Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Культурный след. Деятельностный подход.
(№12 [315] 25.10.2016)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

    Вряд ли кто из читателей наших статей не знает, что мы погружены экстремально глубоко и всемерно в тему «Теория песен бардов»[1]. Уже озвучены целый ряд понятийных фокусов, введен новый сектор культуры «Культурология песни». Но, так или иначе, всплывает и дает о себе знать тема «Культурный след». Как построить культурный след бардов? Кто это может сделать и каким образом? Если здесь культурный свод требований, нормирующих вопросные линии: 1) структура? 2) способ изобразительной компактности? 3) тип исторических событий (натуральный, интеллектуальный, …)? - Вопросы, которые требуют ответа. Именно этим мы и будем заниматься в этой статье.

   1. Побудительная культурная ситуация. И все же, что явилось конкретным толчковым сигналом для данного текста? – Общение с участниками «бардовского движения» Болгарии, целью которого было уточнение информационной справки по Болгарии в первом томе нашей энциклопедии «Авторская культура песен бардов народов мира». Надо сказать, что общение с бардами разных стран мира происходит у нас по некому плану циклического опроса – один раз примерно в два года. 

   В этом году исполняется 30 лет с момента появления в Болгарии первого фестиваля бардов «Поэтические струны». Кроме того, пришло время очередного цикла опроса. Мы обратились сразу к примерно 20 фигурам, которыми стали заметные авторы и исполнители песен. Конечно, нам известно по истории клубов песни бывшего СССР, что непосредственно поющие люди очень редко занимаются историческим письмом. Но также нам было известно, что именно эти люди выполняют роль главных коммуникаторов бардовского движения и могут указать имена тех, кто занимается нужным для нас историческим письмом. Сначала так и было, из 20 отозвалась половина и, сославшись на отсутствие времени и нужного уровня исторической памяти и осведомлённости, назвала примерно 5 имен, которые обладали несколькими свойствами: 1) они стояли у начала и до сих пор участвуют в движении; 2) они не только поют песни,  но и являются организаторами фестивалей; 3) ведут специальные программы на радио или телевидении. 

   Мы послали письма всем пяти обнаруженным персонам, но не получили никакого ответа в течение двух недель ожидания. Тогда мы выслали нашу справку по первоначальным 20 адресам с просьбой внести коррективы на уровне «кто, что знает». И тут проступила полная ясность в готовности общества выдать культурный след: 1) некоторые ответили, что они не могут ничего корректировать, так как не хотят никого обидеть не упоминанием; 2) другие сказали, что уже не помнят, как писать по-русски и с трудом говорят; 3) третьи прислали отсканированные страницы информационного бюллетеня, посвященного двадцатилетию движения; 4) четвёртые снова ничего не ответили.

 Тогда нам стало окончательно понятно, что нужно корректировать информационную справку самостоятельно. Мы это сделали, но чтобы выйти с достоинством из зафиксированной нами культурно недостаточной ситуации, предложили болгарскому сообществу специальный дистанционный сетевой семинар «Культурный след движения бардов». Цель семинара была ясна – передать болгарским товарищам знания о структуре понятия «Культурный след бардов» и дать толчок или сигнал возможным энтузиастам такой работы. Обеспечить себя точной информацией о движении бардов Болгарии если не сегодня, то хотя бы в обозримом будущем.

  Желающих учиться в семинарской сети не оказалось, тогда и появилось желание временно отступить, написав все же статью для тех стран, где есть барды, но не занимаются формированием документального «культурного следа» [2]. Таких стран, где есть местные барды, не менее 27, именно их и охватил краткими информационными справками первый том нашей энциклопедии, посвященной культурному следу бардов в мировом масштабе.

  2. Документальная норма «Культурный след». Такой след – это не просто информационный контейнер по принципу: «Любая информация только на пользу, чем во вред». 

  А) Кто формирует? – Компактологи [3]. В бывшем СССР была и активно действовала  целая сеть КСП (клубы самодеятельной песни), где была организована регулярная следовая деятельность энтузиастов, как то: архивисты, библиотекари, летописцы, легализаторы, оганизаторы, ведущие песенных школ, ведущие теоретических семинаров и авторских мастерских, кардинальные теоретики. Информационный след формировался даже с избытком – многоразовым дублированием собираемой информации. Однако когда встала задача преобразования «Информационного следа» в «Культурный след», то оказалось, что этим некому заниматься. Нужны специальные «компактологи», которые способны историю бытовых событий (натуральную историю в лицах) превратить в смысло-событийный ряд (историю идей – интеллектуальную историю). 

  Б) Что документируют? – В истории бардов второй половины 20 века нужно документально зафиксировать событие - песенный взрыв «Авторская культура песен»  в историческом интервале с 1956 - 1977 гг. Именно в это время было создано множество новых песен – репрезентационное множество песен (примерно 18 000 песен 250 авторов).

  В) Как документируют? – Культурный след требует специальной упаковки и организационной пропитки. Из событийной истории формируют историю интеллектуальную. Преодолевается всегдашняя путаница архивистов в определении понятийных пар «бард - не бард» и «бардовское-небардовское». В бывшем СССР формирование культурного следа бардов потребовало почти 30 лет специальной работы одного теоретика. Первая версия появилась в 2010 году. Что сделано? - Проработано несколько линий: а) представления о «триединой песне» (единство трёх песенных линий: самодеятельная, бардовская, авторская-1) и её «акцентированном гнезде» (множестве потенциальных состояний – не более 192-х состояний); б) выполнен переход «репрезентационное множество песен → референтное множество песен (примерно 1000 песен от 250 авторов песен) → учебное множество песен (примерно 71 песня от 27 авторов песен); в) выстроен табель о рангах.

  Г) Диапазон спектра уровней компактности представления целого? – Интегрально-сквозной цикл свёртки-развёртки «целое-часть». Целое схвачено как напряженно материализующаяся развёртка понятийного конвертора, выполненного в виде правильного многогранника ( например - треугольной пирамиды). Свёртка происходит в обратном порядке – от целого к поверхности геометрического тела понятийного конвертора.

   Д) Социальная форма? – В идеале сеть КСП заменяется сетью «Музеев авторской культуры песен» – прямым носителем деятельности, формирующей культурный след бардов. Такой музей выполняет роль «площадки культурного роста», соединяя в себе целый ряд культурный функций, например: обычный музей, клуб, концертная площадка, лекторий.

  3. Архивист, теоретик, компактолог. Мы неоднократно напоминали сообществу  энтузиастов бардовского движения, что есть три так называемые «невидимые позиции», которые формируют культурный след движения. Он сам собой не формируется. Нужно выполнить специальную  работу, снабдив историю событий параллельным рядом движения оригинальных идей – ходом интеллектуальной истории. 

  А) Позиция «архивист». Энтузиасты деятельности в этой позиции бережно фиксируют все события движения бардов, не забывая перечислять фамилии непосредственных участников и их функционально-деятельностные роли. Например, в бывшем СССР, известные архивисты бардовского движения были буквально завалены событийной информацией, которую с трудом вмещали их персональная жилая площадь. Они успевали только складывать текущую информацию, в надежде на то, что в будущем у них найдется время, чтобы её обработать. Такой уровень организации известен и имеет название «Алфавизм» [4] – картотека событий, связанных алфавитом. 

  Архивы энтузиастов (именные архивы) не имеют универсально-культурной организации, сильно связаны с особенностями оргкультуры их авторов. Такие архивы [5] на территории России собирает частная инициатива «Архивная служба авторской песни» ( г. Москва). 

  Б) Позиция «теоретик». Если с пониманием позиции «архивист» более или менее ясно, то о позиции  «теоретик» любители песен бардов в русской культуре знают только по речам таких известных бардов, как например: В. Высоцкого (моя авторская песня – песня, обращенная к интеллектуальным эмоциям слушателя), В. Луферова (теория нужна для критики того, что мы делаем), В. Ланцберга (теория – модели организации клубов и фестивалей, заточенные на развитие нашей песенной темы), А. Мирзаяна (теория – доказательное представление о песне как о принципе, формирующем человека разумного), Ю. Лореса (теория – это информация об актерском мастерстве, направленная на выживание профессионального барда как творческой фигуры театра одного актёра – театра песенного моноспектакля), А. Дулова (теория – организованные представления о вольной культуре бардов, как третьем слое культуры вообще). Все высказывания известных бардов вносят только путаницу в то, что можно действительно назвать «Теорией песни». Ни один из них никогда не находился в позиции «песенный теоретик», а только высказывал свои очень приблизительные и пожелательные соображения о том, что это может быть. 

  Наши многолетние исследования показывают, что понятие «теоретик» имеет понятийный корень в информационно-песенном пространстве. Название у такого корня «аутентичный бард». Теоретик должен непременно содержать в чистоте процедуру самоидентификации, ведущую к достижению позиции «аутентичный бард». Что это за процедура? – Это погружение соискателя во множество песен с названием «референтное множество» (в теории песен бардов русской культуры это примерно 1000 песен 250 авторов песен). Но такое множество песен нужно построить [6] и держать в актуально чистом состоянии. Кто этим занимается? – Теоретик.

   В) Компактолог. Эта позиция практически малоизвестна не только в теории песни, но и в культурологии вообще. Но именно в этой позиции происходит формирование компактного образа «культурный след», способного быть воспринятым одним мыслителем. Компактолог – это человек, способный выполнить компактное сжатие информационного поля любой сложности так, чтобы результат сжатия можно было бы культурно транслировать одному мыслителю на уровне: «воспринимаю феномен как целое и по частям». По сути, речь идет о процессе конспектирования высокого уровня компактности. При этом конспект должен обладать гармонично волновой двунаправленной способностью – уметь разворачивать себя от целого к частям и сворачивать себя от частей к целому. Примером наличия такой способности является факт организации темы на уровне «понятийный конвертор».

   4. Общая сборка. Как же собрать вместе всё, о чем мы написали выше? - В качестве иллюстрации такой сборки, опишем ситуацию, которая сложилась у нас во время  контакта с одним из клубов (центров) авторской песни в г. Краснодар (Россия). Его организаторы, познакомившись бегло в интернет с нашими теоретическими работами, задали вопрос: «Как нам сформировать правильно культурный след об истории бардов нашего южного региона? Архив и архивист у нас есть.». - Вот наш ответ по стадиям организации решения задачи: 1) выполните различение в понятийном ряду «архивист-теоретик-компактолог» и  сформируйте недостающие позиции рассмотренного ряда; 2) пусть «теоретик» определит два множества – репрезентное и референтное; 3) пусть «компактолог» построит понятийный конвертор; 4) если  все получилось, то вы можете открывать музей бардов южного региона, в котором вы будете точно транслировать «культурный след бардов южного региона».

Источники и примечания 

1. Орловский С.П. Сборник авторских статей по основам фундаментального песневедения, культурологии и натурфилософии песен. Под ред. Е. А. Ямбурга. Краснодар: Изд. дом «ХОРС», 2016. –162 с. – 500 экз. ISBN 978-5-91084-059-5. URL:  http://id-hors.ru/files/orlovskiy.pdf (03.07.2016); наши многочисленные статьи в научно-культурологическом журнале RELGA» URL:  http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w... authors &userid=1096 (дата опроса 03.07.2016);  а также статьи на сайтах Интернет: www.magru.net, www.bards.ru, www. docme.ru. 

2. Моя информационная справка такова, потому что «культурный след бардов» в той или иной стране, например в Болгарии, пока не подготовлен. Деятельность СМИ, как и деятельность сегмента науки «Авторская песня», здесь можно рассматривать только как вспомогательную помощь. Вот мы и предлагаем энтузиастам всех стран обратить свое деятельное внимание на этот факт и начать формирование такого следа.  

3. Человек, способный к выстраиванию сверток культуры высокого уровня компактности так, чтобы итоговый образ мог быть воспринят одним образованным мыслителем.  

4. Орловский С. К вопросу о понятиях «Алфавизм» и «теория песни». Сетевой журнал «RELGA» №15 [303] 30.12.2015. URL:  http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w... =4466&level1=main&level2=articles (дата опроса 01.10.2016). 

5. Например, архивы: Г.Лепского, В. Ланцберга, В. Луферова, Вл. Бережкова, Т. Визбор, А. Загота, М. Кусургашева, Н.Крупп, М. Баранова.  

6. Отметим, что, по отношению к феномену «Авторская культура песен бардов русской культуры», речь идет о переходе к «референтному множеству песен» от «репрезентного множества песен»  (18000 песен 250 авторов песен).

_________________________

© Орловский Сергей Павлович


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum