Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Понятие «Бардовский поединок» и его структура
(№12 [300] 05.10.2015)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

  «В истории моих сольных песенных выступлений на улице есть интересный случай. В г.Нюрнберге проходил ежегодный фестиваль «Встреча бардов». Так этот фестиваль называют организаторы. Но, по свой сути его надо было назвать «Встреча исполнителей и любителей популярной музыки». Я ходил по улицам старого города, где происходило фестивальное действие. Слушал разных уличных музыкантов и исполнителей песен. Но никого не хотелось вызвать на бардовский поединок. Но, вдруг я услышал пение группы из четырех человек. Пели две женщины под бубен и аккомпанемент одной гитары. Песни были какие-то длинные. Мне даже показалось, что они вполне могли бы длится сколь угодно долго. Я ни понимал ни слова из того, что пелось. Ори пели на итальянском языке. Но, по ощущению это было что-то фольклорное, распевное и ритмизированное под «современная песня». Группа делала свое дело весьма хорошо, чистая акустика без всякого усиления. Меня, при этом, не смутило, что я один и хочу бросить вызов группе из четырёх  человек. Но именно они попадали прямо в важнейшие критерии бардовского поединка: чистая акустика, хороший уровень исполнения песен, нет отрыва от фольклорного основания (народной музыки), способность к акапелле [1], не понятен однозначно и заранее исход поединка. В чём виделся главный момент возможной состязательности? – Он был в том, чтобы суметь представить бардовскую песню против «бесконечной песни». Мне такое ещё не приходилось делать. Оказалось, что мне требуются, как минимум, бардовские песни с ритмом вальса и темой «Сколько осталось идти» [2] …» [3].

  Это происшествие показало нам, что наши теоретические представления о понятии «Поединок бардов» не совершенны. Ранее там не было такого образа как «бесконечная песня». Теперь надо его осознать и включить в наши теоретические представления о песенной деятельности бардов.

  Фокусы умозрения. Итак, заявлены два связанных понятия:  «бардовский поединок» и «бесконечная песня». Понятие «бесконечная песня» является одной из рамок понятия «бардовский поединок». Оба понятия должны получить уточнение  своей  содержательности в процессе взаимного рассмотрения.

  Бардовский поединок – это состязание двух сторон песенной практики с целью направленного взаимного роста обеих сторон. Состязание происходит как процесс поочередной демонстрации песенной речи [4], произносимой участниками поединка. Фазовые ступени процесса и их порядок следования оговариваются сторонами перед его началом. 

  Бесконечная песня – это такая песня, которую можно продолжать сколь угодно долго.

  Рамки «Бардовского поединка». Сегодня мы можем указать только на два  типа такой рамки: «фольклорная рамка» и «бесконечная песня». Про первую из них мы уже писали [5], а вот про вторую пишем впервые.

  В песенной практике бардовского круга известны феномены изменения песен,  как например: «новый текст к старой песне» (перетекстовка), «новая мелодия к старой песне»(мелодическая перелицовка),  «продление текста» (смысловое вытягивание) [6], «музыкальная аранжировка», «композиционная аранжировка» [7]. 

  Бесконечная песня. Можно ли в только что отмеченный ряд добавить понятие «бесконечная песня»? – Мы считаем, что его можно добавить, но как некое особенное и предельное понятие. Понятно, что реальная песня не может длиться сколь угодно долго, но теоретические представления вполне могут выбрать такое понятие для обозначения своей рамки. Речь идёт не просто о длинной песне, а о песне, звучание которой может быть бесконечное число раз повторено. Песенная речь такой песни не имеет явно обозначенного конца.

  Впервые с длинными песнями мы соприкоснулись при исполнении цыганских песен. Удивляло то, что слов мало, а куплетов (повторений) много. Звучание песенного действия легко выходило на уровень «длинная песнь» – звучание песни более 4 минут. Большинство же песен звучит примерно 2-3 минуты, содержит не более 3-4 куплетов.

  Далее было знакомство с песнями барда В. Высоцкого, длительность звучания которых доходила до 7 минут [8]. Позже – это были песни барда А.Мирзаяна [9]. Потом мы обнаружили подобные примеры у ещё трёх бардов: Ю.Кима [10], В.Капгера [11] и Л.Сергеева [12]. 

  Почему, если считать началом бардовского возрождения в песенной культуре бывшего СССР песни Б. Окуджавы и М. Анчарова, у последующих известных бардов возникает тяга к удлинению песенного звучания? - Да, все потому, что у бардовского направления песен есть рамка «бесконечная песня», к которой можно потянуться в песенном осознании как к пределу.

  Да, бард – это не цыган. Его песни другие – и тематически, и музыкально. Но внутренняя свобода человека направляет и барда, и цыгана к одному и тому же пределу «бесконечная песня». Предел-то один, но путей к нему много. Цыганский путь – это «путь хорового распева песни», а у барда – «путь неостановленного саморазвития» [13].

  Теоретическая зрительность на песню полагает её потенциально как «полную песню», имеющую трёхсегментную структуру «запев - распев - припев». В более узком выражении это есть повторение ядра организованности «куплет-припев».  Практика песен бардов показывает, что слушатель имеет дело с ядрами организованности типа: «куплет» (часто), «куплет-припев» (реже). У цыган здесь по другому – значительно большее тяготение к форме «полная песня».

  Какой же пример могут показать барды в состязании на уровне «бесконечная песня»? – Явным и опробованным практически примером может быть песня барда В. Туриянского «Сколько осталось идти» – торжественная песенная речь в ритме вальса. Слушатель «завораживается» пронзительностью торжественного призыва происходящего песенного процесса. Торжественная речь барда – это важнейшее из его подлинных качеств. Такая речь происходит из торжественности мировосприятия во внутреннем храме духа барда. Цыгане же берут слушательский слух по-другому – музыкальным хоровым распевом.

  Каждый бард должен знать, что если перед ним исполнитель, у которого есть хотя бы одна подлинно «бесконечная песня», то это достойный претендент для вызова на «Бардовский поединок». Авторские усилия в направлении «бесконечная песня» весьма непросты и их ценность для песенной практики и истории очень высока!

  «Бардовский поединок». Эта обязательная бардовская роль. Она напоминает  всем, кто назвался «бардом» быть готовым к тому, что ему предложат участвовать в «бардовском поединке» – состязании бардов, направленном на повышение качества установки исполнителя песен «действовать как бард». Петь каждую «бардовскую песню» по-бардовски [14]. Как это воплощается на практике? - Один бард выходит на фестивальную улицу (тропу, сцену, площадку) и громко бросает вызов: «Кто силён как бард? Прими мой вызов на состязание бардов. И да будет наше состязание к обоюдному нашему человеческому развитию и совершенствованию подлинно человеческих песен!».

  Однако, наш опыт бросания вызова, например на ежегодном фестивале «Встреча бардов» в г. Нюрнберг, показывает, что уличные музыканты с удивлением смотрят и относятся к такому вызову: «Мол, не мешай зарабатывать деньги и не претендуй на наше рабочее место. Если тебе скучно, то вызови тех, кто стоит на профессиональной сцене». Мы пытались это сделать, записав наш вызов официально для любого участника фестиваля «Встреча бардов», но организаторы сказали, что они этого не могут сделать, так как такого состязания нет в концепции фестиваля.

  Состязательный поединок – это то, что органически было в истории бардов народов мира. Нельзя без этого. Нельзя без выбора лучшего барда – позиции, ориентирующей всю бардовскую ветвь [15] песенной культуры. Обязательно должны быть барды, способные вступать в публичный поединок, в собственных интересах проверки качества своего роста, а также и к интересу слушающей поединок публики. Поединки бардов – это обязательная часть программы любого фестиваля бардов, открытого и закрытого [16] типа. Но что должно быть в таком поединке? – Мы можем предложить здесь примерный расширенный список элементов (см. табл. 1), из которых можно строить или иной тип поединка (примеры см. в табл.2)

Таблица 1. Потенциальное поле элементов бадовского поединка [17]. 

Название позиции

Краткое описание содержания

Кол.

песен

Чистое

время (мин.)

01

Сравнение личных песен

Здесь претенденты поют друг за другом три собственные песни подобной тематики и настроения. Начинающий задаёт тему и настроение.

6

18

02

Лучшая торжественная песнь.

Здесь претенденты показывают свою осведомленность и искусство владеть уровнем «Торжественный голос». Поют по одной песне.

2

6

03

Лучшая бесконечная песня

Претенденты демонстрируют свои способности к воспроизведению песен, не имеющих конца. Они поют, на свой выбор, по одной исходной песне и продлевают её своим дополнением.

2

8

04

Чистая певческая акапелла

Исполняется по одной песне только голосом, без поддержки музыкального инструмента.

2

6

05

Чистая стихотворная акапелла

Исполняется по одному стиху, выводящему речь барда от уровня «языковая словесность» на уровень «песенная словесность».

2

6

06

Взаимный слуховой аккомпанемент песен

Участники состязания должны уметь включится в исполнение одной песни своего противника, подыграв ему на своей гитаре.

2

8

07

Самая сложная песня

Участники представляют по одной песне, самой сложной, по их мнению, относительно слушательского восприятия.

2

6

08

Самый сложный песенный аккомпанемент

Участники представляют по одной песне, самой сложной, по их мнению, относительно гармонического движения.

2

6

09

Точное попадание в песенное русло бардов

Участники представляют по одной песне, которая по их мнению точно попадает в русло понятия «Культура авторской песни бардов народов мира».

2

6

10

Подражательные песенные шумы (крик и рядом)

Участники показывают свои способности в воспроизведении криков из известных и малоизвестных бардовских песен: птеродактиль [18], баба-яга, древний человек [19] и др.

4

12

 

Таблица 2. Пример трёх планов бардовского поединка

  Номера строк есть номера строк таблицы 1. В скобках указан список, соответственно: количество элементов плана, число песенных элементов, чистое суммарное время. 

Название поединка

«Я владею песенной речью бардов»

( 6, 12, 38 )

«Я владею песенным голосом бардов»

( 4, 16, 48 )

«Я владею гитарой бардов»

( 3, 6, 20 )

01

нет

есть

нет

02

есть

нет

нет

03

есть

нет

нет

04

есть

есть

нет

05

есть

есть

нет

06

нет

нет

есть

07

есть

нет

нет

08

нет

нет

есть

09

есть

есть

есть

10

нет

есть

нет

  Может показаться, что описываемая соревновательная инициатива потребует некой третьей стороны – «независимого третейского судьи». Практика показывает, что участники состязания вполне самостоятельно и мирно решают вопрос о том, кто из них сильнее (победитель) или соглашаются на равенство сил (ничью).

Полный фестиваль бардовской ориентации. Мы часто слышим про то, что то там то здесь в мире проходят фестивали бардовской песни. Но практически не приходится сталкиватся здесь с организаторскими концепциями, которые бы специально учитывали интересы не только простых посетителей фестиваля, но и подготовленных любителей бардовской песни. Что мы предлагаем для учёта таких интересов? – Естественное организационное действие. Предлагаем ввести в пространство фестиваля новый организационный сегмент «Для подготовленных любителей». Нами усматривается здесь структура из трёх сущностно-содержательных элементов, а именно [20]: 

  •  Музей «Барды мира». В дни фестиваля желающие могут посетить виртуальную ветку музея «Барды мира» [21].
  •  Площадка «Бардовский поединок». Организуется специальная площадка для проведения «Бардовского поединка».
  •  Группа «Фестивальные барды».  На трансляцию бардовской линии должен работать специальный коллектив «фестивальные барды» [22]. Его надо специально готовить, спонтанно он не самоорганизуется. Именно это есть одной из линий деятельности музея «Барды мира» – привлечение способных людей в позицию «музейный бард».

  Теоретический взгляд на современную фестивальную деятельность в направлении бардовская песня [23], показывает, что все организационные формы здесь можно подразделить всего на три класса, а именно: 

- Стихийно-практические фестивали («СП-фестивали»). Такие фестивали, как правило, не требуют  какой-либо специальной теоретической предподготовки. По сути, понимание «фронта развития жанра» отдается на откуп членам фестивального жюри или авторской мастерской. Принимается априори [24], что эти люди  «стоят на позиции всезнания жанра» ( полная информация о жанре ).

- Концептуально ориентированные фестивали («КО-фестивали»). Это фестиваль, организованный под реализацию некой концепции, которую называют «Концепцией фестивальной машины». Она принадлежит организатору фестиваля [25] и может вообще не иметь никакой глубокой направленности в отношении бардовской песни и её подлинных любителей. Наиболее часто предпочитаемая организаторами организационная форма.

- Теоретически ориентированные фестивали («ТО-фестивали»). Это такой тип фестиваля, когда, в его организационной деятельности немалую роль играет теоретическое понимание представляемой песенно-культурной линии. Например, организаторы используют теоретические взгляды того или иного лица, занимающегося глубокими теоретическими разработками о бардовской песне. Теоретическое видение темы позволяет организаторам выстроить практику реализации  принципа «встать на плечи всех исторических предшественников» в фестивального пространства в целом. Например, сюда относятся фестивали, которые, по выражению кардинального теоретика песенного жанра Владимира Ланцберга, должны быть «заточены на развитие бардовского песенного движения и позволять участникам услышать тихую, но качественную песню» [26]. Мы говорим несколько по-другому: «Фестивали, заточенные на культурную трансляцию аутентичной деятельности «Бард» – демонстрацию и провокацию исполнения и сочинения песен бардовской культуры».

 Можно вполне обосновано считать, что уровень «КО - фестиваль» есть нечто среднее между уровнями «СП-фестиваль» и «ТО-фестиваль». Цель нашей статьи состоит в том, чтобы напомнить организаторам  фестивалей бардовской направленности, что и «СП-фестиваль» и «КО-фестиваль» нужно дополнять сдвигом в сторону «ТО-фестиваль». 

  Состязание – это процедура для особенных исполнителей песни. Читатель может согласиться с тем, что наша соревновательная инициатива интересна. Но, способна ли её подхватить бардовская практика? Ведь теоретически возможное не есть непременно тем, что происходит в самом деле. Это как содержательный зазор понятийного отрезка «идеальное - возможное - реальное». 

  Например, такой известный бард как Б.Окуджава вряд ли бы смог выполнить на должном уровне качества требования пунктов: 4 (акапелла), 6 (быстрый подбор аккомпанемента по слуху), 8 (продемонстрировать сложность песенной аккордовой гармонии), 10 (бардовский крик). 

  Окуджава исполнял только свои песни, которые по уровню разворачивания музыкальной гармонии не сложны. Вряд ли он был настолько любопытен, что знал и исполнял песни хотя бы всех известных бардов первого ряда своего времени в бывшем СССР. Известно ведь, что автор не любопытен, он занят и загружен кухней своего творчества.

  Получается, что бард, который полноценно способен к участию в «Бардовском поединке» должен заведомо иметь исполнительский уровень выше исполнительского уровня Б.Окуджавы? – Да, это так. Предлагаемый поединок ориентирован на развитие исполнительской стороны песенной практики – ориентирован на подготовленных исполнителей бардовской песни, которые не в стороне от личных авторских попыток и хорошо осведомлены в поле феноменальности культуры бардовской песни.   Они могут и исполняют бардовскую песню широко (классика, платформа, передний край) и универсально (каждую песню исполняют по бардовски – в русле «Авторской культуры песен бардов народов мира»).

  Различие « мастерская – поединок ». Достаточно часто в работе фестиваля авторской песни есть такой сегмент как «песенная мастерская» [27]. Её задача состоит в том, чтобы отобрать лучших демонстраторов песни, своей собственной или написанной другим человеком, и оказать творческую помощь начинающим авторам и исполнителям песен. Руководители мастерской слушают, делают замечания, отбирают участников большого концертов круга фестивальных сцен. Противостояние «руководитель мастерской -участник» не происходит как явное соревнование, а только  - как некая консультация по «приёму на временную работу».

  Поединок – это нечто другое. Вызывающая на поединок сторона вызывает не любого, кто под рукой, а только достойного. Фестиваль здесь может кончится не начавшись, так как, среди гостей фестиваля, может отсутствовать состязательный кворум.

Источники и примечания

1. Только голосовое пение без аккомпанемента музыкальных инструментов.

2. Есть такая песня у барда В.Туриянского: «Сколько осталось идти, боже мой, жизнь на краю…».

3. Из архива автора статьи.

4. Такая речь есть не только песней, но и тем, что на неё может быть похоже: особенный уровень мелодекламации, подражающие крики и др.

5. См. нашу публикацию «Бардовский песенный слух и его метаморфоза» в сетевом журнале «Релга»:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-ww.woa/wa/Main?textid=4329&level1=main&level2=articles.

6. Был такой случай, когда сильно погрузившись в песенное пространство песни Ю.Визбора «Снег над лагерем валит», мы написали сходу ещё около 20 дополнительных куплетов этого песенного диалога. Есть в нашей практике случаи длительного продолжения песен А.Мирзаяна.

7. Например, один и тот же куплет поется дважды, на разную мелодию, но с похожим ритмом. Мы пробовали это успешно делать с песней М.Щербакова «Не кричи глашатай» и с некоторыми песнями В. Ланцберга.

8. Например песня «Истопи ты мне баньку…».

9. Мы даже дали ему шуточное прозвище «бард – километр», имея в виду необычную длину его песенных текстов. 

10. Песня «Капнист пьесу накатал».

11. Песни: «Это все не пустые слова», «Июльской ночью я сидел».

12. Песня «Краткая история СССР».

13. См. наши статьи в Интрнет:

 http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=1096.

14. Такой тип песенной аутентики заявлен нами, как процесс «самоидентификации исполнителя песни» в рамках «Авторская культура песен бардов народов мира».

15. Подробнее о ступенях качества такой цепи (лестница восхождения песенной речи) можно посмотреть в информационном сегменте «Учение Бардов». Однако, пока этот сегмент не введен в широкое культурное обращение. «Учение Бардов» представляется нам в виде «Учение Сибард» и демонстрируется посетителям нашего музея «Барды мира» (г. Нюрнберг).

16. Например, фестиваль типа «Гамбургский счёт» у цирковых борцов.

17. Такой план охватывает исполнительское множество из 10 песен  и одного стихотворного текста с каждой стороны. То есть, в сумме здесь получается 20 песен и два стихотворения. Концертная практика бардов подсказывает, что  17 песен – это примерно 1 академический час. Значит, всё состязание можно уложить примерно в 1,5 академического часа. Для уличного действия это многовато. Можно выбрать число испытаний не 9, а скажем только 3 (позиции 1, 2 и 4). 

18. Песня С. Никитина «Жил был игуанадон».

19. Песня А. Дулова «Неандерталец».

20. Этой теме посвящена специальная брошюра ( № 28 - «Песенный Фестиваль». 2008) брошюрной серии «Теория и практика авторской культуры песен бардов», созданной в нашем инициативном проекте «Барды Мира», г. Нюрнберг.

21. Сегодня есть первая готовность такого музея на уровне «передвижной компьютерно-проекционный». 

22. Подробнее см. нашу брошюру №27 «Деятельность Бард» (2008). Проект «Барды Мира», г. Нюрнберг.

23. Точнее в направлении « Авторская культура песен бардов народов мира ». 

24. На деле ж это совершенно не так.

25. Например ежегодный большой фестиваль «Встреча бардов» в г.Нюрнберг или Куйбышевский фестиваль в России, или любой крупный бардовский фестиваль в Штатах или Израиле.

26. Возможно фестиваль «Второй канал» и выполняет функцию затачивания, но нам сказать сложно, т.к. отсутствует достаточно культурное описание там происходящего.

27. Отдельно для авторов и для исполнителей песен.  

__________________________

© Орловский Сергей Павлович 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum