Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Человек, вернувший фельетон
(№8 [226] 01.05.2011)
Автор: Виктор Шендерович
Виктор Шендерович

 

90 лет со дня рождения писателя Леонида Лиходеева

 

«Смешно то, что правда». 14 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения писателя Леонида Лиходеева. В шестидесятых его фельетоны были таким же знаком перемен, как повести Аксенова, спектакли «Современника» и песни Окуджавы

Русский политический фельетон — грандиозный памятник началу прошлого века. Влас Дорошевич и Аркадий Аверченко, усмехаясь поодиночке, соорудили на пару такой блестящий и лаконичный некролог царскому самодержавию, что вся современная им ленинская публицистика выглядит одним безразмерным и угрюмым излишеством.

Дорошевич вовремя замолчал, и это дало ему возможность умереть своей смертью в Петрограде… Аверченко успел высказаться и про ленинскую гвардию — столь же кратко и убийственно, как высказывался про царскую… Делал он это уже из-за границы: новые владельцы империи умудрились перещеголять старых и тупостью, и свирепостью.

Жанр едва пережил Аркадия Тимофеевича. Партия и правительство быстро свернули шею русскому фельетону: из двадцатых в тридцатые он уже не перешел. Ранний Булгаков, Зощенко… дальше тишина. «Что за смешки в реконструктивный период?» — сформулировали напоследок Ильф и Петров.

Политический фельетон умер вместе с политической жизнью. Остался в живых (и полвека гулял по газетным полосам) — ублюдок, присвоивший славное имя великого покойника: советский фельетон, холуйский и доносный, по отмашке политбюро боровшийся то с уклонистами, то с космополитами, то с тунеядцами, и всегда — с заокеанскими ястребами. «Эйзенхауэр болен войной…» — пел в «Покровских воротах» герой Леонида Броневого. Это называлось «стихотворный фельетон»!

 

Зерно проросло

 

Как раз где-то по соседству с вымышленным куплетистом Соевым из «Покровских ворот» (и доброй сотней его унылых прототипов) в конце пятидесятых и появился Леонид Лиходеев.

Первоначально он был Леня Лидес из Юзовки. С такими данными можно было пойти на фронт добровольцем, но печататься под этой фамилией в стране, победившей фашизм, — об этом глупо было и мечтать… Юзовка стала Донецком, Лидес — Лиходеевым (за что, по молодости лет, успел огрести от литературных погромщиков в эпоху борьбы с затаившимися инородцами…)

Начинал он, как полагается, со стихов (кто не начинал со стихов?), заканчивал свою литературную жизнь, как и полагается, романом… Но остался в русской литературе как фельетонист милостию божией, человек, вернувший свободное и сильное дыхание в этот короткий жанр.

Фельетон умер вместе с политической жизнью — и возродился с ее возвращением, как раз на Лиходееве! Зерно должно было где-то прорасти, и оно проросло именно через него. Лиходеевские тексты стали таким же знаком перемен, как повести Аксенова, спектакли «Современника» и песни Окуджавы… Я говорю здесь не об общественном резонансе, но именно — о знаке. Ибо это было — нельзя, ну совсем нельзя, и вдруг оказалось: можно!

Лучшие фельетоны Лиходеева переплескивали через советский край: его пафосом был здравый смысл, очевидно расходившийся с партийной идеологией… Лиходеевская точка отсчета была едва ли не библейской, под стать отчеству, — а то, что сам он с фронтовых лет был членом ВКП(б), только парадоксальным образом подчеркивало его внутреннюю свободу. И конечно, несколько затрудняло работу цензоров…

«Овал», «Духовная Сухаревка», «Нравственность из-за угла»… — он постоянно ловил окружающий «совок» на подменах и демагогии, но никогда не был циником. «Без идеалов люди начинают хрюкать» — это сказано Лиходеевым! Сказано, как всегда у него, таким волшебным образом, что — буквы не вынешь…

 

Уроки литературы

 

Мне повезло: я видел классика. Симпатия и уважение к Леониду Израилевичу были у меня наследственные: мой отец приносил ему на пробу свои тексты еще в конце пятидесятых… В личном обучении у Лиходеева я был всего один день — на подмосковном семинаре молодых писателей, в 1988 году…

Разбор моих упражнений Лиходеевым помню дословно. Впрочем, запомнить было нетрудно.

«Вот смотрите, — сказал классик, взявши в руки мои листки. — Над этой шуткой смеялись, а над этой — нет. Почему?» Я не знал. И тогда он сам ответил на свой вопрос: «Потому что это — правда, а это — нет. А смешно то, что правда!»

Все гениальное просто. Третий десяток лет я прикладываю лиходеевскую мерку к текстам, своим и чужим, и всё больше убеждаюсь в ее точности. Смешно то, что правда… Непременно парадоксальная, но обязательно — правда!

Иллюстрация к тезису была предъявлена немедленно. Вечером, в неофициальной обстановке, молодые литераторы начали выпытывать у Леонида Израилевича главную тайну писательского ремесла: где взять деньги?

Классик не стал ничего скрывать от молодежи. «Ребята, — сказал он, — запомните слова старика…» И, значительно подняв палец, произнес: «Деньги дают кассиры!»

Его сарказм был неподражаемым; некоторая высокомерность, кажется, помогала дистанцироваться от тупости. Пуповину, связывающую юмор с этической стороной дела, Лиходеев чувствовал очень тонко. Печальная подкладка смешного, хрестоматийные невидимые миру слезы — все это было очень близко ему…

Уже спустя много лет после смерти Леонида Израилевича до моих ушей докатилась его печальная и светлая формула: «Старик, разве смешно — это не грустно?»

____________________________

© Шендерович Виктор Анатольевич

http://www.shender.ru/paper/text/?.file=460

 11.04.2011 "The New Times"

Послесловие редактора журнала RELGA 

Леонид Лиходеев был из числа людей, которых нельзя забыть даже после самой короткой встречи. Слишком яркий и независимый, что было в те времена слишком крайне редким явлением. Вот я и вспомнил его приезд в Ростовский университет, на отделение журналистики филологического факультета году примерно в 1980-81-м (точно теперь скажут только в неусыпном ведомстве, вечно нас контролирующем). Пригласил его профессор Яков Романович Симкин, зав. кафедрой теории журналистики и декан, автор только вышедшей книги "Сатирическая публицистика", по поводу того, что одна выпускница писала по его творчеству дипломное сочинение, поэтому приезд героя исследования был весьма полезным и эффектно выглядел. Лиходеев провел у нас два дня: в первый посидел на кафедре и встретился со студентами, а во второй побывал защите, выступил и уехал. Вел себя совершенно раскованно, чем приводил в восторг студентов и в уныние молчаливо сидевших стукачей. Студенты в то время были читающие, а уж такого популярного автора знали, конечно, тем паче отдельные его пассажи сразу становились афоризмами. Больше всего его знали по фельетонам в "Литературной газете". Не вдаваясь в детали и подробности встречи, скажу только, что запомнилось особенно четко и навсегда. "Вы ничего никому не должны. Делайте, что считаете нужным и поступайте, как знаете." (Помню, тогда не очень мне это понравилось, показалось, что в этих словах - по ощущению точно - был элемент призыва ухода от ответственности и долга, хотя ясно, особенно теперь, что Лиходеев имел в виду навязанную ответственность и навязанный извне долг). Будущим журналистам: "Когда будете осуждать человека, будьте крайне осторожны, не забывайте, что у вас за спиной армия и флот, а у него - ничего нет..." В ответ на то, почему он не указывает имена и адреса своей сатиры: "Я всё время помню, что главное - нападать на порок, а не на личность. Это для общества важнее."
Трудно сейчас объяснить новым людям, что память хранит массу примеров из газетных публикаций 30-40-летней давности. Это и Аграновский,и Стуруа, и другие, но среди них прочно в памяти - публицист и писатель Леонид Лиходеев...
А.Акопов 


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum