|
|
|
![]() ![]()
Н.И.Бусленко. Волго-Дон: слияние вод. Историко-экономические, социально-политические очерки строительства Волго-Донского канала, Цимлянского гидроузла и ирригационных систем Юго-Востока России. Документы. Комментарии. Мемуары. Беллетристика. В пяти книгах. – Ростов-на-Дону, 2011. - 604 с.
Невероятный по масштабу освещения, глубине проникновения в тему, тщательности, скрупулезности, использованию немыслимого количества документального материала труд предпринял Николай Иванович Бусленко, человек гиганского трудолюбия и работоспособности. Он, профессор Южного федерального и нескольких других российских университетов, прошел долгий путь от службы во флоте до аспирантуры Московского университета и затем по всем ступеням научной квалификации, дважды кандидат и доктор наук, заслуженный работник культуры РФ, достигший многого в своей трудовой деятельности, чего и не перечислишь. Но другая половина его личности – это писательский труд. Николай Иванович - автор многих книг, неизменно отличающихся фундаментальностью подхода к предмету. Поэтому наряду с журналистикой и художественной литературой есть у него такой ряд работ, которые иначе, как научно-публицистическое исследование не определишь. Такими были книги «Сотворение хлеба», «Донское купечество», таковым явился на свет этот немыслимый фолиант форматом А-4, в твердом переплете и объемом свыше 600 страниц. Один его внешний вид вызывает удивленное восхищение. (В выходных сведениях сообщается: Печатается по решению Ученого совета Северо-Кавказской академии государственной службы, рецензенты – проф., доктор политических наук А.М.Старостин, проф., доктор исторических наук С.А. Кислицын, Издательство СКАГС, типография «ВУД»). Но вернемся к содержанию.
Весь этот том делится на пять частей - книг. Пять книг, это, конечно, круто: ну, Пятикнижие Моисеево, что сказать? Библейское влияние по всей книге - и в цитатах (уже в начале, на 9-й странице читаем из Бытия: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды...»), и заголовке первой же книги: «Волго-Дон: от сотворения мира до 1917 года по Р.Х.» Не просто до 17 года, а «по Р.Х.», так. Однако внимательный читатель не почувствует в этом картинности, либерального пижонства, вовсе нет. Напротив, именно библейский масштаб только и может отразить истинную картину сюжета – гигантской стройки, вобравшей в себя не только канал, но также огромный гидроузел и комплекс ирригационных систем Юга России. И сквозь эту материально-техническую махину проглядывают судьбы людей, проскальзывают их жизни, страдания, из которых соткана история страны. Но Н.И. Бусленко удалось, не обходя множество трагических вопросов истории и людских судеб, остаться в рамках строгого научно-публицистического повествования, с опорой на доказательную базу в виде массы документов, которые иногда утомляют, но в то же время убеждают именно документальной основой, с которой не поспоришь. От сотворения мира и повествует автор – вначале «о промысле божьем», затем вспоминает первые рукотворные каналы древнего мира - в Китае, Египте, Греции, Америке. тут и знаменитый Коринфский канал, и Суэцкий, и Панамский, и другие. Точные данные параметров, технической характеристики - глубина, ширина, протяженность, описание гидротехнических сооружений. Вспоминая известную ему историю донского купечества, Н.И.Бусленко находит людей, «вдохновителей великой стройки». Начало серьезному изучению великого проекта было положено в 1884 году выходом в свет труда «Соединение Волги с Доном», в основу которого лег доклад ростовского купца первой гильдии Петра Романовича Максимова, впервые глубоко обосновавшего необходимость строительства канала. Затем автор предлагает читателям большой обзор многочисленных проектов канала между Волгой и Доном. Два обширных историко-геграфических очерка, посвященных Волге и Дону, снабженные многими таблицами с характеристиками портов, судов, добычи рыбы и икры, объемов воды и грунта, перевозимых товаров и такой массой цифр, что впору Н.И. Бусленко после филологических, юридических и политических наук заняться еще и техническими. Однако тут и вторая его половина – поэтическая – отражена. Завершается первая глава стихами, логическим итогом проектных планов и работ. Не удержусь, чтобы не привести этот текст, иначе трудно прочувствовать специфику необычного труда: Каналу - быть! Да разве ж Господу угодно, Чтоб Волга с Доном были врозь?.. Лишь время - вечно полноводно течет тысячелеться сквозь. Так родилась из полноводья быль-сказка о слиянье вод. И две реки - судьбы поводья – взял в руки накрепко народ. Русь, православные молитвы во имя ратных дел твердя, с мечом, с копьем пошла на битвы, на берега тех рек взойдя. Татарские разили стрелы, сжигал июльский суховей На высоте водораздела – и вод слиянье, и кровей. Каналу быть! И рекам слиться среди других державных дел... И силе русской покорится Волго-Донской водораздел. Книга вторая - «Волго-Дон: трудное рождение советского проекта». В первой главе - «Узел, связавший эпохи», автор приводит очень глубокий социально-исторический и политический анализ событий, подводящий солидное обоснование под реабилитацию идеи и возникновение новых проектов, уже на советской почве. В 1918 году было образовано Управление по составлению проекта и сооружению Волго-Донского канала. Большое количество документов, на мой взгляд, не затрудняет чтение, а, напротив, создает картину общественной жизни и общественных отношений. «Раскладка припасов пищи рабочих по расчету на 1 день», «Смета на содержание одной землекопной рабочей дружины на 1 месяц», «Определение поденной платы труда», «Нормы питания сообразно расходованию физической силы», «Инвентарь столовой для рабочих» – такие таблицы и многие сухие документы, в то время зачастую секретные, дают картину времени гораздо больше, чем сотни книг политиков, писателей, историков, субъективных по определению. А тут сухой язык документов открывает термины и цифры, за которыми логика действий строителей нового общества. Целый параграф - «Переписка о 100 миллионах» - начинается словами: «Строительство не начиналось, потому что денег на него в казне государства не сыскалось...» и дальше – серия документов о сотоянии финансов по государственной программе, обоснование задержки строительства. Затем - участие заключенных, как кадровая база строительства. «Именно в тюремно-политической (или политико-тюремной) ситуации возникают мрачные очертания такой организации, как ГЛАВУМЗАК (Главное управление мест заключения). Именно в недрах этой организации формируются свойства советской пенитенциарной системы, получившие своё развитие, а точнее сказать, доведенные до совершенства ГУЛАГе (Главном управлении лагерей)». Далее - анализ этих свойств системы, и подробный социально-политический анализ социализма - с письмами, показаниями, высказываниями известных писателей и политиков, другими документами. Поставленный на XVIII съезде ВКП(б) вопрос о строительстве канала был снова отложен – война! «Пусть сверхусильными скачками / взрастала нищая страна, / но сумасшедшими зрачками / глядела на неё война»...
Третья книга уже непосредственно посвящается строительству Волго-Донского канала. И уже пронзительное ее заглавие - «Волго-Дон: «Ваша свобода на дне канала» и не менее пронзительный эпиграф из Ф.Ницше - «Слава вам, бравые возчики тачек...» («По ту сторону добра и зла») определенно настраивают на трагедию созидания. Вся страна была покрыта сетью исправительно-трудовых лагерей, одно их перечисление рисует масштабы нарождающейся лагерной экономики. В одной таблице: Бамлаг, Дмитлаг, Белбалтлаг, Ухтпечлаг, Свирлаг, Сарлаг, Слаг, Слаг (Соловки), Дальлаг, Сиблаг, Сазлаг, Карлаг, Вишлаг, Прорвлаг, Балахлаг, Севвостлаг... (стр. 257-258). Перед читателем проходят многочисленные партийные и правительственные постановления, большей частью секретные, большое количество приказов по строительству, заявлений, рапортов, докладных записок. На мой взгляд, эти документы исключительно интересны отражением эпохи, детальным описанием проблем и будней стройки, в которые спрессованы людские судьбы... Затем к нашим заключенным добавились военнопленные немцы, румыны, венгры. Любопытны «Лагерные хроники» - заметки из жизни заключенных, выписки из приказов, газетных сообщений. Не менее интересен и поучителен параграф «Расчеловечение душ». «Тяжелый труд, лагерная морально-психологическая обстановка, потеря идеалов, – пишет автор, – несомненно, ломали характеры и психологическое здоровье людей... Но, что интересно, появился тип людей среди начальствующего состава, которые на почве неограниченной власти над людьми, приобретали античеловеческие патологии – злобность, жестокость, беспощадность к зависимым от них людям. Это была особая, но нередкая форма дисквалификации – расчеловечение» (стр. 360). И в заключение книги – снова стихи Н.И.Бусленко: Хвала же вам, возчики тачек, погонщики грустных коней... Ночами вам снилась удача, как марево жарких полей. Вам хлеба и воли хотелось, хотелось туда, где простор. Бессильной была ваша смелость – охранник и меток, и скор. Не враз открывалась вам Волга, не сразу сдавался вам Дон. И тайный, и скорбный, и долгий сюжет итээловских зон. Лишь месяц грустил в вышине – опять кто-то умер без стона. ...Нашли вы свободу на дне, на каменном дне Волго-Дона.
Четвертая книга – «Волго-Дон: не жалея флагов». «Дорогой Иосиф Виссарионович! Рады доложить Вам, что Волго-Донской судоходный канал построен. Сталинский план соединения пяти морей Европейской части СССР в единую водно-транспортную магистраль выполнен. Многовековая мечта русского народа о соединении Волги с Доном осуществлена». Из письма строителей канала Сталину. 27 июля 1952 года у подножия монументальной скульптуры Сталина - митинг. «В дихотомии «Вождь-Народ», – пишет автор, – не предусмотрено место для отдельно взятого человека, личности, поэтому в советской, как военной, так и гражданской истории так много – миллионы! – сломанных судеб людей самых разных самых разных званий и сословий. Так много личного трагизма... Волго-Дон можно назвать равно детищем советского народа и детищем ГУЛАГа...» (стр. 397) И дальше – подробный анализ последнего года строительства, таблицы объемов работ, положение дел с Цимлянским гидроузлом и другими объектами комплекса. Документы последнего полугодия строительства приказы начальства и постановления ведомств и правительственных учреждений были направлены на выполнение сроков стройки, в них – жесткие требования ускорить работы любой ценой. Если вчитаться, документы и хроника событий – трагические до последних дней. «Лагерная хроника», приводимая автором исследования, в этой книге разделена на пять тем: «Из жизни заключенных», «Бандитизм», Побеги», Пьянство», «Техника безопасности». Жаль, что в рамках рецензии нет возможности привести в качестве примеров хотя бы некоторые заметки из «хроники». Это картина "посильнее, чем "Фауст" Гёте"... Еще более живые образы людей и событий в приводимых автором материалах их личных архивов – это мемуары, письма, отдельные воспоминания, беседы автора с участниками событий. Описание последнего этапа строительства канала накануне сдачи в эксплуатацию в очерке «ГУЛАГ уходит». Автор приводит официальные данные о численности заключенных, работающих в 1948-1952 гг. – 236778, из которых было освобождено 114492 человека, умерло 1766, бежало 1123. Максимальная же численность пришлась на 1 января 1952 года – 118178 человек. Данные очевидно были представлены МВД СССР и проверить их, по всей видимости, уже никогда не удастся. Думаю, не стоило тут же давать сравнение с Суэцким каналом, приводя число жертв книге английского автора 1866 г. (120 тыс. чел.). Сравнение, на мой взгляд, абсолютно неадекватное: и цифра с потолка, и получается, мы в середине 20 века сравниваемся со строительством 13 века в восточной рабовладельческой стране, мол, меньше жертв... Н.И.Бусленко отмечает три, по его мнению, главные фигуры строительства: крупнейший гидростроитель Сергей Яковлевич Жук (1892-1957); математик, чекист, заключенный, организатор строительства, человек сложной противоречивой судьбы Яков Давыдович Рапопорт (1918-1962), в итоге похороненный на Новодевичьем кладбище, и полковник МВД, начальник лагерей и строительных работ Василий Арсеньевич Барабанов (1900 - ?). О каждом - документальная зарисовка. 10 июля 1952 года Сталин подписал Указ о присвоении каналу имени: «Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина», отвергнув, после раздумий подготовленный помощниками проект с присвоением каналу его имени, возможно, потому, что канал его имени уже был - Беломорско-Балтийский. Правда, отмечает автор, «вышло так, что канал, названный в честь В.И.Ленина, открывался памятником грандиозных размеров самому Сталину». И первым судном, вышедшим из Москвы в Сталинград, был теплоход «Иосиф Сталин», загоревшийся при невыясненных обстоятельствах. Но Сталина на его борту не было, он не поехал по трассе, где его ждали в каждом из прибрежных городов, в том числе в Ростове. Заканчивает повествование в 4-й книге автор тем, с чего начал: рапорты, приказы, награждения, отклики мировой общественности в «Правде» и т.п. Но что ценно и важно, – завершая описание празничных акций, приводит два рассказа участников событий через полвека... Открылись шлюзы... Голубые воды из бьефа в бьеф смиренно потекли и современные красавцы-теплоходы Волго-Донскою лестницей пошли. Наконец, пятая книга - «Волго-Дон: второе рождение?» Характерный заголовок первой главы – «Волго-Дон без ГУЛАГа». Автор предпринял подробный анализ ошибок и просчетов в строительстве, пагубных последствий для охраны среды обитания, для рыбоводства. Он с болью пишет о незаконной, хищнической добыче рыбы браконьерами, о массовых нарушениях технологии сельскохозяйственного производства. Целый параграф посвящен планам строительства каналов в разных странах мира, автор показывает сложности, возникающие при осуществлении этих планов вследствие глобализации, возникающих межнациональных противоречий, экономических, политических и больших экологических проблем. Мне представляются особо актуальными скрупулезный социально-технологический анализ состояния проблемы питьевой воды, рыборазведения и рыбной ловли, характеристика состояния Цимлянского гидроузла. Особо выделена тема проектирования и перспективы строительства канала «Евразия». Наряду с давними планами строительства второй очереди Волго-Донского канала возник проект строительства канала «Евразия» протяженностью 700 километров для соединения вод Каспийского и Азовского морей, минуя Волгу и Дон. Подытоживая всё своё исследование, Н.И.Бусленко заключает: «Восславив песней дней былых деянья, / слагаем гимны будущим делам...»
Завершая рецензию о необыкновенном труде, хочу подвести итоги, попытавшись оценить работу в целом.
________________________ © Акопов Александр Иванович
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|