Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
О советской философии в центре Европы
(№19 [237] 01.12.2011)
Автор: Евгений Смотрицкий
Евгений  Смотрицкий

В начале ноября в живописном местечке на берегу Мозеля – Бернкастель-Кус (Bernkastel-Kues), земля Райнланд-Пфальц  – состоялась конференция международной исследовательской группы «Русская философия» на тему «Философия в советский период: её формы и функции с исторической и теоретической точек зрения сегодня». 

Событие это не уникальное, но и не очень частое. Русская философия занимает особое место в мировой культуре, но часто она «там» и остаётся. Ситуация, когда русский, или советский философ не слышал имени Канта или Гегеля – немыслима, а вот немецкий философ, который не слышал о Владимире Соловьёве или Николае Бердяеве – дело обычное. А уж о философии советского периода – вообще принято считать, что сказать нечего, или есть, но ничего хорошего: служанка марксистско-ленинской идеологии. Но не всё так просто. Поэтому так важны подобные встречи: и самим себя осмыслить, и другим себя показать. И, по-моему, это удалось.

Нажмите, чтобы увеличить.
Бернкастель-Кус, дом, в котором в 1401 году родился Николай Кузанский. Осень-2011

География участников конференции очень обширна: Санкт-Петербург и Москва, само собой, Хельсинки и Турин, Бристоль и Лозанна, а также Трир, Бохум, Мюнхен, Майнц, Марбург, Ольденбург, Тюбинген, Бремен и Штутгарт. А если брать и «предисторию географии» - то были и  представители Уфы, Харькова, Киева, Днепропетровска… Что поразило, так это отсутствие языкового барьера. Практически все участники свободно говорили и по-русски, и по-немецки. Доклады также звучали на обоих языках, причём иногда гости из России выступали на немецком, а немецкие хозяева – говорили на русском. Особо приятно было слышать доклад на русском профессора из Италии (Турин) Даниэлы Стеилы. Она не славист, но влюблена в русский язык и русскую философию. И силу своей любви она продемонстрировала ярким и глубоким докладом о творчестве Мераба Мамардашвили, с которым ей повезло несколько раз встретиться. Личные воспоминания как раз и придавали яркую эмоциональную окраску её выступлению.

Нажмите, чтобы увеличить.
Бернкастель-Кус, р. Мозель, каменный мост. Осень-2011

Тематическое поле докладов оказалось соразмерным географии участников конференции. Отчасти это связано с особенностями русского стиля философствования и русского понимания философии вообще. Об этом очень точно сказал один из участников конференции, выходец из Харькова, воспитанник Москвы, житель Мюнхена Михаил Блюменкранц: «Русская философия на Западе не в чести. Уж очень она ненаучна и за редкими исключениями далека от респектабельной академичности. Да и присущее ей богоискательство для сторонников взгляда на философию как на строгую науку выглядит попросту неприлично… В сегодняшнем философском сообществе русская философия — явление маргинальное, мало востребованное. С моей точки зрения, тому есть несколько причин. Среди них та, что сознание современных западных интеллектуалов в значительной мере более секуляризовано и рационально-прагматично, чем у представителей российской мыслящей интеллигенции. Вопросы, актуальные для последней, оказываются вне русла западного общественного сознания» (http://litradio.ru/podcast/ostrota_zrenija_2_blumenk... ). Могу добавить, что в СССР не было жесткого разграничения между философией, социологией, культурологией, религиоведением, политологией. А искусствоведение и литературоведение часто тесно сплетались с эстетикой как частью философии. Это нашло отражение и в тематике докладов. Часть из них была посвящена, так сказать, настоящим философам: А.Ф. Лосеву, Э.В. Ильенкову, З. Мамардашвили, В. Бибихину. А ряд докладов был посвящен творчеству М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Г. Померанца, А. Белого, которых следует отнести скорее к культурологам и искусствоведам, а последнего – и к писателям. 

 

Всего состоялось 3 пленарных и 4 секционных заседания. Пленарные заседания были посвящены следующему: 1. «После «Серебряного века». Философские дебаты 20-30-х годов»; 2. Эрозия официоза. Положение философствующего после оттепели; 3. Философия: автономия мышления или политический заказ?    На секциях обсуждались следующие темы: 1. Революция мышления – мышление революции. Философские темы 1920-х годов; 2. Между общественным и личным: формы эмиграции из официального дискурса; 3. На пути к «нормальной науке»? Философское развитие и дискуссии в поздний советский период; 4. Диалог и сопротивление. Тенденции к внутреннему плюрализму философского дискурса.

Нажмите, чтобы увеличить.
Заседание секции «Между общественным и личным: формы эмиграции из официального дискурса». Справа налево: Юлия Подорога (модератор), Николай Плотников, Юлия Дойчландер.

Различия в понимании философии определили и состав участников с «западной» стороны: философы, специалисты по славянской филологии или литературоведению, историки, культурологи. Чтобы объяснить, кто представлял «советскую» сторону, было бы любопытно провести небольшое социологическое исследование. Но даже поверхностный взгляд даёт достаточно интересную картину. Группа молодых профессоров из России, некоторые из них получили образование и в западных университетах. Группа русских исследователей, которые живут и работают в Германии. И выделяется группа «советских граждан еврейской национальности» (как принято было говорить в СССР), которые живут, но не работают в Германии или живут и работают где-то в других, «третьих» странах (Великобритания, Швейцария). 

Программу конференции можно посмотреть тут:

http://kueser-akademie.de/sides/tagung/tag2011/tag111104_Prog_PhilSowjet.pdf

Углублённый анализ конференции я сделать не могу, поскольку из 4 дней присутствовал только два неполных. Но мне захотелось поделиться некоторыми мыслями по поводу и надеюсь, они будут интересны вам, коллеги. 

Юлия Дойчландер из Бремена, чьи предки жили в Днепропетровске, сделала доклад о Григории Сковороде: «Восприятие мышления «первого оригинального русского философа» Григория Сковороды в советское время». Уже одно только название доклада представляет интерес и комментировать я его не буду. 

Особо яркая дискуссия разгорелась по докладу профессора из Италии (Турин) Даниэлы Стеилы (Daniela Steila): «Мераб Мамардашвили: размышления о личности и свободе». При общем положительном отношении к Мамардашвили, при тёплых личных воспоминаниях, которые сохранила докладчица от личных встреч с философом, со всей однозначностью прозвучал вопрос: в чем суть философской концепции Мамардашвили, если такая вообще имеется. Концепцию не обнаружили. Попытки разгадать столь большое внимание, которое уже традиционно уделяют философу, привели к тому, что за Мамардашвили признали мастерство рассказчика (я бы сказал артистизм), обаяние и бунтарский дух, который он неоднократно проявлял. 

Естественно при таких разговорах возникает вопрос о сущности философии, о роли и личности философа, о том, за что он ест хлеб, или, как задала вопрос одна из поклонниц философии во время Всемирного дня философии, который состоялся 17 ноября 2011 (3-й четверг), за что налогоплательщики платят налоги, на которые государство содержит философов? Конечно, однозначного ответа нет. И не только потому, что когда встречается 2 философа, то мнений может быть больше трёх. А уж объяснить «простым» людям, которым для доказательства «вынь да полож!» - практически не возможно. Лишь перечислю ассоциации, которые возникли у меня в ходе дискуссии. Философ – артист, который эмоционально увлекает и заставляет задуматься. Философ-шут – говорящий открыто то, о чём все и подумать боятся. Философ – маяк, вносящий порядок, структуру и  направление в «интеллектуальном мраке», когда исчезли все жизненные или исторические ориентиры. Философ – Учитель, который всему научит. Философ – критик-аналитик, отстранившись, укажет всем и каждому на их ошибки. Философ – мистик, которому можно лишь поверить или отвергнуть и прогнать. Философ – пророк, который знает заранее… Философ – жрец, который и артист, и шут, и маяк, и Учитель, и мистик, и критик, и пророк… 
Нажмите, чтобы увеличить.
Заседание секции «Между общественным и личным: формы эмиграции из официального дискурса». Профессор Хагемайстер читает доклад о русском космизме.
 Никак не вяжется у меня с философией «служанка богословия», «служанка науки», «служанка идеологии». В докладе русского философа с Украины Михаила Блюменкоранца, который живёт в Мюнхене, как я уже упоминал, прозвучал один из вариантов ответа на вопрос, кто такой философ. Его доклад «Между Министерством правды и Министерством любви», посвящённый Григорию Померанцу, с которым его связывает почти 40-летняя дружба, был сделан акцент на способности Философа видеть Целое, проводит Синтез, не теряться между деревьями, а видеть лес. Способность выйти за пределы эпохи, находясь внутри неё и благодаря этому увидеть тенденцию и перспективу – одно из отличительных свойств настоящего Философа, которым и является Григорий Померанц. 

Шумную дискуссию вызвал доклад московского философа Александра Дмитриева „Географический“ плюрализм позднесоветской философии». В немецком названии слово «география» потеряло кавычки. И это, пожалуй, кстати: термин «география» использован как в прямом, так и в переносном смысле. Докладчик показал на ряде примеров, что философской «провинции» было позволено намного больше, чем «центру». (Я беру слова в кавычки, поскольку Интернет полностью изменил коммуникационный хронотоп; в Интернете нет провинции, а время из одномерного и направленного стало многомерно-ветвистым. Поэтому говорить сегодня о центре и провинции – анахронизм, не всем уже и понятный). Как самый яркий пример «идеологического попустительства» был приведен международный симпозиум “Бессознательное: природа, функции, методы исследования», который состоялся в октябре 1979 в Тбилиси.  Столичные философы ввиду идеологического контроля были ограничены в свободе выбора тем философствования. Поэтому они должны были использовать, в случае необходимости, либо эзопов язык, разрешенную марксистско-ленинскую риторику, а также уходили в другие интеллектуальные пространства, меняли «географию»: занимались историей философии и критикой буржуазной философии, рассматривали идеологически нейтральные темы, уходили в публицистику. Докладчик нарисовал картину тотального идеологического контроля и немногих попыток обойти его. Тут зал оживился,  потому что не всё так плохо и безнадёжно было, как мы теперь понимаем. Во-первых, «география» философии была гораздо шире, чем сказал докладчик. Философская мысль пульсировала и в области истории и методологии науки, и в области переводов классических философских текстов. Были переведены и изданы практически все тексты по логике и методологии науки ХХ века (напомню: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, М. Полани, П. Фейерабенда). Издавались серии «Философское наследие», «Памятники философской мысли», «Литературные памятники» (в этой серии вышли, например, Марк Аврелий, Филон Александрийский, тексты Махабхараты, Абеляр, Г. Торо и др.). В докладе прозвучал упрёк, что не было литературы для юношества и популярной философской литературы. И это не так! Все русские участники быстро вспомнили биографические серии, в которых издавались жизнеописания философов. А это прекрасная философская пропедевтика! Прежде всего «Жизнь замечательных людей». Но была и особая серия: «Мыслители прошлого» издательства «Мысль» (в ВИКИПЕДИИ приведено 73 биографии в этой серии), биографические книги издательства «Наука» (я, например, с удовольствием вспоминаю «Сократ» Нерсесянца). Более 200 томов вышло в серии «Эврика», часть из которых посвящена философии. В издательстве «Детская литература» выходила серия «Люди. Время. Идеи»; в издательстве «Просвещение» была серия «Школьникам об эстетике»; в Политиздате – серия «Беседы о мире и человеке», «Философская  библиотечка для юношества» (незабываемая книга Подольного Р.Г. Освоение времени. — М.: Политиздат, 1989), «Личность. Мораль. Воспитание». Думаю, достаточно, чтобы с благодарностью вспомнить советское время. Парадоксально, но в 1999 г. это сделал в своей книге американский историк и историк науки Дуглас Вайнер (Уинер), который в книге «Маленький уголок свободы. Охрана природы в СССР от Сталина до Горбачёва» убедительно показал, что в любом обществе, с самой жестокой диктатурой всегда остаётся пространство для свободной и независимой мысли. Автор с большой любовью описывает советских людей, которые не боялись тоталитарного режима и не поддавались идеологическому давлению. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Здание Академия духовной истории Европы, в котором проходила конференция.
 

В зале также прозвучали имена авторов, на книгах которых именно воспитывалась молодёжь: Арсений Владимирович Гулыга, Игорь Семёнович Кон, Генрих Николаевич Волков, Валентин Иванович Толстых, Леонид Наумович Столович, Юрий Михайлович Лотман, Белла Ароновна Эренгросс (ей исполнилось 2 ноября этого года, 2011, 90 лет), Дмитрий Александрович Биленкин, Алексей Фёдорович Лосев. Неоднократно вспомнили добрым словом Валерия Николаевича Сагатовского и его книгу 1972 года «Вселенная философа» (кстати, книга переиздана в 2008 г.). 

Я могу продолжать список, но это теперь может сделать каждый читатель, ибо у всех у нас есть Учителя. Кстати, им был посвящен особый доклад: «Ниши» свободы: Формы свободного философствования в официальной трансляции и развитии философского знания в советский период». С ним выступила Оксана Назарова (Москва и Мюнхен). Фактически она взахлёб рассказывала о своём учителе философии Альбе?рте  Никола?евиче Кни?гине - кандидат философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета Томского государственного университета. Это значит, что есть целый пласт талантливых философов, которые проявили себя в сфере образования, будили мысль, зажигали сердца, заставляли душу трудиться. Я уверен, что каждый вспомнит своего такого преподавателя философии. Я, как днепропетровчанин, назову Георгия Антоновича Заиченко,  Василия Ивановича Шубина и, я не побоюсь сказать, легендарного Виталия Антоновича Шайду (кстати, одна из статей о Шубине также называлась «Легенда ДИИТа»). Это отдельная тема.  А о других докладах я не могу судить, так как я их не слышал. Поэтому предлагаю вернуться в городок, где проходила конференция и рассказать коротко о нём.

Нажмите, чтобы увеличить.
Бернкастель-Кус, указатель ВИНОТЕКИ – винного магазина с дегустационным залом и музеем

Сам Бернкастель-Кус знаменит прежде всего тем, что там в 1401 г. родился Николай Кузанский –  крупнейший немецкий мыслитель, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель, кардинал. Его роль в европейской, а значит и всемирной культуре, я попытаюсь объяснить следующим образом. Всем известен переворот, совершенный в мышлении европейцев идеями Николая Коперника, а затем Кеплера и Галилея. Так вот коротко говоря, подготовил этот переворот Николай Кузанский. Переход от средневекового стиля мышления к мышлению Нового времени – длительный процесс и одной из ключевых фигур этого процесса является Никола Кузанус.  Дом, в котором родился деятель духа, бережно сохраняется и является музеем.

 Николай Кузанский прославил Кузы, а сегодня, после слияния двух населённых пунктов, находящихся друг напротив друга на берегах Мозеля - Бернкастель-Кус, не только тем, что родился там. В XV веке он основал там  при монастыре больницу и приют для пожилых и бедных людей, который работает и сегодня. На немецком это звучит St.-Nikolaus-Hospital (Cusanusstift). Этот благотворительный фонд, а именно так переводится на русский язык «штифтунг», владеет ещё двумя достопримечательностями: виноградниками, которые имеют богатую 500-летнюю традицию и материально поддерживают деятельность Фонда, и знаменитую Библиотеку – уникальное собрание средневековых рукописей, некоторые из которых сохранились просто таки в одном экземпляре. А это делает Бернастель-Кус центром культуры мирового значения. 

Но и это не всё! В этом заброшенном (в городе нет железной дороги!!!), но не забытом Богом месте в 2009 году была создана Некомерческая организация, а по-немецки Ферайн - Die Kueser Akademie für Europäische Geistesgeschichte e.V., Академия духовной истории Европы, на базе которой и проходила конференция по философии в советский период. Академия является площадкой совместных научных исследований университетов Трира, Майнца и Ольденбурга, а также Института искусств и социальных наук им. Алануса в Алфтере (Alanus Hochschule für Kunst und Gesellschaft). 

Нажмите, чтобы увеличить.
С докладом выступает Михаил Блюменкранц. Модератор – профессор Веса Оттинэн. Справа – Оксана Назарова

Поскольку городок находится в тихом, далёком от промышленных центров живописном месте, не удивительно, что он превратился ещё и в курорт. В городе открыты отделения по реабилитации известной в Германии Die Median Kliniken GmbH, специализирующейся на лечении неврологических, ортопедических и психо-соматических заболеваний. Словом, участие в философской конференции стало для меня открытием такого вот «немецкого медвежьего угла», в котором хочется и жить, и работать, и отдыхать, наслаждаясь окрестными пейзажами и прекрасным мозельским вином.

Нажмите, чтобы увеличить.
Бернкастель-Кус, р. Мозель, виноградники на закате.

__________________________________________________

© Смотрицкий Евгений Юрьевич - текст и фотографии


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum