Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
«Театрал» дожил до ста
(№18 [256] 15.12.2012)
Автор: Виктор Борзенко
Виктор Борзенко

     На первый взгляд, сто номеров – юбилей смешной и несолидный. Но если учесть, что сегодня в России почти не осталось театральных журналов, а выпуск сопряжен с большими финансовыми затратами, то каждый из этих ста номеров превращается в совершенно особое явление нашей культуры, ведь журнал по сути является главным звеном между артистом и зрителем. 

Правда, в прежние времена эта связь была значительно крепче и, несомненно, надежнее. Сколько театральных журналов издавалось в России до революции? Цифру неловко называть – свыше 300! Конечно, все 300 существовали не единовременно: одни журналы закрывались, другие появлялись, но театральные издания были не только в столице, но и в каждом крупном городе. А к началу ХХ века выходили параллельно друг с другом десятки (!) театральных изданий: «Артист», «Театр и жизнь», «Рампа и жизнь», «Театральный мирок», «Театрал», «Новости театра», «Обозрение театров», «Зритель» и многие-многие другие. Выпускались даже ежедневные газеты, посвященные исключительно драматическому искусству.

В советское время эта цифра стала еще значительнее – 500. И процесс вышел далеко за пределы городов – охватил село, уезды, клубную сцену. Конечно, в такой всеохватности были свои минусы, но диалог театра с публикой продолжался не только в зрительном зале. Он проходил ежедневно на страницах журналов и газет. И даже в страшные времена, когда правда о спектакле могла сообщаться лишь в завуалированном виде и только между строк, – этот диалог все равно был живым и актуальным. 

А сегодня он заметно ослаб. 

Сколько театральных журналов может назвать читатель? 

Увы, их совсем немного (самые значительные  – «Театр» и «Петербургский театральный журнал»). Ориентированы они в первую очередь на профессиональное сообщество, а потому главная их задача – основательный разбор спектаклей, глубокий искусствоведческий анализ репертуара. 

Журнал «Театрал» – издание иного рода. Он адресован широкой аудитории – тем самым зрителям, которые смотрят на сцену непрофессиональным взглядом. Возможно, кто-то из них пришел в театр по ошибке или бывает здесь крайне редко. Но «Театрал» из номера в номер стремится сориентировать публику – ответить на вопрос: чем живет сегодня российская сцена? 

И потому кроме разговора о премьерах срез дается весьма разнообразный: закулисье, актерские судьбы, планы и мечты худруков, новые имена, громкие события и так далее.

Впереди много замыслов и проектов, которые невозможны, конечно, без взаимного интереса. Но смеем считать, интерес этот исходит не только со стороны зрителей. В редакцию часто звонят и театральные деятели:

– Приходите на премьеру…

– Разыграйте билеты на мой бенефис среди читателей «Театрала»…

– Напишите, что худрук нашего театра ничтожество и бабник…

– Сколько осталось в России народных артистов СССР? 

Кстати, ответ на последний вопрос ищите на стр. 5 юбилейного номера.

Несмешной юбилей

И всё же – почему театральных журналов сегодня совсем мало? Вопрос актуальный и наболевший. Однако он из серии тех извечных вопросов для нашей страны, на которые все знают ответ. Например: почему центральные телеканалы оказались во власти бесчисленных шоу и дешевых сериалов? Почему прокат российских фильмов в десятки раз уступает голливудским? Почему в Госдуме не разработано ни одного нацпроекта, связанного с культурой? Почему во многих региональных библиотеках нет компьютеров, не говоря уже о доступе в Интернет? Почему в провинцию не приезжают на гастроли столичные театры? Почему в России ежегодно гибнут тысячи памятников архитектуры?

Невнимание к театральным изданиям – звенья той же цепи. Считается, что театр – искусство элитарное, адресованное узкому кругу лиц. А потому на журналах (которые, как и театр, заведомо убыточны и не окупятся никогда) сам Бог велел экономить. Тут, в самом деле, трудно рассчитывать на финансовую поддержку государства, когда на все нужды российской культуры в 2012 году было выделено всего 86,2 млрд. рублей, что составляет лишь 0,75% от общих расходов (в других странах этот показатель не менее 2%). 

Поэтому сто номеров для современного театрального журнала – цифра внушительная, дающая надежду, что будет и 200, и 300, и 400, и 1000. Главная заслуга здесь в том, что огромную помощь «Театралу» оказывает инвестор, небезразличный к развитию культуры и театрального искусства, в частности (подробности см. в юбилейном номере). 

Долгое ожидание

В 90-е годы, когда система СМИ рухнула вместе с советской властью, чиновники сетовали: оставьте нас в покое со своими журналами. Надо сначала село возродить, выплатить зарплаты учителям и врачам, трудоустроить шахтеров… Экстренных проблем, в самом деле, было много. Наверное, журналы могли подождать. Но ожидание слишком затянулось, а вместе с тем исчез и диалог между артистом и зрителем – пропал целый пласт культуры. 

Интересно, что столь мощного удара по театральной печати, как в этот период, не было ни во время Великой Отечественной войны, ни во время революции.

В 1918 году, когда на глазах распадалась огромная империя, журналы росли, как грибы после дождя. За окном гремели ружейные выстрелы, белогвардейцы расклеивали по городу листовки «Смерть большевикам!», большевики беспощадно расправлялись с защитниками царизма, а молодой критик Борис Алперс тем временем сидел в редакции журнала «Театральный курьер» и дрожащей от холода рукой писал эссе «Театральные видения Блока». 

А еще для журнала он написал материалы «Об актере и зрителе», «Искусство аплодисмента»,  «Зритель и сценический натурализм», «Об игре Н.Н. Ходотова», «Границы кинематографа», «Роль режиссера в прошлом и настоящем».

Ни слова о политике!

Получается, что театр даже в годы потрясений жил своей духовной жизнью. 

Значит, и диалог между артистом и зрителем продолжался. Подчеркнем, что большинство журналов в ту пору издавались на частные деньги – без помощи государства. И в этом революционном хаосе поражала настойчивость издателей, которую иначе как служением театру не назовешь.

Пример вполне характерный для тех лет. В 1920 году в Ростове-на-Дону издавался журнал «Обозрение театров». А поскольку Гражданская война на юге России была особо кровавой, и город то и дело отбивали друг у друга белогвардейцы и большевики, редакция подвергалась частым захватам. 

Буквально на глазах у читателей менялся не только авторский состав журнала, но и его редакторы, журнал печатался на дешевой грубой бумаге, почти без иллюстраций, но выходил, несмотря ни на что, поскольку театры в городе продолжали работать. А следовательно, как писал редактор Владимир Брендер (бежавший из столицы на юг от большевиков), «невозможно оставить публику без информации».

Эта традиция – беззаветно служить интересам зрителя – идет, между прочим, из XIX века, когда в каждой городской газете появился отдел, посвященный театру. В конкуренции выигрывало то издание, которое давало свою оценку спектакля первым. Именно поэтому, кстати, рецензенты стремились попасть на генеральную репетицию. А еще порой встречаются приписки: «Ввиду того, что спектакль кончился поздно, подробности читайте в завтрашнем номере». И, конечно, завтрашний номер ждали, он был частью большого диалога.

Разобщены сегодня не только артисты и зрители, но порой – артисты и режиссеры. На форумах СТД неоднократно доводилось слышать жалобы на то, что, мол, в российском театре теперь уже нет полноценной ярмарки вакансий – иными словами, артист и работодатель не могут найти друг друга.

Как ни парадоксально, но дореволюционная печать эту проблему решала. Пусть худо-бедно, но явно лучше, чем сейчас. Дело в том, что в 1894 году в Петербурге появилась газета «Справочный листок для сценических деятелей», состоящая из объявлений для актеров, ищущих ангажемента (театр ведь был преимущественно антрепренерский). При этом редакция создала и собственный банк вакансий. Чтобы артисты присылали свои резюме, к газете прикреплялся специальный бланк. Его надо было заполнить и отправить в контору. Газета выходила еженедельно во время великопостного сезона, когда «по преимуществу заключаются ангажементы». Однако «по мере надобности» выпускались и дополнительные номера. Адреса, доставляемые сценическими деятелями, помещались в газете бесплатно. 

Непривычный диалог

В советские времена диалог между артистом и зрителем приобрел совершенно иные формы, чем до революции. Журналистика оказалась во власти жуткой идеологической машины, но у театральных изданий все равно было преимущество: они по праву могли говорить о Шекспире и Мольере, о Пушкине и Гоголе, о Лермонтове и Салтыкове-Щедрине… И, конечно же, между строк временами читалось, что говорят критики не столько о европейских странах и не столько о рабстве минувших веков, сколько о жизни своих современников (как ни крути, она угадывалась в классических пьесах). 

Все больше и больше читателей это понимало. 

Однако почувствовали и в Кремле, что стало одной из причин для начала страшной кампании против космополитов (людей, любящих мир без границ), развернувшейся в 1949 году. Таким образом Сталин намеревался уничтожить и растоптать передовых театральных критиков. 

Сначала выступила «Правда» (затем подхватили и остальные издания), сфабриковав на своих страницах липовое обвинение. 

Например, замечательному театроведу Юзовскому ставили в вину преклонение перед историей театра, будто бы он стремится доказать, что «современники великого Сталина, строители коммунизма, по существу, лишь являются воплотителями “гуманистических идеалов” Шекспира». По нынешним временам – чистый бред, но Юзовский стал изгоем. Редакция журнала «Театр» извинялась перед своими читателям за то, что он еще недавно «этот автор» печатался едва ли не в каждом номере. 

Жестокой критике была подвергнута деятельность профессора ГИТИСа Бояджиева как автора учебника «История западноевропейского театра». Бывший редактор журнала «Театр» Альтман был обвинен в том, что ставил рассуждения Лессинга в пример советским критикам. А один из основоположников театроведения Алперс подвергся унижениям за то, что разработал собственную теорию, помогающую раскрепостить актера – помочь ему легче относиться к пьесам великих драматургов.

Можно привести еще множество подобных примеров. Десятки театральных критиков обвинялись в предательстве родины и прочих советских грехах. Но даже в этом случае многие читатели понимали, что верить обличительным статьям нельзя. И, несмотря ни на что, диалог между артистом и зрителем продолжался. Он продолжался с оглядкой на окружающую действительность, порой велся едва слышно, почти шепотом, но именно в нем (а вовсе не в конъюнктурных директивах и постановлениях) отразилась реальная жизнь театра, живая история страны. 

P.S.

Сегодня театральных изданий осталось совсем мало. Но «Театрал» может с уверенностью сказать, что интерес артистов и зрителей к журналам по-прежнему велик, поскольку без отраслевой прессы театральный процесс выглядит столь же неполноценно, как гримуборная без зеркала. Если бы в это зеркало хотели вглядеться не только артисты, но и чиновники – у России появилось бы много новых предметов для гордости.

www.teatral-online.ru – Интернет-адрес журнала «Театрал». Здесь ежедневно в режиме онлайн публикуются самые свежие новости театрального мира, дискуссии, интервью, рецензии… 

Заметка из истории: прадед «Театрала»

На снимке – обложка журнала «Театрал» за 1897 год. Больше ста лет прошло, но ничего не изменилось. И сегодня, когда листаешь пожелтевшие странички, видишь вполне знакомую жизнь: бенефисы и дебюты, премьеры и аншлаги, скандалы и сплетни, экстренные вводы и упавшие декорации… Любопытно, кстати, что у «Театрала» было приложение «Театральные Известия» (почти как наши «Театральные Новые Известия»), однако прямого родства между дореволюционным «Театралом» и современным нет. 

Кроме того, до революции 1917 г. «Театралов» было великое множество. И даже самый первый в истории России театральный журнал назывался «Русский театрал» - Russische Theatralen. Издание его предпринял в 1784 году артист петербургской немецкой труппы Зауервейд для ознакомления Западной Европы с положением в русском театре. Однако из-за отсутствия прочных книготорговых связей между Россией и Германией, попытка оказалась неудачной, тираж раскупался плохо, вышло всего три номера.

_______________________

© Борзенко Виктор Витальевич

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum