Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Холодное лето 2020-го
Статья содержит краткий анализ экономических проблем в связи с эпидемией коронав...
№05
(373)
01.05.2020
Общество
Таганрог: сохраним наше культурное наследие
(№6 [262] 01.05.2013)
Автор: Вадим Кукушин


Архитектура
та же летопись мира: 

она говорит тогда, когда уже умолкают

и песни, и предания…          

Н.В. Гоголь

 

Таганрог… Это слово вызывает у культурного человека массу позитивных ассоциаций. И не случайно.

Когда говорят о Таганроге как о среднестатистическом городе России, обычно подразумевают город петровского времени, которому в текущем году исполняется 315 лет. На самом же деле по своему возрасту Таганрог в границах России уступает только 5000-летнему Дербенту. Совместные археологические исследования Германской академии наук, Российской академии наук и кафедры истории общества Таганрогского государственного педагогического института, проведенные в последние 6 лет, убедительно доказали, что на мысу Таганий Рог за 1700 лет до рождения Иисуса Христа уже была высокая цивилизация. То есть Таганрог в 4 раза старше Москвы! Да и Петр I  закладывал Троецк на Таганьем Рогу как столицу России. Сохранился план Троецка-на-Таганроге, на котором рукой Петра Великого начертано: «Государев двор». Лишь неудачи России в войне с Турцией вынудили императора в 1711 году, выполняя условия Прутского договора с Турцией о возвращении ей Приазовья, приказать адмиралу Ф.М. Апраксину: «Как не своею рукою пишу, надо турок удовлетворить. Город разрушить как можно шире, но не портя фундамента его, ибо Бог иначе поворотит…» Лишь в 1769 году, после возвращения Приазовских земель, уже Екатерина II начала восстанавливать несостоявшуюся столицу России. 

Но и при Петре Великом сделано было немало. 

Таганрогский порт – первый в мире порт, созданный не в естественной бухте, а в открытом море.

Остров Черепаха в двух милях от таганрогского порта – первый в мире искусственный остров, отсыпанный для установки пушек, встречающих недругов в море на подходах к городу.

Дубовая роща в Таганроге – первая в мире искусственная посадка леса для рекреационных целей, заложенная в 1701 году по личному указу Петра I: «… попечением горожан для собственного увеселения, чтобы был лес для украшения всего Троецка». 

Таганрог – первый в России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану (вторым таким  городом стал Петербург, заложенный на 5 лет позже). Кстати, в 1710 году, когда еще не определилась столичная функция Петербурга, на строительных работах в Таганроге было занято вдвое больше рабочих, чем в Питере. 

Крепость, порт, крупнейший на Юге России промышленный центр, южная культурная столица России… Функции Таганрога со временем менялись, но он никогда не был глубокой провинцией. Трудно назвать крупного поэта, прозаика, композитора, художника, архитектора и даже императора России, которые бы не бывали или не жили в Таганроге… 

Об архитектуре этого города можно судить хотя бы по нескольким шедеврам, представленным ниже на рис. 1-6.

 
Рис. 1. Торговые ряды. Арх. М.И. Кампиниони. 1840-е годы.
Стиль – русский классицизм

           
Рис. 2. Самое красивое здание на Юге России – дворец Алфераки (ныне – историко-краеведческий музей). Возведено в 1848 году по проекту петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Стиль – русский ампир

            
Рис. 3. Клиника Н. Дивариса – Д. Гордона. Окончание строительных работ – 1887 г. Эклектичное направление в архитектуре с явным преобладанием элементов мавританского стиля
 

         
Рис. 4. Дом купца Шаронова (ныне – музей градостроительства и быта). Возведен в 1912 году по проекту академика архитектуры Ф.О. Шехтеля. Стиль – модерн. На фасаде – мозаичные картины по сюжетам Н. Рериха и львиные маски работы М.А. Врубеля

         
Рис. 5. Библиотека имени А.П. Чехова. Проект академика архитектуры Ф.О. Шехтеля (1910).
Стиль – функционализм.

         
Рис. 6. Единственный в России круглый в плане дом «Коммуна». 1929 г. Архитектор Боголюбов. Стиль – советский конструктивизм

В городе насчитывается свыше 250 памятников истории, архитектуры, культуры, природы федерального, областного и местного значения, поэтому с 1981 года Таганрог получил статус государственного литературного и историко-архитектурного заповедника. По числу государственных музеев, приходящихся на каждые 100 тысяч жителей, Таганрог уверенно занимает первое место в России, далеко опережая даже Москву и С-Петербург. При населении 300 тысяч человек в советское время Таганрог только по чеховской тематике ежегодно принимал 250 тысяч туристов! И это, повторяю, только по чеховским экскурсионным маршрутам! 

И хотя в соответствии с новым генеральным планом развития до 2040 года в городе заметно увеличивается территория за счет не только поглощения ближайших сел, но и намыва новых площадок размером свыше 200 га (кстати, еще 40 лет назад Таганрог стал первым городом России, намывающим территории за счет морских акваторий по примеру Токио в Японии), и на намывных участках предусмотрено развитие курортно-туристической инфраструктуры, многое вызывает серьезную озабоченность. 

Прежде всего – отношение действующих городских властей (в т.ч. главного архитектора и отдела культуры) к культурному наследию города. В Таганроге, кстати, дислоцируется Северо-Кавказский филиал института «Спецпроектреставрация» (один из трех в России), который, помимо проектной работы, должен следить и за качеством ремонтных и реставрационных работ по памятникам в порядке авторского надзора. Однако за 32 года существования филиала его пристрастной любви к городу и качественного авторского надзора никем не замечено. 

Обратимся к фактам. В память о победе над Наполеоном во многих русских городах были возведены монументы. Например, в Новочеркасске – две Триумфальные арки, а в Таганроге в 1814 году возвели 2 стелы, своеобразный шлагбаум у въезда в город. Они венчали городскую границу на ул. Петровской даже в годы детства А.П. Чехова. В советские послевоенные годы эти стелы мешали расширению проезжей части улицы, и вместо того, чтобы ее обвести слева и справа от шлагбаума (как это сделали в Новочеркасске – вокруг Триумфальных арок), в Таганроге поступили «мудро» – шлагбаум снесли! 

После присвоения городу статуса архитектурного заповедника власти решили исправить ошибку: произвели «реставрацию» шлагбаума по типу муляжа. 

     Что ж, в реставрационной практике муляжи допускаются, но не такие, как в Таганроге: возвели всего лишь одну стелу, совершенно в другом месте (в соседнем скверике), нарушили пропорции памятника и не установили наверху герб города. И это – реставрация?! 

В 1961 году по решению Всемирного Совета мира в Таганроге был возведен памятник Джузеппе Гарибальди. Факт этот не случайный. Еще в 1833 году на шхуне «Клоринда» итальянский бизнесмен Гарибальди привез в Таганрог партию апельсинов. Встретив в одной из остерий города своих земляков, в том числе друга Кунео, опьяненный весенним апрельским солнцем, сухим вином и встречей с друзьями, Джузеппе обнял Кунео и поклялся остаток своей жизни посвятить делу освобождения Италии от испанского ига и объединению своей страны. Клятву, как известно, он сдержал. Поэтому Таганрог стал обладателем единственного на территории России памятника Гарибальди (рис. 7) работы местного скульптора Я.С. Яковенко и архитектора М.В. Баранова.

Рис. 7. Памятник Д. Гарибальди до «реставрации»
 
Рис. 8. Памятник Д. Гарибальди после «реставрации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед нами на стеле барельеф – гордая личность, устремленная вперед, воодушевленная высокими идеалами. Динамизм образа, его силу подчеркивают развевающиеся по ветру волосы и высоко поднятый подбородок. 

К сожалению, стела высотой 5,15 метров была выполнена из оштукатуренного кирпича, и через три с половиной десятилетия утратила торжественный вид. Понадобилась реставрация. И ее «сделали»… Летом 1990 года по заказу отдела культуры Таганрогского горисполкома был отлит новый бронзовый бюст Гарибальди работы ростовского скульптора Матюшина (рис. 8). Статичная фигура явно немолодого итальянца в какой-то то ли еврейской, то ли в мусульманской шапочке, отягощенная нелегкой судьбой, не вселяющая ни веры, ни надежды, ни… любви. А ведь в Таганроге Джузеппе Гарибальди находился в расцвете сил и надежд! Какая же это реставрация?! Это убогая подделка!

Несколько лет назад в Таганроге произвели «реставрацию» всемирно известного памятника Петру I работы прославленного скульптора  М.М. Антокольского, созданного по инициативе А.П. Чехова к 200-летию города. Сейчас этот памятник известен каждому россиянину, так как он изображен на 500-рублевой купюре (но почему-то с надписью – Архангельск). В процессе реставрации допущены откровенные «ляпы» в тексте. Раньше на пьедестале был текст: «Императору России, основателю города Таганрога Петру I». Теперь – упрощенный текст: «Императору России Петру I». Какая же это реставрация? Даже не специалист, подойдя близко к памятнику, видит подделку: число слов не совпадает, композиция текста – тоже, и на черном полированном граните видны отверстия на месте букв утраченных слов (по полуокружности), заделанные теперь цементным раствором. 

Конфуз произошел и с памятником императору Александру I. В 30-е годы прошлого века по решению советской власти памятник был переплавлен, а гранитный пьедестал использовали на старом Христианском кладбище под памятник погибшим красногвардейцам, где он стоит и сейчас. К 300-летию Таганрога скульптуру императора отлили заново и на новом пьедестале восстановили на той же Александровской площади. Но сделали это опять «с фокусом»: раньше памятник стоял в центре ромбовидной по форме площади, а теперь – в центре одного из четырех секторов. Почему?

 Император Александр I  Благословенный, как известно, очень любил Таганрог, бывал нередко здесь и любил отдыхать в беседках в Городском саду и на территории нынешнего Приморского парка. Беседки, естественно, не сохранились, и их никто не собирается восстанавливать. Но почему не восстанавливается первый в России мемориальный музей императора Александра I, просуществовавший 95 лет – с 1825 по 1920 год? В свое время первый министр просвещения советской России А. Луначарский, посетив его, оставил в книге отзывов пожелание: «Этот музей нужно сохранить…», но местная советская власть поступила по-своему. Там в последние более полувека находится детский санаторий (удачное ли место для санатория в центре города?). Недавно в здании проведены реставрационные работы. При этом с фасада исчезли мемориальные доски, свидетельствовавшие о том, что в свое время там останавливались поэты Жуковский и Пушкин, художник Айвазовский, что там многократно и подолгу останавливался Александр I и именно в этом доме он провел свои последние дни жизни (если не брать во внимание версию о Федоре Кузьмиче – двойнике императора). Так что же, будет ли восстановлен этот мемориальный музей? 

Известный в Таганроге дом-музей Ипполита Ильича Чайковского (брата всемирно известного композитора) недавно реставрирован. Но почему-то заменена при этом мемориальная доска,  повествовавшая о том, что в этом здании в такие-то годы трижды бывал в гостях у брата «… великий композитор русской музыки П.И. Чайковский». Теперь какой-то умник  на  новой  доске  (хотя  и  старая  была в  прекрасном  состоянии)  приказал   начертать: «… великий русский композитор». Вроде бы изменение невелико, но акцент-то изменился! Вдобавок из гостевой комнаты, что находится на втором этаже, исчезла большая часть экспонатов. Кто виноват? Интересуется ли этим городское управление культуры?

Детские и юношеские годы всемирно известной актрисы Ф.Г. Раневской прошли в Таганроге. Дом, в котором она жила, неплохо сохранился. Экспонатов для мемориального музея Фаины Георгиевны и в подвалах, и на чердаке дома, и в местном историко-краеведческом музее – более чем достаточно! Но музея нет, хотя его открыть городские власти обещали в 1998 году, когда Таганрог отмечал свой 300-летний юбилей. Вся Россия по всем каналам телевидения видела памятник «Муля, не нервируй!», открытый несколько лет назад. А покажут ли нам новый музей в Таганроге?

О деградации организационной и просветительской работы в Таганроге можно писать еще очень много. Исчезают мемориальные доски (например, на одном из домов по Гоголевскому переулку сняли доску, повествующую о том, что там жила революционерка Надежда Сигида), переносятся с места на место памятники (Таганрог даже прозвали «городом кочующих памятников»), без веских на то оснований грубо нарушаются стилевые особенности зданий. Например, на Октябрьской площади многоэтажное здание в стиле неоклассицизма окрасили в вульгарный сине-зеленый цвет, а корпус юридического факультета Таганрогского института управления и экономики, являющийся ярким образцом модерна, «вымазали» в желто-кремовый цвет. 

Впечатление такое, что: 

 • главный архитектор города – не специалист в области архитектуры;

 • управлению культуры местной мэрии – наплевать на то, что формирует культуру и имидж города;

   • в городе не существует Северо-Кавказского филиала института «Спецпроектреставрация».

А ведь известна истина о том, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить настоящее; что нация без прошлого – это нация без будущего...

 


Для интересующихся темой предлагаю еще несколько источников: 

1. Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья: Учебник для средней школы. – Ростов н/Д:  ГинГо, 1996.

2. Кукушин В.С., Ерохин С.В. Литературное краеведение: Хрестоматия для школ Таганрогского региона. - Ростов н/Д: ГинГо, 1997.

3. Кукушин В.С., Бойко З.А. Музыкальная культура города Таганрога: Учебное пособие. - Ростов н/Д: ГинГо, 1999.

4. Кукушин В.С., Николаенко А.И. Таганрогский некрополь ХIХ-ХХ вв. Историко-художественный очерк. – Таганрог: Лукоморье, 2013.

5. Кукушин В.С. Реставрация памятников ландшафтной архитектуры: Учебное пособие. – Новочеркасск: Тип. НГМА, 2008.

6. Таганрог: Энциклопедия / Под ред. С.А. Андреенко и др. – Таганрог: Антон, 2008.

___________________________

© Кукушин Вадим Сергеевич


 

Дождавшись Ангела, расстанься с бесами
Соль вольного ноля. Глаз рыжего Грааля./Валенсии слеза. Печоры письмена. /Печали утоля, Архангела ругая,/Сжига...
Когнитивные войны и операции
Три статьи на тему когнитивных войн: понятие явления, трансформация в современный период, технологии, социаль...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum