Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
История российского автомобиля. Рецензия на монографию Елены Прокофьевой
(№4 [222] 25.02.2011)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов

 

Е.Ю. Прокофьева. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БАЗА (1896–1991 гг.). Тольятти 2010

 

 

 

Выход в свет монографии кандидата исторических наук, доцента, директора Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета Елены Юрьевны Прокофьевой, посвященной истории отечественного автомобилестроения, вполне закономерен: этому предшествовали многие годы исследований, статьи, опубликованные в ряде журналов и сборников научных работ, участие и организация автором научных конференций. Книга, таким образом, подводит итог многолетней деятельности ученого и вбирает в себя как отражение длительного поиска, так и создание методики исследования, применимой для самых различных исторических розысканий в любой иной cфере технологий, промышленности, производства.   

Структура монографии соответствует этим двум главным направлениям: первая глава посвящена историографии, методологии и источниковедения в изучении отечественной автомобильной промышленности, затем четыре главы, основанные на хронологии развития отрасли и разбитые на временные этапы (от создания автомобиля в России до 1991 г.) и 6-я глава отдельно посвящена истории научно-исследовательских и конструкторских работ в автомобилестроении. Уже в самой структуре заключена специфика монографии и ее несомненное достоинство, преимущество перед другими работами. Сотни авторов - наших и зарубежных - описывали историю автомобиля, среди них основная часть - инженеры, уделяющие внимание конструктивным проблемам и технологическим особенностям, другая часть - писатели, журналисты, отдельные специалисты - стремились популяризировать, рассказывать об истории автомобиля интересно, увлекательно, художественно («Повесть об автомобиле», «Беседы об автомобиле» и пр.). Третья, немногочисленная часть пишущих, - ученые, исследователи, но и они чаще всего ограничивали свои разработки либо ведомственными интересами, посвящая разработки одному предприятию, либо одному тематическому направлению. И только Е.Ю. Прокофьева создала целостное научное исследование, универсальное с точки зрения дальнейшего научного опыта.

Свой интерес к исследованию автор определяет через интерес к изучаемому объекту: «Влияние автомобиля на изменения в повседневной жизни человека трудно переоценить. Этот продукт индустриализации обладает глубочайшими способностями трансформации образа жизни, корреляции картины мира человеческого сообщества. Включение автомобиля в нашу жизнь общества привело к принципиальному изменению ее стиля и темпа, преобразованию нашего населения земного шара. Автомобиль привнес с собой не только скорость передвижения..., но и независимость, самостоятельность и самодостаточность человека (я бы здесь поставил точку! мне показалось, и автор так думает, осторожность проявила - АА) в решении проблемы перемещения. Автомобиль принципиально изменил инфраструктуру городского пространства, наш быт и привычки». Очень ёмко и убедительно. 

В самом начале книги автор приводит огромное количество источников, разделяя их на группы, классифицируя и отмечая их значимость для тех или иных изысканий. Здесь сразу предстает массив официальных документов с определением мест их хранения и полный перечень архивных фондов и фондодержателей.

Е.Ю. Прокофьева приводит краткий анализ научных и специальных трудов, посвященных истории автомобиля как феномена техники и как социально-исторического явления. Разделив работы на группы и подгруппы, автор дает им характеристики, рекомендует источники в зависимости от целей исследования, включая в общив массив источниковой базы научно-популярные и массовые журналы, биографические книги, посвященные крупным деятелям автомобилестроения, многочисленные иностранные источники. Думается, именно в первой главе монографии многие, особенно начинающие историки найдут массу полезного в источниках, методике поиска и технологии  исторического исследования.

Исторические главы читаются с естественным интересом к объекту исследования. Е.Ю. Прокофьева определяет годы рождения автомобиля в мире и в России. Для этого она вводит характеристику, отличающую множество переходных форм - «с двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливе нефтяного происхождения» и останавливается на датах: 1886 г. для мира и 1896 г. для России. Решить, какую модель или какой акт следует считать главным в определении начала автомобилестроения, не так просто: получение патента, испытание пробного образца или полноценной модели, создание двигателя внутреннего сгорания - одноцилиндрового, двухтактного или четырехтактного, переход с газообразного топлива на жидкое и т. п. Но автор показывает такое знание автомобиля и такой анализ ситуации с техникой и людьми, что это становится убедительным. Здесь, на мой взгляд, проявляется очень важная черта исследователя: Елена Прокофьева - сама отличный автомобилист, дитя любимого автограда, знающая и чувствующая машину. Именно это придает историку и ученому убедительность в анализе и рождает несомненное доверие читателя.

Очень важной частью исследования является анализ статистических данных и их критика. К сожалению, многие историки спотыкаются в своих исследованиях именно на этом: они используют статистику как важный и неоспоримый аргумент, в то время как она, увы, может быть ошибочна, искажена неверной методикой, подходами, оценками и просто умышленно. Е.Ю. Прокофьева часто подвергает сомнению статистические данные, объясняя причины этого сомнения.

Естественно, что особенно скрупулезные изыскания в работе посвящены российской истории автопрома, и тут неоценимо значение истории создания отрасли в начале 20-х годов ХХ века и организация серийного производства автомобилей, что привело к формированию автомобильной промышленности (третья глава). 

Весьма интересным и поучительным выглядит анализ развития автопрома в период Великой Отечественной войны, чему посвящена 4-я глава монографии. Основной же в историческом блоке является пятая глава, вмещающая самый важный, определяющий этап развития автомобильной промышленности СССР. Автор показывает, как в трудные 40-е-50-е годы реконструируются и расширяются действующие заводы (ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ, УралЗИС), создаются новые - в Москве, Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Ульяновске, Минске. При этом автор приводит ряд печальных фактов истории отечественного автомобиля, скрываемых от современников: лишь в 1947 году удалось достичь уровня выпуска 30-х годов; в СССР было ввезено оборудование более 100 заводов из Германии, Польши, Австрии, Чехословакии; для адаптации документации были привлечены немецкие специалисты, игнорировались предложения молодых советских инженеров. И, тем не менее, в  середине 50-х производилось уже 43 модели автомобилей, а «на всемирной выставке в Брюсселе в конце 50-х гг. советские легковые модели ЗИЛ-111, ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», грузовик ГАЗ-52 и карьерный самосвал МАЗ-530 были удостоены Гран-При». В книге дается анализ этого трудного пути.

Естественно, что особое (и вполне оправданное) внимание тольяттинская исследовательница уделила Волжскому автомобильному заводу - строительству, выпуску первых шести машин 19 апреля 1970 г., приему в эксплуатацию промышленного комплекса мощностью 660 тыс. автомобилей в год, организации массового производства семейства «Жигулей».  Автомобили марки LADA  собирались не только в России, но и ряде других стран - Украине, казахстане, Финляндии, Эквадоре, Египте. Е.Ю. Прокофьева приводит массу фактов, свидетельствующих о расцвете завода. Заканчивая историю 1991-м годом, автор получила счастливую возможность опустить нелучшие страницы истории завода. Наряду с ВАЗом, описана история всех значительных предприятий отрасли, приводятся их сравнительные характеристики. 

Что касается 1991 года, как даты окончания изучения истории отечественного автомобилестроения, тут сомнений быть не может: всё значительное произошло именно в этот период - становление и развитие отрасли, проекты, проблемы и результаты. А с 1992-го пришла другая экономика, другая идеология (либо ее отсутствие), другие идеи и планы. И, хотя серьезный исследователь Е.Ю. Прокофьева в монографии приводит состояние дел в автопроме России уже на 2010 год, перечисляет современные проблемы, очевидно, что это уже - совсем другая история.

Главное, что хочется отметить: исторические главы монографии не являются описательными, в каждой из них автор приводит свой анализ ситуации, свой взгляд на развитие отрасли и демонстрирует пример методики исследования с привлечением большого количества источников.  

Завершающая глава посвящена истории научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ. Именно в стенах Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института - НАМИ молодые советские специалисты создавали, практически с нуля, новую отечественную автомобильную индустрию: малолитражные автомобили НАМИ и КИМ, легковые ГАЗ-М-20 и ЗИС-110, гоночные автомобили «Звезда», грузовики, автобусы, вездеходы, автомобили на гусеничном ходу.  Наряду с массой наших моделей в НАМИ проводили испытания многих зарубежных фирм.  Е.А. Прокофьева приводит массу фактов этой деятельности, показывает, как проектировщики, конструкторы и ученые в трудных условиях обеспечили промышленность своими разработками, позволившими осуществить технологический прорыв в отрасли. В монографии анализируется деятельность многих научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, и, хотя автор приходит к выводу о «невысокой степени отдачи научных результатов» и «разъединении науки и производства», весь массив этой деятельности говорит о гигантском труде тысяч наших специалистов, в большинстве своём оставшихся безымянными и недооцененными. А «разрыв с практикой» - это ведь от Системы, часто - от неверной политики... Хорошая, ценная глава, мне только не понравилось выражение «научное сопровождение».  Это традиционное отношение к науке, но Елена Юрьевна, как ученый, конечно, знает, что начинается всё с науки, а производственники и менеджеры - это потом. Впрочем, возможно, это уже придирка...

В целом же работа состоялась, ее отличает очень высокий уровень научного исследования, полнота изучения предмета, большой вклад в историографию и источниковедение важнейшей отрасли отечественной индустрии. Кроме бесспорной научной ценности, несомненно на уровне докторской диссертации, монография читается с интересом, ее отличает хороший язык и стиль изложения, логика и аргументация. В приложении к книге - интереснейший набор фотографий автомобилей разных лет. Поэтому , уверен, что круг читателей книги, конечно, окажется весьма широк.

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum