Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Вне рубрики
Масс-медиа и технологии как общественная проблема и объект для научных исследований
(№1 [274] 10.01.2014)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов

   Доклад на научно-практической конференции в Ростове-на-Дону в Донском государственном техническом университете «Новые медиа и технологии сегодня: контент и технологии», прошедшей 14-15 октября 2013 г. 

 

      В течение всего периода существования средств массовых коммуникаций технологические и социальные проблемы сопровождали их развитие, являясь знаковыми этапами в процессе этого развития. Не останавливаясь сейчас на терминологии, в данном случае я употребляю термины «масс-медиа» и «СМИ» как синонимы. Под СМИ я подразумеваю три главных их вида – печатные (газета и журнал), аудиовизуальные (радио и телевидение) и электронные сетевые или интернет-СМИ. И предлагаю рассмотреть на примере этих трех видов масс-медиа, каждый из которых отражает громадный социально-исторический этап в развитии человеческого общества, проблему симбиоза технологии и социальной коммуникации в ретроспекции их развития. Что и является девизом конференции и лежит в основе обучения на факультете мультимедийных технологий.  Итак...

 

    Первое пришествие технологии в сферу социальных коммуникаций возникло в середине 15 века, когда был изобретен печатный станок. Печатный станок  Гутенберга произвел революцию в распространении культуры в Европе и содействовал созданию первых печатных изданий – книги, а затем газеты и журнала.  В данном случае, на первом этапе исторического развития, приоритет в освоении нового этапа в развитии homo sapiens был отдан технологии. После этого свыше трех с половиной веков печатные СМИ как вид оставались в одиночестве: и для газеты, и для журнала не требовалось никаких новых технологий, кроме печатного станка, выпускающего книги за сто лет до первой газеты и за двести лет до первого журнала. Другое дело, что анализ предпосылок возникновения как газеты, так и журнала имеет много вполне обоснованных социально значимых аргументов, которые в данном докладе не рассматриваются.

  Второе пришествие технологии в систему коммуникаций осуществилось к началу 20-х годов ХХ века. Революционные изменения в системе СМИ как в способе распространения, так и в форме  восприятия внесло возникновение аудиовизуальных СМИ – радио и телевидения, добавивших в передачу информации звук и изображение. Эффектные опыты Г.Маркони и А.С.Попова по беспроволочному телеграфированию в конце 19 века, создание ими радиоприемников, золотая медаль Попова на Всемирной выставке в Париже (1900), а затем Нобелевская премия Маркони и Брауна (1909), - всё это свидетельствовало о блестящем изобретении способа связи, который стал немедленно применяться в военном деле. Тут Россия легко опередила другие страны по внедрению изобретения в практику: уже в 1911 г. на вооружении было свыше трехсот радиопередатчиков для передачи по армейским подразделениям шифрованных сообщений. Пока речи о новом способе СМИ не было, но с начала 20-х годов начались вещания первых радиостанций, что и положило начало новому этапу в развитии СМИ: к существующим много лет печатным добавились аудиовизуальные средства массовой информации. 

      Третье пришествие технологии случилось уже в 70-е годы 20 века. И опять это был военный проект, и опять – принцип передачи данных. И опять долгие годы не было речи о СМИ. Тут оказалось, что нужно ждать усовершенствования технологии. И, начиная с 80-х, именно рост технологий методично приближал создание нового СМИ, которое и родилось в виде глобальной всемирной сети в 92-м году, полностью оформилось со всей программной документацией в 1995-м. К этому времени электронные газеты и журналы уже более 10 лет выходили в мире и начали выходить в России. В 92-м утвердился домен .ru Однако завершение процесса электронно-сетевых СМИ произошло позднее, примерно с 2001-го по 2005 гг., когда новые технологии позволили включить в процесс социальной коммуникации радио и телевидение, после чего уже вся система СМИ оказалась в электронных сетях.  

   На этом процесс развития электронных коммуникаций не завершился, напротив, начался его новый этап, который очень точно и верно был назван «веб два ноль» (web 2.0) и который требует отдельного анализа и комментария. Появилась блогосфера, возникли и бурно развиваются социальные сети и всевозможные сервисы, которые, благодаря новейшим технологиям, становится возможным использовать для реализации многих форм социальной коммуникации. К сожалению, эти явления крайне мало изучены в теории журналистики, социологии и философии, а те публикации и диссертации, которые выходят в свет, не отражают глобальные процессы, происходящие как раз на границе современных социальных и технологических явлений. 

    Как видим, развитие социальных коммуникаций всегда было связано с развитием высоких технологий, в значительной степени определялось ими и одновременно, именно благодаря этому симбиозу, поставило перед обществом проблемы такого накала, такого напряжения и масштаба, которых, возможно, не было в человеческой истории до этого и которые требуют если не решения, то во всяком случае осмысления. При этом ретроспективный взгляд на историю развития средств массовой коммуникации показывает, что технологии могут стать и опасным средством коммуникации. Рассмотрим некоторые проблемы и направления исследований.

 

Сужение восприятия мира


  Человек с помощью великих изобретений снизил не только свои физические способности, но и умственные, творческие. Это можно проследить на примере развития наиболее социально ориентированного объекта – средств массовой информации.

  Печатный станок произвёл невиданный революционный прорыв в истории культуры, но в то же время сузил горизонты воображения человека до печатной страницы, а содержание - до трактовки смысла и формы представления информации издателями и редакциями, ставшими на пути от автора к реципиенту. Но это было только начало сужения. Ворвавшиеся аудиовизуальные технологии, добавив к тексту звук и изображение, обогатили образы мира, но еще более, чем печатный станок, сузили участие в этом процессе человека, сделав их, образы, плодом работы других людей - художников, фотографов, режиссеров. В итоге у зрителя и слушателя, получающего информацию, отнимается индивидуальное восприятие мира. Мир становится виртуальным, его заменяет вначале печатная страница, в которую упирается статический взгляд человека, воспринимающий символы и через мозговые извилины трансформирующий их в образы, а с внедрением радио и телевидения продукт творческой группы аудиовизуальных СМИ заменяет человеку картину мира. Надо ли говорить, что возможности для манипуляций в искусственно созданной картине событий и их трактовке – неограниченны. Человек воспринимает готовую версию происходящего, у него нет времени и возможностей обдумать и проанализировать происходящее исходя из собственного взгляда на мир и собственных убеждений. 

     Хочется, однако, задеть вопрос объективный, не связанный с волей или желаниями людей работать над собой, быть обучаемыми и т. п. Внедрение и распространение интернета само по себе создает почву для дискретного восприятия знания. 

     Вообще это вопрос технологии образования, который бурно обсуждался полвека назад, переход к технократической, практикоориентированной модели. А нынче стоит проблема и методологии образования, и методики научных исследований, и популяризации знаний в сфере высоких технологий.

 

Гуманитарная сущность технологий


     Соотношение гуманитарного и технократического начал в развитии общества всегда стояло перед человечеством как проблема, до конца объективно неразрешимая. Маятник общественного предпочтения колебался то в одну, то в другую сторону. Однако смена социально-политического устройства в России в 90-е годы 20 века вызвала острую потребность в быстром поиске новой модели образования, а совпадение по времени этого процесса с революцией в мире IP-технологий вызвало ощущение тотального приоритета технологий. Программисты и все другие специалисты по сетевым технологиям готовились на мехматах и физфаках, была уверенность в том, что это направление физматнаук, техники и технологии. Между тем, с годами выяснилось, что Интернет в своей сущности - не техническое, а именно гуманитарное явление, поскольку изначально направлено на человека, имеет в каждом проявлении личностные мотивы и смыслы. Возникла ситуация, которой раньше не было: естествознание и техника как основа развития общества отстают от развития самого homo sapiens. Общество и человек изменяются быстрее, чем объекты естествознания и техники, чем природа. Это очевидная тенденция времени.

    IP-технологии изменили человека, его отношение к обществу, дифференцировали его и создали мозаику из многих сообществ с многими интересами. Общество стало сложнее, человек – тоже. Собственно, это новый человек и новое общество. И приспособиться к новым реалиям станет возможно только при гуманитаризации образования.

 

Проблемы и направления исследований


     Важно и своевременно проведение данной конференции, на которой ряд проблем будут рассмотрены и обсуждены, однако, независимо от этого стоит обозначить, как задачу для исследователей, ряд направлений в сфере новых медиа.

1) Философское и социологическое изучение интернет-технологий и их воздействия на различные стороны жизни современного общества и человека.

2) Анализ влияния новых форм коммуникаций на массовое сознание. Способы воздействия на массы и угрозы человечеству.

3) Проблемы безопасности общества и права личности в условиях цифровых технологий. Опасность тотального контроля над личностью.

4) Охрана авторских прав в Интернете и эффективные формы их защиты. 

5) Информация в период IP-технологий: характер, содержание, структура, способы передачи и распространения.

6) Образование и просвещение на фоне развития высоких технологий.

7) Новые медиа и культура.

8) Новые медиа в современной системе массовых коммуникаций.

 

     В процессе новых поисков и разработок следует помнить, что меняются и методы научного исследования. Традиционные методы исследования журналистики в период высоких технологий требуют серьезных коррективов или замены их на новые.

     Хорошо, если данная конференция получит развитие и станет традиционной. Без сомнения, это принесет пользу для науки и даст толчок весьма актуальным исследованиям новых медиа.

____________________

© Акопов Александр Иванович

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum