|
|
|
Проблема выбора – одна из вечных проблем, актуальная ныне как никогда. «Нельзя одновременно служить Богу и Маммоне», – гласит Евангелие (Маммона – воплощение земных благ, богатства, потребностей желудка). Герои романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1851 г.) и написанной на его сюжет в 1885 году Джакомо Пуччини оперы «Богема» вопреки нищете однажды и навсегда сделали свой выбор в пользу искусства, творчества, любви. «Благоприятные условия. Их для художника нет. Жизнь сама – неблагоприятное условие. Всякое творчество – перебарывание, перемалывание, переламывание жизни – самой счастливой. И как ни жестоко сказать, самые неблагоприятные условия, быть может, самые благоприятные», – так в 1922 году определила Марина Цветаева проблему выбора для Артиста в эссе о художнице Наталье Гончаровой.
Когда на состоявшейся в Ростовском музыкальном театре пресс-конференции возник вопрос, почему именно «Богему» было решено сделать премьерным спектаклем нового сезона, главный дирижер и постановщик оперы Александр Михайлович Анисимов ответил так: – Партитура – сложнейшая, но хорошо ложится на возможности труппы. Наши актеры – не новички в театре, но так же молоды, как и герои «Богемы». Поэт, музыкант, живописец, философ – такие есть и в Ростове. Мы хотим выплеснуть в зал эту вдохновенную молодость. – Насколько важен будет для вас коммерческий успех? Окупятся ли новые спектакли? В.М. КУЩЁВ (генеральный директор театра и художественный руководитель постановки): – Мы никогда не ставили и не обсуждали эти вопросы. У нас таких целей нет и не будет. А.М. АНИСИМОВ: – Для артистов успех в том, чтобы чувствовать дыхание зала. Это для нас – самое главное. – Как долго держатся аншлаги? В.М. КУЩЁВ: – Проблем с пустым залом у нас нет. В свое время министр культуры М.Е. Швыдкой не поверил, что у нас обычная загрузка по кассе – 83%, а сейчас – еще больше. Мы часто меняем цены на билеты, имея в виду неимущих, семьи погибших. Часто ставим дополнительные стулья. Доцент Ростовской консерватории Наталья МЕЩЕРЯКОВА: – Спасибо вам от ветеранов Пролетарского района. Все побывали на спектаклях по чисто символическим ценам. Творчество Дж. Пуччини относят к веризму в оперном искусстве. Веризм (vero – истина) требует правдивого изображения жизни. Герои веризма – обыкновенные, простые люди. Сюжеты – остро драматические. «Заинтересовать, поразить и растрогать», – так писал о своих целях сам Пуччини. Но музыкальное произведение живет только в интерпретациях талантливых исполнителей и восприятии умной публики. Как доказала премьера «Богемы», в Ростовском музыкальном театре все это есть. Самые нежные акварельные краски нашли на первом спектакле для образа Мими «летящее» сопрано (Ирина Крикунова) и оркестр. Думается, что остальные исполнительницы этой роли будут также по-своему прекрасны. Проникновенна тончайшая нюансировка солирующей скрипки (Сергей Нестеров) и скрипичных ансамблей. Даже духовики, которым в иных симфонических оркестрах очень трудно не «дать петуха», хорошо провели свои партии. Очень выразительна, характерна, искрометна и в вокале, и в актерской игре Мюзетта – Ольга Иванова-Макарова. Замечательна тембровая гармония мужского квартета; Рудольф – Сергей Мунтян, Марсель – Владимир Петров, Шонар – Игорь Цховребов, Колен – Александр Мусиенко, где слышен каждый голос с его оттенками. Мастерство хоровых сцен, где не только прекрасно поют, но и хорошо играют (руководитель хора – Елена Мухарбековна Клиничева) сразу захватывает слушателя и переносит в гущу парижской толпы настолько, что выход уличных артистов на сцену через зал – просто дополнительный штрих к соучастию слушателей в действе. В нашем театре воспитывается хор мальчиков из сорока человек. И в этом спектакле они показали себя настоящими артистами. Сценография спектакля скупа, лаконична, общий колорит – в основном пастельный. Элементы авангардизма очень органичны. Например, вертикальный стеклянный потолок мансарды – одновременно и стена. Когда герои уходят за эту стеклянную перегородку, получается очень красивое, естественное затухание голосов. Находок немало. Сказать новое авангардной постановкой, например, нарядив героев в спортивные костюмы, – что может быть проще? Гораздо труднее сказать новое, не выходя из традиции, – такова позиция театра. Нельзя не согласиться с А.М. Анисимовым, что звезды, которые зажглись в Ростовском музыкальном театре – огромное достояние, но о спектакле «Богема» нельзя сказать, что он держится только на звездах. Труппа, как всегда, работает с полной отдачей, и как благодарность – бесконечные «браво», аплодисменты воздетых рук и даже слезы на глазах некоторых зрителей. Все спектакли Ростовского музыкального театра создаются огромным, самозабвенным и адским трудом всего коллектива (при несоизмеримо маленькой зарплате). Они отдают нам свою душу, свою энергию. Они заслуживают похвал. Давайте же чаще хвалить артистов. Они нуждаются в этом. |
|