Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Дневник как жанр журналистики
(№8 [281] 10.07.2014)
Автор: Любовь Шибаева
Любовь   Шибаева

   Дневник изначально, как жанр документальной литературы, имел глубокие корни в летописях и хрониках, а собственное его становление связано с самосознанием и эмансипацией личности в Новое время. Отношение к журналистике дневник имеет с  самого ее возникновения, поскольку оба они основаны на периодичности, на созревании знания как процессе, протяженном во времени. Корень названия журналистики-jour, день,- напоминает о том, что газета в целом, в цепочке номеров, есть прежде всего дневник, периодическая рефлексия о себе- не одного человека, но социума.

    Номер газеты представляет собой совокупность текстов, написанных во многих и разных жанрах, и в то же время он является целостным журналистским произведением, макрожанр которого ближе всего к обозрению. А совокупность номеров, взятых подряд   (за месяц, год…) имеет собственный макрожанр, и это – дневник.

   Авторский, персональный дневник в потоке журналистской информации может иметь событийную фактологическую основу, но при этом  относится к художественной публицистике. Потому что, о чем бы конкретно ни шла  речь, главное в дневнике – человек, личностное ощущение времени.

     Генеральная функция жанра – осмысление личной и общественной жизни в ее движении. На основе чаще эмоциональной, нежели рационально- аналитической.

    Метод, которым создается дневник, предполагает использование методов различных жанров, поскольку осмысление жизненного материала  связано с большим разнообразием объектов и носит прерывистый, дискретный характер. Но все отдельные фрагменты, «записи», выстраиваются в линию, и постепенно  происходит созревание личного отношения к масштабным явлениям действительности.Формируется мировоззрение человека – публично, как бы в присутствии многих людей.

    Под рубриками «Дневник одной командировки», «День из жизни….» могут публиковаться тексты, не разделенные по датам на отдельные записи. Страницы только

одного дня могут быть очерками, корреспонденциями, репортажами, эссе.Рубрика «дневник» указывает на особенную актуальность и вместе с тем на отношение к более долгому  времени: дневник всегда, в каждом отрывке,предполагает «доначало» и  «продолжение» за пределами одного дня. В отдельном фрагменте подразумевается присутствие целого, к которому относится сегодняшнее событие.

   В такие исторические периоды, когда общественное сознание наиболее активно осмысливает значительные перемены в обществе и государстве, дневник выходит в  ряды востребуемых жанров журналистики. В 60-е годы ХХ века в «Комсомольской правде» массово публиковались страницы  «из дневников  наших современников». В конце 70-х тревоги о том, куда идет страна, выражались в журнальных  «дневниках писателя». С конца 80-х и надолго – более значимыми, чем личные дневники, стали хроники быстро мчащихся событий. Но функции дневников стали исполнять именные авторские колонки. В них помещаются эссе, открытые письма, комментарии, обзоры – и всё это сцепляется периодичностью и объединяется принадлежностью к личности автора.

   Массовая ломка судеб и мировоззрений  вызвала у множества людей, ранее не имевших привычки вести дневники, потребность фиксировать мгновенья истории для лучшего понимания. Многим захотелось как-то обозначить, определить себя в новой реальности. Ответом на эту потребность – при совпадении с появившимися возможностями сетевых технологий стала публикация личных дневников  в «Живом журнале» Интернета. Известные писатели и журналисты пишут эссе и комментарии, и в то же время дневник стал  широко использовать более простые и краткие литературные  формы: в блогах немало заметок, реплик, откликов, мнений… Апофеозом все более полной открытости личного стали включение в этот поток информации семейных фотографий и вещание с видеокамер, установленных в квартире и фиксирующих  подробности приватной  жизни. В названии популярного проекта «Мой день» ключевое слово –  «мой».

   С этим интересом к частному, субъективному мало считаются печатные  СМИ. В журналистику  настойчиво внедряются принципы максимальной объективности с отказом от освещения жизни отдельных людей в художественно-публицистических жанрах. Право на субъективные мнения и личные переживания оставляется исключительно «медийным лицам» – и линии жизни в СМИ обедняются, обрываются в постмодернистское  безразличие. Возможно, этот модный беспорядок вместе с обезличенностью отталкивает немалую часть аудитории от  газет в сторону интернет-дневников. В условиях атомизации общества, оставляющей человека одиноким в быстром потоке событий, дневник становится желанным прибежищем и инструментом рефлексии.

    Печатная журналистика не может совсем не учитывать  этого. Но от профессионалов жанр дневника требует высокой степени открытости, ясности позиций, последовательности в своих суждениях и оценках. Более простыми  для удовлетворения читательского спроса представляются   отбор и публикация готовых текстов под рубрикой  «В блогах». Так появляются своего рода социологические обзоры и подборки писем, не имеющие важнейшего дневникового качества: принадлежности всех фрагментов к единому источнику. Происходит подмена, имитация жанра.

     Между тем этот непростой жанр, в конечном счете, является важным  показателем качества журналистики. Только такая газета, которая не просто поставляет на рынок факты и мнения, а реально способствует восстановлению рвущейся связи  времен, может считаться истинным дневником своей эпохи.

_________________________

© Шибаева Любовь Васильевна

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum