Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Каким будет общественное телевидение в России?
(№3 [241] 15.02.2012)
Автор: Марина Мыгаль

 

Опросы общественного мнения  показывают, что телевидение для россиян все еще остается основным источником получения информации, несмотря на падение доверия к СМИ. Также в опросах респонденты отмечают, что телевидение недостаточно цензурировано. В необходимости ограничения свободы слова убеждены 58% граждан, указывающих на перенасыщенность СМИ насилием, пошлостью, дезинформацией и бескультурием [1].

 

Кризис телевидения

 

       В России несколько лет назревает реформа телевидения. Первый этап преобразований начался в 90-е годы, когда перестраивалась советская модель трансляции передач. На смену идеологизированной журналистике пришла другая журналистика. Часть СМИ закрылись, вместо них появились новые независимые медиа. Произошла перестройка медиасистемы, обновление и адаптация к условиям рынка. Появляется не только эфирное вещание, но и спутниковое, кабельное вещание, что значительно расширяет количество принимаемых телеканалов. Зрители могут смотреть специализированные каналы, так наиболее востребованным становится канал «РБК», представляющий экономическую информацию. 

Помимо изменения правовых и экономических отношений телевидение перестраивает свой контент. Появляются разнообразные новостные, развлекательные, иногда и познавательные программы. 

Второй этап реформы ТВ связан с переходом на цифровое вещание. Улучшается техническая сторона телевидения:  большее количество каналов, лучшее качество звука и картинки, большая устойчивость к помехам, передача сигнала требует передатчиков меньшей мощности [2]. Есть зачатки интерактивного телевидения, которое прижилось в развитых странах. 

       Не менее актуален вопрос о содержании транслируемого на телевизионных каналах. Какую картину мы видим на отечественном ТВ? Подавляющее большинство каналов независимо от формы собственности перешли на коммерческие отношения. В их число вошли не только развлекательные каналы, в их числе СТС, ТНТ, MTV, но и федеральные каналы «Россия-1» и «Первый канал». На отечественном телевидении произошло засилие рекламы, низкопробных сериалов и мелодрам, передач-клонов, сделанных по американским образцам, скандальных ток-шоу, передач в стиле «Давай поженимся», предназначенных для тенденциозного зрителя, криминальных новостей, судебных шоу. Таким образом, несмотря на разнообразие каналов, современное телевидение предлагает однообразный контент. 

Серьезным недостатком содержания передач становится обилие скандальных, сенсационных передач, в которых внимание сосредотачивается на подробностях личной жизни героев, криминальной проблематике, конфликте сторон. Из этого следует вывод – чем драматичнее передача, тем больший резонанс она вызовет в обществе и тем больший рейтинг получит у телезрителей. Малахов А. каждый раз заканчивает передачу словами «Берегите себя и своих близких». Прав был Д. Гербнер, утверждая, что люди, часто смотрящие телепередачи с элементами насилия, считают, что мир более жесток («синдром плохого мира»), чем это есть на самом деле[3].

Однако есть на нашем ТВ – канал образцового содержания, который обходится без рекламы, без скандалов и криминала. Некогда он именовался «Культура», теперь «Россия-К». Аудитория канала – зрители со средним и высшем образованием, насчитывают около 91 млн.человек [4]. Просвещение и образовательная сторона передач «Культуры» значительно выделяют этот канал из массы специализированных каналов. В контент вещания входят телеспектакли, концерты оркестровой музыки, опера, балет, художественные фильмы, научно-познавательные программы, документальные фильмы, мультфильмы, ток-шоу. Канал размещает в сетке вещания программы для зрителей среднего возраста, молодежи, детей. Поскольку «Культура» становится «каналом для избранных», он не такой популярный, как прочие каналы. Зритель стареет, канал пытается привлечь молодую аудиторию. 

Помимо «Культуры» все отечественное телевидение стало коммерциализированно. ТВ начинает утрачивать свои позиции, уступая место новым медиа. Есть ли выход? В более чем 40 странах мира существует общественное ТВ – противовес коммерческому телевидению.

 

Особенности общественного ТВ 

    Очередной интерес к общественному телевидению возобновился в России после послания президента федеральному собранию в декабре 2011 г.До этого глава государства высказывал эту идею на Форуме гражданского общества "Петербургский диалог-2011" в июле. К вопросу создания общественного телевидения в России возвращались в 2002 г., ранее говорили в 90-х, но до сих пор этот проект не был реализован. Готова ли теперь наша страна перестроить телевизионную систему и воплотить в жизнь проект общественного телевидения? В чем состоит особенность общественного телевидения? 

Общественное российское телевидение (ОРТ) назывался некогда «Первый канал». Однако по своей сути канал был далек от того, что называют общественным телевидением. Зарубежный опыт функционирования общественного телевидения насчитывает более полувека. За это время общественные каналы успели появиться не только в развитых странах, но и в некоторых развивающихся. Рассмотрим коротко положения, отличающие общественное ТВ от коммерческого и государственного: 

1) формируются только на основе специального законодательства;
2) контролируется  со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы;

3) финансирование производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам;
4) содержание программы передач стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории [5].

        Специальное законодательство предполагает наличие закона о телевидении, согласно которому будет осуществляться деятельность каналов. Также предполагается наличии внутриредакционного устава ТВ.  В корпоративном документе оговаривается структура, цели, принципы работы, права и обязанности сотрудников, правовой аспект деятельности. В таких документах прослеживается назначение общественного телевидения. В широко известном уставе Британской вещательной корпорации подчеркивается миссия - «обогащать  жизнь людей программами и услугами, которые информируют, обучают и развлекают» [6]. BBS  стремиться быть наиболее креативной организацией в мире. 

Контроль за общественным телевещанием осуществляется специальными инстанциями, в которые входят представители общества. Например, в Германии во главе земельных вещателей стоит интендант (от франц. intendant — управляющий, заведующий). Наблюдает за деятельностью общественного ТВ Телевизионный совет, состоящий из представителей основных важнейших общественных групп (таких, как церкви, спортивные клубы, партии, профсоюзы и прочие объединения граждан) [7]. Аналогичная инстанция в Британии называется Совет управляющих. В его состав входят 12 членов, назначенных королевой Великобритании из числа авторитетных политиков, представителей общественности, науки и культуры [5]. 

Существуют различные формы финансирования общественного телевидения: государственное финансирование, поступления от налогоплательщиков, доходы от рекламы, финансовая поддержка спонсоров, продажа дополнительных услуг. Основным источником финансирования в классической модели общественного вещания является абонентская плата от налогоплательщиков. Часто источников финансовой поддержки бывает несколько. Система финансирования американского общественного вещания PBS включает в себя два важнейших источника – государственное финансирование и спонсорские средства [8].

Содержание программы общественного ТВ отличается большим количеством и качеством передач образовательного, просветительского, спортивного и развлекательного планов. Главная задача общественного телевидения – подача объективной и достоверной информации обо всем, что представляет общественный интерес. Характерной чертой является отсутствие коммерческой рекламы.

Само появления такого телевидения является следствием демократических преобразований в гражданском обществе. Из вышеописанного вытекают вопросы: 

- есть ли в России демократия; 

- сформировалось ли гражданское общество. 

Как отмечают многие общественные деятели, инициатива создания общественного телевидения может исходить от самих граждан, общественных сил, власти [9]. Согласно декабрьскому опросу ВЦИОМ 71% россиян признают важность создания в стране телеканала общественного вещания, независимого в своей эфирной политике от государства и от бизнеса, отражающего интересы общества.  А вот поддержать такой канал  финансово готовы 26% россиян [10]. 

 

Перестройка медиасистемы

     Многие эксперты массовой коммуникации считают идею создания общественного телевидения в России отжившей [11]. Как мы отметили, это телевидение могло появиться и в 90-х годах, и в нулевых. По ряду причин этого не произошло: отсутствие сформированного гражданского общества, непричастность социальных сил. 

В настоящее время инициатива от власти поступила. Однако требуется решить ряд немаловажных вопросов.

Организаторы общественного ТВ должны осознавать, на какую аудиторию будет рассчитан канал, какое положение он займет в медиасистеме. Следует учитывать конкуренцию с занявшими свою нишу частным и государственным телевидением. Насколько востребованным будет канал, ведь во всем мире общественное ТВ переживает кризис, связанный с падением популярности у аудитории. Если верно, предположение о частичном финансировании за счет абонентской платы, то каков будет размер этого платежа. Существует версия о 46 рублях в месяц [12], но готовы ли россияне отдавать такую сумму. Кроме того, есть организационные вопросы, связанные со структурой общественного вещания. Предполагается преобразовать площадку ВГРТК для создания общественного ТВ. Необходимы затраты, оправдаются ли они в будущем или общественное телевидение будет лишь видимостью. 

К марту 2012 г. подготавливается проект закона об общественном телевидении и радио, внести поправки, в который может любой желающий.

 

Литература:

  1. Телевидение в нашей жизни [Электронный ресурс].  – Режим доступа :http://wciom.ru/index.php?id=459&;uid=13518, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  2. Цифровое телевидение: в чём преимущество? [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44349/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  3. Gerbner G. Reclaiming our cultural mythology. Television’s global marketing strategy creates a damaging and alienated window on the world. In IN CONTEXT, N.38, Spring 1994, P.40-41.
  4. Бабаева, А. Культура – любимый канал интеллигентов. [Электронный ресурс] /А. Бабаева.  – Режим доступа : http://www.nashfilm.ru/teleobzor/98.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  5. Беспалова, А. Г. История мировой журналистики [Электронный ресурс] / А. Г. Беспалова. – Режим доступа :http://evartist.narod.ru/text8/49.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  6.  О Би-би-си [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/institutional/2011/02/0..., свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  7. Лейбина, Н. Общественное телевидение в Германии [Электронный ресурс] / Н. Лейбина. – Режим доступа : http://broadcasting.ru/articles2/econandmen/lejbina, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  8. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Электронный ресурс] /  Е. Л. Вартанова. – Режим доступа : http://evartist.narod.ru/text11/47.htm#з_14, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  9. В России в очередной раз создадут общественное телевидение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mnenia.ru/rubric/society/v-rossii-v-ocheredno..., свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  10. Общественное телевидение: «за» и «против» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&;uid=112276 свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  11. Гладько, А. М. Нужно ли России общественное телевидение? / А. М. Гладько // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. 2007 — №1,  159.
  12. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об общественном телевидении и радио» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president-sovet.ru/chairman/materials/the..., свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

 

______________________________

©  Мыгаль Марина Сергеевна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum