом ничего не требуя взамен. Ничего, кроме сущей безделицы… 

Связь между искусителем и человеком неразрывна вот уже многие тысячелетия. За это время человек успел создать окончательный портрет традиционного Дьявола, который  почти убедил человека в чуть ли не родственных отношениях между ними. Однако, душевные сомнения по-прежнему не оставляют человека в покое, едва живая душа, не способная к беспросветной лени, заставляет его двигаться либо к свету, либо в беспросветный мрак отрицания, в бездну зла, где как рекрут пополнит она собой ряды сатанинского воинства. Ослабевший от постоянной борьбы человек, дабы избавиться от душевных мук, пришел к своеобразной трактовке борьбы добра со злом – рождению атеизма. Эта доктрина заставляет человека пасть до уровня душевного нигилизма. Человек объявляет войну Богу, не понимая, что совершает над душой самый настоящий акт вандализма, заставляя ее, да и самого себя, бороться против собственного Отца, что и входит в планы Дьявола – убить Бога руками его же ребенка. Видимо не понимает человек того, что он навечно связан духовной пуповиной с высшим миром, своей прародиной, и без подпитки отцовской энергией обречен на гибель не только телесную, но, что еще страшеннее – духовную. Тогда, с полным основанием можно будет назвать человека тупиковой веткой эволюции жизни на Земле. 

 

Использованная литература

 1. Библия. Ветхий завет

2. Д. Бертран Рассел “Мефистофель. Дьявол в современном мире” С. – Петербург, 2002г.

__________________________

© Грановский Александр Михайлович

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum