Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Эстонское очарование русского структурализма. Осеннее эссе о Юрии Михайлови...
Эссе содержит основные этапы формирования крупнейшего ученого-филолога Юрия Мих...
№08
(376)
22.09.2020
Вне рубрики
Метаморфозы социализма, социального капитала и счастья. Предновогодние размышления и пожелания)
(№14 [287] 10.12.2014)
Автор: Михаил Арошенко

    После  Майдана общество ждет быстрых перемен к лучшей жизни. Ныне, как в 2004-м,  „майдановском” году,  украинские  политики говорят о грядущей эпохе «социального счастья». Во время первого Майдана запомнил слова Ющенко: «То, что хотели сделать наши деды-прадеды важно сделать нашему поколению… Мы живем в мире ином, чем тридцать дней назад». Увы! Человек не меняется за тридцать дней!  За месяц меняются только люди в креслах! Сколько дилетантов, «любых друзив», кумов пришло потом в эти кресла.  А сколько придет ныне?.. 

    Прогноз: дорога в Европу, к европейским ценностям будет долгой. Как говорят продвинутые социологи: «Тот, кто хочет получить всё и сразу, получит ничего и постепенно». Почему? Потому что от  социалистического прошлого избавиться за короткий срок невозможно!

    Социологи отмечают, что мы все оказались в новой стране, с новыми правилами игры и иным отношением к собственности. Власти отпустили цены и были уверены, что рынок сам назначит правильную стоимость товаров, а заодно и автоматически поменяет ценности. Что теперь начальники будут заинтересованы в том, чтобы их работники не просто трудились, но и фонтанировали идеями, работали головой, двигали экономику вперед. Но люди остались прежними…

    Урок истории: общественный «стадный» капитал, создается за счет уменьшения стоимости каждой  личности. Политики, чиновники, социалистические «монахи и служители» (парторги, преподаватели марксизма-ленинизма) и другие распределители этого капитала успевали за период жизни одного-двух одураченных поколений накопить неплохие личные состояния. Согласно Марксу, человек – это, главным образом, чрево, которое надо постоянно наполнять. Преобладающие интересы человека лежат в экономической сфере. Он производит предметы для своих нужд, вступая с этой целью в определённые отношения с другими людьми. Это основа общества, которую Маркс называет базиcoм. Супружество, любовь, искусство, науки, религия, философия – всё, не имеющее отношения к потребностям желудка, является надстройкой и, в конечном счете, определяется coстоянием желудка.  

    Писатель Оскар Уайльд в своей статье «Социализм и душа человека» предвещал: «Есть только один класс людей, которые еще более своекорыстны, чем богатые, и это – бедные». Впереди у социалистического, обслуживающего бедных, капитала (под другим  названием) еще немало победных триумфов во многих странах континента… Уместно напомнить слова Бердяева, пророчески сказанные им в 1918 году: «Социализм – это идеология зависти».  Социалистическое общество  быстро  беднеет, и самые толковые граждане бегут туда, где  над  ними не будет бюрократа, где есть возможность работать самостоятельно, не подчиняясь параграфам инструкций.   Чем  больше  национализации,  тем  больше надо чиновников для управления   обобществленным   хозяйством,   тем  хуже  работает экономика, тем беднее страна, тем больше людей голосуют ногами. Бюрократия ничего  не способна создать сама, кто-то до нее своим трудом  должен  накопить  богатства,  поднять  культуру,  науку, промышленность  и  сельское  хозяйство,  вот только на созданных кем-то богатствах социализм и расцветает. Ненадолго.

    Но так ли все просто? Почему многие мыслители за последние пять тысяч лет тянулись к социализму?  Увы,  любое вмешательство государства в  экономику завершится коррупцией, воровством, взяточничеством, расхищением   природных   ресурсов открытым бандитизмом, экономическим и культурным застоем, загниванием и крахом.

      Будем объективны: в  вечной борьбе ценностей социалисты будут периодически на коне – в те периоды, когда желудок  будет выигрывать у головы, а тело у духа…

    Социальный капитал можно приблизительно определить как накопленный в обществе запас доверия и предсказуемости. Капитал мира, а не войны. Он включает в себя многие составляющие: образование, здоровье, свободу коммуникаций, жизненные перспективы, возможности  реализации своих бизнес-проектов… Если партнер способен в любой момент обмануть или запить, а государство, не гарантируя защиту от рэкета, готово в любой момент изменить налоговую систему, то не исключено, что не только полезные ископаемые, но и человеческий капитал может эффективнее использоваться за рубежом. Вывод экспертов:  «Стать экономически благополучными можно, лишь став другими в психологическом и культурном отношении. Такой рецепт неприятен и скорого успеха не сулит, а потому, вероятно, не каждому приходит в голову. В то же время ложность других рецептов доказана жизнью».

      В судьбе человека большую роль играет также капитал «социального места», социального статуса, например, статус интеллигента в России при переезде в Америку теряется… Один из моих коллег, известный проектировщик, два года работал в Израиле грузчиком в прачечной – его интеллект был не востребован. Увы, не все умеют самостоятельно  вынести на рынок свои уникальные знания, умения и способности. Понимая остроту социального дискомфорта многих читателей,  спешу заявить, что вместо капиталов «реального социализма» началась новая система  «главностей», в первую очередь финансовых и духовно-нравственных ценностей.

      На сегодня одно из лучших, но очень дорогих  социальных "зеркал" – социология. К счастью, интернет-технологии позволили резко уменьшить стоимость "познания самого себя". Достаточно сказать, что самые мощные традиционные опросы включают две, максимум десять тысяч человек. А в конце 2000 года удалось с помощью мировой сети опросить  миллион  жителей планеты, среди которых немало было "продвинутых" украинцев. Оказывается, наиболее счастливые люди живут в бедной кокаиновой Колумбии (в собственном благополучии убеждены более 64 процентов колумбийцев), тогда как в куда более обеспеченной Великобритании довольны жизнью только три процента опрошенных. Может быть, конечно, в колумбийском секторе Интернета большинство – состоятельные люди, но все равно разница очень велика. Счастливыми оказались около половины наших соотечественников, имеющих доступ в Интернет. Справедливости ради, 23 процента украинцев ощущают себя обделенными судьбой – вместо улыбки она им показывает зубы. Но и на "поле печали" есть где развернуться моим коллегам… Структурные изменения вкупе с финансовой стабильностью способствуют экономике роста, в которой "обездоленные" все равно будут участвовать в поисках счастья.

     Коротко говоря, в ближайшее время  граждане Украины вместе с другими  народами будут двигаться из тупика Разочарований на улицу Надежды. И снова хочется предостеречь  от опоры только на производительную элиту общества. Большинство-то по-прежнему будет плыть, не прикладывая усилий к изменению своей жизни. Это то большинство населения, которое "выполняло планы" в 70-е, 80-е, 90-е годы на отсталых в технологическом смысле предприятиях. Это то историческое большинство, которое своим малопроизводительным, а часто напрасным сизифовым трудом способствовало многолетней депрессии украинской экономики. Вот почему элите страны предстоит держать серьезные удары от бывшего "авангарда", который за свой былой напрасный труд требует европейский уровень социального обеспечения. Требует применения германского "договора поколений", когда молодые, благодаря своей высокой производительности труда, брались прокормить отживающие слои населения.

      Но как научиться жить "под кулаками истории", если даже чемпионы мира по боксу плохо держат удары Судьбы? Многое будет зависеть от исторических амбиций "новых" украинцев, менеджеров 21 века.

     Мировой тест на амбициозность показал, что итальянцы более всех других жаждут славы и известности. 24 процента итальянцев ответили, что пожертвовали бы "нормальной жизнью" ради того, чтобы прославиться. За ними следуют корейцы, греки, индийцы и россияне – у всех по 18 процентов. Украинцы, как всегда, жаждут золотой середины: и рыбку ухватить, и крючок не проглотить. Только каждый пятый готов ради гетманской булавы пожертвовать семейной и вообще нормальной жизнью. Но большинство хочет «обычного» счастья, которое каждый понимает по-своему.

      Счастье – это тот колодец, который откапывает в себе каждый думающий и чувствующий человек.  «Счастливы те, – говорится в Библии, – кто находит в себе нечто ценное, в ком много внутренних сокровищ». Аристотель утверждал, что счастье человека заключается в свободном использовании преобладающих в нем способностей. Мудрый совет дают англичане: счастье легко найти, но тяжело удержать! Ницше: «Счастье – это чувство растущей власти». Чины, богатства, приобретенные в годы жизни, славу и величие в глазах окружающих  мыслитель Шопенгауэр оценивал как ложные ориентиры счастья, по сравнению с истинными личными достоинствами – обширным умом и великим сердцем! Знаменитый украинский философ Григорий Сковорода писал: «Счастлив, кому удалось обрести в жестком нежное, в горьком – сладкое, в лютости – милость, в яде – еду, в буйстве – вкус, в смерти – жизнь, в бесчестии – славу». В новом году я желаю всем читателям счастья и благополучия, успеха и процветания!

 ____________________________

© Арошенко Михаил Михайлович 

Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum