Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Страна без государства
Статья о необходимости бережного, внимательного отношения государства к своим гр...
№10
(343)
20.07.2018
Образование
Школьная успеваемость: а есть ли чем гордиться?
(№2 [220] 15.01.2011)
Автор: Alisa Крутовски (Krutovsky)
Alisa Крутовски (Krutovsky)

http://community.livejournal.com/golos_ameriki/419076.html#cutid1

 

Мне сегодня попалось очень интересное исследование о подготовленности учащихся во всем мире, и я не могла не заметить, что в рейтинге успеваемости за 2009 год, составленном Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA –Programme for International Student Assessment) США заняли 17-е место, а Россия – 43-е.

Справка из Википедии:

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике. Проходит во многих странах мира раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития.

В 2000 году в тесте участвовало 265 000 учеников из 32 стран. Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Две трети вопросов этого теста были посвящены именно этому.

Больше 275 000 учеников участвовало в PISA-2003, то есть представители 41 страны.

В 2003 году Россия была в четвёртом десятке из пятидесяти семи стран. Основными категориями для оценки образовательных достижений в 2009 году были «грамотность чтения» (приоритетная часть, на которую отведено две трети времени тестирования), «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». В исследовании PISA, которое проводится каждые три года, приняли участие 15-летние школьники из 65 стран мира. 

 

Наилучшие результаты по всем трем показателям продемонстрировали школьники китайского города Шанхай, который, кстати, впервые принял участие в исследовании PISA. По уровню грамотности чтения (по определению PISA, это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни») они набрали в среднем 556 баллов. Американские учащиеся – 500 баллов, а российские – 459.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
По результатам исследования математической грамотности («способности человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику, чтобы удовлетворять потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину») шанхайцы набрали 600 баллов. Американцы – 487 баллов, а россияне – 468.

 

По итогам исследования естественнонаучной грамотности («способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой») китайские школьники получили 575 баллов. У их американских сверстников – 502 балла, а у российских – 478.

 

То есть, согласно результатам исследования, среднее образование в США находится не в столь плачевном состоянии, как об этом любят говорить политики и СМИ. Даже если система школьного образования в США далека от совершенства – во всяком случае, так считает автор статьи «An achievement gap that won't be fixed in schools» Роберт Самуэлсон (Robert J. Samuelson) – она все же лучше, чем во многих других странах мира.

 

Согласно Самуэлсону, относительно низкие результаты США нужно рассматривать критически, с учетом экономической и социальной составляющих. По его словам, сравнивать такую многонациональную страну как США со странами более однородными по национальному составу, не совсем корректно, так как не секрет, что представители многих этнических групп в США, таких как, например, латиноамериканцы или афроамериканцы, успевают хуже своих среднестатистических белых сверстников. Более того, Самуэлсон считает, что несмотря на то, что японские школьники показывают лучшие результаты, чем их американские сверстники, это мало сказывается на развитии экономики. Рост экономики в Японии куда слабее, чем ее рост в США.

 

США входит в двадцатку рейтинга успеваемости, и обгоняет Россию и такие развитые европейские страны как Франция, Германия, Австрия, Великобритания и Швеция. Так, может, США не так уж нужна школьная реформа, как об этом твердят и в Конгрессе, и в администрации? Как показывают результаты исследования PISA, американцы не сильно отстают от своих зарубежных сверстников.

 

Но главная сенсация PISA-2009 - это, несомненно, Китай. Точнее, Шанхай, который впервые принимал участие в этой программе и сразу же вышел на первые места по всем трем показателям. Конечно, Шанхай - это далеко не весь Китай. В России, например, в исследовании участвовали 45 регионов. А от Китая - только Шанхай, Гонконг и Макао. Но, тем не менее, успех китайской системы образования, что называется, налицо.

 

Впрочем, некоторые специалисты, включая Самуэлсона, утверждают, что важно не столько место в рейтинге, сколько динамика изменений. Например, в России с 2000 по 2003 год (исследования проводятся раз в три года) уровень читательской грамотности школьников резко снизился - с 462 до 442 баллов. Следующие три года он оставался примерно на том же уровне, а в последнее время подрос сразу на 17 пунктов. Другими словами, есть позитивная тенденция. 

 

Далее, по словам Галины Ковалевой, директора Центра оценки качества образования, обеспечивавшего проведение тестов в России, проблему российского школьного образования нужно рассматривать комплексно. «Российское образование дает хорошие результаты в предметных областях, то есть знания у наших детей есть, но они не умеют использовать их в жизни», – высказывается Ковалева на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Любопытно, что во всем мире к результатам тестов PISA относятся очень серьезно, часто воспринимая их как повод для реформы системы образования. А берет ли Россия в расчет исследования PISA? Будут ли результаты учтены в новом законопроекте «Об образовании», который вскоре должен быть внесен в Думу? 

 

Кроме того, в Министерстве образования и науки РФ разрабатывается новый стандарт для средней школы. Именно по этим документам предстоит жить российской школе в ближайшие годы. Будет ли в них учтено сегодняшнее место российской системы образования в международном рейтинге?

 

Как Вы думаете, не означают ли результаты исследования, что и российская, и американские системы образования нуждаются в совершенствовании?

_____________________

©  Alisa Krutovsky
В поисках художественного образа
Представлены работы ростовской художницы Анастасии Федоровой в разных стилях, формах, образах и воплощении.
Конструирование виртуальности в мире с множеством правд
Статья о том, что мир стоит на пороге значительного пересечения реального и виртуального. При этом виртуальнос...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum