Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Вызовы современной журналистике
(№9 [265] 05.07.2013)
Автор: Владимир Тулупов
Владимир Тулупов

Группа преподавателей и исследователей массовой коммуникации – представителей отделений и факультетов журналистики российских университетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Костромы, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Ставрополя и Томска – приняли участие в недельном семинаре, организованном медиаинститутом Fojo (Швеция).

 

                                 Новая журналистика Швеции

 

   Первый день визита открывался мастер-классом медиаконсультанта Fojo Вероники Менжун, рассмотревшей тенденции развития средств массовой информации в Швеции. Данная проблематика крайне заинтересовала слушателей – и не только потому, что была посвящена системе СМИ страны пребывания, но и потому, что Швеция всегда была одной из самых читающих стран в мире, что шведские СМИ являются передовыми как по степени пользования свободой слова, так и по степени использования достижений научно-технического прогресса.

Конечно, в отношении применения современных технологий в СМИ Россия, особенно провинциальная, заметно отстает от стран Северной Европы. Но ведь сегодня время необыкновенно стремительное, и, например, в СМИ российских мегаполисов уже наблюдаются сходные процессы. Во-вторых, если наши СМИ планируют выдержать нарастающую конкуренцию и удержаться на информационном поле, то им уже сегодня следует внедрять в практику редакционного маркетинга и менеджмента все самое передовое. В-третьих, в настоящее время важно не только бороться за аудиторию, но и формировать (воспроизводить) ее самим. Как, например, это делают в Швеции.

   Итак, почти 70 % населения этой страны в возрасте от 15 до 79 лет читают газету ежедневно, при этом почти 90 % шведов подключены к интернету (121 из 170 печатных изданий имеют свои порталы/сайты). Около 80 % процентов шведов владеют смартфонами. Весной 2013 года 20 % населения Швеции владели планшетниками (правда, пока прогноз о том, что будет быстро расти подписка на версию газеты для планшетников, не оправдался). 36 % населения Швеции пользуются социальными сетями ежедневно (86 % – молодежь), и самый популярный ресурс – Facebook (4,5 миллионов аккаунтов). 18 % жителей Швеции имеют свои блоги, ну и, конечно же, журналисты многих изданий ведут собственные блоги.

  Тем не менее и в благополучной Швеции ситуация с печатными периодическими изданиями за последние полтора года резко ухудшилась: интерес к печатной прессе падает, и больше всего – в возрастной группе от 25 до 44 лет (средний возраст читателей региональных газет теперь составляет 70-75 лет), как следствие – падают тиражи. Но при этом основными конкурентами печатных СМИ надо считать не другие СМИ, а прежде всего интернет и социальные сети.

Нажмите, чтобы увеличить.

   Да, привычки потребления информации резко изменились: 50 % шведских детей входят в интернет с планшетников (20 % – двухлетки!). Вот почему самый известный в стране таблоид Aftonbladet, имеющий тираж 300 тысяч экземпляров, переориентировался на «цифру». Сегодня сайт Aftonbladet.se  по количеству уникальных посещений за одну неделю – 5772500 – лидирует в стране.  Если учесть, что в Швеции проживает 9,5 млн. человек, то эти данные в совокупности с данными посещений сайтов других газет (Expressen.se – 2 190900, DN.se – 1 593966, SvD.se – 1 434573, svt.se – 3 557 172, GP.se – 568 068) впечатляют.

Поскольку на Западе все активнее используются смартфоны (54 % заходов в интернет делается с мобильных телефонов), редакции в целях расширения аудитории стали создавать мобильные сайты (они особенно удобны для тех, у кого основной инструмент выхода в Интернет – мобильный телефон). Мобильные версии намного удобнее при просмотре через небольшие экраны мобильных устройств; они нередко имеют дополнительную функциональность, удобную именно для мобильных пользователей. 

Следует сказать и о мобильных приложениях (программах, устанавливаемых на мобильнике, смартфоне и др.), которые дают пользователю множество уникальных возможностей по использованию и работе с загруженной информацией: например, просмотр изображений, видео, сохранение данных в папке избранного, копирование контактов в записную телефонную книжку, пересылка информации по SMS, MMS. Приложение к тому же позволяет пользователю загружать только нужную интересующую информацию и также сохранять найденную информацию и пользоваться ей в последующем без соединения с интернетом. И главное – мобильное приложение как печатное издание в мобильном телефоне пользователя всегда под рукой в любое время со свежими данными.

По мнению В. Менжун, по крайней мере, две тенденции стали очевидными: современная аудитория не желает платить за информацию; для современной аудитории важнее всего оперативность. 

   Многоканальная коммуникация уже реальность, хотя следует сразу заметить, что у каждого канала есть как сильные, так и слабые стороны. Тот же интернет, помимо круглосуточной доступности, неограниченности электронного пространства и огромной степени свободы пользователя, имеет «минусы»: он перестает быть дешевым и высокоскоростным, он связан с капризным электричеством, требует особого оборудования и особой – в том числе технической – подготовки. А еще мировая паутина захватывает немало вредной, недостоверной и бесполезной информации, дезориентирующей человека. Телевидение, привлекающее оперативностью, круглосуточностью вещания, визуально-звуковым воздействием и др., в то же время крайне раздражает аудиторию эклектизмом, кратковременностью и эпизодичностью, изобилием рекламы, появляющейся в самый неподходящий момент. Радио, особенно ценимое в молодежной – активной и постоянно перемещающейся – среде, привлекающее доверительным (интимным) общением, прямыми эфирами, воздействующими на слушателя одновременно речью, музыкой и шумами, также имеет очевидны «минусы», сказывающиеся на эффективности восприятия: фоновое восприятие, технические помехи и т.д. Наконец, и пресса, которой традиционно более всего доверяют люди, имеет очевидные недостатки: дискретность выпуска, «неоперативность», неудобство пользования и др.

   Для конкретных медиахолдингов характерно использование не просто нескольких каналов, а нескольких платформ с выделением в них сильных сторон: глубины анализа – у газет, оперативности – у веба, доступности – у мобильника,  интерактивности – у планшетника. Интересно, что редакциях западных СМИ появились «рюкзаки универсала», в которых помещаются миникомпьютер, видеокамера, магнитофон, антенна. Современный журналист обязан быть оперативным универсалом: например, репортер может и должен уметь работать в любой точке и передавать информацию из любой точки мира.

Нажмите, чтобы увеличить.

                                         Возможности новых масс-медиа

 

   Этот день получился крайне насыщенным: ведь после обеда еще двухчастный мастер-класс провела Наталия Лосева, первый заместитель генерального директора «АиФ» по новым медиа. И начала она с отклика на известную книгу Андрея Мирошниченко «Когда умрут газеты». 

По мнению эксперта, не следует ждать смерти газет, а лучше готовиться к технологической эволюции: постепенно бумагу заменит гибкий носитель информации, который позволит производить гораздо больше операций с текстом и вокруг него. А это очень важно для аудитории, стремящейся стать сопроизводителем и даже конкурентом журналистов. Аудитория желает подстроить СМИ под себя (она теперь никогда не будет только с ними), но и СМИ в современных условиях получают возможность отслеживать поступки аудитории (например, учитывать ее реакцию – через «лайки», «перепосты» и др.). Это – стимул для профессиональных журналистов, целенаправленно работающих для конкретных платформ и понимающих, что меняются критерии оценки их деятельности. 

   Актуализировалось такое понятие, как «кастомизация», т.е. производство информационного продукта для узкой аудитории с учетом ее интересов и требований (по географии, интересам, сценариям поведения, предпочтениям и т.д.). Явление кастомизации (от англ. customer – клиент, потребитель) образно и верно назвали «сервисной фабрикой», поскольку предполагается «адаптирование имеющегося продукта под конкретного потребителя, изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами или принадлежностями». В нашем случае – так, чтобы у каждого читателя, слушателя, зрителя создалось ощущение: данная информация подготовлена и передается лично для него и удовлетворяет его личные потребности. Это особенно эффективно срабатывает, когда информацию представляет эксперт: медик рассказывает о медицине, охотник – об охоте (то есть нынче востребована прежде всего «журналистика компетенций», а не «журналистика языка», хотя требования к языку и стилю публикаций будут повышаться).

Уже сегодня все чаще информация подается параллельно с событием; онлайн; мульмедийно и мультиформатно; с возможностью просмотра назад. Она, не имеющая фиксированных сценариев, потребляется беспрерывно, везде (в машине, на уличной скамейке, на эскалаторе) и сразу из разных источников (особенно в спорте). 

   Вторую часть своего выступления Наталия Лосева посвятила новым развивающимся медиа как продукту. Среди онлайн-СМИ она выделила онлайновые версии традиционных СМИ («визитка», «калька», «часть информационного цикла»), самостоятельные онлайн-СМИ традиционной модели, СМИ-блоги, СМИ с опорой на  UGC-контент, коллекторы, псевдоСМИ. Классифицируя основные носители информации и существующие способы доставки контента, эксперт остановилась на их особенностях: 

- при традиционной модели площадка полностью контролируется СМИ; СМИ монетизирует площадку самостоятельно; аудитория «приходит» к СМИ, 

- при новой модели контент отдается на стороннюю площадку; отмечается косвенная монетизация; аудитория не переходит или переходит частично на собственную площадку СМИ.

   Представив структуру онлайн-СМИ (главная страница; страницы статьи, рубрики, подрубрики, сюжета; второстепенные страницы; рубрикаторы; варианты ситуативной организации контента), Н. Лосева осуществила попытку систематизировать способы подачи и жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные, синтетические. Возможно, ее классификация получилась не совсем корректной (применялись разные основания, критерии), но суммирование и описание новых форм организации контента – необходимый и крайне важный этап для создания теории и практики новых медиа.

   На конкретных примерах были показаны возможности мультимедийной статьи,  видеоиллюстрации, видеосюжета, интерактивного видео, подкастов, онлайн-трансляции. Были проиллюстрированы различные виды упаковки мультимедийного контента (фотолента, слайдшоу, аудиослайдшоу, статичная и сложносоставная, интерактивная инфографика и мн.др.), были рассмотрены и специальные жанры для социальных сетей.

Мастер-класс завершился провозглашением основных критериев успешности новых медиа, к которым были отнесены: посещаемость (охват аудитории, уникальные пользователи); просмотренные страницы, скаченные страницы; цитируемость; качество аудитории (время, проведенное на ресурсе, количество действий внутри ресурсов); география, аудитории; позиции в рейтингах среди профильных конкурентов и др.

Нажмите, чтобы увеличить.

                                                      Своими глазами

 

    Второй рабочий день семинара начался с посещения информационного агентства ТТ. Принимал российских преподавателей  шеф-редактор ТТ Матс Йоханссен, который рассказал об истории и сегодняшнем дне этого крупнейшего и на сегодняшний день единственного национального информационного агентства Швеции.

 В ТТ, которое всегда было и остается частным, работает 360 сотрудников, готовящих полный спектр аудио-, видео- и текстовых новостей. Агентство распространяет информацию по всему миру, но с 1999 г. оно расширило свое влияние и на регионы. Основные клиенты ТТ – СМИ (все платформы), затем – издательства, рекламные агентства, партии, государственные организации. Денежный оборот составляет 50 миллионов евро.

В агентстве понимают, что сегодня ограничиваться лишь подготовкой новостей, недостаточно, поэтому набор услуг постоянно расширяется: например, с 2007 г. здесь стали поставлять клиентам уникальные фотографии (затем – и инфографику), с 2010 г. – издательско-полиграфические услуги, в настоящее время активно работает аутсорсинг (в ТТ готовят отдельные полосы для региональных газет, 5-6 видеосюжетов в день – для телеканалов и др.).

   В крупнейшем в стране по охвату аудитории (3 млн. – ежедневно) медиахолдинге Aftonbladet российскую делегацию встретили Фредерик Линден и Магнус Ринг, которые рассказали о стратегиях развития холдинга и о новой философии производства контента. В их медиакомпании работают 350 штатных сотрудников и около 70 – внештатных (при этом с 2009 г. штат был сокращен на 200 человек; тем, кого увольняли, выделялась компенсация в объеме двухгодичной заработной платы). Денежный оборот компании – 250 миллионов евро, прибыль – 35 миллионов евро. 

Aftonbladet – одна из первых газет Европы, запустившая сайт еще в 1994 г., и сегодня – это флагман Швеции и Северной Европы в вопросах монетизации сайта и цифровых технологий. В августе 2011 г. доходы от рекламы в интернете превысили доходы от пресс-рекламы.

   Руководство выбрало и придерживаются четырех стратегий: первая предполагает работу всех на всех платформах; вторая – приоритет новостей, которые сначала появляются в онлайн-режиме и только затем – в печати; третья –  активное развитие мобильных платформ (на них уже сегодня работают 60 чел.); четвертая – стремление к мировому уровню квалификации. В связи с этим в Aftonbladet создана Академия онлайн, отвечающая за обучение персонала, повышение базового уровня компетенций. Этот пункт стал одним из основных в пятилетнем стратегическом плане; сегодня каждый сотрудник в обязательном порядке посещает Академию минимум 1 раз в месяц для участия в мастер-классе, семинаре или для прослушивания открытой лекции. 

В медиахолдинге есть инициативная группа энтузиастов (14 чел.), которые инициируют новые идеи. Они делают все, чтобы задача медиахолдинга – оставаться самым увлекающим источником информации для семейной Швеции – успешно реализовывалась.

   Следующий пункт назначения – общественное телевидение SVT. Старший советник, член группы руководства SVT, доктор наук, генеральный секретарь Европейского вещательного союза Йохан Линден сообщил, что общественное телевидение в Швеции функционирует с конца 1940 гг., а общественное радио еще раньше – с 1930 гг. 

   Сегодня SVT лидирует и по просмотрам, и по рейтингу доверия. Оно финансируется государством (каждый владелец телевизора платит т.н. «налог на мебель» – 300 евро в год). И хотя здесь нет коммерческой рекламы, компания имеет право – и успешно это делает! – продавать свои передачи. 

Если говорить о взаимоотношениях с государством, то они такие же, как и, например, в соседней Норвегии. Об этом недавно на сайте СЖР писал секретарь СЖР и главный редактор журнала «Журналистика @ медиарынок» Владимир Касютин, которому вице-президент Норвежского Союза журналистовТомас Спенс сказал следующее: «Государство не должно определять род наших материалов.

Журналисты должны давать информацию объективно, нейтрально. 

Нейтральная платформа – важный политический термин норвежских  журналистов. Неважно где публикуется материал, на веб-сайте или принте, главное – журналистская нейтральность. 

В Норвегии государство поддерживает малотиражные газеты, направленные на узкие сегменты аудитории. Зачем? Они представляют анализ, которого нет у других, и это ценность для граждан».  И еще: «Владельцы СМИ не могут входит в ваш офис и диктовать, что вам публиковать, а что нет.  Никто не приезжает с сиренами если вы что-то нарушили, но собственники знают,  если будут нарушать условия, это обойдется в копеечку». 

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

                                            Школы журналистики


   Андерс Мельбурн возглавляет факультет журналистики Стокгольмского университета, Георг Страхал является одним из его ведущих преподавателей. Они познакомили российских коллег с такими любопытными данными: Шведская ассоциация газетных издателей не так давно насчитывала 7,5 тыс. журналистов, сегодня – только 5,2, хотя в профсоюзе числяться 15 тысяч журналистов. Самая последняя тенденция – увеличение числа фрилансеров, работающих с научной, спортивной, криминальной тематикой, занимающихся пресс-дизайном и др.

Факультет, готовящий журналистов, выпускает также специалистов в области кино и моды (вот такое сочетание!). Студенты, за исключением иностранных граждан, обучаются бесплатно. Приоритетным является базовое гуманитарное образование (обществознание, история, культура), журналистика общего профиля, поскольку, считают Андерс и Георг, технология все же вторична, и ее можно полностью освоить непосредственно «на производстве».

Интересной вышла и встреча с преподавателями Высшей школы Седертерн – молодого (всего 15 лет) университета, который расположен в южной части Стокгольма. Здесь обучается около 13 тыс. студентов и насчитывается 850 сотрудников. Если говорить о будущих журналистах, то 320 студентов со всей Швеции, средний возраст которых 22 года, осваивают три бакалаврские программы: «Журналистика и мультимедиа», «Журналистика и социальные науки», «Журналистика и наука». 

Перед россиянами выступил и профессор Школы медиа Университета прикладных наук Виндесхайм (Нидерланды), руководитель проекта «Профессиональные компетенции журналиста» Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA) Нико Дрок. Он подчеркнул, что Болонский процесс с 2004 г. прошел уже 3 этапа: сначала был осуществлен переход на две ступени обучения – бакалавриат и магистратуру, затем разработали новую систему кредитов и, наконец, уточнили список компетенций.

   То, что эксперт выделил четыре столпа журналистского образования (журналистские навыки, языковую подготовку, общую эрудицию, исследования и рефлексию) и базовые навыки (надежность, эрудицию, оперативность, ответственность и свободу), вряд ли стало секретом для российских исследователей СМИ, а вот то, что он заявил: процесс универсализации проходит непросто, уже радует. Ведь об этом давно говорилось, а теперь подтверждено самими инициаторами Болонского процесса: в 60 вузах из 25 стран, входящих в EJTA, очень много существенных различий. Разные культура и язык, история, политическое и социально-экономическое положение, медиасистемы и само понимание журналистики, традиции образования, типы вузов, типы и возраст студентов, стоимость обучения и т.д. Видимо, российскую крылатую фразу о том, что хотели как лучше, а получилось как всегда, можно распространить и на европейское образовательное пространство. 

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

__________________________________

© Тулупов Владимир Васильевич - текст и фотографии

 

Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum