Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Итоги года. Интернет-СМИ: слухи о смерти профессиональных СМИ сильно преувеличены
(№2 [220] 15.01.2011)

Итоги года каждый подводит со своей точки зрения; чаще всего главными для каждого становятся события, которые касаются его непосредственно. Мы собрали мнения сразу трех экспертов из области интернет-СМИ. Все они считают, что слухи о смерти профессиональных СМИ сильно преувеличены.

Статья опубликована на сайте "Планета СМИ" 06.01.2011

 

Виктор Саксон,

издатель интернет-версии "Ведомостей":

"Честно говоря, интернет-СМИ в этом году себя ничем особенным не проявили. То, что происходило с ними происходило в основном вокруг них, но не благодаря им. Например, после многих и громких разговоров про смерть СМИ от блогов, можно с удовольствием констатировать очевидное: блогосфера окончательно не состоялась как СМИ. Особенно хорошо показали это последние события на Манежной - читатели обратились к СМИ, потому что в них есть профессиональная и иногда проверенная информация. Но и другая тенденция печалит: СМИ в российском Интернете все чаще становятся средством дезинформации, пропаганды и проплаченного контента. Так что до окончательной победы качественной журналистики над фуфлом еще очень далеко.

Говоря о небольшой прострации в отрасли, отсутствии внятных новых проектов на поле интернет-СМИ, можно, конечно, по мелочам отмечать разные интересности в развитии СМИ, как то - уход в большую мультимедийность и разноформатность. Например, ранее, чтобы обозреть одно, но большое событие, редактор думал о том, как бы сделать просто побольше текстов. Теперь он думает спецпроектами, про видео, фоторепортажи, Твиттер и Фейсбук. Но это все довольно скучная ремесленническая история, чтобы быть вынесенной в заголовки.

Некоторые успешные интересные опыты по дистрибуции медиа через социальные сети, безусловно, могут быть взяты в 2011 год. Однако пока тенденция превалирования социальных сетей в контекстном трафике интернет-СМИ еще не устоялась, и монетизация социальной активности для СМИ пока не так очевидна.

Вообще же финансовая составляющая бизнеса интернет-СМИ в прошедшем году была куда более интересной историей.

Во-первых, бумажные СМИ, которые сильно просели в рекламной выручке в кризис, наконец-то увидели, что доходы от Интернета - это не 10 или 15% их докризисного пирога, но заметно больше. Это сильно повлияло на мозг издателей бумаги, не всегда в нужную сторону. К сожалению, нас ожидает обильный урожай из ошибок на этой почве.

Во-вторых, медленно, но верно меняется структура рекламного рынка в Интернете. К сожалению, не всегда в пользу интернет-СМИ. Рекламные бюджеты довольно заметно распределяются в пользу социальных сетей. При годовом росте рынка медийной рекламы в 24%, который заявляет АКАР, объем размещения в интернет-СМИ рос куда более скромными темпами. Концентрация рекламного рынка предъявляет все больший спрос на охватные кампании и нишевым СМИ в этом плане становится все труднее.

Но мы надеемся и на хорошие новости".

 

Павел Власов-Мрдуляш,

издатель Slon.ru:

"Каких-то ярких открытий в этом году не было. В следующем их можно ждать от СМИ, построенных на видео (так как растет рынок видеорекламы), и СМИ в мобильных приложениях. Главная модель - по-прежнему - собрать достаточную аудиторию и зарабатывать на рекламе. Так, например, живет Slon.ru - за полтора года после запуска нам удалось достичь некоторых результатов на рекламном рынке, надеюсь, что в следующем году удастся их улучшить. Малоприменимыми оказались модели традиционных газетных редакций - с большим количеством людей по широкому кругу направлений. Такие проекты существующий рекламный рынок не сможет прокормить даже в перспективе".

 

Вадим Горшенин,

председатель совета директоров холдинга "Правда.Ру":

"Если раньше традиционные СМИ использовали свои сайты в основном для публикации вышедших в печатной версии публикаций и новостей, то в 2011 в них стали появляться самостоятельные онлайн-публикации. Раньше, если кто не знает, в традиционных СМИ существовал так называемый "загон", из которого только небольшой процент текстов "выходил в свет", все остальные отправлялись в "корзину". Теперь в нее отправляются, как понимаю, только уж совсема непригодные для публикации тексты. И это хорошая новость: качественная конкурентная среда дошла и до медийного пространства Рунета. Онлайн-СМИ, которые раньше считались в каком-то смысле "недоСМИ", в ней выжили, прекрасно себя чувствуют и поэтому в выборном 2012 году могут рассчитывать на приличный "кусок пирога" от партийных структур.

Другой важной особенностью 2011 года оказалось изменение самой конкурентной среды в технологическом плане. Если раньше закупкой трафика занимался ограниченный круг участников рынка, то теперь она стала повсеместной. И сегодня первые строчки рейтингов делят между собой "накачанные" ресурсы. И схема существования СМИ в онлайне определилась достаточно четко: "издание СМИ" - "закупка трафика" - "продажа рекламы".

Соответственно теперь уже не только специалисты, но и представители рекламного сообщества начали, наконец, делить трафик на "медийный" и "развлекательный". В ближайшее время, вполне возможно, и представители рекламных агентств, и прямые клиенты начнут говорить о цене за трафик, исходя из этих составляющих. Они действительно качественно различаются, и эти отличия можно увидеть хотя бы по такой опции, как глубина просмотра ресурса.

Еще одной особенностью года (или приближающейся тенденцией) оказывается разграничение информационного поля. Как разбиваются все прогнозы о смерти традиционных СМИ из-за существования их онлайн-конкурентов, так начинают рушиться и прогнозы недальновидных аналитиков о смерти онлайн-СМИ из-за существования блогов.Достаточно проанализировать RSS-потоки блогоплатформ, чтобы понять: значительная часть записей о событиях в блогах является перепечаткой публикаций онлайн-СМИ.

И последнее, что можно отметить как событие 2011 года в медийном Рунете. Это, конечно, обозначение проблемы авторского права. Судебная практика рассмотрения дел по этой категории споров расширяется и, вполне возможно, в следующем году нас ждет ее обобщение объединенным постановлением Высшего арбитражного и Верховного судов. Что, в силу нашего общего стремления к построению правового государства, не может не радовать".

 

Материал опубликован в сокращенном варианте. Полностью — на сайте "Вебпланета"


Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum