Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
«Формат» в радиовещании как термин и как понятие
(№19 [237] 01.12.2011)
Автор: Елена Раскатова
Елена Раскатова

Недавно, обсуждая одну диссертацию, посвященную радиовещанию, я с удивлением обнаружил ссылки на серию публикаций ряда авторов, в основном, московских, 2008-2010 гг., на которые опирался автор при рассуждении о термине "формат". Меня сильно удивило, что авторы не ссылаются на нижеследующую публикацию 2003 года, на мой взгляд значительно более глубокую, чем многие работы поздних лет.... Мне показалось важным восстановить научную справедливость и дать современным молодым исследователям материал для серьезного анализа проблемы - с учетом малой доступности данной работы в печатном виде.

                                                                            Гл.   редактор журнала RELGA  -  А.И. Акопов 


Одним из наиболее распространенных в современном радиовещании терминов является «формат». Без него не обходится ни одна статья о современном радиовещании, ни одна исследовательская работа в области современного радиовещания и ни один разговор практиков современного радиовещания. Однако «формат» как термин и как понятие до сих пор не подвергался серьезному анализу с точки зрения структуры и объема понятия. В данной статье предпринимается попытка более глубоко проникнуть в понятие «формат», раскрыв его содержание в полном объёме и рассмотреть его как типологический признак современного радиовещания в России.

Актуальность данной работы определяется тем, что отечественные теории радиовещания до сих пор в основном отражают ушедшую реальность и понятие формата в них мало разработано. Не менее важной данная работа представляется и для практиков радиовещания, так как форматное самоопределение радиостанций находится ещё на зачаточной ступени: большинство из них ограничивается самыми общими характеристиками или вовсе не дают определения своему формату.

Понятие «формат» исторически связано с возникновением нового принципа программирования в американском радиовещании 50-х гг. XX в., получившего название «Формат «Топ-40» [2]. Вначале форматом назывался только набор музыкальных направлений, звучащих в эфире тех или иных радиостанций, но в 70-х, с появлением форматов «News» и «Talk», изменилось и содержание понятия «формат». С тех пор оно стало означать принципы программирования всего вещания радиостанции. В настоящее время существует более ста разновидностей формата, и процесс создания новых принципов программирования, а значит и новых форматов, продолжается.

В Россию понятие «формат» пришло в начале 90-х г.г., вместе с открывавшимися тогда коммерческими музыкальными радиостанциями, работающими по аналогии с радиостанциями Америки и Европы. У своих зарубежных коллег они учились выстраивать формат, наполняя его различными компонентами, развивать его внутреннее содержание. Однако процесс специализации радиостанций на основе формата в нашей стране связывается только с музыкальными пристрастиями той или иной аудитории. И это несмотря на то, что история создания различных форматов показала, что музыка не является единственной его составляющей.

Так что же включает в себя понятие «формат» как принцип программирования вещания радиостанции? Вначале обратимся к определениям, данным теоретиками и практиками радиожурналистики. 

В. Сухарева в работе «Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира» высказывает мнение о том, что формат - это «концепция содержательных, адресных и информационно-стилистических критериев» [1]. В известном учебнике МГУ под редакцией А.А. Шереля «Радиожурналистика» сказано: «Формат — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории... По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция» [2].

Директор регионального вещания «Авторадио» А. Бубукин считает: «Формат — это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории... Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира» [3]. В учебнике «Система средств массовой информации в России» под ред. Я.Н. Засурского понятие «формат» представлено таким образом: «Определенный тип составления и верстки программ по жанрам, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию» [4]. В.В. Смирнов в учебном пособии «Формы вешания» отмечает формат как «Набор ...ограничений (в подходах к направлению вещания) в его темах, программировании (определяется видением интересов аудитории) и представления о них и самой аудитории через её ожидания и реакцию на передачи...» [5].

Как видно из рассмотренных определений, понятие «формат» необходимо рассматривать в двух значениях. Одно из них является более широким и определяет формат как систему формирования творческой концепции вещания, ориентированной на определенный сегмент аудитории. В более узком и наиболее часто употребляемом практиками понимании «формат» - набор музыкальных и информационных направлений, используемых данной радиостанцией для привлечения и удержания определённой аудитории на её волне.

Пожалуй, самым главным при выработке формата радиостанции следует считать ориентированность на определённую целевую аудиторию. Это зафиксировано во всех приведённых выше определениях. Кроме того, практика показала, что успешной и рентабельной становится только та радиостанция, которая точно знает свою целевую аудиторию, постоянно проводит ее мониторинг, изучает её вкусы, интересы и потребности. Попытки работать «на всех» при современной конкуренции между радиостанциями неизбежно приводят к краху. Слушатель «уходит» на другую волну, снижается заинтересованность в подобной радиостанции, возникают финансовые трудности и противоречия с учредителями радиостанции. Точное определение сегмента слушателей в зависимости от целей, поставленных перед радиостанцией, дает возможность грамотно и корректно выстроить формат радиостанции. Предположим, что это коммерческая радиостанция, и целью её является получение прибыли на продаже рекламного времени. Естественно, что главным сегментом аудитории для такой радиостанции станет слушатель-потребитель рекламы, то есть наиболее активная часть населения, способная приобретать рекламируемые товары и услуги. Правильно выстроенный формат, с учетом психологических, вкусовых, потребительских и других особенностей, позволит привлечь именно эту часть аудитории и заинтересует рекламодателя. Ведь рекламодатель прежде всего ориентируется на ту радиостанцию, которую слушает большая часть его потенциальных клиентов, а не на ту, которая нравится ему самому.

Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда формат вещания радиостанции выстраивался под вкус учредителя: нашему учредителю нравится такая-то музыка — значит, на 90% будет звучать такая музыка, ему интересна такая-то информация — значит, в новостях мы, прежде всего, будем говорить об этом, ему по вкусу такие-то передачи - значит им надо отдать самое лучшее время. И только много позже возникает вопрос: а кто еще слушает эту радиостанцию, кроме учредителя? Получается, что радиостанция создается учредителем для собственного потребления. Конечно же, подобная радиостанция не будет успешной, и ей, рано или поздно, придётся менять свой формат ради выживания на рынке радиовещания.

Другая распространённая ошибка при определении радиостанциями своего вещательного формата - незнание особенностей своей целевой аудитории. Здесь важно всё: в какое время слушатель просыпается, в котором часу выходит из дома, до какого времени работает, когда и как отдыхает, чем интересуется, что его волнует. Аудитория - это живые люди, и у них есть свои потребности. Если радиостанция заинтересована в том, чтобы слушатель как можно дольше находился возле радиоприёмника, просто необходимо при выстраивании формата учитывать все эти «мелочи». Радиостанция должна жить в одном ритме со слушателем, жить его проблемами и заботами, понимать его потребности и нужды. И тогда с ней, как с хорошим другом, слушатель не захочет расставаться долгое время.

Хотелось бы уделить внимание еще одной типичной ошибке: когда определение формата ограничивается только той его частью, которая связана с музыкой, звучащей в эфире радиостанции. Такая ограниченность нередко приводит к несогласованности в работе остальных эфирных служб с музыкальной редакцией, к «рассыпанию» эфира на отдельные составляющие, к разношёрстности в звучании и ведении программ и передач. Многим редакторам радиостанций кажется, что если музыка в эфире будет звучать для 20-летних, а передачи для 50-летних слушателей, то они таким образом привлекут большую аудиторию. Это мнение ошибочно, так как опыт доказал, что музыка в этом случае будет раздражать старшее поколение слушателей, а передачи будут раздражать молодёжь. А если радиостанция раздражает, то слушатель на её волну вряд ли будет возвращаться снова и снова. Правда, следует отметить и то, что, определив музыкальный формат своей радиостанции интуитивно и подсознательно, редакторы уже в соответствии с ним выстраивают и все остальные составляющие формата в целом. Но такой путь, как правило, оказывается слишком длительным и не безошибочным. Список ошибок, связанных с формированием радиостанции, можно было бы продолжить. Но в основе всех их лежит одна и та же причина: отсутствие полного представления о понятии «формат» со всеми его составляющими и способами взаимодействия и взаимовлияния компонентов.

Прежде всего, обратим внимание на то, как определяют формат той или иной радиостанции практики и теоретики радиовещания. Часто приходится слышать или читать: «Это радиостанция информационного формата», или: «Это радиостанция музыкального формата». Здесь, как нам кажется, формат определяется слишком широко. Скорее информационным или музыкальным будет тип радиостанции. А вот форматов внутри этого типа может быть несколько. Недаром одну и ту же мелодию или новость на одной музыкальной радиостанции воспримут как соответствующую их формату, а на другой, тоже музыкальной, радиостанции - нет. Отсюда следует, что формат радиостанции надо понимать как нечто, коренным образом связанное с творческой концепцией радиостанции, нечто, выделяющее данную радиостанцию из ряда ей подобных. Но для того, чтобы доказать это, необходимо глубже проникнуть в структуру понятия .

Формат радиостанции можно разделить на следующие составные части.

1. Музыкальный формат. Какого бы типа ни была радиостанция (музыкального, информационного или общественного), она обязательно передает музыку. На радиостанциях разного типа по-разному относятся к музыкальной подборке для эфира, но в любом типе вещания необходимо точно определить: какого плана музыка будет уместной на данной радиостанции. Ведь музыка может как поддержать созданную остальными передачами атмосферу, так и разрушить её. К тому же музыка играет огромную роль как составная часть имиджа радиостанции. И если в плане передач мы построили один имидж, а музыкальные блоки создают противоположный, то выглядеть это будет так, как если бы дама к вечернему шикарному наряду надела кирзовые сапоги. Музыкальный формат включает в себя несколько связанных между собой составляющих.

Музыкальные произведения, звучащие в эфире. Это относится ктем песням, композициям и другим сочи-

нениям, которые звучат в музыкальных блоках между передачами. Давно уже разработаны известные многим схемы для музыкальных радиостанций, которые зачастую и называют форматом радиостанции. Большинство этих схем пришли в российское радиовещание с запада. Например, «формат АС» - современная музыка для взрослых (одна из самых популярных схем на российских музыкальных радиостанциях); «формат GHR» - только самые популярные хиты и т.д. В современных исследованиях радиовещания вы без труда найдете несколько десятков разработанных схем музыкальных подборок для радиостанций этого типа. Например, у В. Сухаревой [1] основных схем выделено десять, в учебнике «Радиожурналистика» [2] указывается, что на сегодняшний день их существует более сотни. Описание данных схем можно найти и в учебных пособиях для музыкальных редакторов. И практически везде эти схемы названы форматами радиостанций. Но, на наш взгляд, это только малая часть, составляющая формат радиостанции вообще и музыкальный формат в частности. Очень важная, но часть. Вот почему мы выделяем в музыкальном формате и другие составляющие.

Не менее важной, на наш взгляд, для определения музыкального формата является музыкальное оформление радиостанции, её музыкальная «обложка». Как и для любого печатного издания, это один из главных факторов презентабельности, а значит, мелочей здесь быть не может. Какого характера музыка используется для заставок - как имиджевых, так и к передачам, используется ли она вообще, какие позывные у радиостанции, какая музыка используется как фоновая для передач и как все это сочетается с избранной схемой составления музыкального блока — все имеет значение. Представьте себе радиостанцию, играющую в музыкальных блоках тяжёлый рок, а в имиджевой заставке использующую мелодию «Степь, да степь кругом» в исполнении оркестра народных инструментов.

Следующей составляющей музыкального формата, на которую, кстати, мало кто обращает внимания, является подбор передач о музыке и музыкантах - от хит-парадов, до творческих портретов. Во-первых, правильный отбор таких передач позволяет радиостанции внести разнообразие в музыкальную палитру эфира. Уже давно замечено, что на радиостанциях, ориентированных на популярную эстрадную музыку, с успехом идут программы о джазе и классике. Ведь после сладкого часто хочется солёного. Во-вторых, дает возможность подчеркнуть свою приверженность тому или иному музыкальному направлению. Здесь всегда срабатывает эффект ожидаемости: если радиостанция позиционирует себя поклонницей «советского» рока, резонно ожидать от неё передачу о группе «Воскресенье» или, скажем, интервью с Андреем Макаревичем.

Итак, первой составляющей формата радиостанции является музыкальный формат, включающий музыкальные произведения, звучащие в музыкальных блоках, музыкальное оформление радиостанции и подбор передач о музыке.

2. Информационный формат. Если радиостанция стремится быть полезной для своего слушателя, она максимально заботится об его информированности. Так же, как и в случае с музыкальным форматом, радиостанция любого типа имеет в сетке вещания выпуски новостей и разнообразные информационные передачи. И так же, как и музыкальный формат, информационный можно разделить на составляющие.

Формирование выпусков новостей. Если прислушаться к выпускам новостей на разных радиостанциях, без труда можно определить разницу между ними в подборе новостей, в способе их вёрстки и подачи, в повторяемости одной и той же информации, в использовании дополнений в виде комментариев, интервью, репортажей и т.д. Всё это имеет огромное значение для восприятия вещания слушателем. Разумеется, новостную политику вещания во многом определяет тип радиостанции. Но даже внутри одного типа все радиостанции должны придерживаться своего индивидуального стиля производства новостных программ. На выстраивание этого стиля оказывают влияние многие факторы. Например, директор службы информации радиостанции «Наше Радио» Борис Барабанов утверждает, что на характер и состав новостей влияет музыкальный формат, характеристики целевой аудитории и то, локальная или сетевая это радиостанция. «Всё это влияет на подбор новостей, принципы их программирования в сетку вещания, хронометраж, используемые в новостях жанры и прочее» [6]. Все эти элементы необходимо тщательно продумывать и соотносить с другими составляющими формата радиостанции, а не брать с потолка.

Следующей составляющей информационного формата являются передачи информационного характера. Это передачи, в которые включаются сообщения так называемого «второго эшелона», на которые не хватило времени в выпуске новостей. Разнообразие тем таких передач огромно: от прогноза погоды и гороскопа до юридических консультаций; от кулинарных рецептов и ситуаций на дорогах до успехов науки и техники. Конечно же, набор подобных программ существенно расширяет информационное поле радиостанции, делает его более разнообразным, способным удовлетворить различные потребности слушателя в информации, и это хорошо. Но когда информационное поле расширенно до бесконечности, в голове слушателя образуется информационная каша, которая скорее его утомляет, чем удовлетворяет потребность в информации. Строгий подход к выбору тем для подобных программ необходим. В другом случае может получиться так, что на радиостанции саудиторией, не превышающей 25-летний возрастной барьер, появляется передача с информацией о способе начисления пенсий государством. Конечно, это важно, но уместно на другой радиостанции, прежде всего, с другой целевой аудиторией. Посвоей направленности информационные передачи могут быть и развлекательными, и просветительскими, и познавательными. А вот какие именно необходимы на каждой конкретной радиостанции, решается в процессе форматирования эфира. К тому же следует учитывать и характер подачи информации в данных передачах, ведь об одном и том же можно сказать по-разному. К тому же, одна информация не терпит размазывания по времени, а другую необходимо подавать так, чтобы слушатель успел воспринять её вдумчиво, не наспех. И во многом правильно выбранный хронометраж подобных программ обеспечивает им успех.

Ещё одна часть информационного формата -это аналитические передачи. Прежде всего, необходимо решить: занимается данная радиостанция аналитикой, или нет. И если в передачах такого плана есть необходимость, то делать их должны профессионалы. Только в этом случае они будут интересными и легко воспринимаемыми. Немаловажно и то, на что направлен собственно анализ. Если мы определили целевыми слушателями домохозяек, то уместней будет анализ качества товаров и услуг, а не политической ситуации в стране. Хотя еще раз стоит подчеркнуть, что далеко не на всех радиостанциях аналитика вообще уместна.

Итак, второй составляющей формата радиостанции является информационный формат, включающий способы формирования выпусков новостей, информационных и аналитических передач.

3. Имиджевый формат. Так или иначе, но каждая радиостанция устанавливает свои правила работы ведущих программ и передач в эфире. Также на многих радиостанциях существуют правила, по которым производится отбор ведущих для работы на данной радиостанции. Некоторые радиостанции уделяют этому большое внимание, например, радиостанция «Ностальжи». Но большинство радиостанций в этом вопросе действуют интуитивно, нередко делая ошибки. К счастью, в последнее время редакторы радиостанций стали понимать важность не только того, о чём говорится, но и того, как это говорится на их радиоволне.

Имиджевый формат радиостанции имеет следующие составляющие.

Прежде всего, это образ, который создают ведущие, работая в эфире. Это одна из главных составляющих имиджа радиостанции. С каких позиций ведётся общение со слушателем, какой посыл используется в обращении к аудитории, какое настроение эта радиостанция несёт - всё это зависит от образа ведущих. Значит, важно соотнести индивидуальность каждого работающего в эфире с индивидуальностью радиостанции в целом, с её имиджем. Если радиостанция заряжает слушателя на хорошее настроение, на постоянное позитивное отношение к жизни, то образ скептика и ворчуна вряд ли приемлем. Радиостанция, серьёзно занимающаяся аналитикой, наоборот, к образу скептика отнесется весьма благосклонно. Или другой пример. На радиостанции с явным ностальгическим настроением и старой доброй музыкой в эфире эпатирующий образ может быть использован только как единичный случай и очень осторожно. Для радиостанции развлекающей, с динамичными современными мелодиями в эфире, ведущий, эпатирующий публику, - находка. К этому же относится и лексика, которой пользуются ведущие передач и программ. Создавая свой имидж, они ориентируются либо на официально-деловой язык, либо на разговорный и вольный, или же на уличный

и сленговый, а возможно на профессиональный жаргон своих слушателей, например, водителей. Но прежде всего, это язык, которым радиостанция общается со слушателем, и легкомысленного отношения к его выбору быть не должно. Это важно для имиджа радиостанции. Решая вопрос о языке общения со слушателем, прежде всего необходимо вспомнить старый закон радио: язык должен быть понятен слушателю, легко воспринимаем им на слух. А уж к этому необходимо прибавить уместность того или иного речевого стиля на данной радиостанции, исходя, например, из уровня образованности целевой аудитории.

Не менее важны и голоса ведущих программ и передач. Голоса ведущих - это не просто часть имиджа радиостанции. Это те голоса, которым слушатель должен поверить, к которым он должен прислушаться, с которыми он будет ассоциировать имя радиостанции. Поэтому важно не только то, насколько голоса благозвучны сами по себе, но и то, насколько они сочетаются со всем тем, что звучит в эфире. Например, уже упоминавшаяся радиостанция «Ностальжи» ориентируется на мужские голоса с низким тембром и бархатным звучанием, потому что такой голос будет ближе и приятней целевой возрастной аудитории, и ему она поверит быстрее. К тому же такой голос лучше сочетается с музыкой ретро, чем молодой и звонкий. А молодым и звонким голосам быстрее доверятся молодые слушатели, и на молодёжной радиостанции они будут уместнее. К тому же крайне важно общее соотношение мужских и женских голосов, звучащих в эфире радиостанции. В зависимости от того, какую цель поставила перед собой радиостанция, на какую аудиторию она ориентирована и какой информационный формат она для себя выбрала, выстраивается это соотношение. Например, на радиостанции информационного типа, с аудиторией, состоящей преимущественно из мужчин и с соответствующим ей информационным форматом (в приоритет политическая, экономическая, деловая информация), большинство ведущих будут мужчины. При изменении целевой установки на развлечение и, соответственно, типа радиостанции на музыкальный, снижении информационной доли в вещании, но при сохранении остальных условий, в эфире преимущественно будут звучать женские голоса. Но существуют здесь и общие для всех правила психологии восприятия устной речи. Например, психологами было установлено, что мужскому голосу в выпуске новостей аудитория доверяет больше. Только правильно рассчитанный «голосовой диапазон» ведущих программ и передач может привлечь ту аудиторию, на которую рассчитывает радиостанция. В случае ошибки доверие аудитории можно потерять.

Следующий элемент, составляющий имиджевый формат — самореклама радиостанции, или имиджевая реклама. О важности правильного подбора слоганов для подобной рекламы сказано многое и многими. Нам хотелось бы только отметить необходимость и в этом вопросе ориентироваться на целевую аудиторию и особенности её психологии. Восприятие слогана слушателем происходит через про-верку на соответствие девиза радиостанции его собственным ценностным установкам. И только «прямое попадание» слогана в систему ценностей слушателя сделает радиостанцию по-настоящему своей для него, только совпадение позиции радиостанции с позицией слушателя принесет ей популярность. Здесь важно всё: каким слушатель хочет быть, к чему он стремится, какие качества жизни (стабильность, динамичность, и т.д.) он ценит и многое другое. Если радиостанция позиционирует себя внутри этих приоритетов слушателя, — она привлекательна для него. Недаром слоган «Русское радио» - всё будет хорошо» появился тогда, когда всем нам очень хотелось, чтобы кто-то сказал, что всё будет хорошо. С другой стороны, имиджевые ролики должны стать частью эфира, органично в него вписываться, сочетаться со всеми его составляющими, а не выпадать из общего звучания радиостанции. Тогда они станут ненавязчивыми и лёгкими в восприятии. Поэтому важно и правильное оформление ролика с точки зрения голоса, музыки, ритма, атмосферы и настроения, обращенности, подачи.

Итак, третьей составляющей формата радиостанции является имиджевый формат, состоящий из отбора голосов ведущих программ и передач, создания ими эфирного образа и саморекламы радиостанции.

4. Технологический формат. В этой части многое диктует условия работы радиостанции: сколько часов в сутки у неё вещания, и идёт оно единым блоком или дробится на несколько выходов в эфир. Немаловажную роль играют тип радиостанции и её цель. Можно придумать превосходные схемы всех предыдущих форматов и всё испортить, неверно расположив программы и передачи в вещательной сетке, сместив акценты в сторону информации или музыки совсем не там, где это необходимо. В таком случае, на чём базируется технологический формат радиостанции?

Прежде всего, на соотношении музыки, информации и речи в эфире. Основой этого деления является тип радиостанции и её целевая установка. Если радиостанция информационная, в приоритете будут информационные передачи, если музыкальная -музыка, если общественная - разговорные и информационные программы. Всё разнообразие промежуточных вариантов — таких, как музыкально-информационная радиостанция, информационно-развлекательная и т.д. - тоже базируется на этом делении. Кажущаяся на первый взгляд простота в делении вещания на три части обманчива. Главной проблемой в этом делении может стать особенности жанров радиовещания, когда один жанр находится внутри другого и плавно перетекает в третий. А ведь именно жанры программ и определяют их принадлежность к той или иной части, на которые мы делим эфир. К примеру, столь популярные на радио ток-шоу. С одной стороны, это информационный жанр, с другой, коль уж это шоу, - это развлечение, с третьей, в рамках ток-шоу может быть и аналитика, если проблема, обсуждаемая в нём, является жизненно важной и насущной. Так, куда отнести планируемое ток-шоу: в «речь» или в «информацию»? На наш взгляд, правильнее в каждом конкретном случае при-нимать решение в зависимости от наполнения передачи теми или иными компонентами. Есть ещё одна проблема, о которой необходимо сказать. Приняв одну схему деления, радиостанция в процессе своего творчества может наполниться новыми передачами и программами, и соотношение частей может измениться. В этой связи необходимо периодически проверять и пересчитывать проценты, чтобы знать, насколько радиостанция отклонилась от выбранного ранее процентного соотношения музыки, речи и информации. Это поможет сохранить выбранный тип радиостанции и избавиться от не совсем удачных передач, забивающих эфир, а не наполняющих его. С другой стороны, может произойти и корректирование типа радиостанции в соответствии с требованием современности. Ведь было время, когда более востребованными были музыкальные радиостанции, а сейчас происходит смещение интереса аудитории в сторону разнообразной информации.

Второе, что представляется важным в технологическом формате, это распределение по времени и наполнение утреннего, дневного, вечернего, и, если имеется, ночного блоков вещания, то есть, «колесо вещания». В какое время начинается каждый блок и в какое заканчивается, какими передачами наполнен, периодичность выпусков новостей; каково, опять же, соотношение музыки, информации и речи внутри него. Основой этого деления будет ориентированность на целевую аудиторию. Радиостанция должна просыпаться вместе со своей целевой аудиторией, давать ей ту информацию, которая ей сейчас наиболее необходима, с ней проживать день, с ней возвращаться с работы, развлекать её в минуту отдыха и петь колыбельную на ночь. А осуществить всё это можно только тогда, когда радиостанция тщательно изучила распорядок дня слушателей, его интересы, потребности и привычки. Исходя из них выстраивается и процентное соотношение внутри блоков музыки, информации и речи. В разное время суток оно может быть разным, важно, чтобы в сумме получалось то соотношение, которое мы определили заранее. Таким образом может быть решена одна из основных задач радиостанции: удержать на своей волне слушателя как можно дольше, не допуская переключений на конкурирующие радиостанции. Если радиостанция живёт в одном ритме с целевой аудиторией, она даёт то, что ей нужно; тогда, когда ей это нужно; и необходимости в дополнительной информации у аудитории не возникает.

И третья составляющая технологического формата - ритм вещания. Как правило, ритм вещания радиостанции возникает стихийно. Просто сначала возникают передачи, которые длятся определенное время, потом их ставят в сетку вещания и только после этого возникает ритм вещания. Ориентируясь на слух, редакторы вносят поправки и переносят программы с одного времени, расставляют их очерёдность в эфире и т.д. Но современная жёсткая конкуренция в радиовещании требует другого подхода к созданию ритма вещания, так как времени на корректирование на слух не даётся. К тому же дело престижа радиостанции: заявив программу в данное время, не перемещать её, так как она ужеожидаема слушателем, и обманывать его ожидания крайне нежелательно. Поэтому ритм вещания необходимо продумывать и соотносить опять же с целевой аудиторией, учитывая особенности восприятия в каждый конкретный период времени. К примеру, в разгар рабочего дня внимание слушателя не сосредоточено на радио, и ставить в этот промежуток длинные и серьёзные разговорные, аналитические или информационные передачи не стоит, уместнее здесь будут короткие - на несколько минут - и яркие передачи. А вот по дороге с работы слушатель в состоянии прослушать что-то и подлинней, коротая время в дороге. Вечером, за чаем в компании с радио, слушатель может провести и довольно много времени. В то же время, крайне важно так распределить передачи в сетке вещания, чтобы несколько длинных передач не звучали подряд, чтобы все передачи ритмически сочетались между собой и создавали общую динамику эфира, не сложную для восприятия слушателя.

Итак, четвёртой составляющей формата радиостанции является технологический формат, состоящий из долевого соотношения музыки, информации и речи; распределения по времени и наполнения суточных блоков вещания; ритма вещания.

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Хочется обратить внимание на парадокс, с которым стакиваются как практики, так и теоретики радио. С одной стороны, формат является достаточно жесткой и взаимосвязанной схемой, но практический опыт уже неоднократно показывал, что на самом деле он подвижен и постоянно изменяется под влиянием времени, творчества коллектива радиостанции, опыта работы, результатов исследований целевой аудитории и других факторов. Форматирование радиостанции - творческий и постоянно продолжающийся процесс, и в этой части изменения не только возможны, но и только полезны, так как способствуют развитию творческого процесса на радиостанции. Но изменения возможны не во всех составляющих формат частях. Приведенная схема наглядно демонстрирует части формата радиостанции, которые подвержены изменениям. Это те составляющие музыкального, информационного, имиджевого и технологического формата, которые идут вторыми и третьими в схеме: музыкальное оформление радиостанции, набор передач о музыке и музыкантах, передачи информационного характера, аналитические передачи, голоса ведущих программ и передач, имиджевая реклама, распределение по времени и наполнение блоков вещания, ритм вещания. Изменения в этих частях слушатель воспримет вполне адекватно. А вот всё остальное при изменении может слушателя разочаровать и оттолкнуть от радиостанции, обмануть его ожидания. К тому же подобные перемены могут привести к изменению типа радиостанции или непонятному симбиозу разных направлений и форм вещания на одной радиостанции.

Подытоживая, стоит подчеркнуть, что формат - это не просто концепция, а творческая концепция, так как в основе форматирования лежит творчество коллектива радиостанции, нацеленное на свою аудиторию. Без творческого наполнения формат превращается в голую схему - неживую и кондовую.

Литература

1. В. Сухарева. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997) // Отече-ственное радио в современных условиях. — М., 1998. Ч.1. - С. 28

2. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А.Шереля. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 37

3.. А. Бубукин. Какое радио мы слушаем? // Шоу-мастер. 2000. №1 -С. 49

4. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М: Аспект Пресс, 2001. - С. 203

5. В. Смирнов. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 58

6. Б. Барабанов. Работа службы информации на музыкальном радио. Радио: музыкальное, новостное, общественное.../ Под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - С. 81.

г. Тольятти

 __________________________

© Раскатова Елена Робертовна, 2003

Научно-профессиональный журнал "Акценты", Воронеж, 2003, №5-6 (40-41). - С.22-28


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum