Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Реализация невозможности
В статье содержится всесторонний анализ общественной ситуации в связи с арестом ...
№08
(361)
25.06.2019
Культура
«Зеленая карета» и космическая ракета
(№4 [242] 01.03.2012)
Автор: Александр Славин
Александр Славин


                                     От редакции

 

В ноябре этого 2011 года – с 3 по 7 – в городе Красногорске и в Москве состоялся II Международный детско-юношеский фестиваль авторской песни «Зеленая карета-2011».

Фестиваль «Зеленая карета-2011», посвященный Году российской космонавтики, развивает основные идеи своего предшественника, который при поддержке Министерства культуры РФ и Общественной Палаты РФ впервые с успехом состоялся в апреле 2010 г., представив разом и вместе лучших авторов и исполнителей песен в возрасте от 9 до 19 лет и их педагогов из разных регионов России – от Калининграда до Приморского края, а также из Украины и Белоруссии. В 2011 году представительство зарубежных стран было расширилось: добавились Республика Казахстан, Республика Словения и Королевство Швеция.

Организаторы фестивалей «Зеленая карета» считают необходимым поддержать сложившуюся по инициативе снизу систему поиска и воспитания талантов на таком уникальном феномене как авторская песня, по праву считающимся нашим национальным достоянием. Поэтому данный проект рассматривается не как отдельно взятое мероприятие, а как часть комплекса действий и событий, нацеленных на активное продвижение и популяризацию авторской песни в культурное пространство страны на достойном профессиональном уровне. В 2011 году генеральным партнером фестиваля выступило Российское космическое агентство.

Вниманию читателей научно-культурологического журнала RELGA предлагается очерк о «Зеленой карете-2011» очевидца фестивальных событий дизайнера, автора-исполнителя песен Александра Славина.

 

             
Нажмите, чтобы увеличить.
Программа Фестиваля

 

Начну с того, что в давние времена я закончил МАИ. Сие, естественно, означает, что для меня, так же, как и для основной массы читателей этого журнала, – 4-е октября (запуск первого в истории спутника земли) и 12-е апреля (полет в космос Юрия Гагарина) являются как бы «престольными» праздниками. Несколько лет назад в эти дни в ДК МАИ регулярно проводились концерты авторской песни, на которые приглашали выступать и меня. Как-то в 2006 году, перед 12-м апреля, звонят мне из МАИ и говорят, что на этот раз в составе небольшой бригады бардов надо будет попеть уже из ЦУПа, непосредственно в космос на МКС, как сейчас говорят, в режиме «on line». Общение с космосом было назначено на время ближе к вечеру, и отправился я в космос непосредственно с работы с гитарой на плече. Институтские дамы у порога дружно помахали мне платочками и чувственно пропели: «…и домой возвращайся скорей!».

 

До последнего времени объектом изучения музыкальных искусствоведов была в основном профессиональная композиторская музыка и лишь малая часть их работ посвящалась музыке народной, то есть – самодеятельной. Прослеживая исторические изменения основополагающих ее параметров – гармонии и мелодики – они отмечали, что можно вполне определенно различать зачаточные (палеонтологические») и развитые формы. Здесь напрашивается прямая аналогия с изменением детской речи по мере взросления ребенка… Однако практически совсем нет серьезных исследований о том жанре музыкальной самодеятельной культуры, который зовется у нас «авторская песня».

Самодеятельное искусство – это искусство дилетантов. Большая часть авторских песен в музыкально-поэтическом плане имеет в основном малоразвитые формы реализации – упрощенные гармонии, штампы, компиляции, стереотипичность исполнения… Авторы этого жанра часто имеют весьма смутное представление о критериях, которыми руководствуются профессионалы при создании песни (хотя, надо отметить, и у последних хватает «халтуры на заказ».

Самодеятельная же песня создается интуитивно. Интуицию пробуждает или наличие у самодеятельного автора достаточного комплекта музыкальных «слухов» - мелодического, ритмического, гармонического, исполнительского, поэтического и т.п. или же жажда простого подражательства типа «и я так смогу», на уровне ребенка. Но вне зависимости от качества и оригинальности  эти песни всегда отличались потрясающей искренностью (как и народные) по причине полной бескорыстности их авторов, их желания просто прозвучать, быть услышанными. Но лишь осененные врожденным комплексным даром  достаточно высокого уровня создали то, что позволило авторской песне стать самостоятельным  жанром нашей  культуры, да с таким размахом, которого нет ни в одной другой стране мира. Перечислять великих не буду, все их знают.

 

… Карета подана! Я оказался в ней к вечеру 4 ноября прошлого года, и доставила она меня в уютный учебный центр «Нахабино» Правительства Московской области.  При посредствии администрации Красногорска центр предоставил свои корпуса для размещения участников II-го Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Зеленая карета». Название фестивалю дала чудесная песня Александра Суханова на стихи Овсея Дриза  в переводе С.Маршака. Помните? – «… шесть коней разгоряченных в шляпах алых и зеленых над землей несутся вскачь».

Удивительно многообразна была программа фестиваля. Четыре дня непрерывного пения в корпусах – пели дети, педагоги, почетные гости из известных бардов. Три мастер-класса для юных авторов и исполнителей. Круглый стол «Педагогика авторской песни» под руководством председателя экспертного совета фестиваля, известного барда Сергея Матвеенко, на котором обсуждались в приложении к теме вопросы философии, психологии, культурологи и искусствознания. (Оказалось, что в стране существует целая система образования детей авторскому пению на базе различных культурных центров, домов культуры, школьных кружков и студий и т. п., и дети приехали на фестиваль в сопровождении своих педагогов). На фестиваль были приглашены делегации из различных городов – от Новосибирска и Алтайского края до Калининграда. Да еще из Белоруссии, Украины, Казахстана, Словении и Швеции. Еще была обзорная экскурсия по Москве, песенный праздник в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова, посвященный 70-летию Битвы под Москвой. Апофеозом фестиваля стал большой гала-концерт в красногорском ДК «Подмосковье», с которого велась прямая трансляция в Интернет. А в финале концерта песню «Зеленая карета» исполняли все – и зал, и сцена – вместе с ее автором Александром Сухановым. Я посещал очень много взрослых фестивалей авторской песни, но на детском такого размаха присутствовал впервые. Очень порадовал неожиданно высокий уровень выступающих. Не оскудела Россия…  

 

Нажмите, чтобы увеличить.
Общее исполнение песни "Зеленая карета" вместе с ее автором А.Сухановым


…В большом зале ЦУПа мы все были в первый раз и, естественно, глаза разбежались. Нас провели на бельэтаж, там стояли микрофоны и сидели за столом несколько симпатичных руководителей нашей космонавтики. Внизу рядами располагалась наземная команда космического полета, а на фронтальной стене на огромных мониторах были изображены основные параметры полета. На правом мониторе – прямая видеотрансляция с борта МКС: на экране космонавты – наш Павел Виноградов и рядом американец Джеффри Уильямс. Сначала, как положено, выступали руководители, официально поздравляли и передавали приветы от родных и близких, обращаясь почему-то только к Павлу. Потом к микрофону пригласили нашу группу. Времени выделено было лишь 20 минут, словом, каждому по песне. Я спел душевную и популярную в МАИ «Вечер спрятался за крыши» Юрия Визбора и, поскольку она короткая, а праздник всего человечества – поздравил и Джеффри двумя строками из великой американской авторской песни «We shall overcome…». Вдруг, смотрим на экран – рядом с Виноградовым выплывает в невесомости натуральная бортовая гитара, а перед ней – фирменная маевская эмблема и диск с маевскими песнями. Оказывается он и там тихими вечерами напевал наши песни… На следующий день нам позвонили из МАИ и сообщили, что из Хьюстона пришла в ЦУП телефонограмма с благодарностью за трогательно проведенный праздничный сеанс связи… И что телеметрия показала – Павел чуть ли не до слез был растроган нашим выступлением.

 

На «Зеленой карете» конкурса как такового не было. А был предварительный экспертный отбор талантов из ребячьих работ, присланных через Интернет в экспертный совет. В результате дети во время фестиваля не напрягались конкуренцией, и он превратился для них в праздник общения победителей отбора, праздник образования, праздник пения. Очень сильным и добрым был фон сопровождения мероприятия.  Ведь в учредителях и организаторах фестиваля кроме главного – администрации города Красногорск, также состояли Государственный институт искусствознания, Международная ассоциация содействия культуре, Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова, Российский институт культурологии,  Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, Международный информационный портал авторской песни «bards.ru», Московский городской центр авторской песни (КСП) и многие другие. Оргкомитет фестиваля возглавил Олег Митяев, народный артист России. Попечительский совет – Евгений Велихов, академик РАН и Александр Городницкий, классик авторской песни, академик РАЕН. Все ребята на фестиваль приглашались вместе их педагогами или родителями с оплатой питания и проживания за счет Оргкомитета.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
Приветствие участникам фестиваля главы Красногорска В.В.Кругликова


Известно, что чем больше многообразная множественность в изъявлении какого-либо смысла, чем богаче и развитее язык. Это же относится и к языку музыкальному. И, конечно, к песне. Академик Раушенбах еще в давние советские времена дал удивительно стройное графическое объяснение Троице – представьте себе декартову трехмерную систему координат: по одной оси Отец, по другой Сын, а по третьей – Святой Дух. Результирующая векторов и есть Бог. Позволю себе применить этот образ к Песне. По осям: музыка (отец), поэтический текст (сын), ибо вначале все-таки было не Слово, а Звук и исполнительство (дух). Сумма этих векторов и есть Песня. 

Неизъяснимое взаимодействие в песне музыки и поэзии оказывается имеет не только чисто эстетический аспект, но и интересное физиологическое воздействие. Оказывается, есть исследования, что если на этапе начального усвоения речи одновременно ребенку серьезно развивать еще и способность музыкального восприятия (а это лучшим образом происходит на основе пения, не зря  же мы совсем еще младенцам поем колыбельные?), то это оказывает существенное влияние на развитие в дальнейшем эвристических способностей, на совершенствование оценки сенсорных сигналов, оптимизации стратегии поведения в условиях недостатка информации (о чем, например, пишет  А.Л. Гостдинер  в статье «О стадиях формирования музыкального восприятия».

Один из серьезнейших наших бардов - виртуоз Александр Мирзаян (не имеющий, конечно, профессионального музыкального образования) и одновременно теоретик авторской песни читает интересные лекции, в том числе и на фестивалях, о том, как песня повышает интеллект исполнителя за счет улучшения физиологического взаимодействия между левым и правым полушариями мозга (пригласили бы его выступить в Отряде космонавтов, это действительно интересно). Кстати, ведь еще античные греки говорили о музыкально-математическом устройстве Космоса…

 

Так может, поэтому Генеральным партнером II-го Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Зеленая карета» стало Российское космическое агентство? Поэтому всем юным талантам вручили от его имени памятные подарки, включая юбилейную медаль «50 лет полета Ю.Гагарина в космос»? Полагаю, у некоторых из этих ребят будет хорошее интеллектуальное преимущество при поступлении в будущем в Отряд космонавтов. А из нынешнего состава на сцене гала-концерта выступили летчик-космонавт Сергей Трещев и космонавт-исследователь Сергей Рязанский. Да еще было показано видеообращение Командира отряда Юрия Лончакова.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
На сцене космонавты С.Рязанский и С.Трещев вместе с символическим юным космонавтом


Искренность авторской песни сейчас - единственная защита от проникновения во все сферы нашей жизни агрессии массовой культуры. Елена Камбурова как-то сказала: «Со стороны телевидения, радио, СМИ идет ежечасная, ежесекундная бесовская бомбардировка, уничтожающая светлое, духовное. Сохранить человечность и сострадание, великий дар слез, вызвать сильное сопереживание – всё это во власти искусства. Как хочется спасти хоть часть людей, которые выросли бы в противовес тому, что сейчас происходит». 

Когда-то в МАИ после очередного праздничного концерта мы грустно говорили с нынешним деканом 3-го факультета Валерием Александровичем Постниковым. Вспоминали, как в 60-е годы невозможно было пробиться в старенький ДК на концерты авторской песни, зал всегда был битком забит. А сейчас в огромном зале затерялись лишь 100-150 человек.  «Да я своих студентов даже пугал, что зачет не поставлю, если не придут. Увы, не боятся».

Ситуация серьезная, миллионы наших детей «подсажены» на иглу псевдомузыки. И ведь уже слишком много имеется с мире результатов научных исследований об угнетении интеллекта и расстройстве физиологических реакций в пространстве звучания «тупой долбежки» и примитивных текстов «попсы»…  да и коровы меньше доятся, урожаи падают…  Ведь еще древние китайцы знали это: «Если музыка деградировала, то это бывало верным признаком гибели правления и государства, …музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно» (Люй Бувэй).

 

Но фестиваль удался. Укрепил детей в приобщении к культуре, песне. Параллельно с речевым развитием развил музыкально и, значит, интеллектуально. И вполне, наверное, можно понизить возрастную планку – не с 8-ми лет, как сейчас, а положим, с 4-х, ведь мальчик Моцарт тогда и начал. Ну а нам – нам всем пожелаю больше петь авторскую песню, и больше петь нашим детям. Это залог нашего будущего.

Спасибо всем, кто помог Фестивалю. Особый респект Роскосмосу! Счастливого пути «Зеленой карете» и космической ракете!

Нажмите, чтобы увеличить.
Ведущие гала-концерта - тоже дети

Нажмите, чтобы увеличить.
Гитара по кругу

Нажмите, чтобы увеличить.
Дети есть дети

Нажмите, чтобы увеличить.
Идет прямая Интернет-трансляция

Нажмите, чтобы увеличить.
Мастер- класс Владимира Щукина

Нажмите, чтобы увеличить.
Круглый стол для педагогов

Нажмите, чтобы увеличить.
Нам здесь весело

Нажмите, чтобы увеличить.
Перед выступлением

Нажмите, чтобы увеличить.
Побеждает дружба

 _________________________________

© Славин Александр Львович (текст и фото)

Мир в фотографиях. Портреты современников
Фотопортреты популярных общественных деятелей, политиков, актеров, спортсменов.
Современная украинская художница Ольга Кошелева
Творчество художницы Ольги Кошелевой необычно и по содержанию, и по форме. Она пытается отобразить глобальные ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum