Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Коммуникации
Форточка для блогеров
(№7 [225] 15.04.2011)
Автор: Владимир Абаринов
Владимир Абаринов

Адъюнкт-профессор античной литературы Ребекка Бенефил из Университета Вашингтона и Ли в Вирджинии вот уже шесть лет занимается изучением надписей на стенах Помпей. Пепел Везувия, погубивший город в августе 79 года, сохранил на стенах домов в изумительно высоком качестве не только фрески, но и граффити, нацарапанные помпейцами по самым разным поводам. 

В те времена жанр этот был нисколько не маргинальным. Гости оставляли на память хозяину благодарственные надписи за хороший прием и угощение. Прохожему пришла в голову умная или игривая мысль – и он тотчас запечатлевал ее на оштукатуренной стене ближайшего дома. Среди надписей встречаются цитаты из классических поэтов, сплетни, сообщения о сексуальных победах, клятвы в вечной любви и дружбе или просто "Антиох гулял здесь со свой подругой Цитерой".  

Граффити удовлетворяли страсть горожан к общению и самовыражению. Потребность эта у древних была ничуть не меньшей, чем у нас сегодня, а средств связи – почти никаких. В конечном счете Ребекка Бенефил поняла, что перед ней древняя социальная сеть, что-то вроде Твиттера. Оказывается, историки провели уже четыре международные конференции, посвященные античным граффити. Они изданы книгой, которая открывается эпиграфом, обнаруженным в Помпеях: "Я изумлен, о стена, что ты не рухнула, ты, служившая опорой столь многим скучающим авторам".

Иногда соблазнительно вообразить блогерами героев известных эпистолярных романов – Элоизу и Абеляра, Лотту и Вертера, маркизу де Мертей и виконта де Вальмона из "Опасных связей". Что изменилось бы в их отношениях, имей они возможность переписываться в режиме реального времени, слать друг другу фотографии и видеофайлы? Впрочем, не только они: вместо тайных любовных записочек тургеневские девушки обменивались бы с возлюбленными СМСками, Онегин "еще в постеле" просматривал бы свой блэкберри, а Раскольников вместо того, чтобы размахивать топором, стал бы хакером и взламывал бы банковские счета. 

Еще интереснее представить, как повели бы себя в социальных сетях литераторы-классики и разные исторические деятели. На каком-нибудь европейском сервере вели бы свою дискуссию о судьбах России Гоголь и Белинский: один в Остенде, другой в Зальцбрунне. Заядлым блогером был бы Достоевский - темпераментным, сварливым и нелюбезным. А может, наоборот – не вылезал бы из интернет-казино? Судя по дневнику Николая II, ему была бы уготована унылая роль никому не интересного зануды. Гитлер никому не давал бы рта раскрыть, публиковал бы длиннейшие и скучнейшие посты – глядишь, весь пар в свисток и ушел бы. Зато Ленин ловко использовал бы ресурсы сети на все сто процентов – у него тогда не газета, а Интернет был бы коллективным агитатором и организатором. Воланд со своим волшебным глобусом – просто жалкий шарлатан по сравнению с теперешней "аппаратурой".

Но вот коварный вопрос: способствуют ли нынешние коммуникационные технологии единению, сплочению человечества? Или хотя бы взаимопониманию? Скорее, увы, наоборот. Возвращаясь в Древний Рим, нельзя не увидеть, что в имперский период глобализация достигла невиданной степени. От холмов Шотландии до песков Сахары не существовало государственных границ. Единой была валюта. И всего два государственных языка – латынь и греческий, зная которые, можно было чувствовать себя дома на всей этой огромной территории. И все это было достигнуто в эпоху самых примитивных средств связи.  

Маршалл Маклюэн считал, что изобретение книгопечатания стало причиной возникновения европейского национализма и раздробления Европы. Теперь мы, быть может, стоим на грани нового раскола. Да, мы имеем возможность общаться с жителями иного полушария, но есть ли нам что сказать друг другу? Если нечего, то социальные сети будут просто форточкой, через которую мы освобождаемся от своих обид и комплексов, вымещая их на собеседнике.

http://www.svobodanews.ru/content/article/2300336.ht... 

____________________

© Абаринов Владимир

 

   

Комментарии

 Игорь

07.02.2011 23:29

Увы, скорее разобщает! И причина одна: мы давно разучились слушать и слышать друг друга, вникать в мысли собеседника и стараться его понять. Никакая другая позиция, кроме нашей собственной, считаем мы, просто не имеет права на существование. Поэтому аргументированно спорить и тем более - упаси Бог! - в чем-то соглашаться с позицией оппонента нам кажется просто неприличным. Лучше грубо прикрикнуть, навесить ярлык на оппонента, с молодецкой удалью нахамить ему. Жаль, могло бы быть по-другому - ведь в наших руках замечательное средство общения!

Воропаев из Питера

08.02.2011 02:29

Восхищение Владимира Абаринова достижениями античной цивилизации заслуживает внимания. Неподдельный интерес автора к проблемам, занимавшим древних римлян, по моему скромному мнению, прямое доказательство широчайшей эрудиции и неординарности мышления В. Абаринова. Не всякий сегодня обратит внимание на то, как обстояли дела в Древнем Риме, например, со средствами связи, с едой и питьем, с жильем (не все же жили на виллах!), наконец, с рабами, которые на деле не походили на чернокожих собирателей хлопка на плантациях Техаса или Луизианы, а - как это не будет странно звучать - законным путем могли выкупить себе свободу и даже ( вот счастливый случай!) обрести ее без выкупа! Мир античности до удивления плохо знаком современному человеку, убежденному в том, что коли нет твиттера, лифта и последней модной автомодели, то "жизнь не удалась". 

Должен обнадежить любителей античности, вроде В. Абаринова и др., что отечественные исследования - благодаря заложенной еще до революции основательной базе - находятся на хорошем мировом уровне. Например, продолжаются раскопки в античной Ольвии (теперь Украина), начатые Б. Фармаковским (одноклассником В. Ульянова-Ленина) задолго до 1917 г. Изданы и подготавливаются новые (дополненные) тома греческих и латинских надписей и граффити, найденных археологами на побережье Черного моря. Выпускаются монографии, некоторые на английском за рубежом. Регулярно (с 1937 г.) выходит 4 раза в год научный журнал по античной истории, филологии и культуре - «Вестник древней истории Академии наук». Для сравнения: в одной Германии выпускается около 6-7 журналов по античности. И в гимназиях у них с 8 класса по 12-й учат древнегреческий и латынь (иначе в университет не поступишь). Правда, те, кто намерен специализироваться в Соединенных Штатах по античности, приезжают на стажировку в Германию, родину классического образования.

Skeptik из Германии

08.02.2011 21:21

 Ну, всё-таки латынь и греческий для поступления в университет в Германии не обязательны. Просто учат 2 иностранных языка, английский и ещё один по выбору. Это может быть испанский, французский, русский, а может быть и латынь, в зависимости от наличия учителей в конкретной гимназии. Гимназисты, готовящиеся на медицинский или исторический факультеты, выбирают, естественно, латынь. Но поступить можно и без латыни, лишь бы был документ, что учил два языка.

 Верёвкин

08.02.2011 20:18

Да, есть в этом виртуальном "сближении", в этих социальных сетях что-то пугающее, что-то фатальное.. Только вот что? Этого мой слабый мозг, к сожалению, ни охватить ни понять пока не может. Станислав Лем писал о виртуальных мирах, о последствиях ухода в них...

Валерий из Ванкувера

08.02.2011 21:22

 «Да, мы имеем возможность общаться с жителями иного полушария, но есть ли нам что сказать друг другу? Если нечего, то социальные сети будут просто форточкой, через которую мы освобождаемся от своих обид и комплексов, вымещая их на собеседнике". Всё верно, ещё раз с Уважением к Вам, Владимир Абаринов. Потому как (почему-то?): - "Не нашедшие братьев по разуму, ищут братьев по крови". И тут Дарвин не несёт ответственности за озверение масс.

Спасибо.

 

Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum