Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Умер Сергей Юрский
Публикации в российских СМИ в связи со смертью великого артиста Сергея Юрского.
№02
(355)
10.02.2019
Культура
Грузинский художник Ладо Гудиашвили. Страницы жизни и творчества
(№7 [310] 25.06.2016)
Автор: Герман Цверианишвили
Герман Цверианишвили

Письмо в редакцию.
Нажмите, чтобы увеличить.

Я решился представить для публикации в Релге материал к 120-летию художника Ладо Гудиашвили". Представьте себе, я – тогда юнец, имел однажды личную встречу с ним (он дружил с близкой моей родственницей, тоже художницей). В семейном архиве сохранилось даже его письмо к ней из Свердловска, где он, как художник, оформлял оперу грузинского композитора Долидзе "Кето и Котэ" (это - оперный вариант комедийного спектакля "Ханума").  

     18 марта 2016 года исполнилось 120 лет со дня рождения народного художника СССР , Героя социалистического труда, лауреата республиканской премии имени Руставели Ладо (Владимира) Давидовича Гудиашвили. 

    С детства любимым занятием его было рисование. На его живописные опыты обратил внимание случайно находившийся в Тбилиси художник из Германии Зоммер. Он же и взялся подготовить его к поступлению в открытую в тот период Кавказским обществом «Школу поощрения изящных искусств». Там с ним занимался выдающийся тбилисский живописец немецкого происхождения Оскар Шмерлинг.

     Вскоре в издававшихся в Тбилиси журналах и газетах стали появляться рисунки Гудиашвили. 

    Молодой художник принял деятельное участие в научных экспедициях академиков Эквтимэ (Евтимия) Такаишвили и Иванэ (Ивана) Джавахишвили. Целью экспедиций было изучение памятников грузинского средневекового зодчества. Ладо создал высокохудожественные копии замечательных образцов настенной живописи (фресок) в храмах Хахули, Бана, Ошки, Ишхани (перечисленные храмы находятся ныне на территории,  входящей в состав Турции; там они, по имеющимся у меня данным, находятся без достаточного присмотра, в связи с чем постепенно ветшают, а фрески на их стенах разрушаются). Но, благодаря предпринятым в своё время усилиям самого Гудиашвили, остались великолепные их копии.

     Ладо сделал копии фресок также и во многих храмах на территории Грузии. А в Гелатском, Мцхетских и Пицундском храмах отреставрировал мозаичные панно  и фресковую живопись. В пещерных храмах Вардзии, Уплисцихе и Давид-Гареджа Гудиашвили произвёл обмеры и сделал исключительно точные зарисовки.

     В 1916 году Гудиашвили познакомился с художником-самоучкой Нико Пиросмани и по достоинству оценил его уникальность. Более того – сам испытал на себе сильное влияние творческой манеры Нико. Сохранился карандашный набросок Пиросмани, исполненный рукой Ладо.

     В Тбилиси Гудиашвили испытывал притяжение и духовную близость с передовыми для того времени писателями, объединившимися в творческую группу «Голубые роги» – Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе, Валерианом Гаприндашвили и другими. А они в свою очередь проявили неподдельный интерес к творчеству одарённого молодого художника. В 1919 году Тициан Табидзе услышал из уст художника-искусствоведа Сергея Юрьевича Судейкина поразившие его слова: «Гудиашвили – наивысшая точка видения грузинского духа, который воспринял западную культуру для возрождения восточной». 

Нажмите, чтобы увеличить.

     В целях поощрения молодых художников, правительство тогдашней (суверенной) Грузии отправило Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и Елену Ахвледиани во Францию. В Париже Ладо предпринял попытку совершенствоваться во французской Академии художеств. Рассмотрев представленные им картины, французские академики живописи объявили ему, что он не нуждается в учёбе в Академии, поскольку является вполне зрелым художником с собственным лицом. И предложили ему выставить свои картины в любой из парижских галерей. И он их выставил. И они имели там небывалый дотоле успех. И это – в городе сорока тысяч собственных живописцев и около 60 тысяч заезжих художников!    

      Выставки картин Ладо прошли и в других французских городах – Марселе, Лионе, Бордо. А также в Лондоне, Риме, Брюсселе, Мадриде, Амстердаме, Берлине и Нью-Йорке. Картины Гудиашвили были приобретены крупнейшими музеями мира и многими частными коллекционерами. В Париже была издана монография, посвящённая его творчеству. В ней есть такие слова: «Он сохранил в Париже своё Я. Его работы проникнуты национальным колоритом и пробуждают любовь к далёкой и загадочной Грузии».

     В Париже Ладо сблизился с художником из Италии Амедео Модильяни. Написал прекрасный его портрет. Амедео не получил особого признания при жизни и очень в нём  нуждался. Его грузинский побратим помогал ему, чем мог.  К сожалению, итальянец прожил недолгую жизнь. Ладо, как брата, провожал его в последний путь. Лишь после смерти Модильяни был признан гением…

    Гудиашвили сдружился в Париже и с другим художником, впоследствии также признанным гением – Пабло Пикассо. Ладо поддерживал добрые отношения и с другими художниками – Леже и Утрилло, живописцем из Японии Фужита, испанцем Игнасио Сулоага и другими. Дружил и с русскими художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой.

    При всём при том, Ладо не поддался влиянию ни Модильяни, ни Пикассо, ни других знаменитостей. У него была собственная, и как стало понятно впоследствии, – неповторимая манера  художественного письма.  

    Владимира Давидовича  уговаривали остаться постоянно жить в Париже или на выбор – в Италии, Испании, Германии, США (в странах, в которых проводились выставки его полотен). Но он отказывался от лестных предложений и после семи лет пребывания в Париже вернулся на родину.

     Он не был политиком, и не придал никакого значения тому, что вернулся уже совсем в другую, советскую Грузию. Он жаждал творить у себя на родине и с головой окунулся в работу. Оформлял театральные постановки, иллюстрировал книги грузинских, российских и европейских авторов. Особенно удались ему иллюстрации к «Витязю в тигровой шкуре» Руставели и к книге притч грузинского писателя и философа Сулхана Саба Орбелиани «О мудрости вымысла» (Саба – грузинский вариант имени Савва). 

    Ладо на свой оригинальный лад расписывал общественные здания и храмы, в том числе - Кашветский, стоящий в самом центре Тбилиси - на проспекте Руставели. Лику Богоматери в подкупольном пространстве он придал узнаваемые черты простой в своём величии грузинской женщины. Евгений Евтушенко, побывав в этом храме, был настолько очарован образом Богоматери, что даже сочинил оду в честь создавшего впечатляющий образ Её. Но приверженные воинствующему атеизму власть предержащие не простили художнику этого и изгнали из Академии художеств, в которой он преподавал предшествующие десять лет. 

    К счастью, роковой 1937 год не коснулся Владимира Давидовича. Более того, он был награждён орденом «Знак почёта». Слишком велика была его слава в народе, и власть не могла не учитывать этого.

Нажмите, чтобы увеличить.
Памятник Гудиашвили в Тбилиси в Парке 9 апреля. Скульптор Дж. Микатадзе
Несколькими годами позже, после триумфального успеха выставок полотен Гудиашвили в Москве, Ленинграде и других городах и оформления им театральных постановок в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге) и других городах страны Гудиашвили был удостоен высших наград и премий. 

    Ладо любил грузинские народные песни. С упоением слушая их, он создал целую серию только ему присущих изящных фантастических картин.. Всё, к чему прикасалась рука Мастера, превращалось в шедевр – даже простой, казалось бы, рисунок на коробке для папирос. 

    Мотивы творчества Ладо по преимуществу связаны с Грузией и её выдающимися сынами. Великолепны портреты поэта-романтика Николоза Бараташвили, упоминавшегося уже художника Пиросмани (представлена ниже), предшественников Руставели – поэтов Чахрухадзе и Хонели и других.

    Он ушёл из жизни 20 июля 1980 года в возрасте 84-х лет.

____________________________

© Цверианишвили Герман Константинович

Фотографии в тексте - из Википедии 

Галерея картин Ладо Гудиашвили из Coogle 

Портрет Мананы Шотадзе. 1937. Гос. музей народов Востока, Москва

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Портрет Нико Пиросмани

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.


История с заражением ульяновских курсантов опасной инфекцией
Курсанты Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации зар...
Соцмедиа создают свой мир: сначала информационный, а потом — и физический
Статья посвящена резкому увеличению потока информации в связи с развитием социальных медиа, что привело к дина...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum