Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Заманчивая идея. Рецензия на книгу о стратегии педагогики в 21 веке
(№2 [290] 15.02.2015)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов

Корсак Костянтин Віталійович, Корсак Юрій Костянтинович. ІДЕЯ НООПЕДАГОПКИ - МРІЯ ЧИ ОСНОВА ГЛОБАЛЬНОГО МЕГА-ПРОЕКТУ? (аналіз проблем виховання, навчання й порятунку людей XXI століття) // Івано-Франківська обласна державна адміністрація Департамент освіти, науки, сім'ї, молоді та спорту Товариство «Знання» України Івано-Франківське обласне відділення / Івано-Франківськ, Видавництво «Місто НВ», 2013

 

   В Ивано-Франковске в издательстве «Місто НВ» под эгидой областной администрации и общества «Знание» вышла книга с интригующим названием: «Идея ноопедагогики – мечта или основа глобального мега-проекта?» Книга вышла на украинском языке в 2013 году, но я получил русский перевод от авторов - К.В. Корсака , Ю.К Корсака, являющихся также давними авторами журнала RELGA. Книга, точнее, её перевод на русский язык, выслан в редакцию без всякого намёка на самовосхваление и ожидаемую рецензию, а просто потому, что основная её часть публиковалась в нашем журнале в виде статей. Именно поэтому для меня отдельные идеи и проблемы были знакомы раньше, при опубликовании. Хотя я не согласен был с  некоторыми установками и понятиями, однако публиковал, исходя из права автора высказывать свои идеи. Теперь же ситуация немного иная, ведь это книга, которая может выглядеть только как целое, которое в лингвистическом смысле вовсе не обязательно сумма частей...

   Чуть-чуть об авторах. Это отец и сын - Константин Витальевич Корсак, известный украинский ученый, по образованию физик-теоретик, специалист по исследованию лазеров (кандидатская по этому направлению), ставший философом в области образования (докторская на тему: «Эволюция триады «человек-общество-образование» в начале XXI века» в 2006 г. ). Профессор Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины, автор 20 книг, и - Корсак Юрий Константинович, окончивший факультет международных экономических отношений Национального экономического университета в 2003 г. и защитивший кандидатскую диссертацию по философии образования в 2012 г. на тему: «Концепция устойчивого развития в содержании философии образования».  Распределение ролей между собой как авторами они описали в предисловии к книге, что не имеет юридического значения, поскольку, в соответствии с основами авторского права, текст принадлежит каждому из них в равной степени. Впрочем, очевидно из многих публикаций, что  основные идеи принадлежат Корсаку-старшему. 

  Попробуем проникнуть в существо идей и порассуждать, высказав свои мнения как о них, так и об издании. Можно это назвать рецензией, но можно и «мыслями по поводу...» Кому как понравится... 

   Первое, что бросится в глаза читателю, не читавшему Корсаков раньше, это выражение «Ноопедагогика». Кто же читал или знаком с Константином Витальевичем, знает давно его страсть к этой приставке «Ноо», сложившейся, без сомнения, еще в молодости под впечатлением от «Ноосферы» Вернадского. Читатель ждет объяснения от авторов об этой приставке и в целом о термине, вынесенном в заголовок, а его, объяснения, толкования, всё нет и нет. И только позднее, уже во втором разделе первой главы, появляются разъяснения терминов под заголовком: «Термины, без которых нельзя предсказать будущие 20-30 лет». На мой взгляд, вся терминология должна быть введена в самом начале повествования, это было бы логичнее для восприятия текста и освоения установок. Но кроме этого, терминам необходимо было уделить больше внимания: каждый из 12 приведенных заслуживал обстоятельного описания, аргументации, иначе вхождение читателя становится затруднительно, а иногда и непонятно. Приведу пример ключевого термина: «Ноотехнологии - безопасные для биосферы и человека». Без подробного комментария с обоснованием понятия здесь не обойтись. Ведь семантически «ноотехнологии» можно воспринять как особые технологии, сверхтехнологии – в широком и неконкретном аспекте, и не подразумевает его использование именно в смысле безопасности для окружающей среды. Предполагаю, что автор давал подробные пояснения по этому поводу в других, ранее опубликованных работах, привык к термину, как к само собой разумеющемуся понятию. При опоре на первичный термин, другие – «ноореволюция», «нооразвитие» и «ноообщество» – уже представляются очевидными. Но «графан» («база сверхбыстрой электроники»), «форсайт» («предсказание с учетом будущих открытий»), «новый ренессанс»  и другие всё же вызывают вопросы. Мне представляется целесообразным дать подробные рассуждения на темы всех перечисленных понятий, посвятив этому необходимую и достаточную для этого часть текста. Это сильно повысило бы эффективность всей доказательной базы. То же относится и к схеме волновой модели эволюции человечества: желательно её перенести в начало с развернутыми характеристиками каждого периода. 

    С интересом читается актуальный, на мой взгляд, текст о первых четырёх ноотехнологиях. Авторы пишут: «Несомненно, центральным среди них является понятие «ноотехнологии», порождающее большую группу производных: ноореволюция, ноообщество, нооэкология, нооэкономика, нооэнергетика, новообразование, ноопедагогика, ноокультура, ноофилософия и др.» и добавляют: «Первые ноотехнологии появились накануне третьего тысячелетия, но получили подобное название только в 2010 году» (сноски на страницы при цитировании, естественно, я сделал, но решил, что приводить их нет смысла, поскольку русскоязычный первоисточник у меня в электронном виде и пока на бумажном носителе не издан). 

 Далее идет подробное профессиональное описание технологических процессов, которые авторы относят к ноотехнологиям. Описание дается именно технологий, а не изобретений и выглядит вполне убедительно. Оптимистическое заключение этого фрагмента: «Нет никаких сомнений, что в течение ближайших лет будут беспрерывно создаваться новые ноотехнологии... Станет реальностью мечта Вернадского о том, что человечество перестанет зависеть от недостатка почв и воды, «производя миллиарды тонн «первичной пищи» практически «из воздуха». 

    Главные идеи книги касаются новейших технологий, которые представлены в виде описаний – как тем и направлений, так и конкретных изобретений и полученных материалов. Тут и термоядерные реакции, и графан, и многие исследования в области сырьевой энергетики. Затем это накладывается на экологию, поскольку опасность роста экологических катастроф может свести на нет усилия Homo Sapiens в успешном развитии научно-технического процесса. Поэтому: «Умело направляя природные процессы, вполне можно не только устранить экологические угрозы в будущем, но и «излечить» поврежденную среду обитания человека». После такого оптимистического заявления наступает, наконец,  ожидаемый читателем переход к педагогике.

    В разделе «Классическая педагогика - высшее совершенство» рассмотрены варианты определений понятия педагогики и степень их соответствия практике. Рассуждения заканчиваются странным заявлением: «...педагогика удалена чуть ли не в бесконечность от «точных наук». Более того, вообще говоря, педагогика-то и не наука. Конечно, она полезна и важна, но – не наука (не Science)». Непонятно, почему педагогика должна быть приближена к точным наукам, к которым, будучи гуманитарной сферой, она не относится. Но что касается того, что она не наука, с этим, думаю, согласиться можно. В этом смысле она весьма похожа на медицину. Хотя и в педагогике, и в медицине защищаются диссертации и публикуются научные статьи и монографии, но при углублении в сущность исследований можно увидеть там исследования по психологии, социологии, биологии, физиологии и засомневаться в собственных научных методах педагогики. Конечно, есть блестящие педагоги - Ян Коменский, Джон Дьюи, из наших – Ушинский, Сухомлинский, Макаренко и много других, включая современных, но, как ни крути, это опыт, сумма примеров, жизненная практика, всегда и неизменно индивидуальная. Обобщение опыта – да, но пределах либо одной личности, одной из школ, одного из мировоззрений – без законов и закономерностей, без которых нет науки.    

     Вышеприведенные комментарии объяснимы, поскольку объектом является живой человек, существо неизмеряемое и математически неописываемое, и до конца непознаваемое. В этом смысле авторы частично противоречат себе, говоря о достижениях естественных и технических наук и притягивая педагогику как бы искусственно. Однако это представление возникает именно из-за изложения материала, а не из сути. В тексте недостаточно убедительно отражается важная  и верная идея авторов, которая заключена в том, что без педагогики высшего уровня человечество не получит и великих открытий. (И надо человечество в этой истине убедить...)

     В книге авторы рассматривают свои идеи на фоне трагических вызовов нашего тревожного времени. Интересен анализ половых и возрастных различий человека и их влияние на потенциональную возможность преступлений  против человечности. А параграф «Можно ли полностью устранить опасность взрывов «иммигрантских бомб» теперь, на фоне недавней трагедии в Париже, выглядит вообще пророческим... 

      Естественные претензии читателей, ожидающих рецептов для педагогов, именно педагогических разработок, конкретной теории и практики, оправдывающей приставку НОО по отношению к педагогике, оказываются на поверку беспочвенными, как только читатель обратит внимание на жанр книги: это же научно-популярное издание, подчеркивает издатель. И, что особенно важно: книга называется не «Ноопедагогика», а «Идея ноопедагогики». Так что задача авторов заключалась в том, чтобы как можно полнее доказать необходимость изучения на всех ступенях образования ноотехнологий, поскольку, как они показали, от этого зависит будущее человечества, его жизнеспособность. И здесь важно использовать новейшие достижения точных наук. Без их учета и психология, и педагогические направления теории и практики не смогут развиваться эффективно. 

    Так что в итоге надежда только на «помудрение» Homo Sapiens. И Корсаки не претендуют на утверждение педагогических рекомендаций, они как бы говорят: а вот, теперь вы, теоретики педагогики, специалисты разных её отраслей, и должны разработать такие программы, а точнее - комплекс программ обучения, которые для разных возрастных категорий и ступеней образования, и профессий поможет претворить мечту Вернадского и авторов, как они надеятся, новых людей, принимающих их идеи, для построения Педагогики Будущего! А «Будущее светло и прекрасно», – с оптимизмом повторяют вслед за Н.Г. Чернышевским Корсаки. Поэтому:  «Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его...». И, как говорят украинцы, «всэ будэ добрэ».

    Книга Корсаков, небольшая по объему работа, ставит важные проблемы развития современного общества, дает прогнозы на будущее развитие на фоне углубления глобализации и взлёта высоких технологий и в этом смысле представляет несомненный интерес для науки и практики.

_____________________

© Акопов Александр Иванович

Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum