Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Профессия журналиста: стандарты, роли, деформации
(№12 [285] 20.10.2014)
Автор: Владимир Тулупов
Владимир Тулупов

Профессиональные стандарты журналистов

   В начале 2014 г. Союз журналистов России опубликовал документы для экспертизы профессиональных стандартов работников СМИ. Профессиональные стандарты разработаны для редактора, корреспондента, оператора, ведущего телепрограммы, специалиста по производству продукции телерадиовещательных СМИ, специалиста по производству печатных СМИ, специалиста по продвижению и распространению продукции средств массовой информации. По словам разработчиков, внедрение данных документов, призванных обобщить трудовые функции медиасотрудников и стандартизировать требования к ним, позволит упорядочить систему трудовых отношений в отрасли, поскольку появляется еще одна возможность более четко определить компетенции, навыки, умения принимаемых на работу сотрудников. Думается,  это хорошее подспорье и для системы журналистского образования: ведь ФГОС ВПО последнего поколения ориентирует вузы на компетентностный подход

  В ходе развернувшейся дискуссии между сторонниками и противниками стандартизации выяснилось, что в созданию вышеназванных документов экспертов подвигло не только требование Трудового кодекса, но и то, что они могут стать дополнительным инструментом комплаенс-системы [1], а также гарантом реализации журналистикой своих природных функций, инструментом саморегулирования в сфере профессиональной журналистской и редакторской деятельности.

  На наш взгляд, подобные документы могут стать и основой общественного договора между медиа и властью, медиа и бизнесом, медиа и гражданским обществом, медиа и аудиторией. Ведь в настоящее время страдают все стороны, и эксперты (в частности, заместитель председателя Палаты медиасообщества Общественной коллегии по жалобам на прессу, вице-президент по вопросам саморегулирования Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов) отмечают ряд негативных моментов [2]. Выделим среди них нарушения имущественных интересов владельцев СМИ, подвергающихся серьезным финансовым рискам в связи с исками о диффамации; сужение для представителей бизнеса выбора объективных, независимых каналов общественных коммуникаций с потребителями и с властью; препятствия к получению населением объективной информации, в том числе о финансовых и потребительских рынках; o деятельности бизнеса, местной и федеральной власти и т.д.;  создание угроз репутации публичных политиков, предпринимателей, общественных и культурных деятелей;  подрыв международного имиджа страны и стимулирование волны критики в адрес российских властей за пренебрежение к институту независимой прессы и косвенное поощрение «коррупционной практики» СМИ.

  Интересен подход к этой проблеме в смежной PR-сфере. 2014 г. Российская ассоциация по связям с общественностью также инициировала подготовку профессионального стандарта специалиста по связям с общественностью [3]. Он начинается с международного определения деятельности (связи с общественностью – это стратегический коммуникационный процесс, в котором строятся взаимовыгодные связи между организациями и их общественностью) и формулировки фундаментальной задачи PR (стратегическое управление этой коммуникационной средой в условиях повышения общественной и информационной прозрачности, организация в ней процессов, которые способствуют общественному развитию в целом).

 Здесь же приведены основные способы и пути реализации этой задачи: обеспечение доступности и достоверности информации; управление идентичностями (в том числе управление репутацией, брендом, имиджем, формирование сообществ и т.п.); генерация и поддержание коллективных ценностей; создание механизмов продуктивной коммуникации (коммуникации, порождающей новые знания, смыслы, идеи, проекты); создание новых устойчивых общественных связей.

 Среди обобщенных трудовых функций выделены базовые и две группы специализированных функций, реализуемых либо в организациях, либо в PR-агентстве. К базовым функциям относятся: разработка коммуникационной стратегии; анализ информации; управление проектами; ведение публичных коммуникаций; создание текстов; делопроизводство; личностная организация и развитие.

  Функции в сфере корпоративного PR: стратегические коммуникации; цифровые коммуникации; работа со СМИ; организация коммуникации в соцсетях; организация мероприятий; спичрайтинг; выстраивание отношений с органами власти; внутренние коммуникации. Функции PR-агентства: корпоративный (продуктовый) PR; цифровые коммуникации; работа со СМИ; организация коммуникации в соцсетях; организация мероприятий; выстраивание отношений с органами власти.

  Далее идет описание и расшифровка обобщенных трудовых функций (развитие человеческого капитала и самоорганизация; разработка коммуникационной стратегии; анализ информации; управление проектами; реализация коммуникационной стратегии; работа с текстом).

  Например обобщенная трудовая функция «Работа с текстом» включает несколько конкретных трудовых функций: анализ ситуации; формулирование целевых параметров текста; поиск и анализ информации;  определение структуры текста; создание текста; редактирование и корректура; подбор и/или создание иллюстраций к тексту; доведение текста до аудитории; получение «обратной связи» и ее анализ.

 Каждая из конкретных функций детализируется (например, анализ текстов дополняется анализом контекстов, повестки дня, коммуникационных разрывов и проблем) и называются необходимые компетенции и знания (здесь – навыки анализа ситуации).

Профессиональные роли журналистов

 Профессия журналиста давно и плодотворно изучается российскими исследователями [4], и в отечественной научной литературе продолжают появляться работы, посвященные в том числе классифицированию профессиональных ролей работников СМИ [5]. Цель новейших изысканий очевидна: стремясь навести осмысленный порядок явлений, вещей, понятий и др., можно и в практической деятельности применить точные классификации: ведь, выделив некий тип как «единицу расчленения изучаемой реальности», мы можем выявить специфику объекта исследования, определить его внутренние и внешние связи [6]. В журналистской отрасли также важно представить научно обоснованную профессиограмму (от лат. professio – специальность + gramma – запись), т.е. систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

 Думается, классифицирование по существенным признакам и с применением системного подхода профессиональных ролей работников СМИ позволяет создать, например, типологию современных журналистов, поверяемую идеальной моделью, – например, системой профессиональных и этических стандартов. При этом важен как атрибутивный, так и интерпретативный подходы.

 Первый подход, характеризующийся определением свойств, способствующих успеху в профессии, реализуется уже в вузе:

- университетская система журналистского образования нацелена на привитие определенных умений и навыков, основанных на базовых теоретических и специальных знаниях;

- особая компетентность гарантируется ФГОС;

- знакомство студентов с этическим кодексом позволяет обеспечивать профессиональную идентичность.

Второй подход, способствующий стимулированию профессионалов к высокому статусу и восходящей социальной мобильности, начинает реализовываться сначала в рамках учебных и производственных практик, а затем – в штатной редакционной деятельности:

- журналисты выполняют определенные служебные обязанности на благо общества;

- журналисты оформляют членство в профессиональных организациях.

 Применив SWOT-анализ, выделим существенные характеристики профессии журналиста, а также проблемы, с которыми неизбежно сталкивается специалист и условия реализации самообразовательного процесса и достижения конкретных результатов.

  К сильным сторонам (Strengths) отнесем востребованность обществом (уважение со стороны власти и романтический ореол в общественном мнении), опору на глубокую мировую и отечественную традицию, широкая информированность субъектов интеллектуальной деятельности, разносторонняя техническая и технологическая подготовленность, командный характер работы. Профессия журналиста позволяет почти каждодневно видеть результаты своего труда, и в ней одинаково успешно – при условии верно избранной специализации – работают и мужчины, и женщины.

  Среди слабых сторон (Weaknesses): беглый, поверхностный подход к объектам изучения и отражения, зависимость от владельца, учредителя, издателя, властных структур, круглосуточную занятость, частые командировки, невысокая заработная плата.

 Возможности (Opportunities): помощь другим людям, возможность видеть мир, встречаться со многими интересными людьми, получать новую (нередко эксклюзивную) информацию.

 Угрозы (Threats): к внутренним угрозам относятся опасность физического или морального давления, к внешним угрозам отнесем следующие моменты:  исключительность положения журналиста может порождать такие качества натуры, как завышенная самооценка, высокое самомнение, излишняя самоуверенность, фамильярность, бесцеремонность и т.п.; сама профессия постоянно нацеливает на негатив, что может порождать такие качества натуры, как критикантство, цинизм, равнодушие, небрежное – свысока – отношение к людям, их судьбам; открытость профессии, возможность любому физическому лицу учреждать СМИ привлекают массы дилетантов.

 Профессиональные и личностные качества журналиста можно также оценить с точки зрения действия внутренних, внешних и субъективных факторов.

 Внутренние факторы связаны с особенностью самой профессии, журналистского труда (производственно-творческого и индивидуально-коллективного). По сути – это те или иные врожденные или благоприобретенные способности человека, стремящегося стать подлинным профессионалом: оперативность, аналитизм, объективность, сообразительность, находчивость, обаяние, умение прогнозировать, коммуникабельность, общительность, любознательность, инициативность, рациональность, трудолюбие (работоспособность, усидчивость), креативность, эрудированность, владение устным и письменным словом, умение вести полемику, поддерживать дискурс, умение работать в команде и по жесткому графику, потребность рассказывать, умение создавать оригинальный информационный продукт, следование профессиональным и этическим стандартам.

 Внешние факторы влияют извне, и это – требования к знанию родного и иностранных языков, к универсальности (умение работать на разных платформах), к технической подготовленности (умение работать на компьютере, с фото-, аудио- и видеоаппаратурой, умение верстать, умение водить машину и т.д.), к правовой подготовке.

 Субъективные факторы связаны с человеческими качествами специалиста, которые также можно развить в ходе воспитания и самовоспитания: гражданственность, пассионарность, ответственность, честь и достоинство, смелость, мужество, доброта, физическое здоровье

 Исходя из набора функций, присущих журналистике, можно выделитьряд профессиональных ролей: журналист-информационщик, журналист-аналитик/критик, журналист-пропагандист, журналист-развлекатель [7]. Применяя в качестве классификационного основания миссию журналистской  профессии, можно выделить следующие ролевый ряд: журналист-гуманист, журналист-специалист, журналист-художник (литератор) [8]. Работа на различных каналах (платформах) требует от журналиста  особого набора качеств, умений и навыков. В связи с тенденцией, называемой конвергенцией, в редакциях все более востребованными становятся журналисты-универсалы, что не отменяет специализации: журналисты могут отдавать предпочтение тому или иному виду творчества – словесному, визуальному или словесно-визуальному. Отсюда – различия по характеру труда творческому, техническому, комбинированному: корреспондент добывает, обрабатывает и транслирует информацию, редактор – редактирует и компонует информацию, бильдредактор – визуализирует информацию и т.д.

 Форма собственности (статусные отношения владельца, издателя, учредителя) также диктует особые журналистские роли: журналист общественных СМИ, журналист государственных СМИ, журналист частных СМИ, журналист СМИ смешанной формы собственности [9].

 В зависимости от типа СМИ редакции имеют особую систему отделов, в которых готовятся определенные разделы периодического издания. В универсальном СМИ это – социальная проблематика, политика, экономика и т.д.; например, в специализированном спортивном СМИ это – футбол, хоккей, баскетбол и т.д., а в корпоративном вузовском – учеба, наука, специальности, специализации и т.д.   

 С годами журналист отдает предпочтение определенной специализации творческой деятельности, в частности, жанровой –  репортерской, аналитической, образной (журналист-новостийщик. журналист-аналитик, журналист-очеркист/эссеист/фельетонист).

 В современной научной литературе также встречаются описания журналистских типов: идеалистов (гипотетический образ независимого журналиста), романтиков, авантюристов, предпринимателей, генераторов идей, свободных профессионалов и др. Это важно не только с чисто познавательной точки зрения, но и с научных позиций, предполагающих изучение существующей ситуации (явлений, тенденций) и создание прогностических моделей прогрессивной журналистики и журналистской профессиограммы. 

Профессиональная деформация как проблема современной журналистики 

 В свое время многих удивило появление «Письма печальному соседу» в еще не обновленных «Известиях» (22 ноября 2010 г.). И. Зотов обратился с ним к коллеге, которого так аттестовал перед читателем: «…ты – легенда советской журналистики, ты видел если не Ленина, то Сталина точно (впрочем, в гробу). Я не сильно удивлюсь, если узнаю, что ты летал с Гагариным (страхующим), ходил с Хейердалом (юнгой), держал на мушке бен Ладена (пусть и на мониторе)».

 Сразу озадачило ироничное – на грани оскорбления – начало: да, парадигма профессионализма в журналистике меняется, но ведь и сегодня, кажется, ценится эксклюзивная информация, добытая порой в экстремальных условиях. Думается, и тревога старейшего журналиста по поводу падения уровня доверия современным журналистам, – не повод для зубоскальства, если ты, конечно, болеешь за избранную профессию. Но молодой автор сознательно унижает ветерана, которому пеняет: «Разве, читая передовицу в газете "Правда" или в своих родных "Известиях" о непреклонном росте народного благосостояния, ты не понимал всё с точностью до наоборот? Не ухмылялся втуне пассажам о "закромах родины" и "битвах за урожай"? Разве не листал ты (и остальные обитатели одной шестой части суши) газеты, начиная с последней, юмористической, страницы, ею же и заканчивая? Разве не милее было тебе строчить очерки о тайге и ее косолапых обитателях, которых не только социологи, но и зоологи за людей-то не считают? Так что восемь процентов (а с погрешностью и все десять) – это достойно!».

 То есть сложившаяся ситуация неофита удовлетворяет, и он старается лишь морально добить человека, отдавшего профессии всю жизнь: «Это тебе, воспитанному в благостной эстетике эпохи развитого журнализма с "отдельными недостатками", стыдно читать про то, что пониже пояса, но повыше колен. А весь цивилизованный мир читает и начитаться не может». К тому же со времен Бальзака ничего не изменилось: «Все те же обман, воровство, подлог – верой и правдой служат многим нашим коллегам. Разве ж не знаешь ты, что хорошим тоном у газетчиков (в том числе и у отечественных) считается украсть (или хотя бы скопировать) важный документ со стола невнимательного чиновника? Прикинуться кем-то другим, соврать, спровоцировать, припугнуть...» А новый читатель «очень не дурак пощекотать – для лучшего сварения – свои нервишки за чужой счет. После ужина. Вместо или вместе со ста граммами виски. Какие фаланги каких пальчиков оторвали бандиты Кашину, сколько почек у него осталось, насколько крепок медикаментозный сон? Разве не сильно ударяет?»…

 Что на это ответить? Можно привести десятки имен замечательных журналистов советского времени – от Анатолия Аграновского до Юрия Щекочихина, только плебейскому сознанию авторитеты ни к чему. Ведь еще А. Пушкин в письме П. Вяземскому писал о толпе, радующейся унижению высокого и слабостям могущего, добавляя: «При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы! Он мал и мерзок – НЕ ТАК, как вы – ИНАЧЕ!». Можно призвать на помощь и мудрого У. Шекспира («Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь»), но и современный блогер достойно ответил «торжествующему хаму»: «У Ю. Олеши есть роман "Зависть", где он выводит идеального носителя мерзкой завистливости – Кавалерова. И приводит этого "идеального завистника" к логичному концу –  сменного содержанта у жирной тупой бабы. Автор этой статьи успешно доказал, что может считаться "идеальным циником". Ибо каждая строчка "эссе» наполнена откровенным и торжествующим цинизмом. Ну и брехней, конечно, тоже. Ибо цинизм с враньем всегда в обнимку ходят...»

 Новейшая российская журналистика, которой почти четверть века, – феномен, ждущий глубокого и разностороннего исследования. Сегодня же хотелось бы поднять проблему профессиональной деформации [10]: ведь она сегодня со всей очевидностью встает и перед журналистами, перед аудиторией, постоянно контактирующей с медиа. Буквально «деформация» (лат. deformatio) переводится как «изменение формы», но если говорить о профессиональной деформации, то следует иметь в виду не столько внешнюю, сколько сущностную эволюцию, связанную с изменениями в структуре личности журналиста вследствие его профессиональной деятельности.

 Некоторые ученые [11] считают, что представители определенных профессий (например, менеджеры, работники правоохранительных органов, депутаты,  педагоги, медики и др.), трудно контролируемых и трудно ограничиваемых властью, склонны к профессиональной деформации. На наш взгляд, она может проявляться как побочный продукт и в журналистике, где личность в какой-то степени является «инструментом» профессии [12].

 Журналист – социальная профессия, а некоторые корреспонденты, подобно иным равнодушным социальным работникам, формально относятся к людям (например, когда искажаются мнения интервьюируемых; когда письма в редакцию остаются без ответа; когда герой сознательно рассматривается в качестве объекта агрессии и т.д.). Для журналистов со временем, как и для учителей, становится характерной авторитарность, категоричность суждений, менторский тон, хотя для налаживания эффективной коммуникации намного продуктивнее стремление к диалогу, полилогу. Журналисты, как иные психологи, психотерапевты, зачастую манипулируют аудиторией, создают и навязывают определенную картину мира.

 Как же возникает профессиональная деформация и каковы причины ее появления?

  Для избрания той или иной профессии благом является наличие у человека изначальных склонностей к ней. Но если та же  пассионарность [13], выражаемая в постоянном желании журналиста реализовывать профессиональные функции, превратится в одержимость, она, скорее всего, вызовет недоумение окружающих. Если те же коммуникабельность, общительность, любознательность корреспондента становятся навязчивыми и переходят в частную сферу, они справедливо вызовут возмущение обывателей. То есть здесь всегда важно чувствовать и поддерживать баланс, четко видя границы профессиональной области. Этому учит и этика журналисткой деятельности.

 Детерминантами профессиональных деструкций в журналистике могут быть: неверный мотив выбора, непонимание природы профессии, следование отрицательным стереотипам, психологическая защита, снижение профессиональной активности, индивидуальный предел человека и др. (разочарование может наступить в связи с осознанием, что журналистика не столь  романтичная, а по-своему рутинная и отнюдь не денежная работа; журналист может сознательно или несознательно  изменять профессии в пользу пропаганды, рекламы и PR). Среди различных причин профессиональной деформации можно назвать также вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания; нехватку условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточную поддержку со стороны коллег и их излишний критицизм [14].

 При этом профессиональная деформация может происходить на нескольких уровнях [15]. Общепрофессиональный уровень в нашем случае – это сфера массовой коммуникации, область реализации природных функций журналистики; специальный профессиональный уровень –сфера различных каналов СМИ; профессионально-типологический уровень – сфера психологии личности, своеобразно проявляющей свой темперамент, характер, способности в той или иной профессии. В первом случае профессиональная деформация может быть связана с этическими нарушениями при добывании, переработке и трансляции информации; во втором – со спецификой представления этой информации на той или иной медиаплатформе; в третьем – с чертами характера, развивающимися в ходе деятельности (например, комплекс превосходства, завышенная самооценка у журналистов и др.).

 Для журналистов характерно эмоциональное выгорание – эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки – сложный психофизиологический феномен, считающийся частным случаем профессиональной деформации [16] (такое, например, происходит с, репортерами, находящимися в постоянном поиске новостей, с корреспондентами, работающими над криминальной или военной темой, и др.). Деструкция может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения и даже в физическом облике.

Следование профессиональным стандартам гарантирует от профессиональной эрозии: например, достоверность информации подтверждается несколькими источниками; поверхность подхода со временем преодолевается в рамках специализации; ангажированность, нацеленность на скандальность пресекается редакционными установлениями. Следование этическим правилам в какой-то мере препятствует развитию цинизма, критикантства, агрессивного подхода к объекту и субъекту описания.

 В заключение приведем различные интернет-мнения практиков на проблему профессиональной деформации:

 «Профессиональная деформация свойственна для любой профессии, поскольку организм сам защищает психику, вырабатывая механизмы, приспосабливаясь к новым социальным условиям. Так что профдеформация это не обязательно негативное явление».

 «Журналистам, занимающимся социальными проблемами, необходимо уметь дистанцироваться, иметь холодный разум, чтобы точно разобраться в той или иной ситуации и найти из нее выход. 
Если эмоции излишне давят на журналиста, хорошего материала не получится. То есть нужны стрессоустойчивость, умение подняться над проблемой и посмотреть на нее непредвзято, выдерживать в себе баланс здорового цинизма и эмоциональной отстраненности. Да, иногда приходится надевать маску, и в этом профессия журналиста – сродни актерской».

 «Самый лучшее – любить свою профессию, искренне интересоваться людьми и жизнью. Конечно, для этого нужно быть носителем определенного психотипа, но можно и самостоятельно выработать в себе эти качества. Я, например, по своей природе человек застенчивый, интроверт, поначалу ужасно стеснялся задавать вопросы, идти на контакт. Но со временем эта робость испарилась, и ради дела я готов “надеть маску" и парить в свободном полете. Правда, иногда от избытка такого общения наступает коммуникативная интоксикация, что вообще никого не хочется видеть. Но: глубокий вдох – и очередной нырок в журналистику...». 

 

Сноски и примечания:

  1. Контроль соответствия журналистской деятельности на медиарынке действующему законодательству.
  2. Абов Е. О проблеме профессиональных стандартов в российской прессе – http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/knigi-i-stati/305-o-probleme-professionalnykh-standartov-v-rossijskoj-presse (дата обращения – 23.08.14)
  3. См. полную версию документа: www.raso.ru; https://www/facebook.com/groups/prrprofstandart/(дата обращения – 06.10.14).
  4. Засурский Я.Г. Журналист: российско-американские социологические исследования / Я.Н. Засурский Я.Г., С.Г. Колесник, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева А.А. – Эслан- Москва, 1998; Свитич Л.Г. 2011 Введение в специальность: Профессия журналист/ Л.Г. Свитич. – М., 2011; Свитич Л.Г. Профессия журналист/ Л.Г. Свитич. – М., 2003.; Свитич Л.Г. Журналист: социологические и социопсихологические исследования/ Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева, И.М. Дзялошинский. – М., 1994; Свитич Л.Г. Российский журналист и журналистское образование: социологические исследования/ Л.Г. Свитич, А,А. Ширяева. – М., 2006.
  5. Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. – http://www.uta.fi/cmt/yhteystiedot/henkilokunta/svetlanapasti/publications/pastinkirja.pdf (дата обращения 04.04.14).
  6. Профессиограмма может включать в себя также перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
  7. См. подробнее: Тулупов В.В. Типы профессионалов в журналистике // Релга, № 11 (267), 15.08.13. – http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles
  8. Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. – http://www.uta.fi/cmt/yhteystiedot/henkilokunta/svetlanapasti/publications/pastinkirja.pdf (дата обращения 04.04.14).
  9. Видимо, в этом же ряду – журналисты партийных и корпоративных СМИ.
  10. Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на человека.
  11. Конечный Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. – Прага, 1983. – 406 с.

12.  Колянов А.Ю. Профессиональная деформация личности политического журналиста : автореф. Дис. … канд. Полит. Наук : 10.01.10 / Колянов А.Ю.  – СПб., 2007. – 18 с.

13.  Пассионарность – понятие, которое в научный оборот ввел Л. Н.  Гумилев. Оно означает особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели.

14.  Кочунас А.А. Психологическое консультирование. – М., 2002. – С. 239.

15.  Смирнова В.В. Профессиональные деформации менеджеров – социально-психологический аспект исследования //Социальная работа в регионе: итоги и перспективы  Материалы региональной научно-практической конференции. – Тюмень, 2006. – С.39-43.

16.  Вяземский Д.Н. Психологический словарь. – СПб.: Мир, 1997. – с. 671. Два других частных случая – административный восторг и управленческая эрозия.

__________________________

© Тулупов Владимир Васильевич 

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum