Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Понятие «Бардовский минимум» и его структура
(№14 [302] 05.12.2015)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

Когда-то я сделал небольшой сайт о бардах нашего города. Вскорости ко мне обратилась одна молодая женщина с претензией. Она спросила: 

– А почему вы не упомянули мою фамилию в списке бардов нашего города?

– Да потому, что вы не бард, а просто автор и исполнитель своих песен, – практически без паузы отреагировал я на вопрос.

– А разве быть автором и исполнителем песен мало, чтобы быть бардом? – продолжала спрашивать моя собеседница. 

– Мало и это далеко не всё из определяющих признаков [1] современного барда. Например, можно говорить о «бардовском минимуме», который включает в себя примерно 8 песен различного песенного толка. У вас здесь только одно попадание. Пишите песни дальше. Известность вас сама найдёт, – таков был мой вердикт. 

Женщина ушла, возможно писать песни, недостающие ей до уровня звания «бард». Я же про себя подумал, что что-то мне часто приходится ссылаться на заветное «бардовский минимум». Надо бы написать на эту тему статью» [2].

После описанного выше события прошло пару лет. Намеченный ранее план сам собой актуализировался, когда нами выполнялась интегральная сборка содержательных линий, выводящих акцентное русло понятия «современный бард» (Сибард). Все существенные признаки и качества бардов, их песен собирались в одно «Учение Сибард». В этом процессе то, что ранее называлось «бардовский минимум», автоматически самоопределилось, как выражение теоретического результата исследований в доступной для простого любителя песен форме. Этот результат мы и собираемся описать в статье.

Во-первых, когда кто-то говорит о «бардовском минимуме», то необходимо обязательное уточнение адресата. Очевидных адресатов здесь три – каждое из слов в названии, а именно: бард, бардовская песня, минимум. Однако, наша песенная практика показывает, что более точно понимание выделенного направления возникает при пересечении областей действия не одного, а трёх понятий: «бардовский минимум», «бардовский поединок» [3], «самоидентификация барда». В данной статье мы рассматриваем только одну из желательных областей пересечения – «бардовский минимум».

О связи понятий «бард» и «бардовская песня». Несмотря на очевидную связь этих адресов – «бард» и «бардовская песня», они всё же различны. Нельзя просто отметить, что барды – это те, кто исполняет бардовские песни. Про бардовскую песню тоже нельзя до конца сказать, если ограничиться фактом, что бардовская песня – это песня, которую исполняют барды. Мы применяем деятельностный подход, который не отрывает человека от результата его деятельности – не отрывает песню от её исполнителя. Песня соединяется с человеком через деятельность. Понятия «бард» и «бардовская песня» должны раскрываться через понятие «деятельность», которое выступает связующим звеном рассмотрения. Это является основой нашего многолетнего исследования [4] в области построения теории бардовской песни.  

Понятие «минимум» и сегменты его содержания. Слово «минимум» в нашем рассмотрении носит собирательный характер и имеет отношение скорее к идеальной модели, чем ко всем бардам непременно. Речь идет только о пожелании для автора песен.  

Минимум определяется как некий тематический список, важный для тех, кто хочет быть соискателем уровня «бард». Тема определяет содержательное русло, в котором нужно искать конкретику выбора тех или иных деталей.

И снова, как и выше, понятие «минимум» приложимо не одинаково для «бардов» и для «бардовской песни».

Минимум для «бардов». Наши исследования показывают, что позиция «бард» имеет не менее 14 определяющих признаков [4]. В большой степени они определяют барда как человека, развивающегося сквозь песенную материю. Как человека, находящегося в потоке «неостановленное развитие». С помощью песен происходит фиксация состояний такого саморазвития. Первоисточник – процесс саморазвития человека. Вторичный источник – песенная художественная форма схватывания движений первоисточника. Деятельность по созданию песен здесь погружена внутрь деятельности по саморазвитию автора песен. Деятельность по исполнению песни также есть отражение внутреннего потока саморазвития её исполнителя.

Минимум для «бардовской песни». По нашему мнению, вклад в такой список, со стороны некоторых фокусных фигур круга « барды русской культуры », можно зафиксировать в виде таблицы 1. Мы не претендуем здесь на выделение того, что является носителем свойства «необходимое и достаточное», а только иллюстрируем вполне правдивый вариант содержательного наполнения  рассматриваемой темы.

Таблица 1. Песенные русла от бардов. Фрагмент 

№ 

Фамилия барда

 Предлагаемое русло для песни

1

Окуджава Булат

Поющий поэт.

2

Анчаров Михаил

От непосредственного участника событий.

3

Галич Александр

Песня с позиции натуральной правды о происходившем и происходящем.

4

Высоцкий Владимир

Море, гонка к горизонту, канатоходец, пронзительная память о войне, песни торжественного голоса.

5

Клячкин Евгений

Вальс, цыганочка.

6

Ким Юлий

Творческий минимум барда состоит не менее чем из 6 типов песен: пиратская, офицерская, любовная лирика, народная песня (подражание), хулиганская, сатирическая. 

7

Визбор Юрий

Песенные репортажи из мира большой географии 

8

Луферов Виктор

Про: пулю, дерево на высоте, лестницу в небо. Песня артиста уличного бродячего театрика.

9

Мирзаян Александр

Бесконечная песня, иронический сказ, песенная ритмоавтодидактика [5].

10

Долина Вероника

Внутренний мир женщины, песня из индивидуального пространства внутренней свободы.

11

Каденко Владимир

Свой вариант «Черный ворон».  

  Содержание таблицы 1 показывает себя не как простое содержание, а как составное – состоящее из двух типов содержания: непосредственно темы песни, описателя песенного качества. Результат такого выделения содержания показан в таблице 2. 

Таблица 2. Уточненное содержания песенных русл. Фрагмент 

Фамилия барда

Предлагаемое русло для песни

Песенная темы

Песенное качество

1

Окуджава Булат

-

Поющий поэт

2

Анчаров Михаил

-

От непосредственного участника событий.

3

Галич Александр

-

Песня с позиции натуральной правды о происходившем и происходящем.

4

Высоцкий Владимир

море (шторм, корабли),  канатоходец, о войне.

Песни торжественного голоса

5

Клячкин Евгений

Вальс, цыганочка.

-

6

Ким Юлий

Пиратская, любовная лирика (романс), народная песня (подражание), хулиганская (бравадная), сатирическая.

-

7

Визбор Юрий

-

Песенные репортажи из мира большой географии (полюс, горы)

8

Луферов Виктор

Про: пулю, дерево на высоте, лестницу в небо.

Артист уличного бродячего театрика

9

Мирзаян Александр

-

Бесконечная песня, иронический сказ, песенная ритмоавтодидактика.

10

Долина Вероника

-

Внутренний мир женщины, песня из индивидуального пространства внутренней свободы.

11

Каденко Владимир

Свой вариант песни «Черный ворон».

-

 Из содержания таблицы 2 следует, что тот или иной известный бард делает свой вклад в историю культуры песен бардов по-разному и даже в разных сегментах содержания такого вклада. Есть те, кто вносит и песенные темы, и песенное качество. А есть те, кто вносит только песенные темы или песенное качество.

Становится понятным, что ответ на вопрос: «Что есть бардовский минимум?» может быть дан в двух вариантах: для ждущего простого ответа и для воспринимающего сложность песни как явления человеческой деятельности. Оба варианта ответа приведены соответственно в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Вариант простого ответа на вопрос о содержании бардовского минимума 

Фамилия барда

Название песенной темы (16)

 

Высоцкий Владимир

Море (шторм, корабли),  канатоходец, о войне, гонка к горизонту.

 

Клячкин Евгений

Вальс, цыганочка.

 

Ким Юлий

Пиратская, любовная лирика (романс), народная песня (подражание), хулиганская (бравадная), сатирическая.

 

Луферов Виктор

Про: пулю, дерево на высоте, лестницу в небо.

 

Каденко Владимир

Свой вариант песни «Черный ворон».

Таблица 4. Вариант ответа на вопрос о содержании бардовского минимума для воспринимающего сложность явления «Песня» 

Фамилия барда

Название песенного качества (11)

 

Окуджава Булат

Поющий поэт

 

Анчаров Михаил

От непосредственного участника событий.

 

Галич Александр

Песня с позиции натуральной правды о происходившем и происходящем.

 

Высоцкий Владимир

Песни торжественного голоса

 

Визбор Юрий

Песенные репортажи из мира большой географии

 

Луферов Виктор

Артист уличного бродячего театрика

 

Мирзаян Александр

Бесконечная песня, иронический сказ, песенная ритмоавтодидактика.

 

Долина Вероника

Внутренний мир женщины, песня из индивидуального пространства внутренней свободы.

   Содержание таблицы 3 указывает на 16 разных по тематике песен, а содержание таблицы 4 – на 11 разных песенных качеств. Тем самым, «бардовский минимум» представлен нами как некий список из 27 желательных свойств песен, входящих в песенное досье любого автора песен.

  Может показаться, что можно написать всего 27 песен и закрыть тему своей принадлежности или не принадлежности к кругу бардов. Но мы напоминаем здесь читателю, что любители бардовской песни помнят даже тех, кто написал только одну, но широко разошедшуюся песню. Такую песню нередко называют хитом. Можно указать порядок количества таких песен в общем представительном массиве песен бардов русской культуры второй половины 20 века – это более 100 песен из 18000 песен [6].

  Понятно, что понятие «широкая известность» и «полный авторский след» сольно различаются. Однако, даже из любителей, мало кто представляет себе все пространство песен бардов. Здесь нужна специально ориентированная теоретическая деятельность, способная обнаружить причинно-следственные связи от первоисточника.

  Итог как полный вариант ответа. Наконец, мы может собрать полный вариант ответа на  вопрос: «Что есть бардовский минимум?». Ответ: «Бардовский минимум это есть список из 41 «свойств - признаков», раскрывающих понимание понятия «бард» как единое и двухсторонне явление: как деятеля саморазвития (14 признаков), как автора и исполнителя песен (27 «свойств - признаков»)». [7]

 

Примечания: 

1. В наших статьях о песне таких признаков не менее 14. См., например, наши публикации в сетевом журнале «Релга»: 

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=1096

2. Из архивных дневников автора статьи.

3. Статья на эту тему была опубликована нами в журнале «Релга».

4. См. наши публикации в сетевом журнале «Релга»: 

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=1096

5. Автодидактикой называют направленное саморазвитие человека. В данном случае имеется в виду, что песенная материя направляет саморазвития исполнителя песни. Ответ на вопрос «Как это происходит?» требует отдельной статьи. В данной статье мы будем считать это неким трудно определимым таинством. Мирзаян А. неоднократно публично говорил, что песня завладевает им и выводит в такие дали, что просто «оттолкнувшись от ума» туда не попасть. «Я пел свои песни на стихи И. Бродского, не понимая их умом», – говорил он, - «я как бы осёдлываю некий ритмопоток, творящий меня мгновенного и ведущий в меня будущего. Слово, соединенное с ритмом, образует творящее ритмослово! Я как бы просыпаюсь в песенном разуме от некого сна моего конкретного ума, превращенного песней из ума в разум!». Мы позволяем себе здесь не просто цитирование первоисточника, а толкование некой информационной волны, возникающей в нашем сознании от речей А. Мирзаяна о его песенных и запесенных ощущениях.

6. Из результатов наших исследований по проекту «Барды мира».

7. Более полную информацию о песенном наследии бардов см. в нашей серии статей «Бардовский счёт» в сетевом журнале «Релга»:

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=1096

__________________________

© Орловский Сергей Павлович 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum