Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Конституция идет на поправки
Президент Владимир Путин внес законопроект о поправках к Конституции РФ. Поправ...
№01
(369)
20.01.2020
Культура
Роскошь быть писателем в негероическое время
(№5 [107] 19.04.2005)
Автор: Анна Филиппова
Анна Филиппова
(беседа с Людмилой Улицкой)


В начале марта на семинаре Клуба региональной журналистики в Москве одной из приглашенных организаторами персон была писательница Людмила Улицкая. Пользуясь случаем, журналисты охотно брали у нее интервью. В их числе и наш постоянный автор Анна Филиппова.

– Людмила Евгеньевна, ваша первая книга «Бедные родственники» вышла во Франции в 1994 году и только спустя несколько месяцев в России. Где для вас важнее было получить признание: за границей или на родине?

Нажмите, чтобы увеличить.
Людмила Улицкая. Фото с сайта www.fictionbook.ru
– Первая моя книга прошла и у нас и во Франции совершенно незамеченной. Вторая – повесть «Сонечка» была отмечена французской премией «Медичи» за лучший иностранный роман года. Тогда вся слава осталась за границей. У нас по-прежнему никто не знал ни о такой премии, ни обо мне. Событием стала «Медея и ее дети». Потом – «Казус Кукоцкого». За него я получила премию «Буккер». Трижды входила в число финалистов, а лауреатом стала только в 2001 году. Жаль, что это случилось после смерти моего отца. Он был бы совершенно счастлив и горд. Для него мой заграничный успех после вручения «Медичи» был неубедителен, а вот признание здесь, на родине, его бы очень порадовало, да и для меня много значило и значит по сей день.

– Расскажите о своей семье...

– Моя мама была биохимиком, папа – инженер. Нормальный научно-технический слой интеллигенции среднего разлива. Сегодня у меня муж и два сына. Они оба несколько лет учились и жили в Америке. Один уехал туда в 18 лет: работал в церкви, убирал мусор... – всякое было. Окончив Колумбийский университет, он вернулся в Россию и сейчас занимается бизнесом. Другой мой сын увлечен джазом. Жил в Штатах с 16 до 25-ти, потом вернулся в Россию.

– Вы часто бывали в Америке. Что вы можете сказать об этой стране?

– Примерно с 1986 года две-три недели, а то и больше месяца в году я проводила в Америке на правах гостя. Все это время там я общалась с моими друзьями – русскими эмигрантами. Проходили месяцы, я приезжала и сразу чувствовала, что что-то в их жизни поменялось. Вообще же, я уверена, что когда мы приезжаем в чужую нам страну, мы больше узнаем не о ней, а о себе и о своей стране, поэтому интересно говорить не об Америке, а о России.

– Вы патриот России?

– Для меня есть гораздо более важные христианские ценности, чем патриотизм или национальность. Я еврейка и имела потенциальную возможность уехать, но мне здесь нравится. У нас потрясающие люди! Да уж больно тяжелая нищета и, к сожалению, масса социальных проблем. Но я как отдельно взятый человек никогда не ставила для себя цели разрешить эти беды. Я выбрала такое отношение к жизни, и для меня этого достаточно. Русской интеллигенции свойственно чувство раздвоенности, особенно интеллигенции с еврейской кровью и христианскими ценностями.

– Как вы относитесь к власти?

– Власть по своей природе я не люблю. Семейная история моя такова, что мне не за что ее любить (в тюрьмах сидели мои деды, близкие). Позиция шестидесятников: «есть они – и есть мы» – для меня тоже антигражданская. На мой взгляд, отделять себя от своей Родины неправильно, так не бывает. В СССР все было ясно: мы хорошие, а Америка – плохая. С 1991 года Америка вдруг стала хорошей. Тогда у Белого дома меня не было. «Я туда не пойду, я вам не доверяю. Нельзя за одну ночь так перекраситься», – ёкнуло у меня внутри. И я не жалею, что меня там не было.

– Кто, на ваш взгляд, герой нашего времени?

– У нас исключительно негероическое время. Сегодня героя надо искать не среди героев. Сейчас большая редкость и красота – порядочный человек с идеей служения. Тот, кто не поддался обстоятельствам и стоит на своём.

– Каково сегодня быть писателем?

– Это дикая, нечеловеческая роскошь – быть писателем в наше время. Писательская профессия фактически находится в зоне риска. Я, по сути, никогда не ходила на государственную службу и с 1982 года жила исключительно литературным трудом. Это очень тяжело: одновременно работать и писать романы. Времена «тихих» писателей, когда только после смерти человека узнавали, какой это был талант, остались в XIX веке. Мне повезло – я смогла себя продать. К сожалению, на дворе время брэндов, и люди читают 5–6 авторов, раскрученных телевидением, радио, кино как любой другой товар. Но при этом я все-таки считаю, что мы всегда сами отвечаем за то, что потребляем. Многое зависит от нас.

– Если сравнить уровень нашей литературы и западной...

– ...то средний уровень литературы на Западе сегодня гораздо выше, чем в России. Иностранные романы я всегда читаю с удовольствием. Особенно Макьюина.

– В вузах по курсу «Современная русская литература» уже проходят Улицкую. Изучают концепцию человека и мира в ваших произведениях. Как вы к этому относитесь?

– Никак. Я пишу книги и совсем не думаю о концепциях. Если раньше, во времена Пушкина, литература и литературная критика были тесно связаны (писатели и поэты были еще и критиками), то сегодня это разные и почти несовместимые вещи. Для меня литературная критика вполне может существовать как жанр, но сама изучать в произведениях концепции, взгляды и прочее я не стану.

– Сохранилась ли такое явление как «придворный писатель»?

– Нет, думаю такого теперь нет. Эту функцию скорее взяли на себя приближенные к Кремлю журналисты. Пример – нашумевшая книга Трегубовой «Байки Кремлевского диггера» и многие другие издания.

– Скажите, какие СМИ вам интересны?

– Я почти не смотрю телевизор и давно не читаю газет. У меня просто нет на это времени. Мой день расписан по часам: встречи, приемы, конференции... Мне осталось совсем мало, а хочется написать это, это и еще это... Приходится дорожить каждой минутой. Я слушаю радио «Свобода», «Эхо Москвы», смотрю канал «Культура». Недавно попался в руки и очень порадовал журнал «Сумма знаний». Его издают молодые ребята. Для меня он был интересен. На его страницах найдёшь обо всем понемногу. Это полезное и приятное чтение.

– Юрий Грымов снял фильм по роману «Казус Кукоцкого». Понравилась ли вам картина?

– Сама идея мне нравится. Я сотрудничала с творческой группой, видела первую серию фильма. Совсем скоро состоится его премьера на Первом канале. Я сразу сказала Грымову: «Успех будет нашим общим, а провал – твоим».

_______________________
© Филиппова Анна Васильевна
Эмбриотрансфер коров
Опыт организации лаборатории ТЭ в условиях молочной фермы племзавода. Возможности репродуктивной биотехнологии...
История жизни и судьбы Анатолия Марченко
История жизни и трагической судьбы известного советского правозащитника Анатолия Марченко (1938-1986). "Новая ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum