Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Гастроли Тернопольского областного академического украинского драматического театра им. Т.Г.Шевченко в России в 50-х – 60-х гг. ХХ века
(№12 [268] 05.09.2013)
Автор: Людмила Ванюга
Людмила Ванюга

     Периферийный театр – это не только географическое положение. Областные и городские театры работали в несколько иных условиях, нежели, ведущие столичные театры. У них и материальные ресурсы, и штаты поскромнее, и что весьма существенно, более ограниченный круг зрителей, стабильная аудитория. А это не может не влиять на выбор пьес, частоту премьер, на общий творческий тонус. Поэтому очень важно, чтобы такой театр мог гастролировать.

    В Украине, как и в целом Советском Союзе, концертно-гастрольная деятельность была одной из немногих функционирующих культурных индустрий. Поскольку все профессиональные коллективы были государственными или коммунальными (так же, как и все концертные залы и другие площадки для выступлений), а все профессиональные исполнители либо работали в одном из таких предприятий (театр), либо были членами официальных творческих союзов (союз театральных деятелей), поэтому каждые гастроли осуществлялись по утвержденному плану организации и на деньги, предусмотренные плановым бюджетным финансированием. Без такого подхода трудно было представить гастроли советских театров, потому что с коммерческой стороны все они были убыточными через низкие цены на билеты, за редким исключением.

    В 1952 г. театр впервые получил разрешение Всесоюзного комитета искусств на выезд за пределы Украины, а именно, в РСФСР. Приказом областного отдела по делам искусств от 26 апреля 1952 г. утвержден план-график гастролей Тернопольского областного государственного украинского драматического театра им. Т.Г.Шевченко (сегодня – Тернопольского областного академического украинского драматического театра им. Т.Г.Шевченко) в таком порядке: июнь - города Армавир и Майкоп, июль - Новороссийск и Ейск, август - Керчь.

    Утвержденный, согласованный с областными партийными организациями, гастрольный репертуар включал 16 спектаклей: «Правда», «Калиновая роща», «В степях Украины» А. Корнейчука, «Огни молодости» Кравченко, «Честь семьи» Г.Мухтарова, «Свадьба с приданым» М.Дьяконова, «Под золотым орлом» Я.Галана, «Ее друзья» В.Розова, «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида, «Женитьба» Н. Гоголя, «Украденное счастье» И. Франко, «Майская ночь »Старицкого по Н. Гоголю, « Маруся Богуславка »В.Чаговца по М.Старицкому,« Коварство и любовь» Ф. Шиллера,« Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Запорожец за Дунаем » С. Гулака-Артемовского [2, с.8].

    Вопрос гастролей театров за пределами республики было под строгим контролем как областных, так республиканских органов. Тернопольский театр не был исключением. Согласно распоряжению Комитета по делам искусств Украинской ССР № Г-6/96 от 6 июня 1952 г. дирекции Тернопольского областного государственного украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко необходимо было каждую декаду телеграфно докладывать областному отделу по делам искусств и Комитету по делам искусств при Раде Искусств Украинской ССР о ходе гастролей по следующей форме:

      1. прибыль - план, фактически;

      2. общее количество спектаклей, из них - советских.

     После окончания гастролей театра в каждом городе направлять в Управление театров Комитета по делам искусств Украинской ССР отчет по такой форме:

     1. название города, где состоялись гастроли;

     2. даты гастролей;

   3. репертуар и сколько раз выходила каждая пьеса и сколько зрителей ее посетило;

     4. прибыль - план и фактически;

     5. расход - план и фактически;

     6. общее количество представлений - план и фактически. [2, с..11]

     Подготовка театра к гастролям проходила в чрезвычайно сложных условиях, площадки для представлений были запланированы нерентабельные. В течение мая месяца на месте гастролей был перепланирован с местными организациями весь гастрольный план театра, что дало положительные результаты.

      Начал театр гастроли в Армавире 5 июня спектаклем «Правда» Корнейчука. «Спектакль прошел с большим успехом. Появление на сцене В.И. Ленина, роль которого исполнял артист В. Сохацкий, зал встретил бурными аплодисментами»[7]. Все спектакли театра пользовались большой популярностью, и нужно отметить, что в отзывах зрителей  преобладали спектакли «Правда» Корнейчука, «Под золотым орлом» Я.Галана, «Ее друзья» В.Розова, «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида, «Маруся Богуславка »В.Чаговца по М.Старицкому. Особенно акцентировали внимание на пьесах Корнейчука руководители партийных организаций предприятий.

   Одной из задач, которая стояла перед коллективом театра, было проведение общественно-политической работы среди работников, служащих и интеллигенции непосредственно на фабриках, заводах, цехах, учреждениях, воинских частях и т.п.. В программе гастролей предусматривались творческие встречи, которые состояли из вступительного слова, где шла речь об экономических и культурных достижениях западных областей Украины (в частности Тернопольщины в концерте «За мир»), а также концертная программа в которой исполнялись украинские народные песни и песни советских авторов, художественное слово, отрывки из спектаклей. Такие концерты очень нравились публике и позволяли охватить больше зрителей и, в свою очередь, способствовали выполнению финансового плана.

 Однако среди отзывов есть и такие: «Наш коллектив остался доволен и благодарит вас. Но пожелания: желательно выступать в своих национальных костюмах, это еще больше придавало бы вашему коллективу успеха» [4. С.26]. Это говорит о том, что коллектив мало пропагандировал украинскую культуру, а придерживался общей, советской.

Следующим городом гастролей был Ейск.

   «...Гастроли в Ейске (Краснодарский край) Тернопольского украинского драматического театра им. Т.Г.Шевченко... Зрители тепло воспринимают представления тернопольчан. Кроме спектаклей актеры театра провели массовую работу на заводах, фабриках и предприятиях города. Театр устроил творческие встречи на заводах «Молот», механическом, консервном, рыбном и др. ». [3.С.2].

   Из выступления зам. председателя исполкома городского совета депутатов трудящихся города Ейска Зинченко Ф.И. на заключительном концерте театра им. Т.Г.Шевченко 28 июля 1952 г.: «Приезд в наш город такого творческого коллектива, как Тернопольский украинский театр им. Т.Г.Шевченко - одного из выдающихся театров Украины, - является событием в культурной жизни нашего города. Тернопольский театр позволил нам познакомиться с выдающимися произведениями театральной культуры социалистической Украины. Такие представления как «Правда», «Свадьба с приданым», «Под золотым орлом», «Ее друзья», «В степях Украины», и другие показали, что театр находится на уровне задач поставленных театральному искусству в соответствии с историческими постановлениями ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам » [4, с.22].

 Зритель активно посещал спектакли и отзывался о театре с уважением о чем свидетельствуют письма актерам театра после гастролей. Вот отрывок из письма к актрисе театра С. Коваль: «...После отъезда Вашего театра как-то стало грустно. Я порой сяду на лавочке возле театра и мне кажется, что я снова увижу афиши, где будет написано: «Правда», «Маруся Богуславка», «Майская ночь» и т.д. – в исполнении Тернопольского театра. Ваш коллектив не только хорошо играл, он завоевал любовь зрителя к себе... Хорошо, если бы Ваш коллектив театра на следующий летний сезон – 1953 снова приехали в наш небольшой городок и показали на сцене нашим зрителям свою работу, свои достижения в области театрального искусства... Н.Т.Мурзенко, Ейск 13.08.1952» [4, с. 47].

 Последним городом гастролей был Новороссийск, где коллектив театра, как и в предыдущих городах, главную делал ставку на творческие встречи с общественностью. В общем, во время гастролей, произошло 40 творческих встреч, которыми охвачено около 13 тыс. человек. Вся работа была положительно оценена местной прессой и многочисленными благодарностями и отзывами зрителей. В творческих встречах участвовал весь коллектив театра. Самыми активными среди тернопольчан были Голец М.А. (34 творческих встречи), Буланова В.К., Яроцкий И.А., Капатський К.А. (21 творческая встреча). Подводя итоги гастролей Тернопольского государственного областного украинского драматического театра им. Т.Г. Шевченко за летний период 1952 г. в городах Краснодарского края – Армавире, Ейске и Новосибирске – следует отметить, что, несмотря на все проблемы, которые возникали в процессе подготовки и проведения гастролей, коллективу театра удалось зарекомендовать себя, как достойного представлять украинское театральное искусство за пределами республики. И это подтвердилось в 1953 г., когда театр вновь посетил города в РФРСР.

            Следующими гастролями в Россию, которые призвели настояний фурор, были гастроли в 1966 и 1967 гг. Несмотря на жёсткую политику Коммунистической партии в сфере культуры, где главным направлением была интернационализация, а на самом деле – денационализация самобытных культур народов СССР, коллектив представил спектакли украинской классики и местных авторов. Маршрутом  гастролей стали  Новосибирск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайськ, Томск, Челябинск, Свердловск и др. «Формируя гастрольный репертуар, мы старались широко ознакомить зрителей с искусством нашей республики. В числе представляемых спектаклей – «Ой пиду я в Бориславку» Ивана Франко, великого писателя украинской земли… Пьеса «Ценой любви» А.Корниенко, повествующая о новой, советской западной Украине… » [5].

Украинский театр по своей природе музыкальный. Песня, красочные хореографические сцены, раскрывающие музыкальную, поэтическую душу народа – непременные спутники драматического действия. Специфика украинских классических спектаклей такова, что артисты театра должны в одинаковой степени хорошо владеть сценическим словом и вокалом. Театру, который ставит подобные спектакли, нужен оркестр, в состав которого входят профессиональные музыканты и не менее  профессиональный хор. Представления показали, что коллектив успешно справился с этой задачей, не смотря на  проблемы, которые были в процессе подготовки гастролей.

К примеру, в Новосибирск театр выехал не в полном составе (не удалось привезти всех оркестрантов и оркестр пришлось дополнить за счет новосибирских музыкантов), но дирижер В.Олейник добился хорошего звучания оркестра, слаженного и ритмичного пения хора, четкого и выразительного выполнения вокальных партий, несмотря на то, что играл «сборный» состав. «Следует отметить хор театра, превосходно исполняющий разнообразные песни в спектаклях. Особенно выделяются по звучанню и выразительности песни в пьесе «Дай сердцу волю, заведет в неволю», - пишет в своем отзыве старший преподаватель новосибирской консерватории И.Боровский [1].

      Пьесы М.  Крапивницкого «Дай сердцу волю, заведет в неволю», М.Старицкого – «Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы» и «Не судьба», «Цыганка Аза», инсценировка В.Василька по повести О.Кобылянской «В воскресенье рано зелье копала» пользовались наибольшей популярностью среди зрителей.

    Гастролируя по городам России, Тернопольский музыкально-драматический театр им. Т.Г. Шевченко представлял зрителям украинскую культуру не только играя спектакли, но и проводя встречи с рабочими на заводах и фабриках, показывая концертные программы на открытых сценах парков. Это стало доброй традицией на протяжении многих лет, начиная с первых гастролей. В общем Тернопольский областной украинский драматический театр посетил Россию 12 раз. Среди городов, где проходил гастрольный маршрут, – Москва, Калуга, Тамбов, Рязань, Белгород и др.

   Несмотря на все особенности социокультурного периода советской эпохи, театральное искусство объединяло всех и было понятным не только украинцам, которые в силу разных обстоятельств жили в России, но и всем, кто любит театр и понимает его сердцем.

 

Литература

1. Боровский И. В творческом поиске // “Советская Сибирь”, 3 июня 1966, №156

2.ДАТО Ф. Р-872 оп. № 1; Д. 30 Приказы обласного отдела по делам искусств за 1952 г. 29ст.

3.  ДАТО Ф. Р-872 оп. № 1; Д.  28. Статьи из газет о работе театра 5 ст.

4. ДАТО Ф. Р-872 оп. № 2; Д. 6. Отзывы зрителей о спектаклях театра за 1952 г 50 ст.

5. Козачук К. Перед творческим отчетом // «Красное знамя», 28 июля 1966, № 171.

6. Подеревянский П. «Традиции и современность» // “Челябинский рабочий”,  11 августа 1967, №187.

7. Творческий вечер украинского драмтеатра. Первый спектакль // «Армавирская коммуна», № 112 от 6 июня 1952 г.

__________________________

© Ванюга Людмила Степановна                                                            

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum