Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Роль средств массовой информации в нравственном воспитании граждан
(№12 [285] 20.10.2014)
Автор: Вероника Чекалюк
Вероника Чекалюк

  Современные СМИ часто игнорируют нравственность в публикуемых материалах. Смысл нравственности заключается в том, чтобы материалы журналистов были гуманными, справедливыми, честными. Нельзя  в погоне за сенсацией пренебрегать милосердием, великодушием и  терпимостью. С каждым годом СМИ теряют свой авторитет аудитории, пресса становится все более «желтой». А журналистика классическая, близкая к публицистике, утеряна в погоне за оперативностью и желанием зомбировать читателя. Между тем хотелось бы напомнить журналистам о нравственности – умении вести себя культурно в общественных местах, чувствовать, что хорошо, а что плохо, соблюдать границы дозволенного, уважительно относиться к старшим по статусу и по возрасту, помогать слабым, беречь природу и чтить законы Библии и Конституции. Соблюдать не на словах, а на деле правила, которые предписывают личности, какие  поступки стоит совершать. Нравственность для журналиста – это соблюдение законов журналистской этики,  принципов  и норм морали.

  Миссия СМИ, соблюдающих правила нравственной культуры, – быть советником и другом для читателя, его путеводителем в мире и главной частью духовной культуры человека.  Нравственная культура базируется на  морали – отношении человека к самому себе и к другим людям. Мир – зеркало!  «Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» [1]. Основа духовной жизни – это культура (во всех ее пониманиях - человек, общество).

  В начале ХХІ века мы имеем ситуацию, когда возможностей для развития стало больше, традиционные СМИ и Интернет адаптировались к новой эре. Но для аудитории изобилие выбора становится затруднительным. Автор данного исследования провел более трех тысяч часов в статусе вузовского преподавателя, и по результатам наблюдений с 2010 по 2014 гг., по результатам письменных контрольных опросов, получил результаты. Если 3 курс уже показал низкий уровень владения проблемами нравственного воспитания – всего лишь на уровне 20%, то на 4 -м курсе (бакалавриат) этот показатель снизился до 10%, а на 5-м курсе (магистры) опустился до 5%. Тем не менее, я уверена, что в скором времени мы достигнем более высокого уровня сознательности среди воспитанников вузов – будущих работников СМИ.

  Автор статьи в рамках цикла социальных проектов детского мюзикла «Дети — цветы, цикла семейных балов «Для тех, кого мы любим», реализовала несколько социально-культурных проектов государственной важности, в частности: «В поисках жемчужин», «Лицо новой оперы», «Мировые хиты». Воспитанная на старых добрых сказках, с верой, что добро побеждает зло, верила: если загадать желание на первую звезду, появившуюся на небе, то задуманное непременно сбудется. Однако кроме большого желания, нужно еще и приложить максимум усилий, чтобы мечта стала реальностью [2]. 

  Например, если ты мечтаешь о том, чтобы быть известной певицей, то должна знать, что за славой стоит ежедневный усердный труд: учеба в школе, уроки вокала и хореографии. Чтобы быть успешным художником, нужно чувствовать жизнь, уметь передать красоту Вселенной на полотне, даровать людям их мечту, научиться нести счастье. В каждой профессии есть свои ступеньки, свои этапы становления. Но при любых обстоятельствах нужно мечтать и верить.

  Затронув такую важную тему, как влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание нации, давайте разберемся, о чем мечтают дети.  Автор статьи  была соорганизатором многих светских мероприятий в Украине, но ни одно из них не было на 100% таким, о котором мечтала, потому решила создать собственный Фонд и социальный проект: Бал «Для тех, кого мы любим!» [3]. Это замечательный случай приобщиться к утраченным традициям — побывать на балу, погрузиться в мир красоты, изысканных манер и общения. Это не просто вечеринка с танцами и фуршетом, возможность провести время с родными людьми, со всей семьей. И даже самым младшим детям будет интересно. Главное условие посещения мероприятия: придти с тем, кого любишь. Первый Бал был проведен в канун Нового года в 2008 году. Организаторы время от времени встречались, чтобы обсудить концепцию, посоветоваться о чем мечтают дети,  о каких подарках, игрушках, развлечениях. Убеждение автора поддержали единогласно: больше всего каждый ребенок мечтает о том, чтобы папа и мама были дома, чтобы в семье был покой и уют, любовь, мир в стране.  Поэтому было положено начало проведению сказочных Балов для всей семьи. Возрастных ограничений нет! Главные критерии праздника — общение, любовь и гармония! Здоровые семьи — это залог величия государства. Имеется в виду здоровые не только физически, но и духовно.

  Во второй раз мероприятие состоялось в рамках года, посвященного 200-летию Фредерика Шопена в Украине при поддержке Посольства Республики Польша. Был презентован детский мюзикл «Дети-цветы» на музыку польского композитора. Актерами стали юные дарования. Благотворительные взносы, собранные на балу, были переданы на ремонт детского дома в селе Басанивка Черниговской области. Организаторы бала побывали в заведении, пообщались с воспитанниками, затронули  тему выбора будущей профессии, вручили детям подарки. Гости социального бала имели возможность не только содержательно провести досуг вместе с семьей, но и, в то же время, сделали хорошее дело — помогли тем, кто в этом нуждается.

  В СМИ освещение этого события было воспринято с колоссальным успехом и отзывы были самые положительные. Поэтому появилась возможность действовать более масштабно: как кандидат наук в области социальных коммуникаций – профессия и призвание — способствовать налаживанию контактов между людьми, прививать им желание заботиться о ближних. Появилась еще одна романтичная мечта — социальный проект с участием итальянского тенора Андреа Бочелли. Цель мероприятия — привлечение меценатских средств для оснащения всех светофоров Украины звуковыми сигналами для слепых, как в Европе. Наличие в стране инфраструктуры для людей с ограниченными физическими возможностями — один из признаков развитой страны. Положение с инвалидами — важный критерий оценки социальной политики в ЕС, куда стремится Украина! Кстати, когда в Евросоюз собирались принять Чехию, ее министр социальной политики сел в инвалидное кресло и проехал по улицам Праги, чтобы испытать их и проверить, есть ли препятствия для инвалидов. В Украине эти проблемы очень актуальны.

  Это не теория, это реальный опыт… Согласовав план действий, утвердив партнеров проекта, команда приступила к реализации проекта. Маэстро Бочелли тоже растрогала эта идея, что подтвердил партнер в Нью-Йорке и Италии, Бочелли готов сделать исключение и дать концерт в Киеве. В этом направлении и работали со своей командой уже три года подряд. Андреа – очень популярный в мире, дает ограниченное количество концертов, поэтому его приезд в Украину — это сенсация. В перспективе такие проекты — это привлечение инвестиций в развитие украинского туризма. Кроме того, Андреа Бочелли — живой пример успешности при любых обстоятельствах, даже несмотря на естественные недостатки человека. Ведь он — слепой... Уверена, чтобы изменить окружающий мир, Вселенную, каждому нужно начинать  с себя. Если каждый будет совершенствовать сам себя, творить добро для своих ближних, то жизнь вокруг станет лучше.

   Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что социальных инициатив много, но далеко не все находят положительные отклики в СМИ. Нет механизмов взаимодействия с прессой или недостаточно прозрачны сами проекты. Именно в условиях недоверия и недопонимания между сторонами, СМИ становится не панацеей, а иногда напротив, негативной силой в воспитании нации.

 Негативное воздействие СМИ становится вполне очевидным фактом. Сегодня появляется все больше молодых людей (17-30 лет), которые полностью отказались от  просмотра телевизора, по данным опроса 2012-2013 гг. студентов Института международных отношений Национального авиационного университета Украины: активно смотрят ТВ – 5%, иногда- 50 %, редко – 30 %, вообще не смотрят – 15%. Игнорирование ТВ, одного из самых мощных каналов средств массовой информации становится трендом среди активных, мыслящих людей. Причиной тому стала необходимость планирования и четкой экономии времени: В среднем житель мегаполиса посвящает просмотру телевизора 80% своего свободного времени каждый день. Замкнутый цикл, состоящий из работы, сна и просмотра телепередач и рекламных блоков, — вполне распространенная практика.

  Телевизионная индустрия, увы, нередко направлена на то, чтобы сделать человека хуже, чем он есть на самом деле. Телепередачи, шоу, кинофильмы, полные насилия и аморальности,  активно используются практически всеми продюсерами в качестве воздействия на сознание зрителя. Это привносит в жизнь телезрителя много негатива и низменных эмоций, вместо того, чтобы дать ему возможность наслаждаться вкусом реальной интересной жизни.

   В интервью для подготовки данной статьи настоятель Свято-Ильинского храма города Киева, профессор, протоиерей Виталий Косовский сказал: “Телевизор делает из зрителя бедняка: 1) реклама стимулирует телезрителей приобретать товары, которые не имеют никакой ценности и абсолютно бесполезны; 2) ТВ формирует у своих приверженцев потребительское мировоззрение в самом худшем смысле этого слова; 3) вы теряете свое драгоценное время на виртуальную тележизнь; 4)  пропаганда роскоши вбивает в голову то, что социальный статус оценивается исключительно ценой аксессуаров, которыми вы владеете, или дороговизной марки вашего автомобиля; 5) телевизор привносит в вашу жизнь несчастье во всех смыслах этого слова. Зритель заражен драматическими событиями героев экрана, разделяя все их переживания, трагедии, проблемы и тому подобное. Несчастный смотрит телевизор, а счастливый – читает книги [4].

  О новостях: с экрана льется бесконечный поток абсолютно негативной информации об очередных терактах, катаклизмах, убийствах, революциях. Это превращает жизнь в океан проблем, где теряется контроль над своей жизнью.

 Частый просмотр телевизора значительно подрывает здоровье человека. Австралийские ученые, проведя шестилетнее исследования на нескольких тысячах добровольцев, пришли к выводу, что люди, которые посвящают просмотру передач всего 2 часа в день, на 80% меньше подвергают себя риску умереть от сердечных заболеваний по сравнению с теми, кто уделяет голубому экрану от 4 часов в сутки и более. Кроме того, каждый дополнительный час просмотра ТВ увеличивает риск онкологических заболеваний на 9%, а болезней сердца — на 11%. Диабет, гипертония и ожирение – тоже весьма нежелательные последствия телевизионной наркомании. Также риск потерять остроту зрения увеличивается на 70% [5].

 Данная статья написана не для того, чтобы побудить читателей полностью отказаться от просмотра ТВ. Намного важнее понять для себя – вреден ли телевизор и что можно получить, отказавшись от привычки многочасовых просмотров пресловутого экрана. Побеждает тот, кто победит самого себя. Найдите силы планировать свое время и заниматься самообразованием, игнорируя зомбирование ТВ.

    Продолжая тему влияния СМИ на духовно-нравственное воспитание нации, хотим обратить внимание на слова Генри Уорд Бичера том, что ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал. Мы можем строить здоровое общество, но только соответствуя этим правилам и стилю жизни. Американский писатель и бизнес-тренер Жульен Смит [6] дал важные практичные советы молодым людям, как правильно сориентироваться в этом мире. Эти постулаты я часто применяю на практических занятиях в аудитории во время анализа работы студентов-журналистов. Итак, как утверждает Ж.Смит, для того, чтобы с возрастом стать успешным и состоятельным, нужно в 20 лет придерживаться определенных правил и иметь четкое представление о некоторых реалиях современной действительности. Есть смысл прислушаться к его советам:

1) Мир пытается оставить тебя тупым, начиная с банковских платежей и процентов и заканчивая чудо-диетами. Из необразованных людей легче вытрясти деньги и ими проще управлять. Занимайтесь самообразованием столько, сколько можете, для того, чтобы быть богатым, независимым и счастливым. 2) Не верьте слепо в образовательные институты. Пока они готовят учебные планы, система устаревает, а иногда и успевает сломаться. Лучше учиться и зарабатывать уважение людей путём лидерства, а не путём следования. 3) Читайте так много, как только можете. Освойте технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Вы вполне можете прочитывать одну книгу в неделю. 4) Старайтесь максимально часто общаться с людьми, которые старше вас. Ценность общения со старшими заключается в том, что система принятия решений ваших сверстников не сильно вам поможет. А старшие к тому же знают всё то, что вы узнаете позже — потому стоит спросить у них. 5) Ищите людей круче себя [в том, что вам интересно] и проводите время с ними. Это само по себе важно, но важно и следствие — не пытайтесь быть средненьким в вашей группе, пытайтесь стать лучшим (делайте интересные вещи, будьте честолюбивы, отзывчивы, восприимчивы). 6) Откажитесь от материального в позьзу образования. Другими словами, поездка в Париж — лучший выбор, нежели новый шкаф. Исследования показывают, что такой выбор повышает уровень удовлетворения, получаемого от жизни. 7) Заведите себе приложение-записную книжку. Не доверяйте памяти, встроенной в ваш мозг. Не доводите ситуацию до делания того, что «вам кажется» нужно было бы сделать. Доверяйте только записям. 8) Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.

   Обучение, воспитание, работа над самим собой – три важнейших составляющих духовной жизни общества и создания имиджа страны. Творческий целенаправленный процесс взаимодействия СМИ и аудитории для создания оптимальных условий с целью утверждения положительного имиджа государства необходим современному обществу. В этом исследовании показана лишь часть проблемы и, уверена, что найдутся единомышленники и те, кому близки идеи автора, для того, чтобы запустить механизм освоения социально-культурных ценностей и развития личности с использованием средств обучения и воспитания здорового общества.

                                                        Литература:

1.Золотое правило нравственности, Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki - С. 1.

2.Остапенко Т. Невозможное - возможно, День, http://www.day.kiev.ua/ru/article/taym-aut/veronika-chekalyuk-nevozmozhnoe-vozmozhno Киев, 2011, № 71. – С. 8-9.

3.Официальный сайт социального проекта www.vbal.com.ua

4.Косовский В. О вреде телевидения, специально для данной статьи. Киев, 2014. С. 1.

5.Результаты исследования 24 ТВ   http://24tv.ua/home/showSingleNews

6.Смит Ж. электронный журнал  http://www.adme.ru/articles/20-veschej-kotorye-sledu... С.1-2.

__________________________

© Чекалюк Вероника Васильевна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum