Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Схемы включения мышления. Принципы мыследеятельности в интеллектуальной игре «Помощь проблемному государству».
(№7 [295] 10.06.2015)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

 В городе Нюрнберг была проведена очно-дистанционная ИМИ[1] «Интеллектуальная помощь проблемному государству извне». Правила организации таких мероприятий требуют фискального оформления всех шагов игрового процесса: вводный доклад, материалы промежуточных сессий, схемы мыследеятельности  каждого участника, итоговый доклад. Если результаты игры имеют достаточный уровень оригинальности, то они оформляются её организатором в виде ряда публичных статей, что и было сделано в этот раз. Было подготовлено 4 статьи, три из которых уже опубликовано[2], эта статья – последняя четвертая статья.

  Если первые три статьи были посвящены итогам размысливания игровой мишени «Проблемное государство» с точки зрения возможностей здесь интеллектуальной помощи извне, то четвертая статья посвящена сугубо методологическим аспектам разворачивания потока мышления.

  Организация наших ИМИ опирается на оригинальную универсальную схему разворачивания полного потока мыследеятельности – разворачивание потока мышления одного или нескольких мыслителей в пространстве прозрачности шагов мышления. При этом, существует также оригинальная культурная норма разворота мышления для любого мыслителя, выраженная последовательно-итерационным сознательным движением по цепочке «выбор схемы включения мышления -> вход в позицию мыслителя -> выбор уровня лектики -> выбор графического генератора схемопотока». 

  Практика ИМИ показывает, что следование только уже достаточно широко известным игрологическим традициям (ОДИ[3], игры О.С. Анисимова, Знаниевый Реактор[4]) не позволяет игроку различать все четыре звена отмеченной цепочки. Он может сознательно разворачивать свое мыследействие только на основе цепочки из трех фаз «вход в позицию мыслителя -> выбор уровня лектики -> выбор графического генератора схемопотока». То есть, из поля сознания выпадает такая фаза как «выбор схемы включения мышления». Кроме того, эта фаза не только не описана, но даже не упоминается у известнейших исследователей познавательного мышления – философов кумулятивно-исторической триады И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля. Что это значит? – А то, что мыслитель включает нечто случайным образом и почему –то называет это «потоком мышления». Да сознание, концентрирует психику на мишени, соединяя её с потоком психодвижения. Но в каком состоянии  качества находится такая соединённость? Разве свойствами внимательности нельзя управлять специально? Разве мышление, порожденное обыденной внимательностью, есть культурой мышления на принципе «встать на плечи всех исторических предшественников»? – Все эти вопросы и остались бы висящими в воздухе, если бы нам лично не была известна такая практика как биолокация[5].

  Биолокационная мыслесенсорика и есть тем психическим процессом, от качества которого существенно зависит результат дистанционного поиска. Применение разных настроек психики оператора биолокации, читай «разных схем включения мышления», было опробовано нами во время дистанционного поиска затонувших объектов на шельфе[6] Черного моря. Высокая результативность поразила не только нас, но и организаторов поиска, которые заверили результат официальными документами.

  Операторы биолокации различаются по отношению к возможностям сознательного доступа к своей «мыслесенсорной кухне». Например, подлинный оператор биолокации знает разницу качества своих поисков только в «пространстве» или в «пространстве-времени». Сами эти слова производят разное включение психики оператора в процесс его поисковой деятельности – являются «ключами перехода психики в другое состояние». Но можно также производить включение психики на основе специальной схемы, предъявляя зрению путь настройки психики. Набор таких методологических схем был создан нами в процессе детальной разработки темы «Мыслесенсорика» [7] для универсальных практиков профессиональной биолокации.

  Что же такое «схема включения мышления»? – Это картинка, указывающая на  взаимное позиционирование направленного движения психики мыслителя и потока движения Реальности. Различные варианты такого позиционирования и создают множество вариантного выбора человеку, который хочет сознательно выбрать качество своего «разворота мышления». 

Все схемы включения мышления мы делим на два класса «схемы наблюдателя» и «схемы деятеля». 

Вот несколько примеров схем из класса «схемы активного наблюдателя»: 

  •  Всеведение (схема №1). Поток движения Реальности представлен линией, идущей слева направо, в сторону увеличения времени. Разворот мышления представлен параллельной линией. Для одиночного мыслителя это не приемлемо. 
  •  Краткий одиночный контакт (схема №2). Поток движения Реальности представлен линией, идущей слева направо, в сторону увеличения времени. Разворот мышления представлен наклонной линией, которая единожды пересекается с потоком движения Реальности.  
  •  Синхронизация» (схема №3). Поток движения Реальности представлен линией, идущей слева направо, в сторону увеличения времени. Разворот мышления представлен пунктирной линией. Взаимная связь происходит путем перебора зон пунктира. Ширина паузы и размер пунктира можно регулировать.
  •  Событийная синхронизация (схема №4). Поток движения Реальности представлен линией, идущей слева направо, в сторону увеличения времени. Разворот мышления представлен пунктирной параллельной линией. Между линиями есть соединительный блок выполняющий роль «выбор по условию».  

А вот примеры схем из класса «схемы активного поиска»: 

  • Понятийное моделирование (схема 1). Деятель формирует вариант понятийной модели и сканирует степень её возможного погружения[8] в поток Реальности.
  • Топологическая примерка (схема 2)Деятель «разливает» свой разворот мышления как некую жидкость вдоль поверхности правильных выпуклых многоугольников Платона. Определяет наиболее покрытую разворотом мышления фигуру. Удерживая эту топологическую конструкцию, выполняет перенос внимания на изучаемую мишень.

  При всей казалось бы простоте указанных схем далеко не любой человек способен к отмеченному в них различению. Этому надо учиться.

  Сколько подобных схем уже выявлено? - В «Мыслесенсорике» описано используем около 60 различных схем включения мышления оператора биолокации. Но этими же схемами можно пользоваться и в научном поиске.

  Почему мы используем «схемы включения мышления» в ИМИ?- Чтобы каждый игрок смог приобрести уверенность в том, что он есть носитель уникальной оригинальности, на основе которой он может генерировать информационную новизну без посторонней помощи. Познание дано каждому по его степени понятийной подготовки, по его степени различения используемых им понятий. Игра погружает человека в мир самодостаточности мышления для познания Мироздания прямо с того места, где человек находится. Не надо никуда ехать, не надо искать учителя вовне, нужно просто поверить в себя и перейти к использованию подобия «Микрокосм подобен Макрокосму». 

  Почему мы говорим о вере? - «Командир батискафа припал лицом к иллюминатору и сказал: «Мы зависли над объектом. Как ты его нашел не понимаю. Я был при этом. Биолокационная рамка крутилась в твоей руке и я направлял аппарат по твоему пеленгу. Что делать, чтобы и я научился?» - «Ничего особенного. Надо начать с того, что просто поверить в то, что это возможно» - ответил я …»[9]. 

Наши игроки должны поверить тому, что у них есть широкий доступ к управлению качеством своего мышления. Мы не говорим об управлении «таинством мышления», а только о том, что уже проявлено практикой мышления в культуре. Не только о той модели[12], которая есть в науке и которую сегодня пытаются в единственном качестве включать в модель обязательного образования. Наш «механизм» вычерпывания следа «культура мышления» значительно шире следа «культура научного мышления». Шире уже потому, что используется результаты 9 следов культуры мышления[10] с добавкой следов от эзотерических практик[11].

 

Примечания: 

1. Интеллектуально-методологическая игра. Проходила феврале-марте 2015 года. Автор статьи был её ведущим методологом и организатором. Участники игры собирались на очные сессии, а также вели самостоятельную деятельность, общаясь через Интернет: радиально (с ведущим игры), по секторному кругу (друг с другом в своей группе), по межсекторной сети (между группами). 

2. См. статьи Орловского С.П. (Прогрессорство, Мыслитель, Простой образ государственной организации) в сетевом журнале «Релга».

3. Организационно деятельностная игра от Г.П. Щедровицкого и его последователей. 

4. Игры от С.Б.Переслегина.

5. Способность психики человека к дистанционному поиску невидимых для глаза объектов. Индикатором поисковых усилий выступает пассивный индикатор (ивовый прутик, небольшой контур из проволоки). Здесь автором статьи написана монография «Биолокация: современная теория и практика» (2002). Активно применяется в геологических партиях,  но не афишируется.

6. Глубины от 100 м  до 600 м.

7. Орловский С.П. Мыслесенсорика (2013).

8. В частности, эта схема применялась нами при экспрессно-экспертной оценке новых изобретений. Она позволила быстро сгенерировать несколько шкал оценок в весовом пространстве «вред-польза».

9. Из нашего дневника о поисковой экспедиции в Черном море. 

10. Задачная, проектная, изобретательская, научная, философская, концептуальная, управленческая, методологическая, новая методологическая.

11. Биолокация, основы учения о Мысли из «Агни Йоги», психолоцирования

12. Мы покушаемся не на научное мышление, а на его модель, например от научной школы академика В.С. Стёпина,  очищенную от таинства процесса генерации, задающей тон исследования, научной гипотезы. На самом деле каждый ученый генерирует поисковую гипотезу как может, говоря об интуитивном характере её появления, как об удобной ширме. Но эту ширму можно приподнять и понять там происходящее, хотя бы частично, что мы и делаем.

_______________________

© Орловский Сергей Павлович 

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum