Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Естествознание
Информация, причиняющая вред здоровью детей, и парадоксы нового информационного законодательства
(№8 [226] 01.05.2011)
Автор: Анна Капустина
Анна Капустина


    Развитие новых технологий и форм распространения информации уже давно обеспечили детям доступ к разнообразным источникам информации, в том числе с потенциально опасным содержанием для  незрелой детской психики. Компьютер и Интернет – самые популярные игрушки для современных детей. 

    Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная РФ в 1990 г., устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Забота о нравственном и физическом здоровье детей проводится в разных направлениях. Одним из них является информационное законодательство.

   В конце прошлого года был принят федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон содержит классификацию видов информации, а также правила оборота информационной продукции для детей. 

       Из сферы действия закона исключена информационная продукция, содержащая научную, научно-техническую, статистическую информацию; информацию, доступ к которой не может быть ограничен; информационную продукцию, имеющую значительную художественную, историческую и иную культурную ценность для общества; а также реклама.

     Исключение коммерческой информации как потенциально возможной нанести вред информационной безопасности ребенка вызывает недоумение. Дети – активные потребители рекламы. Малыши смотрят рекламные ролики с не меньшим интересом, чем мультики. 

    В законе о рекламе есть норма, защищающая несовершеннолетних. Однако тот факт, что законодатель не попытался объединить  нормы двух законов хотя бы простой ссылкой на закон о рекламе, на наш взгляд, значительное упущение. Многие положения указанных законов повторяются, но требования закона о рекламе более узкие и ограничены лишь несколькими статьями.

    Так, в  законе о рекламе говорится, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

 3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

 8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

      Положения о защите прав несовершеннолетних содержаться и в других нормах закона о рекламе. Например, реклама алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна обращаться к несовершеннолетним, а также использовать образы несовершеннолетних.

     Такая реклама не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, пива и табачных изделий допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

   В законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к  запрещенной для распространения информации относится информация;

1)  побуждающая детей к совершению действии, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия, алкогольную и  спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; 

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; 

5) оправдывающее противоправное поведение; 

6) содержащая нецензурную брань; 

7) содержащая информацию порнографического характера.

      Как видим, многие нормы названных законов пересекаются и схожи по смыслу. Но, следуя логике нового закона о защите детей, если подобная информация содержится в рекламе, то ее распространять можно. 

  Нормы закона о рекламе, регулирующие вопросы, связанные с несовершеннолетними,  должны быть компонентами общей системы защиты детей от вредной информации.  И ответственность к участникам отношений по производству и распространению рекламы должна строиться на основе единых принципов.

    Ведь закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, помимо перечня запретов содержит также возрастную классификацию информации для несовершеннолетних, порядок и полномочия классификации информации, а также ответственность за нарушение закона. Соответствующая ссылка в законе о защите детей расширила бы объем гарантий защиты несовершеннолетних от вредной информации, чтобы  систематизировать нормы разных законов. Как будут регулироваться возможные коллизии, покажет время. Кстати закон вступит в силу только в следующем году.

__________________________

© Капустина Анна Георгиевна


 

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum