Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Масштабы катастрофы на Таймыре пытаются замалчивать. Заявление СМИ, входящи...
Заявление СМИ, входящих в «Синдикат-100» о воспрепятствовании законной деятельно...
№07
(375)
01.07.2020
Наука и техника
О концепции проектирования парковок автотранспорта с учетом сохранения исторической городской среды
(№4 [260] 10.03.2013)
Автор: Станислав Черевко

Транспорт является одной из базовых отраслей экономики Дона. Ростовская область входит в число важнейших российских транспортно-распределительных узлов. В настоящее время индекс автомобилизации Ростова-на-Дону составляет 373 автомобиля на 1000 жителей, с учетом транспорта, въезжающего в город, включая транзитный, – 485 автомобилей на 1000 жителей. Если учесть, что Ростов-на-Дону имеет статус исторического города, где новое строительство ограничено, а старинные здания подлежат охране, транспортные проблемы становятся особенно актуальными.

На сегодняшний день в исторической части города (особенно на улицах Темерницкой, Серафимовича, Социалистической, Шаумяна, переулках Газетном, Семашко, Соборном) сформировался дисбаланс между существующей пропускной способностью улично-дорожной сети и числом индивидуальных автомобилей. Отсутствие полноценных мест стоянки автотранспорта вынуждает водителей парковаться на проезжей части улиц, что приводит к снижению их пропускной способности  на 30-50% и формированию заторовых и аварийных ситуаций (рис. 1).

Рис. 1. Пробка на одной из улиц Ростова-на-Дону [1]


Решением проблемы скопления автотранспорта в исторической части города могут быть организационные мероприятия, такие как запрещение въезда в историческое ядро города, запрещение стоянок автомобилей. Однако эти мероприятия подразумевают достаточное наличие парковочных мест в непосредственной близости от исторического ядра. 

 Также проблему можно решить путем строительства автостоянок непосредственно в исторической части города. В целях реализации Концепции развития парковочного пространства [3] в настоящее время Администрацией города рассматривается вопрос о размещении парковок  в районах с плотной застройкой (в том числе в центральной части города). Идет активное обсуждение с органами пожарной и санитарной безопасности вопроса  возможности изменения санитарных норм при строительстве многоуровневых паркингов, расположенных вблизи жилой застройки. Такие объекты могут выполнять также и функцию хранения автомобилей граждан в ночное время, что, по нашему мнению, является одним из самых больших преимуществ.

Нами предлагается, взяв за основу ряд положений вышеуказанного решения  Городской Думы, проект реконструкции одного из исторических кварталов со строительством автостоянки, занимающей всю его площадь с разборкой всех зданий внутри квартала и сохранением исторических фасадов по линии застройки. Этот комплекс будет иметь функцию перехватывающей парковки. 

В России примеры функционирующих парковок в стенах исторических зданий имеются к настоящему времени только в Москве (рис. 2). Точное число и адреса нам не известны, но это единичные объекты в стране, хотя такие сооружения имеются во многих городах мира, например, в Берлине, Милане и Сингапуре. В Москве до конца 2012 года планировалось возвести две механизированные наземные парковки. Строительство парковочных мест предполагалось финансировать за счет будущих владельцев. Новые парковки могут быть оборудованы и в выселенных зданиях [2]. Предположительно, они будут располагаться в Спартаковском переулке, 1-м Самотечном, Рыбниковом, 6-м Ростовском переулках, а также на Бауманской и Николоямской улицах. Каждая такая стоянка рассчитана на 150 машин. Стоимость одного машино-места на механизированных парковках пока неизвестна.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 2. Пример парковки в стенах исторического здания в Москве [2]


В Санкт-Петербурге тоже  предлагается решетить вопрос наличия стояночных мест за счет реконструкции под многоуровневые парковки зданий в центре, находящихся в аварийном состоянии (рис. 3). От исторических зданий должна будет остаться фасадная часть. В городе в состоянии расселения находятся сейчас около 1,5 тыс. зданий. Большинство их как раз размещается на территории Адмиралтейского, Центрального, Петроградского и Василеостровского районов –  там, где проблема припарковаться наиболее значима.  

Стоимость оборудования парковки, которая  размещается  в расселенном доме, может обойтись в 40 млн. рублей, а срок  подготовки и строительства – 1 год и 9 месяцев [5]. К настоящему времени в Санкт-Петербурге в Смольном составлен список из 18 аварийных домов, которые предполагается переоборудовать в многоэтажные гаражи. Внутри стоянки будут выглядеть как обычный многоэтажный паркинг, но снаружи установят ложные окна, так что машин видно не будет.  Строить парковки будут на деньги инвесторов, а город только предоставит места. Какие компании займутся переоснащением, пока не известно, но претенденты уже есть, так как подобный паркинг обходится дешевле, чем новый.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 3. Историческое здание в Санкт-Петербурге, в стенах которого планируется строительство автопарковки (точный адрес не известен)


Учитывая ситуацию, сложившуюся на улицах исторического ядра Ростова-на-Дону, нами был выбран участок, состоящий из 20 кварталов и ограниченный проспектами Буденновским, Ворошиловским и улицами Московской, Большой Садовой. Для выбора квартала было проведено многоаспектное исследование и составлена схема (рис. 4) участка. Выбор квартала производился с учетом  следующих факторов:

– максимальная площадь «пустых» зданий и сооружений по периметру квартала;

– максимальное количество зданий и сооружений, находящихся в аварийном или        предаварийном состоянии;

– максимальное количество офисных помещений;

– минимальное количество квартир;

– отсутствие объектов культурного наследия;

– отсутствие школ и детских садов.

Рис. 4.  Фрагмент исторической части Ростова-на-Дону


Наиболее подходящим, по нашему мнению, для создания  парковки является квартал между улицами Темерницкой, Московской и переулками Семашко, Газетный. Большая часть помещений в зданиях этого квартала сдаются под офисы.

Концепция проекта парковки основывается на данных, полученных в ходе исследования выбранного участка застройки, которое состояло из двух частей. Первая часть – подсчет общего числа автомобилей, припаркованных у фасадов зданий, разбивка этого числа по классам и по принадлежности гражданам. Вторая часть – анкетное исследование, целью которого было выявление отношения жильцов квартала, где предполагается построить автостоянку, а также близлежащих кварталов к идее строительства этой автостоянки.

Подсчет автомобилей  проводился в период с 10. 09. 2011 по 24. 09. 2011 в различное время суток (в первой половине дня и после окончания рабочего дня) для получения наиболее достоверной информации по объекту исследования. Результаты исследования:

– всего машин, припаркованных у зданий, – 1480;

– 65% всех машин принадлежит сотрудникам организаций, работникам магазинов, расположенных на участке, 20% – посетителям магазинов, 15% – жильцам;

– 45%  автомобилей составляют автомобили  класса «С», 40% – класса «D», 10% – класса «Е», 5% – класса «F».

В результате исследования выяснилось, что только 222 автомобиля (15%) принадлежат гражданам, проживающим на рассматриваемой территории. Это автомобили постоянного хранения. Остальные 1258 автомобилей (85%) – автомобили временного хранения. 

Анкетирование проводилось с 1. 11. 2012 по 5. 11. 2012. Возраст участников был от 18 до 65 лет. Всего опрошено 35 чел. Форма анкеты – закрытия. Результаты опроса приведены в табл. 1 и 2.

 

Таблица №1

Оценка идеи строительства парковки  в исторической части Ростова-на-Дону жителями близлежащих кварталов   

 

№№

п.п.

Вопрос и предложенные ответы

Распределение ответов, %

1

Какие достоинства комплекса Вы видите?

- Удобство (близость от дома)

- Меньше машин будет стоять на улицах

- Исторический облик квартала останется прежним

 

20

51

29

2

Какие недостатки Вы видите в реализации этой идеи?

- Перегрузка въезжающими и выезжающими автомобилями

- Перегрузка атмосферы выхлопными газами автомобилей

- Загрязнение шумового ландшафта в центре города двигателями автомобилей и                      системой вентиляции комплекса

 

43

26

31

 

Таблица №2

Оптимальное решение стояночной проблемы в Ростове-на-Дону 

по мнению горожан

 

№№

п.п.

Вариант ответа закрытой анкеты

Распределение ответов, %

1

Строительство подземных парковок и автостоянок

44

2

Построить парковочные комплексы (предлагаемы е нами) у въездов в Ленинский и Кировский районы

47

3

Строительство надземных автострад в исторической части города

9

 

Большая часть опрошенных  находит основным преимуществом предлагаемого нами комплекса сокращение общего числа машин, припаркованных у фасадов зданий. Этот факт еще раз доказывает остроту проблемы дефицита стояночных мест и скопления автотранспорта в исторической части города. Горожан интересует также проблема сохранения архитектурного наследия, о чем говорит то, что больше четверти респондентов основным достоинством комплекса выбрали сохранение существующего облика выбранного квартала. Основным недостатком, по мнению горожан, является перегрузка въезжающими и выезжающими автомобилями. Оптимальным решением стояночной проблемы является строительство предлагаемых нами стояночных комплексов. 

Учитывая минимальную площадь места  хранения автомобиля согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей», а также архитектурные особенности зданий квартала, предложено построить закрытую многоуровневую стоянку с наклонными перекрытиями, включающую один подземный уровень для постоянного хранения транспорта граждан, проживающих на территории выбранного участка, и пять надземных уровней для временного хранения автомобилей. Общее число вмещаемых автомобилей  составит 1385 шт. Таким образом, проектируемая автостоянка будет вмещать 92% всех припаркованных  у фасадов зданий автомобилей.

Технико-экономические показатели проекта:

– объем надземных конструкций, подлежащих разборке, – 216350 м³;

– объем подземных  конструкций, подлежащих разборке, – 58414 м³;

– общая стоимость в ценах  1 квартала 2012 г. разборки конструкций, включая вывоз мусора, – 982550 руб.[4];

–  возведение 1 м² площади  подземного паркинга, - 17600-23500 руб. [4];

–  возведение 1 м² площади  многоуровневой  надземной парковки, – 8800-11750 руб. [4].

Реализация нашего проекта позволит улучшить дорожно-транспортную и экологическую ситуацию на выбранном участке без изменения архитектурного облика кварталов (рис. 5), обеспечит необходимое число мест  постоянного и временного хранения автотранспорта. 

Рис. 5. Здание по  ул. Московской, 67

(пример исторической застройки г. Ростова-на-Дону)

 

 

Источники

 

1. Ключников, А. Наши пробки: проблема в дорогах или в дураках? [Текст]: вразумительного ответа на этот вопрос донские чиновники до сих пор не дали / Александр Ключников // Аргументы и факты.  –  2012. – №46.

2. Лебедев, А. Схема размещения механизированных парковок в Москве [Электронный ресурс]:  информационный портал, посвященный автомобильной жизни в Московском регионе. – М.,  2011-2012. – Режим доступа: http://www.ProTaxi.ru (07.04.2012).

3. О мерах принимаемых администрацией города по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) на территории города [Электронный ресурс]: официальный портал городской Думы и Администрации города / отдел информационных технологий Администрации Ростова-на-Дону, 2000-2013. – Режим доступа: http://www.rostov-gorod.ru (06.01.2013).

4. Специфика строительства подземного паркинга [Электронный ресурс] / Ассоциация строителей механизированных паркингов. – М., 2012.  – Режим доступа: http://www.Mechparking.ru (01.02.2010).

5. Сулина, О. Аварийные здания превратят в многоэтажные парковки [Электронный ресурс]:  Городская интернет-газета The Village. – М., 2010-2012.  – Режим доступа: http://www.ProTaxi.ru (07.04.2012).

___________________________

© Черевко Станислав Николаевич

Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum