Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Рожденные в СССР. Почему актерские звания не дают льгот, но остаются в практике российского театра
(№18 [236] 10.11.2011)
Автор: Виктор Борзенко
Виктор Борзенко

 

В советское время на гастролях народному артисту СССР (если он, например, из МХАТа) полагался спальный вагон и люкс в гостинице, а заслуженному – купе и одноместный номер. Народным артистам официально выделялись дополнительные метры жилплощади, госдача, обслуживание в поликлиниках и санаториях, а также черная «Волга» на спектакль и со спектакля. За минувшие двадцать лет изменилась страна, навсегда исчезла система советских привилегий, однако борьба за звания заслуженных и народных артистов продолжается и сегодня. «Театрал» попытался выяснить, почему артисты по-прежнему стремятся к этим званиям.


 

«Заслуги всегда очевидны»

За последние двадцать лет число народных артистов уже превысило полтысячи человек (примечательно, что в Советском Союзе было немногим более тысячи народных). Но, с другой стороны, обозначилась и явная тенденция: российские театры (в основном в столице) перестали указывать в программках и портретных фойе звания и награды, которые заслужил артист. Например, в театре «Школа современной пьесы», где труппа состоит из тридцати человек, званием народного артиста обладают 13 человек, а званием заслуженного – 9. Однако ни в программке, ни на сайте театра эти регалии не указываются. Такая же ситуация в «Современнике», в Театре на Таганке и, например, в Театре Вахтангова, где под портретом легендарного Юрия Яковлева написана только его фамилия. 

- Разве актерские звания имеют какое-то значение? – говорит «Театралу» актриса Лилия Толмачева. – Наша профессия – это ежедневный экзамен. Зрители приходят посмотреть не на ордена, а на твою работу. И если ты промахнулся, то никакое звание не спасет. Поэтому я рада, что у нас в «Современнике» еще со времен Олега Ефремова не было особого пиетета перед разного рода знаками отличия. Наградили – приятно. А нет – махни рукой. Тем более что времена сегодня другие и никто не следит, народный ты, заслуженный или вовсе без звания. Это ведь никак не связано с жизнью на сцене, с профессиональными завоеваниями. И еще я не понимаю, каким образом присваивается орден «За заслуги перед отечеством». По величине роли что ли, или по какой-то неизвестной шкале оценивают вклад награждаемого в культуру? Заслуги они и есть заслуги, они очевидны. И если они существуют, то как их можно по степеням классифицировать? 

Кстати, в российском правительстве вопрос о пересмотре званий пока не обсуждался, но украинские власти, похоже, в ближайшее время изменят свое законодательство, поскольку минувшим летом президент Янукович выступил с критикой советской системы присвоения званий:

- Народ и без подсказок со стороны государства знает, чьи песни поют, чьи книжки читают, кто действительно народный, а кто — только на бумаге, и популярность не может определяться каким-либо регулированием. Государство должно отказаться от этих не свойственных ему функций, - отметил Янукович.

 

«Не надо ориентироваться на запад…»

Впрочем, в российских регионах ситуация совершенно иная. Если в столице считают делом чести «не замечать» звания, то в провинции титулованность театральной труппы имеет важное значение. Например, подавая документы на губернаторский грант и прочие виды материальной поддержки, театры непременно указывают, сколько народных и заслуженных артистов работает в их коллективах. Залогом успеха является и перечисление всех мыслимых и немыслимых наград. Например, в Ростове-на-Дону, когда объявляют на городских мероприятиях выход корифея донской сцены Михаила Бушнова, непременно подчеркивают: «Почетный гражданин города, Лауреат Госпремии, кавалер Ордена дружбы, лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство», лауреат премии Петра Лободы, народный артист СССР, профессор». Трудно представить, чтобы так объявляли Табакова, Юрского или Соломина, однако в регионах подобная практика в порядке вещей. Нет званий и за рубежом, однако художественный руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова считает, что не нужно расставаться с этим советским анахронизмом:

- Звания непременно нужны, потому что у актеров и так ничего не осталось. Если бы мы жили в другой стране, тогда у артистов была бы возможность нормально зарабатывать… Да, у западных артистов их нет, но нам не надо на это ориентироваться: там совершенно другой уровень жизни. Зачем в Америке быть народной артисткой США, когда у тебя есть роскошный дом, деньги и огромные возможности, что и является признанием народа и государства? А наши артисты имеют пенсию в 11 тыс. рублей, и никакого медицинского страхования, никакой защиты. Пусть останутся хотя бы звания: живут на копейки, так пусть гордятся хоть этим…

Кстати, дело не всегда заключается в «особой гордости». В целом ряде региональных театров величина зарплаты напрямую зависит от звания. Поэтому провинция так оживились после недавнего заявления Владимира Путина о повышении суммы минимального актерского оклада до 12,5 тыс. рублей в месяц. 

- Молодежь, которая получала здесь в лучшем случае 10 тыс., обрадовалась заявлению Путина, – говорит «Театралу» директор театра Надежда Мисник. – Потому что им больше не придется искать заработка на стороне. А уже признанные актеры вновь обрели надежду на то, что в скором времени власти по достоинству оценят их статус. Например, для народных в нашем театре есть надбавка в 60% от суммы оклада. Итого в месяц выходит около 18 тыс. рублей, что по сравнению с окладами молодежи – целое состояние, но сущие копейки, если учитывать их стаж работы. 

Кому можно позавидовать, так это артистам Самарского драматического театра: минимальный оклад здесь 30 тыс. рублей. Соответственно, на должном уровне поддерживаются ставки и у актеров со званиями. Так, Народный артист России Владимир Борисов получает в месяц более 60 тыс. 

- Одна из главных забот художественного руководителя, чтобы его артисты жили достойно, - считает худрук Вячеслав Гвоздков. – Что скрывать, наш театр успешен у зрителей. Логично, что эта востребованность должна отражаться и на окладах артистов. У нас довольно высокие надбавки за звания - до 300 %. К тому же, в свое время удалось добиться губернаторской стипендии в размере 10 тыс. рублей. Поэтому когда мой друг Иван Краско - актер петербургского Театра имени Комиссаржевской - рассказывает о том, что со всеми надбавками получает 12 тыс., я недоумеваю. Это несправедливо! Хотя я и сам Заслуженный деятель искусств РФ, но лично мне это звание никаких преимуществ не дает. Тогда какой был толк присуждать?

Виктор Борзенко,

Ирина Мустафина

 

 

Прямая речь

Для чего нужны сегодня актерские звания? Отвечают народные артисты России

 

Ирина Алферова:

- Звания – это как орден: его заслужишь и носишь с достоинством. Только государство должно пересмотреть свой подход к присуждению званий. Сейчас в любом театре, как юбилей, так тут же звания раздают. Их сегодня намного проще получить, чем в советское время, хотя о материальном тут говорить не приходится. При тех душевных и физических затратах, которые несут актеры, нашу зарплату даже пособием назвать нельзя, а мы ведь репетируем и играем порой сутками. Мне пенсию начислили в три тысячи рублей, это что? Как это назвать? Я что, бездельничала всю жизнь? Несправедливо и следующее: когда ты становишься депутатом, тебе сразу положено это, это и это, и еще защита от всего сразу. А тут народный ты артист, не народный, летишь на гастроли эконом-классом, да еще сидишь в конце, потому что мест нет, прилетаешь утром, а вечером уже спектакль, к которому себя надо настраивать как инструмент. Всё-таки государство должно иметь какие-то обязательства перед людьми, которым оно дает звания.

Армен Джигарханян:

- Самое высокое звание артиста ты получаешь только на сцене, когда зрители плачут или смеются, вот это и есть твоя награда. Меня награждали орденами «За заслуги перед Отечеством» второй, третьей и четвертой степени, и как-то мне на полном серьёзе однажды сказали, что за это твоя пенсия будет выше на тридцать восемь или тридцать девять рублей. Награды надо давать деньгами, назначать стипендии, гранты. А для этого нужно научиться измерять в деньгах качество роли, ведь всегда артист выкладывается по-разному. В свое время Андрей Александрович Гончаров оставлял актерам записки об игре в первом акте или втором, всегда поручал помощнику режиссера следить за игрой.

С другой стороны, вот у меня в театре есть артисты, которые так выросли за несколько лет, а ставки их остались прежними, и мне говорят, что звание им не положено, поскольку они работают у меня пять лет, а надо восемь. Звание почему-то зависит от выслуги лет. Это глупо. Вообще все, что происходит со званиями и наградами, мы доводим до оскорбительности, почему-то у нас так выходит…

Юрий Каюров:

- Раньше звание соответствовало уровню артиста, и очень непросто было получить звание народного артиста РСФСР, я уж и не говорю о народном СССР. Сейчас это, кажется, происходит легко: у нас в Малом театре ходят мальчики и девочки, и вдруг раз – народные артисты. Традиция изменилась к концу советской власти, когда звания стали присваиваться к юбилейным датам. Например, у нас служил великий Владимир Кенигсон и был у него приятель – нормальный средний артист Сергей Маркушев. И вот Маркушев получает звание народного артиста РСФСР, Кенигсон ему говорит: «Слушай, Сережа, народный артист, это ж народ должен тебя знать?!» Вот такая штука, если народ тебя знает, значит, можно давать звание народного, а уж если дают лишь бы дать, то какие же это народные артисты? 

А вообще я считаю, что орден будет поважнее, чем звание. Недавно я прочитал в одной газете, что, если бы проживал не в Москве, а в Московской области, то с орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени получал бы пенсию 16 тыс. рублей, а не 11, как в Москве, не переехать ли мне в Московскую область?

Алина Покровская:

- Никогда меня звания не интересовали, ну давали и давали. А сейчас столько званий кругом, что, наверное, их нет только у билетеров. Дают и к юбилею, и к премьере, и к уходу на пенсию, и даже к уходу в мир иной. Хотя по-моему, ордена и звания годятся лишь как похоронные принадлежности. Отсутствие честолюбия, говорят мне, это – недостаток, ведь оно является неким двигателем, а я получаюсь с этой точки зрения довольно инертной. Вот у меня три спектакля снялись с репертуара театра, потому что время прошло, а нового ничего не ставится, а я ведь еще могу, давайте ставьте на меня что-нибудь… Была бы я более честолюбивой, наверно, смогла бы своего добиться, а так мне все обещают, и я все жду, жду…

Записала Лариса Каневская

 

Средние заработные платы народных и заслуженных артистов РФ в региональных театрах: 

 

Тверь

Народный артист – 20 тыс. рублей

Заслуженный артист – 15 тыс. рублей

Кемерово

Народный артист - 13–16 тыс. рублей

Заслуженный артист – 12– 15 тыс. рублей

Калуга

Народный артист – 15 тыс. рублей 

Заслуженный артист – 12 тыс. рублей

Йошкар – Ола

Народный артист – 14 тыс. рублей

Заслуженный артист – 12 тыс. рублей

Брянск

Народный артист - 12– 14 тыс. рублей

Заслуженный артист – 12 тыс. рублей 

Новокузнецк

Народный артист – 12 тыс. рублей

Заслуженный артист – до 10 тыс. рублей

_________________________

Источник: «Театрал», №9, 2011

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum