|
|
|
В настоящий момент многофункциональный городской культурный центр (ГКЦ) «Ковчег» города Шахты – одно из наиболее известных и авторитетных на Дону и в Южном федеральном округе общественных объединений культурно-просветительского и творческого профилей. На его базе на протяжении последних десяти лет, с 2001 по 2011 г.г., осуществляется целенаправленная социализация креативной личности в рамках инновационной опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности (в т.ч. «гайденс»-эксперимент, внедрение международных стандартов менеджмента качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2008, институционализация общественной гражданской службы и др.). Проводимая в ГКЦ работа базируется на принципах инновационного развития и оперативно освещается в научной и периодической печати международного, федерального, регионального и муниципального уровней, а также в Интернете. Сегодня в «Ковчеге» разработана, внедрена и апробирована весьма эффективная и результативная, на наш взгляд, модель менеджмента творческой деятельности, аккумулирующая основные элементы дивизиональной и программно-целевой структур управления организацией [1, 64-66, 259-260]. В частности, высшими органами управления, помимо традиционного общего собрания «ковчеговцев», являются Координационный совет (КС) и правления секций, отделений и филиалов ГКЦ. Координационный совет выполняет общую организационно-координирующую и контрольно-экспертную функции, т.е. обеспечивает взаимодействие «ковчеговских» секций, отделений и филиалов, направленное на реализацию общеорганизационных уставных и программных целей и задач, и осуществляет внешний контроль деятельности руководителей, специалистов и активистов всех подразделений ГКЦ. В состав КС входят председатель, его заместитель и ответственный секретарь (в ранге заместителя председателя КС), пять координаторов общеорганизационных целевых программ по литературному, музыкальному и экологическому творчеству, культурно-просветительской и концертной деятельности и три члена КС, ответственных за инновационную деятельность («гайденс»-система, институт общественной гражданской службы, стандарты ISO). В «Ковчеге» функционируют также шесть дивизиональных (автономных) подразделений: две секции (литературно-творческая, авторской и бардовской песни), два отделения Международного социально-экологического союза (детско-юношеская ассоциация «Творчество», «Гражданский форум интеллектуальной творческой молодёжи»), два Артёмовских филиала (литературное объединение «Власовские копи», экологическое объединение «Комитет защиты Грушевки», ведущие работу на базе средней школы № 31). Правления указанной группы «ковчеговских» подразделений, куда входят руководители и активисты (от трёх до пяти человек), совершенно самостоятельны в выборе форм, приёмов, средств, методов и техник организации и управления творческими процессами и полностью ответственны за эффективность и результативность деятельности, за КПД и т.н. «творческий продукт» (выпуск печатных и электронных материалов; проведение фестивалей, праздников, смотров и конкурсов; организация презентаций, выставок, вернисажей и др.). Кстати, члены Координационного совета могут участвовать в работе правлений секций, отделений и филиалов ГКЦ с правом решающего голоса, а вот руководители этих «ковчеговских» подразделений наделены в КС лишь правом совещательного голоса. Подобная функционально-компетентностная дифференциация в высшем и среднем звеньях менеджмента позволяет Координационному совету влиять на процессы реализации тактических целей и задач в группе автономных подразделений организации, оперативно пресекая возможные отклонения от общеорганизационной стратегии. В то же время, руководители «ковчеговских» подразделений имеют возможность лоббирования своих подразделенческих интересов в Координационном совете, не препятствуя при этом реализации контрольных и экспертных полномочий КС. Таким образом, в «ковчеговской» модели менеджмента творческой деятельности были удачно интегрированы дивизиональная и программно-целевая управленческие структуры. В свою очередь, эта модельная интеграция позволила нам практически решить организационные проблемы, детерминированные актуализацией общественной гражданской службы: предоставление автономного статуса группе подразделений ГКЦ и обеспечение централизованной координации их деятельности посредством общеорганизационных целевых программ и усиления статуса Координационного совета как высшего распорядительно-исполнительного органа «Ковчега» [3]. На первый взгляд, нами были решены две взаимоисключающие проблемы: с одной стороны, осуществлена общеорганизационная управленческая децентрализация (сформирован и легитимизирован институт группы автономных подразделений), но, с другой стороны, достигнут и максимум централизации управления организацией (усилен контрольно-экспертный функционал КС, разработаны и «запущены» общеорганизационные целевые программы). Однако решённые нами управленческие проблемы не исключают, а дополняют друг друга. В частности, дивизиональный статус гарантирует секциям, отделениям и филиалам ГКЦ наиболее оптимальную творческую самостоятельность, активизирует их творческую конкуренцию и значительно повышает их творческую конкурентоспособность. Программно-целевой статус позволяет избежать дублирования процессов творческой самоорганизации в группе подразделений. Иными словами, каждое автономное «ковчеговское» подразделение разрабатывает свою, уникальную, творческую «нишу», не повторяя форм, приёмов, средств, методов и техник работы с населением, ориентируясь на конкретно-профильное содействие креативной личности в процессе её социализации – с учётом индивидуальных и групповых мотивов, интересов, склонностей и потребностей, в контурах конкретного социокультурного заказа. Накопленный в ГКЦ «Ковчег» многолетний практический опыт институционализации общественной гражданской службы [2, 132-137] позволяет рекомендовать к широкому территориальному тиражированию (прежде всего, в системе российских общественных объединений и некоммерческих организаций) разработанную, внедрённую и успешно апробированную нами модель менеджмента творческой деятельности. Её эффективность и результативность подтверждены временем, а повсеместное внедрение в других муниципальных и региональных образованиях РФ не требует больших материально-технических и финансовых затрат, что весьма актуально в условиях продолжающегося глобального экономического кризиса.
Литература
__________________________ © Ларин Георгий Георгиевич
|
|