|
|
|
Приведенные ниже одиннадцать стихотворений и предваряющий их текст являются фрагментом готовящейся к изданию книги под названием «Диалог. Памяти Марины Цветаевой». Книга же эта имеет исходными источниками сборник авторских стихотворений 1992 года и прозаически-поэтический текст, посвященный Цветаевой, записанный на компакт-диске в 2000 году. Новая книга готовится как самостоятельное издание с использованием указанных источников, дополненное новыми поэтическими и прозаическими текстами. Из 30 стихотворений автора во фрагменте представлена третья часть их. Большинство стихотворений книги (и приведенного ниже фрагмента) отталкивается от строк Цветаевой, поставленных в эпиграф. Вместе они представляют воображенный диалог. Я с трепетом включаю свои стихи в диалог с Цветаевой. Но как вступить в желанную нереальную беседу?! Поэтическая речь более близка этому действу. Я решилась. Во мне пульсирует мое время, я говорю и пишу, как его создание, но я винюсь перед витающим духом Цветаевой за своеволие в своих домыслах, фантазиях. А она, я думаю, простила бы мне всё это за безграничное уважение к её необыкновенной, самобытной, оригинальной личности. В ней, желавшей быть «всем» – всем на Земле понятной – а не просто русским поэтом, запеклась кровавым сгустком ничем не вытравленная любовь к России, грешной и святой, непонятной, вечно рискующей и неутешной, печальной и жестокой, которая её породила и которая её погубила. Итак... МАРИНА ЦВЕТАЕВА В 1920 году …в советской-якобинской Маратовской Москве! М.Цветаева. «Друзья мои! Родное триединство!»… Всё в сторону, в сторону строгой рукой! И только кофейник - поближе. И на пол бумаги стекают рекой. Каминного жидкого пламени рыжий свет над бескровной щекой. Пространство стола – поле жизни и битв средь груды ненужных предметов. Суровый, бесхлебный, безрадостный быт… Ночное пространство стола – для поэта, как просек в чащобе. Марина не спит. Вот кофе хлебнула. Остыла «бурда». Вот Аля горит от ангины. Печаль и тревога. Ей мёда б! Звезда свой свет проливает старинный, чтоб отступилась беда. И в сторону лишнее строгой рукой… Утреет. В дыму папиросном ей видятся дальние версты. Родной, любимый, где ты?! Как под заревом грозным мы потерялись с тобой?!
МАРИНА ЦВЕТАЕВА В ЭМИГРАЦИИ …Печатайся я в России, меня бы все поняли… И меня бы эта любовь – несла… М.Цветаева. Из письма к Б.Пастернаку в 1927 г. Любовь поэту – пища и оплот. Нет отзвука стихам – он умирает. А стих, исторгнутый над пропастью, живет. Как странник, мечется от края и до края. Всё – пустяки. И лишь любовь нужна! Любовь любимых, И земли, и неба. Любовь, любовь, и только лишь она. Не теплый шарф! Не мера хлеба! Но не было ни шарфов, ни хлебов. Чужие, хоть и русские всё лица. На части перерублена любовь, и между ними – пропастью – граница. Смиряя боль, одолевая плач, она собой соединяла части эти. Она была и жертва, и палач любви. И – лекарь для любви при чуждом свете. Стихи – как жизнь. Слагать их все больней. И для кого же – из последней силы?! Как клинья верных журавлей они стремились в вешнюю Россию… Да, лишь любовь, и только лишь она! Не теплый шарф! Не мера хлеба! Жива ль в Тарусе детства бузина? Поверь слезам, Москва! Прости, родное небо!
МОНОЛОГ В ЭМИГРАЦИИ …Я…навсегда выбрала…черное, а не белое: черную думу, черную долю, черную жизнь. М.Цветаева. Мой Пушкин Два цвета в жизни мне дано – лишь два на выбор : черный цвет и белый. России белый снег мне видится едва. Черным черна дорога без предела. Два цвета в жизни мне дано – лишь два. Но черный сам меня – до смерти – выбрал. И черным снегом сыплются слова. И давит черная судьба их, точно глыба. Два цвета в жизни мне дано – лишь два. Я выбираю черный из глубин колодца. За черной гранью где-то там Москва белеет. И, зима ль, весна – мой черный Пушкин ждет меня, не шелохнется…
В Сочи живет женщина, интересный человек, увлекающий своими воспоминаниями собеседник. Женщина, которой довелось в юности, в Москве, в1940-1941 годах жить в одной квартире с Мариной Ивановной Цветаевой (на Покровском бульваре). Её родители, уехав на Север перед войной, сдали в наём две комнаты своей трехкомнатной квартиры; в одной из комнат оставалась Ида (Ида Брониславовна Шукст-Игнатова). Скованность несчастьями, угнетенность, доверчивость, порывистость, минутные вспышки небольших радостей, страх ареста, (как мужа и дочери, исчезнувших безвестно, ужас от грянувшей войны – всё это сплетено было в Цветаевой тех лет и открывалось девочке Иде. Осторожные и яркие, очень бережные и точные её характеристики Цветаевой той поры я частично перенесла в стихотворение-аллегорию.
СТРАННАЯ ПТИЦА Было лето. Ну, а может, занималась только осень. Гром был в небе так невнятен, как ворчанье сквозь усы. Не холодный буйный ливень омывал тела деревьев, и мы чувствовали ветер, точно зверя за стеной. Вдруг открылись наши окна со стеклянным вещим звоном и, как будто бы спасенья в нашей комнате ища, к нам влетела эта птица, распластав большие крылья, будто женщина вбежала, шаль по ветру разметав. Отдохни от перелета, - мы сказали этой птице, - можешь перышки почистить и сушить крыла свои. Но она держала крылья снова в небо наготове, и тоскливо упирался в потолок зеленый глаз. Крыльев светлых, тонких, ломких взведены были суставы. Нервно перья трепетали, ощущая новизну. Отшатнулись наши гости от большой и дикой птицы… И мелькнул вновь облик женский тенью странной на стене. Не пила она, не ела, прижималась к светлым стенам, и зеленым храбрым глазом в нас вонзалася с тоской. А нам виделся трагичный женский облик с соколиным выражением на гордом и растерянном лице. Мы открыли шире двери, чтобы ей просторно было. Мы сказали: - Выбирай же! Нас на свете выбирай! Если надо уж метаться и страдать, и волю кликать, - всё, что будет, вместе примем – правду, кривду, ад и рай!
* * * О, черная гора, Затмившая - весь свет! Пора – пора - пора Творцу вернуть билет. …………………….. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На Твой безумный мир Ответ один – отказ. М. Цветаева.Стихи к Чехии. 1938 Моё стихотворение «Монолог к Богу» написано, конечно же, с оглядкой на цветаевские взаимоотношения с Богом.
МОНОЛОГ К БОГУ Мир плох, и Бог ведь знает этот Свой подвох. Но, слава Богу, мир не завершён. Мой Дорогой, переступи земной порог. Ну, мысленно, конечно. Сладок сон на Небесах. Но надо бы поговорить с людьми. Они сошли с ума, пойми: они запутались в крови и лжи. Из Своего Далёка удержи у края бездны их. Ну слово бы! Ну жест! Иль дуновение бы лишь на всех окрест. А горы можешь больше не сдвигать - зачем?! Морей и рек - уж что осталось - пусть! Прости. И всё ж не ставь последнюю печать. Когда бы только наша Русь! Во всех углах Земли - кровавый человек. Тупая ненависть, и счастья нет. И всё же не верну Тебе билет. Нет, не верну. Из-под тяжелых век вперяюсь в Небо, упрямая. Здесь - сомкнут круг. Не зрелищ и не хлеба хочу. Как тщетна музыка! Как горек вкус наук! Сердца больны. Смысл песен глуп до мук. Как страшно внучке передать билет - Твой пропуск в этот белый свет оговорилась: белого-то - нет! Да и экран у нас давно не голубой. Зеленых и рябых ветров железный вой. Но Твоего не слышно дуновенья, Дорогой. Билет трепещет: хлопанье и свист. Уж снова осень у дверей. Ах, поскорей, же, поскорей, друг пианист, прерви Шопена, Лист! Здесь нужен Ференц Лист!
К ЦВЕТАЕВОЙ Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший – сер! ………………………………………………. С этой безмерностью В мире мер! М.Цветаева. Из цикла «Поэт» (Вспоминая сорок первый, эвакуацию). О как не повезло Вам, боже мой! Был страшный год. Вокруг гремели залпы. А сын – такой был мальчик молодой… А рядом копошился кто-то, капал Вам желчью в профиль восковой. ………………………………………. О Родина! Как много нужно сил иметь: быть верной дочерью. И славно умереть в судеб сплетение лихое! Оглядываюсь. Даль. Борьба и смерть, как на картинах Гойи. ………………………………………….. Любимая! Остановитесь! Слышите, вот-вот (ничто в уме не промелькнёт другое!) взойдет на страшный эшафот, московская девочка Зоя… …Как много нужно сил иметь! Но у меня нет сил но у меня нет сил Вас осудить! Где главная у той веревки и где последняя в ней нить?! А пожалеть Вас - скорбное бессмысленное жало! И, что б я нынче ни сказала, во время оное и непростое, мне нет покоя…
* * * И вот – встала на пути Елабуга. Бедный старинный городок. Он ни в чем не виноват. Виноватые винились с опозданием. А самые главные виновники, конечно же, не винились. Им было все равно, что стало с Цветаевой, и была ли она вообще, или не было ее на белом (черном!) свете. Это нам, впитавшим ее ни с чем не сравнимое, острочувственное, свободное по форме и мысли творчество, романтику, сплавленную со жгучим реализмом, её долю – не все равно. Четыре стихотворения-размышления о Цветаевой без эпиграфа из цветаевского текста: КОГДА-ТО ДУМАЛА... Когда-то думала: Цветаева…цветы… Красивые и разные цветочки пахучие, сложившиеся в строчки, что покрывают эти книжные листы… А тут – колючки, горы, ветры, вьюги, углы, проёмы, бездны, сквозняки. Я исцарапана, в крови и грудь, и руки, в одежды впился острый скол строки! Но я не заплутала в этом крае, где небеса не светятся, нет сытости и сна! Цветаева, Цветаева, Цветаева… Здесь не собрать букетики. Но родина с крутых холмов видна.
БЕЗМОЛВНЫЙ МОНОЛОГ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ Семья и вера – это день вчерашний. Остался сын. А небо – как в золе. Стихи – во мгле. И время страшно крестами распласталось по земле. В груди – чужбиной травленая рана. И родины роптанье надо мной. И память – точно ворон из тумана летит и каркает, кружась над головой. Безвестность – наказанье иль прощенье? Поэт в отечестве всегда ль пророк? Но я скользнула, пролетела тенью над скосами покинутых дорог. Свет – вдалеке. Но на исходе силы. И жизни завершён круговорот. Единственный мой сын, родной и милый, верней на этом свете проживет. А я была поэтом, лишь поэтом. Не мыслила иного никогда. Не оставляйте над могилой меты. Кто вспомнит – тот отыщет сквозь года.
* * * Я собиралась поехать в Елабугу. Теперь мне кажется, что я там побывала…
В ЕЛАБУГЕ Скоро отпуск. Поеду в Елабугу. Будут дни эти мне не легки. Дождь и осень там будут мне на руку – Я одна постою у реки. Будет ветер шуметь по-старинному. Я не стану входить в этот дом… Кто-то с маленькой дочкой Мариною пробежит, торопясь, под зонтом. По тропе я пройду чуть растеряна. У погоста замедлю свой шаг… Будь в те годы я там, я уверена – всё не так бы там было, не так. Может быть, я сумела бы, может быть(!) стать опорой ей в страшной тоске, и отчаянный миг тот был прожит бы и рассеялся в том далеке… Отгремели бы годы военные. Как сложилось бы много стихов! …Все ж поеду туда непременно я в пору долгих дождей и ветров. И стоять будет в ливнях Елабуга с ощущением старой вины. И громадная странная радуга из кладбищенской встанет стены.
* * * Лидии Чуковской суждено было в 1941 году перевести в Чистополе по одной и той же дощечке через одну и ту же лужу с небольшой разницей во времени Марину Цветаеву и Анну Ахматову. У одной путь лежал в физическое небытие, у другой – в Ташкент, а затем – возвращение в Петербург, продолжение славы.
К ТЕНЯМ ПОЭТОВ По тонкой жёрдочке они прошли и грязь, и – равно – Океан, не замочив ступней. И потому имеют власть над совестью моей. Их тени по мосткам меня ведут. Качаются соломинки перил. Я балансирую, и тени ждут. И мутная река несет свой ил.
* * * …на парусах моих стихов все выплывут в открытое море, кроме меня. Ибо я только ткач… М.Цветаева.Из письма к А.Тесковой 27 янв. 1932 г. …А я?! Неужто я не ткач и не сотку я полотна для парусов, чтоб кто-то плыл под ними в океанах?! Да неужели не сотку я ткань из слов, пусть не ласкающих, но верных, не обманных?! Чтоб эта ткань держала соль ветров, чтоб снасти-рифмы напрягались и скрипели, чтоб все, покинувшие кров, доплыли б к цели…Так неужели не сотку я полотна для парусов?! ________________________ © Кресикова Иза Адамовна |
|