|
|
|
Не все знают, кто это место сделал таким притягательным и уютным. Сделал и сделал! Но и то правда, что не все за собой мусор убирают после "культурного отдыха", увы… Поэтические метафоры - штука сложная, не для средне-технического ума. Есть у Геннадия Шпаликова (прославившегося "всесоюзно" сценарием фильма "Я шагаю по Москве" и другими прекрасными сценариями и стихотворениями) строчки про "…никогда не возвращайся в прежние места!", которые я не могу понять и принять едва ли не с самого первого прочтения. Звучит красиво, кажется, но уж как-то страшно всё время "вперёд и без оглядки", так ведь можно далеко забрести. И уж тем более, следовать этому совету не могу. И часто возвращаюсь, разумеется. При этом попутчиков встретить, право слово, бывает очень трудно. Но вот совсем недавно дал Бог встретиться и поговорить без спешки с таким человеком. Для него возвращение в "прежние места" не подвиг, не безвыходное положение и не наказание. Юношей, начинающим жить, выпорхнул из Трубаково в большую жизнь Толя Шамгин. Закончил вологодскую "кузницу кадров" – Молочную академию, в армии год отслужил. Был принят на службу в милицию - уголовный розыск, служба участковых. Получил ещё и высшее юридическое образование. Несуетливым и задумчивым Анатолием Алексеевичем вернулся в родное Трубаково. И Родине послужил, и во власть сходил. Теперь служит "прежним местам"… …Поначалу ездил в свою деревню каждые выходные. Как только время позволило, стал оставаться на несколько дней. Так и не заметил, как перебрался в Трубаково, кажется. В Вологду не тянет. Мало того, только самые неотложные дела могут туда позвать. Такие, которые сын Тимофей не сможет переделать. А Тимофей ездит туда-сюда. Молодой ещё. Правда, это лето безвылазно провёл в Трубаково… За разговорами вспомнили, кто как приобщился к фотографии. Оказалось, что в то время, когда отснятые "Сменой 8" и самолично проявленные несколько плёнок не давали покоя, в Трубаково электричества не было. А потому заводские увеличители для фотографических целей не годились. Отец помог сконструировать и изготовить из рубероида собственную камеру-обскуру, "работавшую" увеличителем с использованием по прямому назначению световой энергии восходящего солнца. Анатолий показывает окно, в которое светило заглядывало по утрам. Настоящая светопись (так долгое время называли фотографию) родилась в первой половине XIX века во Франции. Первые светописцы тоже использовали камеру-обскуру для создания отпечатков. Толя Шамгин, сямженский школьник, во второй половине века двадцатого, может быть, был одним из последних светописцев в стране. Про нынешнюю "цифрографию" нам говорить не захотелось по вполне понятным причинам: устройств, пригодных для съёмки, теперь у каждого, как у дурака фантиков, а снимать вдумчиво продолжают единицы - остальным некогда вдумываться, что ли… На многие мои вопросы о дне сегодняшнем, Анатолий отвечает, не давая ответа, а находит подходящий пример из жизни. Из жизни своей, разумеется, и своих земляков из Трубаково. - Тебе не кажется, что дилетанты вытесняют настоящих мастеров-профессионалов из многих сфер деятельности? Анатолий разводит руками, плечами пожимает. Смотрит на меня испытующе, кажется, не шучу ли я, не разыгрываю его? - Мы тут колодец коллективный решили соорудить на всю деревню. Старый совсем в негодность пришёл. Обмозговали с соседями, где его лучше поставить. Провели разведку самостоятельно. Потом пригласили профессионалов через рекламу. Они приехали, рассказали нам, сколько колодцев они добрым людям подарили за деньги. Приступили к работе. Я хожу около них, присматриваюсь, как они дело делают, внутри всё закипает… Вот, говорю, кольцо у вас криво пошло, как дальше-то заглублять будете? Отойди, говорят, не мешай, мы уже полторы сотни колодцев соорудили - никто не обижался. Четыре кольца загнали в землю вкривь и вкось, до воды не дошли, деньги за работу стребовали и были таковы. - За что деньги-то? - За работу. Договаривались платить за количество заглублённых колец. Вновь нашли по объявлению людей с "большим опытом". Заключили договор, как полагается, что будет считаться выполненной работа, если дойдут они до воды. Дошли до воды, но пользоваться колодцем было нельзя - воды не хватало на одного человека, что уж про всю деревню говорить… - Заплатили? - Пришлось. А колодец сами доделали по-настоящему. С соседями… В деревне Трубаково имеется действующий водопровод. Пруд на зелёной лужайке, с карасями, между прочим. Недалеко от прудика - колодец с насосом. Чуть поодаль - небольшой люк деревянный, а под ним нехитрое гидротехническое сооружение, позволяющее подавать воду в каждый деревенский дом. А вот зарослей одолевшего всех борщевика Сосновского вокруг Трубаково не имеется совсем. Опыт избавления прост: когда растения начинают формироваться и только набирают силу, их подкапывают под корень, не забывая насыпать в ямку соли. Каждое отдельно взятое растение! В основном, каждый житель следит за своим участком. Но гектаров десять "ничьей" общей земли освобождали от лютого захватчика совместными усилиями. Несколько дней. Не по-современному, говорите? Предложите свой вариант!.. - Печка у тебя, говорю, аккуратная и необычная… Молча встал, лишь головой кивнул, мол, не торопись, вернулся из соседней комнаты с книжкой. Кладёт на стол. На вид книжка чуть ли не новая, только обложка не из современных материалов, потому и пожелтела от времени. Называется "Печное дело", год издания - 1934-й. Потом показывает увесистую стопку свёрнутых пополам листов из тетради в клеточку: - Книгу проштудировал - очень толковый учебник, современные и в подмётки не годятся, взялся за чертежи и расчёты. Получилось не сразу. Сперва себе сделал. Потом, было время, выполнял работы на заказ. Печи разные, плиты, камины… Друзьям, в основном, хорошим людям. - Подрабатывал? - Я денег не брал - мне это было интересно. Но помощникам своим просил работу оплатить… - А стихи продолжаешь писать? - Зимой, в основном, когда забот по хозяйству становится меньше. Сторона родная встретит, Молчалива и строга… Перед нею я в ответе За пропавшие луга, Родники, дома, деревни… За пропащих стариков… За разрыв мой с родом древним… Рвётся, рвётся связь веков! И душа уже не может Унимать, как прежде, дрожь. Виноват и я ведь тоже. Пусть немного. Ну и что ж… Виноват! Поймите, люди. …Ком земли родной в горсти: Сторона родная судит… Ты прости меня. Прости. Этим пронзительным стихотворением Анатолия Шамгина можно было бы поставить точку. Но жизнь-то продолжается, слава Богу! - А ты не был на прудах новых, которые мы сооружать начали? Пойдём!.. Правда, там работы на много лет вперёд, но что-то уже прорисовывается… На новые пруды сходили, ещё один источник, что в сотне метров от прудов, показал мне Анатолий Алексеевич - Грэй тоже увязался за нами в лес… ___________________________________________ © Колосов Алексей Алексеевич – текст и фотографии |
|