Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Максимилиан Волошин в Ростове-на-Дону
(№3 [259] 15.02.2013)
Автор: Леонид Санкин
Леонид Санкин

      Русский поэт, художник, переводчик и литературный критик Максимилиан Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Предки его отца Кириенко-Волошины происходят из древнего запорожского казачьего рода. Менее чем через год  после рождения будущего поэта, семья переезжает в Таганрог, где прошли два года жизни будущего поэта. Сохранилась первое фото Волошина, сделанное в возрасте десяти месяцев. Фотография сделана в ателье Симона Исаковича, располагавшемся на улице Петровской 82 и знаменитого рядом фотопортретов Чехова и работой Куинджи, в качестве ретушера. С Таганрогом связаны первые детские воспоминания Волошина. Когда Максимилиану было около  трех лет, семья распалась, и мать увезла его в Севастополь.

    Следующая встреча с донским краем произошла спустя 30 лет. В сентябре 1918 года Волошин подумывает о лекционном турне по южным городам в надежде на заработок. 26 октября 1918 года он пишет своему ростовскому знакомому Эммануилу Филипповичу Ципельзону: «Вероятно у Вас был мой друг (Ваш ростовский художник Дмитрий Степанович Фёдоров). Он хотел поговорить с Вами о моих лекциях в Ростове». В Ростов Волошин собирался прибыть в феврале 1919 года. Но выехать из Одессы, куда Волошин поехал вначале своего турне, удалось лишь в мае 1919 года, причем поехал Максимилиан Александрович домой в Коктебель. Идет гражданская война, и на Юге России власть меняется с пугающей частотой.  

   Несколько слов о упомянутых выше адресатах Волошина. В то время журналист Э.Ф.Ципельзон ( 1890-1971), вместе с женой Елизаветой Романовной проживал в Ростове в собственном доме по адресу Средний проспект (ныне пр. Соколова) 27. В виду того, что нумерация домов в Ростове за последние 100 лет менялась, определить сохранилось ли это здание практически невозможно. Но находилось оно между Малой Садовой (Суворова) и Пушкинской. В дальнейшем Эммануил Филиппович из Ростова-на-Дону уехал в Москву и стал известнейшим в стране библиофилом и коллекционером редких книг и автографов. С его именем связано много баек. До сих пор книги из коллекции Ципельзона то и дело мелькают на аукционах антикварной и букинистической литературы. Художник Дмитрий Фёдоров (1890-1963) жил в Ростове, и многие старейшины ростовского цеха изобразительного искусства его еще помнят.

    Однако в Ростов Волошин в 1919 году всё же приехал. Произошло это не в связи с лекциями, а в связи с делом генерала и профессора Никандра Александровича Маркса. 

Никандр Маркс , палеограф, историк, археолог, фольклорист, действительный член Московского археологического общества, генерал-лейтенант российской армии, командующий войсками Одесского военного округа был активным участником  революции 1905 года В 1917 году перешел на сторону большевиков. В 1919 году комиссар народного просвещения в Феодосии. В этом же году, когда в город вошли белые,  Н.Маркс был арестован, и доставлен в Екатеринодар (ныне Краснодар), подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров. Большую в роль в защите Маркса от самосуда и смягчении приговора (практически условное наказание) сыграл  и Максимилиан Волошин, оставивший воспоминания «Дело Н. А. Маркса». 

    Вот что пишет сам Волошин о посещении Ростова-на-Дону  в июле 1919 года (за несколько дней до вынесения приговора генералу Марксу - 15 июля 1919): «Незадолго до конца дела Маркса и моего пребывания в Екатеринодаре, я устроил свой публичный вечер чтения моих стихов о революции. У меня уже давно были приготовлены статьи с описанием обстоятельств, которые вызвали написание всех моих стихотворений о Революции, так что я предварительно рассказывал, а потом читал стихи. Также я выезжал в Ростов на три дня для того же. Останавливался у Кедровых, видел Толузакова  Перешел с ним на “ты”. Помню, как в Ростове я вспомнил и записал, сидя на скамеечке против гор[одского] сада, всего “Протопопа Аввакума” (Поэма Волошина - ). Текста его со мной не было, а читать его было необходимо. Я дал его переписать по записанному мною — и русский текст оказался умопомрачительным. Барышня-машинистка вложила в свою работу всю свою добросовестность. Но мой почерк, карандаш и старинный язык XVII века дали эффекты невероятные.
    Через 3 дня меня вызвали обратно телеграммой в Екатеринодар. Сообщали, что суд над Марксом будет через несколько дней и что мое присутствие необходимо.»

Из текста следует, что в Ростове Волошин пробыл по всей видимости в течении трех дней в период не позднее 9 июля 1919 года.

   Ростов в это время был наполнен многими знакомыми Волошина, но они сами гости города. Ростов без сомнения выиграл во всех отношениях от страшных пертурбаций 1917-1919 годов.. Происшедшие передвижения счастливо отразились на его культурной жизни.

     Как ни парадоксально звучит, но кровавый 1919 год оказался достаточно насыщенным с точки зрения художественной. Именно Ростов-на-Дону в 1919 году стал одним из самых притягательных мест для столичных беженцев. В Киеве, Одессе, Харькове, Крыму, куда вначале бежали москвичи и петроградцы, первую половину года у власти были Советы, а в Ростове сосредоточилось деникинское командование. В феврале 1919 года в Ростов переместилось из Екатеринодара деникинское осведомительное агентство (Осваг) — крупный пропагандистский центр, привлекавший к работе литераторов, художников, музыкантов, актеров — столичных и провинциальных, в огромном количестве скопившихся в городе. Огромное количество беженцев - главным образом, представителей интеллигенции, стало благоприятной базой для деятельности различных учреждений науки и искусства. Не нарушались, заложенные с дореволюционных времен, традиции художественных выставок. Весной 1919 года группой русских художников совместно с Союзом художников-армян в Ростове-на-Дону была устроена выставка «Лотос» с участием М. Сарьяна, В. Адена, Н. Харитонова, М.Волошина, архитекторов Н. Лансере, А. Оля. Было представлено 342 произведения живописи, прикладного искусства, архитектуры (проекты) .Осенью двести шестьдесят две картины и скульптуры были представлены на выставке «Салон» В мае 1919 года в Ростове-на-Дону открылась выставка памяти Корнилова. К процедуре открытия выставки были привлечены лучшие художественные силы тогдашнего Ростова. На открытии звучали стихи о России, играл оркестр, пел участник знаменитый Николай Кедров.

   Были и вполне профессиональные коллективы, например «Гротеск», отличавшийся блестящим составом исполнителей.( о нем спустя три года писал в своей статье Осип Мандельштам), начинали репетиции будущие участники «Театральной мастерской».

    В Ростове-на-Дону гастролировали знаменитый певец Леонид Собинов, примадонна российской оперетты В. Пионтковская, Александр Вертинский, Влас Дорошевич, Аркадий Аверченко и многие другие столичные мастера. 

   Продолжали работать книгоиздательства, в том «Аралэзы», судя по отрывочным архивным данным, имевшее прямое отношение к семье М. С. Шагинян, конкретно — к ее мужу — известному впоследствии искусствоведу, переводчику с армянского, а тогда молодому кандидату исторических наук Я.С. Хачатрянцу  В соответствии с потребностями политики большую часть книжной продукции, издававшейся в Ростове-на-Дону, составляла публицистика и художественная литература агитационной направленности. Среди ее авторов — такие известные писатели как Е. Чириков, И. Наживин, И. Сургучев, а также местные авторы В. Севский (Краснушкин), Р. Кумов, Ф. Крюков, П.Т. Герцо-Виноградский (Лоэнгрин),

  Останавливался Максимилиан Александрович, как мы видим, у певца Николая Николаевича Кедрина (1871-1940), проживавшего в Ростове, по данным записной книжки Волошина по адресу пр. Покровский, 79 (ныне переулок Журавлёва). Кроме вышеперечисленных адресов в записной книжке Волошина указаны следующие ростовские адреса:

Композитор М.Ф.Гнесин (1883-1957) пер. Средний (Соколова), 53

Актриса Фрима Бунимович (1897-1963) ул. Б.Садовая, 114 

Издатель Борис Алексеевич Суворин (1879-1940) Б.Садовая, 100

Журналист ОСВАГа Борис Владимирович Богуславский с женой Натальей Викторовной, Николаевский переулок (пр. Семашко), 44

Поэт Алексей Ефимович Гутнер, высылавший свои стихи Волошину ул.  Никольская (Социалистическая), 147.

       За эти три дня Волошин встретился с  Мартиросом Сарьяном и Мариэттой Шагинян, жившими в Нахичевани, временным ростовчанином Сергеем Толузаковым, военным корреспондентом, человеком которому посвящено стихотворение Волошина «Молитва о городе». Толузаков проживал по адресу пер. Казанский (Газетный) 81.

В это время в Ростове проживали также другие знакомые Максимилиана Александровича, но у нас нет сведений о встречах с ними.

Это:

Начальник отдела Осваг Александр Грунау

Генерал Владимир Николаевич Колюбакин Старопочтовая (Станиславского), 29

Скульптор Константин Константинович Рауш фон Траубенберг с супругой Натальей Владимировной Никольская (Социалистическая), 54 (в соседнем 50-м доме жила семья врача Иосифа Израильевича Гербстман, известного любителя поэзии и отца Нины Грацианской и Александра Гербстмана)

Муж Мариэтты Шагинян, уже вышеназванный филолог Яков Самсонович Хачатрянц, Вторая Софийская (Первомайская), 10

Писатель Леонид Евгеньевич Габрилович (1879-1953)

Драматург Владимир Александрович Хавкин (1879-1935).

     Собеседниками поэта, во всяком случае как-то общаться с ним могли, и Цина Осиповна Эльштейн (проживала Крепостной-Строгановский), доктор Бельский (работал в горбольнице на углу Большой Садовой и Николаевского (Островского), супруги Яков Михайлович и Софья Целестовна Миниович (Б.Садовая 29), все они летом 1918 года были на отдыхе в Коктебеле и им через Ципельзона передавал привет Волошин.

   О встречах с Волошиным во время южных путешествий вспоминает Тэффи. «В Новороссийске, в Екатеринодаре, в Ростове мелькал круглый берет на крутых кудрях, разлетайка, гетры». «Везде он гудел во спасение кого-нибудь и слышались стихи»

9 июля (то есть это как максимум последний день пребывания в Ростове Волошина) Мария Кудашева (Кювилье), впоследствии супруга Ромен Роллана посылает «вдогонку» письмо Волошину: «Ты меня потряс в Ростове своими стихами». Следует заметить, что на ростовских краеведческих интернет-сайтах мелькает информация, что Волошин сочинил два стихотворения под впечатлением ростовских путешествий, где упоминается наш город. Это стихотворения «Буржуй» и «Спекулянт». Действительно эти стихотворения написаны в августе 1919 года в Коктебеле и весьма возможно, что на их создание поэта подвигли впечатления полученные от посещения Ростова и других городов Юга России.

Впечатления Кудашевой (Кювилье) подтверждают и другие слушатели стихов, среди которых были офицеры Добровольческой армии, неоднозначно реагировавших на неподобающе пацифистские выступления Волошина или его высказывания в духе : «Я молюсь и за красных и за белых». Тем не менее Осваг распечатал несколько стихотворений в виде листовок- «Святая Русь», «Петроград», «Матрос», «Красногвардеец».

     Как я уже писал выше, Волошин принял участие в выставке «Лотос», организованной Мартиросом Сарьяном. В Ростове он оставил несколько пейзажей. Два пейзажа Волошина купил художник А.Черных, еще две акварели остались на выставке. В 1920 году они попали в музей изобразительного искусства и древностей. В запасниках Ростовского музея изобразительного искусства эти четыре пейзажа хранятся до сих пор, а известный ростовский музейщик, художник и искусствовед Валерий Васильевич Рязанов даже написал статью об истории этих акварелей и опубликовал её в журнале «Художник».

Последняя встреча Волошина с Ростовом-на-Дону была краткой. 24 января 1928 года Максимилиан Александрович сделал остановку по пути в Кисловодск. Весь день он провел у жившего и работавшего в Ростове своего двоюродного брата, журналиста и литератора Якова Александровича  Глотова, которого не видел с 1917 года. К сожалению, определить в каком доме проживал Яков Глотов пока не удалось.

    В Париже, во дворе дома на бульваре Экзельманс 66, перед особняком Эйфеля, как бы анонимно, без подписи и “прописки“, подобно “тайному эмигранту” находится бюст Волошина. В Ростове памятника Волошину конечно нет, как нет памятников многим другим поэтам и писателям, посещавшим наш город. В последние годы в городе, тем не менее, появляются скульптуры купцу с котом, девушке с водоразборной колонкой, девушке-цветочнице, горожанину с газетой на скамейке. Может быть, современным меценатам и благотворителям стоит подумать о том, чтобы создать скульптуры поэта Волошина, сидящего на скамеечке на Садовой перед городским садом и переписывающего поэму, поэта Гумилёва, стоящего перед входом в особняк купцов Черновых, или поэта Окуджаву, бредущего с гитарой по улице Горького к дому своего знакомого поэта Григорьяна?

    Памятник Максимилиану Волошину есть, конечно, в Коктебеле, он был открыт летом 2009 году. Автор — московский скульптор Анатолий Григорьев. А вот спонсор — ростовчанин Владимир Бабушкин. 

   Эта фигура из бронзы высотой чуть более двух метров находится на Набережной поселка, на площади перед Домом-Музеем. Волошин изображен в коктебельском духе: в легких сандалиях, в балахоне, с прогулочной тростью. Его левая рука поднята во вдохновенном порыве и направлена к сердцу, глаза смотрят в высь. Памятник установлен на постаменте из дикого камня, на котором – табличка с небольшим четверостишием из Волошина. 

___________________________

© Санкин Леонид Владимирович

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum