Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
фотографии из социальных сетей
№12
(365)
05.10.2019
Образование
К проблеме междисциплинарного синтеза наук в российских моделях PR-образования
(№2 [104] 07.02.2005)
Автор: Сергей Клягин
Сергей  Клягин
Одной из закономерностей развития науки и современных образовательных практик является взаимосвязь интеграции и дифференциации научного знания, динамика его дисциплинарной структуры. В сфере подготовки специалистов по социальным коммуникациям эта закономерность актуализируется «внешними» социально-культурными и собственно образовательными факторами. Существует множество резонов для ускоренной научно-дисциплинарной и организационной институализации комплекса знаний и научно-образовательной деятельности, связанных с профессиональным полем PR («связи с общественностью»). Вместе с тем, формирование в области PR новых дисциплинарных структур представляет собой продолжающийся процесс, содержание и темпы которого следует соизмерять с российским и международным опытом PR-образования, а также с результатами его методологической рефлексии.

В практическом плане создание единой научной PR-дисциплины объективно сдерживается отсутствием единого содержания познавательной и профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью в современных российских социально-экономических условиях. К тому же большинство моделей PR-образования реализуются в отечественных вузах различного профиля (журналистика, экономика и маркетинг, философские науки, социология, лингвистика, психология и политология). Не созданы прочные предпосылки социального доверия и надежные механизмы делового взаимодействия научно-педагогических подразделений с субъектами профессионального поля PR. И, главное, пока не систематизированы оригинальные идеология и миссии PR-деятельности именно для современной России, для ее культурно-исторической самоидентификации и определения своего места в современном мире. Ориентация в этих условиях лишь на какую-либо одну форму, тем более сконструированную и привнесенную в профессионально-деятельностное пространство, может привести либо к отделению существующих профилизированных моделей PR-образования от базовых образовательных учреждений и профессиональных предприятий, либо к сохранению генетических отношений, но к «разрыву» по их организационным и содержательным линиям пока еще довольно хрупкой ткани профессионального коммуникативного сообщества.

В методологическом плане при решении проблемы междисциплинарного синтеза наук в российских моделях PR-образования должно учитываться преобладание в современном социально-гуманитарном научном познании неклассических представлений о становлении и развитии структур и форм знания. Специалисты по методологии науки фиксируют тенденцию отказа от доминирования фундаменталистко-редукционистcкого идеала преодоления познавательного плюрализма (сведение многообразия знания к одному основанию или образцу). Эта процедура, характерная для классической науки, по современным представлениям используется наряду с принципами дополнительности, согласования, диалогичности, которые позволяют осуществлять познание сложных, мозаичных, объектов и систем деятельности.

Возможности указанного методологического подхода реализуются в контексте объединяющих онтологий, метатеоретических обобщений, а отображение результатов методологического поиска происходит в различных формах символических описаний сложных объектов.

В качестве примеров такого рода форм для междисциплинарного синтеза коммуникативных наук могут быть названы познавательные метафоры, концептуальные образы, дисциплинарные и методологические матрицы. Особая роль в комплексе междисциплинарного взаимодействия моделей PR-образования должна принадлежать его коммуникативной подсистеме, где происходит не только специалистов, но активный обмен концепциями и понятиями, схемами постановки и решения научно-практических проблем.

Эволюционная стратегия междисциплинарного синтеза положена в основу образовательной программы «Связи с общественностью» на факультете истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Определенные перспективы для подготовки PR-специалистов на факультете возникают именно на основе диалога различных школ, научных направлений и профессиональных сообществ различного профиля.

_______________________________
© Клягин Сергей Вячеславович
Как живут пострадавшие при взрыве дома в Волгодонске спустя 20 лет
Статья о социально-псилогических последствиях взрыва в Волгодонске в 1999 году
Утомленные кислотой. Армянск через год после выбросов
Статья о загрязнениях воздуха в городе Армянске и их последствиях.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum