|
|
|
С 28 марта по 3 апреля 2011 года группа научно-педагогических работников Южного федерального университета во главе с проректорами И.В.Мостовой и А.Н.Карапетянцем прошла стажировку в Международной академии менеджмента и технологий (INTAMT) в Германии по программе повышения квалификации «Инновации в системе высшего образования Германии: организация, содержание и практическая реализация двухуровневой подготовки специалистов и система дополнительного профессионального образования». Место базирования - г. Дюссельдорф, гостиница «Петербург». Дюссельдорф, 28 марта, 09.30. Академия INTAMT Профессор Патрик Э.В. – председатель правления, Лауреат Государственной премии СССР о системе образования в Германии Система образования в Германии такая же, как у всех (общеобразовательная школа, далее профтехучилище, колледж или вуз), но с некоторыми нюансами. Начальная школа (государственная или частная) равная для всех (с 6 лет, 4 года обучения). А далее, в зависимости от успеваемости, детей (с 10 лет) распределяют по средним школам разных ступеней: для слабоуспевающих – «основная школа» (до 9-го класса) с последующим трудоустройством или профтехучилищем; для более продвинутых - «реальная школа» (до 10-го класса) с гуманитарной или технической специализацией. Ее выпуски имеют больший выбор: работа, училище, либо 11-й класс гимназии. Для хорошо подготовленных учеников начальных классов открыты двери гимназий (специализация по трем направлениям: классические языки (латинский, греческий); современные языки; математика и естествознание. Может учиться шесть или девять лет. Последнее дает право поступать в вуз. Кстати, учителя и преподаватели в Германии относятся к госслужащим и, при уходе на пенсию (65 лет) получают 80% от средней заработной платы. В Германии 376 высших учебных заведений, из которых 305 - государственные и 71 – частные. Основу составляют 92 классических, технических и общих университетов и 45 вузов, статус которых приравнен к университетскому: педагогические институты, медицинские, философско-теологические и спортивные колледжи. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат 185 профессиональных высших школ прикладных наук (образование в сфере бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и 45 музыкальных и искусствоведческих колледжей. С 2005 года каждый регион вправе решать вопрос о платности или бесплатности обучения. Цена за учебу варьируется в разных вузах от 35 до 900 евро за семестр. Вузы не дают студентам стипендий. Этим занимаются негосударственные фонды, стимулируя успешную учебу и научную работу (стипендии 500-600 евро). Для малообеспеченных студентов существуют государственные дотации и кредиты. Многие студенты подрабатывают на почасовой основе (7-10 евро в час при наличии налоговых льгот). При каждом вузе существуют студенческие биржи труда и студенческие социальные фонды. Последние финансируют студенческий общепит, общежития, спортивные сооружения. За пользование этими услугами студенты платят 20-50 евро в месяц. Система высшего образования во многом нацелена на решение социально-экономических задач в Германии и в ее регионах: технические и технологические инновации, создание новых рабочих мест, конкурентоспособность. Простой пример. Земля Северный Рейн-Вестфалия, где мы находились, включает Рурскую область. Рур известен всем, прежде всего угледобычей и металлургией. В 60-70-е годы прошлого века разрабатывать глубокозалегающие пласты угля стало не рентабельно. Шахты, как в нашем Донецком бассейне, стали закрываться, выбрасывая массу безработных. Федеральное и земельное правительства, дав шахтерам достойное пособие, сделали ставку на обучение и занятость их детей. Во всех городах региона на месте устаревших предприятий стали возникать профтехучилища, колледжи и университеты, в основном технического профиля. Промышленно развивающемуся региону нужны были специалисты (они и сейчас нужны). Именно в таких университетах и проходили наши семинары.
Дортмунд, 28 марта, 14.30 Кампус Технического университета и технопарк. Студенческий городок поражает своими размерами (по площади, по количеству корпусов в стиле хай-тек). Университет строился в 60-е годы прошлого столетия и состоит из двух кампусов: северного и южного. В северном кампусе находится большая часть институтов с лабораториями, а также огромная библиотека, которая работает все 24 часа в сутки, и столовая на 400 мест с десятью обеденными залами. По монорельсовой дороге, которая проходит над головами пешеходов, на трамвайчиках за несколько минут можно доехать до любого из корпусов. Мы «зайцами» прокатились по территории кампуса. К кампусу примыкает еще один удивительный городок со своей мощной инфраструктурой. Это технопарк, с порожденными им малыми и средними предприятиями. Такие технопарки созданы при каждом университете. Этот опыт требует отдельного изучения, так как именно здесь есть чему поучиться, но вкратце, я все-таки обозначу цепочку «социально-экономическая необходимость – университет – технопарк – инновационная продукция». Необходимость порождена условиями экономики Германии: рост производства и потребления, зависимость от импорта сырья и энергоносителей; нехватка квалифицированных кадров (при высоком уровне заработной платы работающих (минимум 9 евро в час) и как следствие снижение конкурентоспособности и перенос производства в другие страны. Все это вызывает спрос на инновационные технологии. Как подчеркивал еще Луи Пастер: «Путь к цивилизации и гармоничному будущему страны один – в союзе между наукой и государством». Немцы свято придерживаются этого принципа. В результате на каждый государственный евро – 2,5 евро внешних инвестиций. И это огромный стимул для науки и инновационных технологий. Государство щедро финансирует образовательные учреждения. В подготовке кадров остро заинтересованы и работодатели. Что касается науки, то распределением бюджетных средств на исследования занимаются научные сообщества. Например, немецкое научно-исследовательское общество распределяет средства на конкурсной основе; общество Макса Планка (80 институтов, более 12 тыс. сотрудников) - стимулирует фундаментальные исследования; общество Гельмгольца (15 научных центров, более 26 тыс. сотрудников) финансирует масштабные проекты в рамках государственных программ (климат, космос, энергетика и т.д.); Фраунхоферовское общество (56 институтов, более 13 тыс. сотрудников) распределяет средства на прикладные исследования. При этом большая часть научных исследований финансируется Европейским Союзом. Вокруг этого крутятся и вносят свою немалую лепту 374 центра развития и внедрения инновационных технологий, 115 центров поддержки экспорта, более 200 объединений работодателей, 82 торгово-промышленные палаты и 55 ремесленных палат, сеть из 27 центров патентной информации (50% по патентированию берет на себя государство). На этом мощном фундаменте и базируются технопарки (некоммерческие организации). Технопарк, в тамошнем понимании, - это комплекс инфраструктурных объектов и управленческих структур, основная цель которого мотивировать специалистов к созданию инновационных технологий и помогать им доводить эти инновации до товарного продукта. Первый такой технопарк был создан в США в 1953 году в Стэндфордском университете – знаменитая Силиконовая долина. Основные задачи университетских технопарков в Германии: превращение полученных в университете знаний в технологии – превращение технологий в коммерческий продукт и передача технологий в промышленность через сектор малого бизнеса – формирование и рыночное становление наукоемких компаний – поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса. Основной показатель эффективности технопарка – количество созданных рабочих мест в технопарке и вокруг него. Вокруг дортмундского технопарка вырос целый городок малых и средних предприятий наукоемкого бизнеса, которыми зачастую руководят и сами ученые, создавшие инновационный продукт. Механизм в этой цепочке довольно простой. В университетской лаборатории возникла идея. Разработчики перемещаются в технопарк, где им создают идеальные условия, но и ставят требования – довести идею до патента на инновационный продукт. Находят заинтересованного инвестора. Выделяют (или строят) производственный корпус, и зарабатывай денежки при налоговых льготах. Рассказывали, что некий московский физик, помаявшись не один год в поисках поддержки в своей стране, вынужден был приехать в дортмундский технопарк, где и поимел все необходимое. В срок получил 6 патентов, организовал малое предприятие со своими московскими коллегами и успешно процветает. Я не призываю всех бежать и нести яйца в чужие инкубаторы. Но ведь можно создать условия и в своей стране (и не только в Сколково). Благодаря государственной поддержке и частным инвестициям в Германии создано более 200 бизнес-инкубаторов и технопарков. Только в составе Федерального Союза инновационных и технологических центров Германии (ADT) действует 156 техноцентров, более 7500 компаний, в которых работает 56000 сотрудников (в основном выпускники университетов). Только за последнее время технопарки создали 16000 успешно действующих компаний со 150000 рабочих мест.
Дортмунд, 28 марта, 15.00 Научно-методический центр высшего образования. Профессор Ёханес Вильдт: «Гумбольдт против Болоньи» Германия одной из первых вступила в Болонский процесс. Для стран Евросоюза мотивы понятны: единая валюта, единый диплом, мобильность студентов и специалистов, да и сама «массовость» бакалаврского образования наруку работодателям – они их ждут с распростертыми объятиями и большими зарплатами. «Стандартный» диплом специалистов из стран, не входящих в Евросоюз, также выгоден. Ведь только Германия готова ежегодно поглощать миллион приезжих квалифицированных специалистов. Для нашей страны мотивации вступления в Болонский процесс не так очевидны. Реформы в этой области, «благодаря» министерству, проходят более жестко (4+2 и не шагу в сторону). Немцы же свободны выбирать в цепочке «бакалавриат-магистратура» 4+1 или 4+2, 300 или 360 кредитов, 5 или 6 лет общего обучения. Из двухступенчатой системы выведены педагогика, право, медицина и теология. Что касается магистратуры, то здесь действует три ее вида: «последовательная» (90%), когда бакалавр автоматически переходит в магистратуру по той же специальности, «непоследовательная», когда в магистратуру приходят бакалавры с другой специальностью, и «повышающая квалификацию», когда выпустившийся и уже работающий бакалавр может доучиться до магистра (конечно, это будет стоит денег, сил и времени). С точки зрения немецкой дидактической школы, которую и представлял ее лидер – профессор Ёханес Вильдт, Болонский процесс – это переход от учения к обучению. Для студентов, это переход от восприятия к активному обучению, от клиентов к партнерам, от индивидуального к совместному обучению, от гетерономного к самообучению, от внешней к внутренней мотивации, от стандартного к индивидуальному обучению, от поверхностного к углубленному обучению, от привычки к размышлению, от заучивания к применению знаний, от дидактического обучения к обучению на собственном опыте, от репродуктивного к творческому, от трудновоспринимаемого к целостному, от знаний к компетенциям, от декларативных к процессуальным знаниям, от статических к динамическим и т.п. Для преподавателя этот переход от поучения к сопроводительному обучению, от авторитарности к демократическому обучению, от цензора к инструктору, от связанной к интегрированной проверке знаний, от гомогенности к разнообразию, от демонстрационного к опытному обучению, от одностороннего общения к взаимодействию, от канонического обучения к исследовательскому, от повторения к воспроизведению, от принимаемой информации к результатам, от оценки к обратной связи, от абстрактного к ситуативному обучению, от заданий к решению проблем, от коллективного к индивидуальному подходу, от ограниченности к многообразию, от лекции к обсуждению в группах, от аудитории к мастерской. Это я выписал специально для будущих академиков АПН, обосновывающих полезность Болонской системы. На самом деле, несмотря на высокую мотивированность и успешность Болонского процесса, в Германии (как и у нас) хватает сторонников классического университетского образования в тесной взаимосвязи с наукой, заложенного здесь еще в 1810 году Вильгельмом фон Гумбольдтом. В конце апреля 2009 года встреча министров образования стран Европы по совершенствованию Болонского процесса была сорвана волной студенческих протестов. В Лейпциге несколько сотен студентов блокировали в течение двух недель аудитории университета. В Хемнице и Берлине прошли массовые демонстрации. «Антиболонская» лихорадка захлестнула всю Европу. Легенды о восьми докладах в неделю и бессонных ночах за написанием курсовых работ становятся жестокой реальностью. В вузах Германии появилось новое понятие «магистерский стресс». Критики Болонского процесса считают, что эта реформа «сверху» несет чисто бюрократические преобразования («старое вино – в новые меха»): увеличивается количество предписаний и отчетов, сжимается объем учебного материала при возрастании учебной и особенно экзаменационной нагрузки, уменьшается роль науки в высшей школе.
Аахен, 29 марта, 10.00 Центр дополнительного образования Международной Академии Аахенского технического университета Аахен – небольшой курортный город, заложенный еще легионерами Цезаря, обладающий уникальными целебными источниками, - бывшая резиденция средневековых королей и императоров новой Римской империи (Карл Великий). Здесь успешно вот уже 100 лет функционирует одна из крупнейших в Германии высших технических школ (RWTH). Сегодня площадь университетского кампуса занимает 800 тыс. квадратных метров. Ежегодный бюджет 600 млн. евро, треть которого обеспечивают инвестиция на исследования от заинтересованных компаний. RWTH включает в себя 262 института (114 специальностей), в которых работает 7500 сотрудников (из них 450 профессоров) и учится 30000 студентов. Львиная доля обучающихся приходится на инженерно-технические науки (51%); естественные науки занимают 24%, экономические и гуманитарные – 16%, медицинские – 9%. Научные и промышленные связи Аахенского университета поражают своим охватом. Это многочисленные совместные проекты, проводимые за счет дополнительного финансирования, до 2000 созданных предприятий и компаний, 4 института Фраунхофера, 13 научно-исследовательских институтов, 11 специальных областей исследований и 6 междисциплинарных форумов. Вся эта инфраструктура требует постоянного кадрового обновления и переподготовки, чем, собственно, и занимается Международная Академия при университете, созданная в 2000 году как некоммерческое предприятие с ограниченной ответственностью. В ее услуги входит разработка систем обучения, маркетинг и организация проведения мероприятий по повышению квалификации. Содержание занятий находится в зоне ответственности институтов. По форме это междисциплинарные 1-3-дневные семинары, конференции и курсы на получение сертификата для карьерного роста. Категории слушателей здесь самые разнообразные: от квалифицированных рабочих и мастеров до инженеров, врачей и менеджеров. Обучение оплачивается предприятием. Есть и международные студенческие программы. Отдельно защищена программа магистратуры для работающих с растянутыми сроками очно-заочного обучения и гибкими графиками проведения занятий.
Хаген, 30 марта, 10.00 Институт комбинированного обучения Университетов прикладных наук Земли Северный Рейн-Вестфалия Комбинированное обучение, совмещенное с профессиональным образованием или работой – это некая смесь очно-заочной формы с активным применением онлайновой программы. По решению региональных вузов прикладных наук организацией этого процесса и методико-дидактическим обеспечением дистанционного обучения занимается специально созданный институт комбинированного образования. Само обучение проходит в профильных вузах по выходным дням. Сейчас этой формой обучения охвачено 3800 студентов. В отличие от обычной очной формы, при комбинированном обучении время учебы на степень бакалавра составляет 9 семестров, на степень магистра – 5. За семестр студент отрабатывает 20 кредитов (1 кредит 25 рабочих часов). При этом 4-5 часов в неделю – очные занятия (семинары, практика и т.п.); 10-12 часов в неделю студент работает самостоятельно с печатными учебными материалами и цифровыми средствами; остальное время – это углубленное изучение предмета и методик, применение этих знаний в профессиональной практике. Из этого и складывается 22-25 часов общей нагрузки в неделю (примерно 80-100 часов на каждый модуль). Большую долю в этом процессе составляют мульти-медийные технологии как форма и площадка для онлайн-обучения. В этой очень удобной виртуальной аудитории проходят подготовительные и учебные консультации, лекции, семинары, проектная работа и презентации в группах, дискуссии, обсуждения и многое другое.
Гютерсло, 31 март, 10.00 Центр развития высшего образования Германии Эта частная, некоммерческая организация, основанная в 1994 году фондом Бертельсмана и Германским Советом ректоров вузов, занимается инициированием и продвижением реформы в системе высшего образования. Одна из уставных задач – рейтинг университетов Германии (один раз в 3 года). Рейтинг проводится по 33 направлениям. Традиционный рейтинг университетов и направлений/специальностей публикуется в специальном выпуске газеты «Die Zeit». Рейтинг, который отслеживает Центр, существенно отличается по целям, форме и методикам. Информация о нем дается в специальном издании для студентов «Studyguide» (тиражи уходят нарасхват) и в режиме он-лайн (http://ranking zeit de/che 10/CHE en). Для студентов – это осознанный выбор специальности и вуза; для руководства вузов – бенчмаркинг, возможность сравнения с другими и выравнивание своего положения; для политиков – распознавание тенденций. В рейтинге выделяются только группы вузов (сильные, средние и слабые) по отдельным показателям. Я не буду описывать показатели рейтинга и то, как они измеряются. Достаточно зайти по указанному адресу в интернет и вы увидите, как это здорово. Выбирая вуз и специальность, абитуриент может ввести любые свои предпочтения: город или его параметры (численность населения, студентов, стоимость съемной квартиры, спортивные сооружения, музеи и т.д.), профили направления, библиотеки, профессора, кампус и его удобства – да что угодно, и получит полную информацию по этим показателям о вузах и их рейтинге. Система управления качеством также входит в сферу деятельности центра развития высшего образования Германии. Эта система включает экспертную оценку, оценку студентами качества учебных занятий, опрос выпускников и студентов, прервавших учебу, оценку развития компетенций у студентов, согласование целей и стимулов и сравнительный анализ. Экспертная оценка состоит из самооценки вуза (отчет), оценки внешней экспертной группы, составления каталога целей и плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и улучшению качества учебного процесса и научных исследований. Оценка студентов работы преподавателей проводится методом опроса (в середине семестра): может ли преподаватель хорошо объяснять материал, дает ли краткое резюме-итог, понятно ли и интересно говорит и т.д. Соответственно на шкале выставляется оценка. По итогам опросов преподавателям, имеющим низкие оценки, предлагается пройти повышение квалификации. Споры идут лишь о прозрачности таких опросов, т.е. доступности этих материалов для всех или только для руководства. В американских вузах, например, результаты опросов студентов вывешиваются на доске объявлений. Немцы (как, впрочем, и наши преподаватели) не любят публичности. Здесь больше распространено анонимное сравнение оценок между факультетами и специальностями. Опрос выпускников проводится через 2 года после выпуска. Здесь выясняются: качество обучения и его структуру, ситуация профессиональной занятости выпускников, начало трудовой деятельности по профессии, ситуацию профессиональной занятости через 5 лет после окончания учебы, взаимосвязь обучения и трудовой деятельности, удовлетворенность последней, а также влияние набора предложенных специальностей и условий обучения на использование полученных знаний и на карьерный успех. У студентов, прервавших учебу, выясняют в основном причины ухода из университета. Среди них на первом месте семейные и финансовые проблемы, разочарование в будущей профессии и др. Качественные же показатели связаны с такими причинами «отсева», как слишком теоретическая/абстрактная учеба, недостаточное внимание со стороны доцентов, несовершенная организация обучения, проблемы с сокурсниками, завышенные требования и недостаточный уровень преподавания. Что касается оценки компетенций у студентов, то она охватывает 6 сфер полномочий и 27 видов самих компетенций, которые измеряются по специальной методике (анкету в электронном виде можно приобрести у компании EvaSvS). Берлинскую методику представляют следующие индикаторы BEvaKomp: - профессиональные компетенции студентов – накопление знаний, их применение и анализ; - методические компетенции – умение эффективно планировать свою работу; - личные компетенции – продуктивный настрой индивидуума по отношению к обучению и саморазвитию; - компетенции самоопределения – умение представлять свои рефераты и делать разнообразные доклады с ориентацией на слушателей; - способность к кооперации – умение работать в группах, снимать напряжение между участниками и улаживать конфликты, продвигать свои идеи, но также и учитывать цели других; - коммуникативная способность – умение ясно формулировать свое собственное мнение и конструктивно участвовать в дискуссиях. При согласованности целей и стимулов речь идет о соглашениях с преподавателями, перед которыми ставятся конкретные цели и сроки их достижения. Это стимулируется, прежде всего, зарплатой, ориентируемой на конечный результат. Например, базовые оклады зависят от категории профессора: юнг-профессор (что-то вроде зам. зав. кафедрой или претендент на нее) получает 3821 евро, зав. кафедрой, направлением – 4358, а приглашенный известный профессор – 5280 евро, но, как правило, его оклад увеличивают до 10000 евро. Для преподавателей существуют и другие надбавки. Но о них я распространяться не буду, дабы не травмировать коллег. Сравнительный, многофакторный анализ проводится для того, чтобы отстающие могли научится у лучшего. Иногда для обмена опытом в доверительной атмосфере создаются клубы 4-5 сопоставимых вузов. Ключевая фигура здесь модератор, который со своими помощниками и волонтерами тщательно готовит каждое заседание.
Бонн, 1 апреля, 10.30 Агентство по контролю за качеством образования и аккредитации образовательных программ вузов Германии Одновременно с введением двухступенчатой образовательной системы была введена и система аккредитации как новая форма внешнего обеспечения качества учебного процесса. Ее осуществляют внешние агентства, уполномоченные государством. Таких агентств десять. Все они являются некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на самофинансировании (каждая аккредитованная программа бакалавриата или магистратуры обходится университету в 12,5 тыс. евро). Сами агентства также проходят аккредитацию немецким советом по аккредитации. Мы в агентстве AQAS, которое действует на всей территории Германии и осуществляет аккредитации национальных и международных программ специальностей всех направлений. Структура агентства состоит из общего собрания (членами его являются представители 57 университетов и 2-х научных объединений), правления, аккредитационных и оценочных комиссий и небольшой исполнительной дирекции. В последнее время все больше переходят от аккредитации отдельных программ к аккредитации систем качества университетов. Сам процесс аккредитации похож на наш: ты готовишь кучу документов – они проверяют и оценивают.
Кёльн – Дюссельдорф, 1 апреля, 15.00-20.00 Благодаря высокому профессионализму руководства и всех сотрудников принимавшей нас Академии INTAMT, вся организация наших семинаров проходила, что называется, без сучка и зазоринки. Мы много ездили по многим университетам и образовательным центрам, и неизменно нас поражали автобаны, не только в смысле безукоризненного покрытия, а и своими продуманными развязками, и информативностью указателей. Любой новичок-автолюбитель может без карты на высокой скорости найти нужный город или поселение (наш А.Н.Карапетянц на арендованной машине выжимал 210 км/час). Наверное, Германия, да и вся Европа, не были бы такими, если бы не дороги. То же можно сказать и о России, но со знаком «минус». И еще одно любопытное наблюдение: крыши многих частных домов покрыты солнечными батареями. Сведущие сотрудники принимающей нас Академии INTAMT объяснили, что это положительный результат Российско-Украинского газового конфликта с перекрытием трубы в Европу. Немцы быстро оправились от шока и вбросили огромные инвестиции в альтернативную энергетику, в том числе в производство этих самых солнечных батарей. Стимул простой: предприниматель с большим госкредитом выпускает их и продает, скажем, по 10000 евро, покупателю государство возвращает половину затрат. При этом вся выработанная энергия поступает в общую сеть, а владельцы батарей получают энергию из сети по сниженным тарифам. За несколько лет батареи окупаются и на разнице тарифа за электричество владельцы солнечных батарей получают безналоговый доход. Экономные немцы покрывают этими батареями не только свои дома, но и крыши стадионов. В результате немцы значительно сократили потребление Российского газа. А всеевропейский проект постройки огромной электростанции на солнечных батареях в Сахаре снизит наши доходы от газа на 15-20%. Как говорится: не ссорься с соседом – аукнется. А вот и Кёльн. Впервые нам не нужно никуда идти на занятия и профессора рады этому обстоятельству, как студенты. Конечно, первым делом в собор – знаменитый Кёльнский Дом. Не буду описывать его высоты, архитектуру, внутреннее убранство и знаменитые светящиеся витражи. Все это можно найти и прочитать в Интернете. Скажу только, что город был заложен римлянами, а разбогател за счет мощей святых Волхвов, вывезенных во время крестовых походов из Иерусалима, на приношениях паломников. Надо помнить, что наша экскурсия проходит 1 апреля и попытки подшутить были. А вот день рождения Ирины Владимировны Мостовой оказался отнюдь не шуткой. Идем по Кёльну прямо к бару С Мостовой по мостовой. Нам бы сделать ей подарок, Да не выбрали, какой. Подарок сделала именинница, пригласив нас в старейшую пивоварню Кёльна. Здесь подают светлое пиво «Кёльш» (заклятый конкурент темного дюссельдорфского «Альта»). Кёльн и Дюссельдорф не только соперники, но бывали и смертельными врагами в средние века, когда Кёльн во главе с архиепископом повел своих рыцарей на эту деревню на реке Дюссель. Дюссельдорфское ополчение наголову разбило рыцарей, о чем свидетельствует оригинальный памятник, изображающий наваленные в кругу доспехи. Кёльн всегда был главным. И только оккупанты (сначала Наполеон, а после Второй Мировой – американцы) выбирали своей резиденцией Дюссельдорф. Так он и остался столицей Земли Северный Рейн-Вестфалия, разбогатев, похорошев и окультурившись более Кёльна. Вечером нам провели экскурсию по Дюссельдорфу, затем торжественно вручили сертификаты, а закончилось все посиделками в старейшей пивоварне (она же ресторан) «Шумахер», под картиной «Русские в Дюссельдорфе в 1814 году». Темное пиво «АльтШумахер» считается лучшим в Дюссельдорфе, пивная стойка которого только в старом городе составляет в сумме 260 метров. Сравнивая «Кёльш» и «Альт», я все-таки воздержусь от оценок, иначе проигравшая сторона может прислать киллера. Кстати о киллере: в Дюссельдорфе среди многочисленных пивных, есть окошко, где наливают по 30 г. знаменитого, очень вкусного и крепкого ликера Killepisch («смертельный глоток»), который, якобы, нейтрализует все выпитое и съеденное ранее. Наши женщины полюбили этот напиток и затарились им для домашних нужд, так что, друзья и подруги наших участников поездки, требуйте снятия пробы. Гендерные отношения в группе из 14 человек сложились теплые. Но принцип разделения интересов действовал безотказно: женщины предпочитали магазины, а четверо мужчин облюбовали холл отеля, где по вечерам пробовали экзотические напитки и вели неспешные беседы в сопровождении телевизора. Очень мало показывали Ангелу Меркель, и мы беспокоились за рейтинг Федерального Канцлера. Декан физфака В.С.Малышевский, подражая радистке Кэт, каждый вечер выходил на связь с Центром, оглашал распоряжения ректората ЮФУ и по скайпу показывал наши посиделки, демонстрируя немецкие колбаски, приготовленные в одном из кафе гарной дивчиной Викой из Харькова. Этот скайп и был нашим окном в Россию. Женщины возвращались поздно, нагруженные покупками. А поскольку местные говорят: «Если ты увидел дам, то поедешь в Амстердам», то мы с утра и поехали (первый свободный день). Голландские художники, тюльпаны, каналы, велосипеды, сыры и селедка… Амстердам – город праздник, город туристов и любителей острых ощущений. На водном трамвае мы плыли по каналам среди архитектурного великолепия. Справа от нас – квартал красных фонарей, слева – музеи секса и конопли… Мы успешно преодолели путь между Сциллой и Харибдой Амстердама и в физическом здоровье и моральной чистоте возвратились домой, нагруженные только новым опытом и знаниями о немецкой системе образования. Здравствуй, Alma-mater! _____________________________ © Ахмадулин Евгений Валерьевич |
|