Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Об одной историко-культурной находке древнего мира
(№10 [266] 25.07.2013)
Автор: Герман Цверианишвили
Герман Цверианишвили

   Лет пятнадцать тому назад мне посчастливилось быть приглашённым к двум выдающимся деятелям отечественной культуры - Зинаиде Александровне Миркиной и Григорию Соломоновичу Померанцу. Встреча произошла в Москве, в более чем скромной квартире стандартного 5-этажного дома, в котором они жили. Будучи людьми непритязательными, им и в голову не приходило походатайствовать перед имущими соответствующую власть о предоставлении им более достойного жилья. Принят я ими был очень тепло. Они показали мне целый ряд изданных ими книг, а также журналов, в которых описывалось их участие в международных симпозиумах и конференциях в различных городах Европы, на которых они выступали на соответствующих языках, которыми владели в совершенстве. Наугад развернув одну из книг, я обратил внимание на хорошо запомнившуюся мне в ней фразу: «В V веке неизвестный автор, называвший себя Дионисием Ареопагитиком, теоретически обосновал…». Далее речь шла об иконописном образе Иисуса Христа, сложившемся в VI-VII веках, к которому его последователи давно уже привыкли.

    О Дионисии Ареопагитике я слышал и раньше, в годы своей молодости. Было это при следующих обстоятельствах. Я, студент-медик третьего курса Тбилисского мединститута (1948 год), пропустив одну из лекций в своём институте, устремился в аудиторию Тбилисского университета, чтоб послушать выдающегося учёного (философа) и литератора, переведшего на русский язык поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», академика Шалву Исаковича Нуцубидзе. Лекция была посвящена истории развития философской мысли, начиная с древнейших времён. Из неё я и узнал впервые, что в Афинах в I веке нашей эры жил философ Дионисий Ареопагитик. 

   Справка. В 2002 году в Москве издательством МГУ был выпущен энциклопедический сборник «Русские философы XIX-XX веков». Его издатели, руководствуясь тем, что Россия является правопреемницей СССР, сочли необходимым включить в этот  сборник также и нескольких грузинских философов. Среди них – Шалва Исакович Нуцубидзе (1888–1969) - выпускник Санкт-Петербургского университета, ученик А.И.Введенского, Н.О.Лосского и И.И.Лапшина. По окончании университета он прошёл стажировку в Лейпциге у философов Вундте, Фолькельта и Барта. По возвращении в Россию преподавал психологию, историю и латынь в учебных заведениях Краснодара. В 1918 году вернулся в Грузию, где участвовал в основании Тбилисского университета. Он стал его профессором и проректором. Работал также в институте философии Академии наук Грузии. Нуцубидзе - автор учебников логики, эстетики и философии. Основатель учения об истине – апетологии. Главным научным трудом его считается изданная в 1941 г. монография «Восточный Ренессанс и критика европоцентризма». Ш.И.Нуцубидзе прославился не только как учёный, но и как поэт и переводчик. Им переведен «Витязь в тигровой шкуре» Руставели на русский язык». Среди десятка переводов этого произведения выполненный Шалвой Исаковичем перевод по праву считается лучшим. 

   Покопавшись в справочной литературе, я выяснил, что Дионисий Ареопагитик был известным  древнегреческим государственным деятелем, членом Афинского ареопага (высшего судебного политического трибунала), перешедшим впоследствии на позиции христианского вероучения и ставшим епископом в одной из афинских общин последователей Христа. Безусловно зная о том, что он жил в первом веке нашей эры, Миркина и Померанц высказались в своей книге очень осторожно: «В V веке неизвестный автор, называвший себя Дионисием Ареопагитиком…». Действительно, не мог же истинный Дионисий Ареопагитик, живший в I веке, писать свои труды в V веке, спустя четыре с лишним столетия.

     В библиотеке университета мне предоставили возможность познакомиться с упомянутой в лекции Шалвы Исаковича его научной работой 1942 года «Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагитика». В ней, на основании углублённого изучения исторических хроник «Житие Грузии», Нуцубидзе отстаивает тезис о том, что автором большого цикла философских трудов (в научном обиходе они фигурируют под общим названием «Ареопагитика»), подписанных Дионисием Ареопагитиком, был грузинский мыслитель V века Пётр Ивер. Будучи совершенно лишённым каких бы то ни было проявлений амбициозности, он подписывал свои труды именем Дионисия Ареопагитика – исключительно из чувства глубокого уважения к древнегреческому философу, жившему за пять веков до него.

     Возникает вопрос: насколько достоверно утверждение Шалвы Нуцубидзе, что Пётр Ивер и Псевдо-Дионисий Ареопагитик – одно и то же лицо? Бельгийский учёный-ориенталист Эрнст Хонигман в опубликованной в 1952 году в Брюсселе работе «Пётр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагитика» независимо от Нуцубидзе пришёл к точно такому же выводу, что и грузинский академик. Отсюда вывод: утверждения Шалвы Исаковича можно считать достоверными. Работа Хонигмана переведена с французского языка на русский и опубликована в 59-м номере Трудов Тбилисского университета в 1955 году с предисловием и комментариями Шалвы Нуцубидзе.

    Несомненный интерес представляют подробности жизни Петра Ивера. Они описаны его биографом Захарием Грузином. Пётр Ивер родился в 411 году. Он был сыном царя Восточно-Грузинского государства – Иверии, Бузмара. При рождении был наречён именем Мурван. Получил блестящее для своего времени образование. Его наставником был приглашённый из Западно-Грузинского государства – Колхиды, выдающийся грузинский философ Митридат Лаз. С трудами Дионисия Ареопагитика царевич познакомился сперва в переводах, осуществлённых грузинским учёным Ефремом Мцире, а позже – и в подлинниках на греческом языке. В эпоху молодости царевича Мурвана Иверия пребывала в вассальной зависимости от Византийской империи. Пользуясь этим, византийский император Феодосий II потребовал у царя Иверии отправить сына заложником в Константинополь. Бузмару пришлось подчиниться. Оказавшись в Византийской столице, Мурван, будучи человеком любознательным, сумел существенно расширить свой кругозор и значительно пополнить свои знания. Этому в известной мере благоприятствовало и благосклонное отношение к нему императрицы Евдокии. Затем события разворачивались как в авантюрном кинофильме. Мурвану вместе с приставленными к нему собственным отцом Митридатом Лазом и Захарием Грузином  удалось бежать из Константинополя в святой город Иерусалим. Здесь он продолжал совершенствоваться в науках и восточных языках. Затем был крутой перелом в его жизни: он стал монахом и принял новое имя – Пётр (с добавлением к нему «Ивер»). В 34 года он уже был священником, а к 40 годам –  епископом.

    Пётр Ивер возвёл в Иерусалиме грузинский монастырь, превратив его одновременно в научно-познавательный центр с университетскими функциями. Всё это благоприятствовало возникновению при монастыре самостоятельной философской школы, идейным руководителем которой был основатель монастыря.. Пётр Ивер имел многочисленных учеников и последователей, среди которых были греки, сирийцы и грузины. Главная его заслуга в том, что он проложил мост между античной философией и христианством, сумев облечь эту философию в форму, приемлемую для христиан. Он внёс существенный вклад в развитие учения о диалектике, утверждая, что добро и зло находятся в единстве противоположностей и что понятия о них неотделимы друг от друга; добро – это отсутствие зла, точно также и зло – прежде всего – отсутствие добра.

      Личность Петра Ивера в своё время привлекла пристальное внимание академика Николая Яковлевича Марра. Ещё в 1896 году он опубликовал в «Православном Палестинском сборнике» статью «Житие Петра Ивера, царевича, подвижника и епископа Майюмского V века». Творец «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели находился под сильным влиянием системы взглядов Петра Ивера. Они подробно проанализированы в книге Шалвы Нуцубидзе «Творчество Руставели», вышедшей в 1958 году в Тбилиси на русском языке под рубрикой «Институт философии Академии наук Грузинской ССР».

    ______________________________

© Цверианишвили Герман Константинович

 

      

 

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum