Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Бардовский «Табель о рангах»
(№14 [317] 10.12.2016)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

  На наших публичных лекциях нередко звучит вопрос: «Можно ли выстроить иерархию бардов русской культуры, как творцов песен, определив тем самым то, что можно назвать «Табелем о рангах»?». Наш ответ всегда осторожен: «Да, такой табель уже построен, но он опирается не на один, а на ряд ведущих принципов, в том числе и на иерархию. Тема «Табель о рангах» относится к ряду «Проблемы теории песен» и требует отдельной лекции». 

   Состоялась ли уже подобная лекция? – Да, она уже представлена русскоязычной общественности г. Нюрнберга и более широкому кругу на сетевом семинаре «Теория песен бардов» в Интернет. Эта статья предлагает читателю текст авторского конспекта этой лекции.

§ 1. Множество песен «Наша песня» и его свойства 

1. Песенный взрыв «Наша песня». В русской культуре второй половине 20 века возник «песенный взрыв» – появилось большое количество песен, написанных не профессиональными сочинителями песен. 

Почему «взрыв»? – Такое количество песен нельзя было не заметить, они даже замещали песни, написанные профессионалами. Уровень такого количества оценивается нами в 18000 песен от 250 авторов.

Почему «Наша песня»? – Основной социальной силой, поддерживающей «взрыв» была сеть клубов самодеятельной песни (КСП). Участники таких клубов поддерживали и пели песни с пометкой «наша песня». Поэтому нами было выбрано название «Наша песня», хотя было и множество других названий[1]. 

2. Внешние и внутренние границы. С каким типом множества песен мы имеем дело? – «Наша песня» представляет себя как одно большое множество из 18000 песен, составленное из множеств песен её 250 авторов. Но что выражают эти числа? – Только примерную оценку сверху – не более чем. Любому исследователю, который захотел бы  изучать «Нашу песню» как целое, нужно быть готовым к встрече с массивом из не более 18000 песен от 250 авторов. 

Процесс выявления границы явления можно рассматривать только как работу с «размытым множеством» – множеством, граница которого не выражена жестко и преодолевается как некая многослойная организация. Это относится как к внешней границе явления в целом, так и к границам его внутренней организации.  

3. Внутренняя хронологии и её волны и фазы. Любое историческое явление имеет две хронологии: 1) внешняя хронология  как следствие социализации явления; 2) внутренняя хронология – хронология событий собственно явления, без учета его социализации. 

Изучение внутренней хронологии явления «Наша песня» как массовой песенно-творческой активности, обнаруживает три фазы такой хронологии (см. табл. 1): основная, инерция, диффузия. Такие фазы явно просматривается на построенном нами графике [2] «Внутренняя хронология песенно-творческой активности» (см. рис. 1), где каждый автор делает свой песенный взнос, опирая весь массив написанных им песен на год написания своей первой песни.

Основная фаза массового сочинительства «Нашей песни» происходит в «Основной» фазе. Происходит не равномерно, а – волнообразно. Всего здесь насчитывается 7 волн авторской активности песенного сочинительства (см. табл. 2).

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 1. Хронология песенно-творческой активности в «нашей песне» в период 1937 – 2000 гг. Показана «общая» (верхний график) и «малая» [3] хронологии.  Оси: «Х» – ось исторического времени, размерность – годы, шаг шкалы – один год; «Y» – авторская активность, размерность – количество созданных песен в год, шаг шкалы – 100 песен. Цифрами обозначены годы: 1 – 1937 г., 4 – 1940 г., …, 64 - 2000 г., 65 -2002 г. Фазы творческой активности: 12 - 41 (1948 г. - 1977 г., основная фаза), (41-56) - (1977-1992 гг., область инерции), (46-49) – (1982-1985, творческая пауза). 

Табл. 1. Фазы внутренней хронологии явления «Наша песня». 

Стрелка показывает, что «диффузия» возможна и дальше.

 

Фазы

Основная

Инерция

Диффузия

1949- 1977

1978-1992

1993 -> 2000

Качественная характеристика

Массовая творческая активность

Массовость творческой активности заметно снизилась

Творческая активность выражена только единичными актами творчества

Табл. 2. Волны авторской активности в явлении «Наша песня» в первой фазе – массовой манифестации

 

Годы

  1949 - 

1955

1956 -

1958

1959 - 

1962

1963 -1964

1965 - 1968

1969- 

1972

1973-

1977

Номер волны

1

2

3

4

5

6

7 

 4. Отличительное и коренное свойство «Нашей песни». «Наша песня» – это триединая песня. В единое целое соединяются три песенных потока: «самодеятельная песня», «бардовская песня», «авторская песня-1» [4]. Именно эти песенные потоки и их единство образуют корневой признак исторического своеобразия и отсчёта оригинальности «Нашей песни». Как только отмеченное триединство появляется и исчезает, то соответственно появляется или исчезает и явление «Наша песня». 

Триединство «Нашей песни» проявило себя как массовое явление (фаза «Основная» из табл. 1), но потом распалось, уменьшило свой масштаб, затеняясь другими песенными принципами и наименованиями. 

Триединую песню, в отличие от песен с непроявленным типом единства, можно изучать. Как? – Связав два понятия, «песня» и «акцентное гнездо». 

Сначала каждому из песенных потоков триединой песни ставится в соответствие ряд: «самодеятельная песня» – с < с < С < С; «бардовская песня» – б < б < Б < Б; «авторская песня -1»  – а < а < А < А. Каждая буква отмеченных рядов может войти в слово из трёх букв только один раз. Такое слово и есть то, что мы называем «акцентным гнездом» – сбор акцентов разных песенных потоков в общем целом. Тот или иной песенный поток приобретает ведущую в триединстве силу, если соответствующая ему буква стоит в центре «акцентного гнезда» – в  центре слова из трёх букв. Мы говорим здесь, что та или иная песня проявила себя как именной песенный поток, на название которого указывает буква, стоящая в центре «акцентного гнезда». Каждой песне можно поставить в соответствие свое «акцентное гнездо» - маркировать песню «акцентным гнездом».

Наша практика экспертного маркирования песен «акцентным гнездом» показывает, что эксперту проще всего формировать свою оценку, если допустить, что [5]: 1) в центре «акцентного гнезда» можно располагать только жирную букву; 2) не различать положение букв «слева» и «справа» от центральной буквы. То есть, в пространстве «триединая песня», эксперт достаточно просто различает одно из 96 возможных здесь качеств – разных вариантов трехбуквенной записи «акцентного гнёзда».

Например, пусть какой-то песне ставится в соответствие «акцентное гнездо» «абС», это значит, что: 1) песня проявляет себя как  «бардовская песня» (в центральной позиции стоит жирная буква «б»); 2) в песне есть также слабый акцент «а» (авторская песня -1) и акцент средней силы «С» (самодеятельная песня). 

Следует иметь в виду, что «акцентное гнездо» может иметь равноакцентный вариант записи: «абс» или «АБС». Такая маркировка песни указывает на особенный четвертый тип песен «Равноакцентная песня». То есть, говоря о «триединой песне», мы подразумеваем здесь четыре разных типа песен: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1, равноакцентная песня [6].

5. Организационные вертикали песенной онтологии. Результаты наших исследований [7] позволяют проявить несколько линий содержательно-онтологической  организацию онтологии феномена «Наша песня», а именно – три организационные вертикали: 

  •  Вертикаль «Путь песенной аутентики». Здесь множество «Наша песня» представляется как три разных множества в одном целом: 1) репрезентное[8] множество песен – 18000 песен от 250 авторов; 2) референтно-исполнительское[9] множество песен – 1050 песен от 250 авторов; 3) учебное множество песен – 72 песни от 26 авторов. Если в репрезентном множестве все авторы представлены всем массивом созданных ими песен [10], то в референтно-исполнительском множестве они представлены только  особенным качеством достаточного песенно-исполнительского своеобразия. В учебном множестве представлены только песни, на основе которых можно выстроить учебную программу «Гитара бардов». Путь аутентичного исполнителя «нашей песни» намечен здесь как путь восхождения от уровня «учебное множество песен» к уровню «референтно-исполнительское множество».
  •  Вертикаль «Слои песен аудиоархива». Здесь множество «Наша песня» заменяется своим референтно-исполнительским множеством песен. Оно манифестирует себя как три множества, в которых хранятся аудиозаписи всех песен референтного множества, а именно: 1) «Корневое». Здесь собраны оригинальные песни тех авторов песен, которые задают корневую основу всему множеству песен «Наша песня»; 2) «Слой песен». В этом множестве находятся оригинальные песни тех авторов, которые создали ряд песен, выходящих на уровень «оригинальный слой песен»; 3) «Единичное». Здесь собраны песни авторов, которые вошли в референтное множество с одной или несколькими оригинальными песнями. Путь аутентичного исполнителя «нашей песни» намечен здесь как путь восхождения:  «Единичное» ? «Слой песен» ? «Корневое». Все песни аудиоархива маркированы только фамилиями их авторов.
  •  Вертикаль «Фундаментальное триединство».  Содержание «Нашей песни» пронизывает многократное триединство [11]: 1) триединство основных слоёв песенной культуры (профессиональная культура песни, авторская культура песни, фольклорно-народная культура песни; 2) единство трёх песенных элементов (текст, музыка, подача); 3) единство трех песенных линий (самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1); 4) единство трех слухов (песенный, музыкальный, поэтический). Триединство представляет себя как единство 4-х песенных секторов: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1, равноакцентная песня.
  •  Вложенные пространства песни. Комбинаторика модели «песенное гнездо» и практика её использования для экспертного маркирования песен показали[12], что мы имеем дело с ранжированным песенным пространством: пространство ранга № 3 – потенциал возможностей маркирования песен равен 288 (комбинаторный максимум выбранного типа кодировки «акцентное гнездо»), пространство ранга № 2 – потенциал возможностей маркирования песен равен 192 (экспертно-ориентированный максимум), пространство ранга № 1 – потенциал возможностей маркирования песен равен 96 (простой экспертно-ориентированный максимум). Пространство с более высоким рангом включает[13] в себя пространство менее высокого ранга. 

6. Принцип «первичное - вторичное». Те, кто лично общался с известным бардом А.М. Городницким, могли неоднократно слышать как тот, прослушав не свою песню, пытался определить её качество в системе отсчёта « первичное-вторичное ». То есть, где-то в истории есть некто «Первичный автор песен», а то, что мы слышим сегодня, есть только «Вторичное» (повторение того, что уже было найдено ранее). Опора на различение «первичное-вторичное» есть опора на принцип иерархии в образе «Дерево» (один корень) или «Гребешок» (много корней). 

«Наша песня» – это песенный взрыв, в основе которого стоят два автора песен: Б. Окуджава и М. Анчаров. То есть, мы с самого начала имеем не «Дерево», а – «Гребешок». Может быть, А.М. Городницкий выбрал своей базой отсчёта песенно-творческие находки Б. Окуджавы и М. Анчарова? – Не только, речь идёт об оригинальности поэтической идеи песенного текста вообще. В оценке участвует не только бардовская линия, но и результаты истории всей поэтической мировой культуры!? 

Мы не занимаемся оценкой поэтичности песенного текста. Принцип «первичное-вторичное» применяется нами только по отношению к степени повторения «акцентного гнезда» песни. Каждый автор песен делает свой взнос в изучение состояния пространства «акцентного гнезда» нашей песни. Связи уровня «первичное-вторичное» устанавливаются от взноса Б. Окуджавы и М. Анчарова, по пространству состояний «акцентного гнезда» референтно-исполнительского множества песен – пространству состояний песен из «Авторской культуры песен бардов».  

7. Принцип «основоположник - последователь». Пусть у нас есть историческая цепочка творцов песен. Естественно положить «основоположником» того, кто творил раньше в историческом времени. Тот же, кто творит позже, может быть или «последователем» или «основоположником нового». 

Мы считаем Б. Окуджаву и М. Анчарова авторами песен, указавшими своим способом творчества и результатом на особенное пространство «Наша песня» – песни из «Авторской культуры песен бардов». Мы уже знаем, что это пространство имеет не менее 96 «акцентных гнезд». Сколько уже использовано Б. Окуджавой и М. Анчаровым? Последователи здесь все те, кто попадает своими песнями в указанное пространство, не обязательно точно попадая в множество «акцентных гнёзд» от песен Б. Окуджавы или М. Анчарова. Главным признаком последователя является просто факт попадания своим песенным творчеством в пространство «Авторская культура песен бардов».

8. Качество «Автор коллективной песни». В «нашей песне» есть ряд : «коллективные песни» (гимн[14], «паровозик» [15], хоровая[16]). Если какому-нибудь автору удается сочинить такую песню, то это считается большой удачей. Вряд ли кто-то будет возражать, что при построении «табеля о рангах» необходимо учитывать качество «автор коллективной песни». Вопрос только в том, как это делать? – Мы предлагаем это учесть с помощью использования уже названного выше «акцентного гнезда». Наша практика такой маркировки песен показывает, что коллективные песни часто выступают как «равноакцентная песня».

9. Построен ли уже «Табель о рангах»? - Нам известен не один вариант, а примерно с десяток[17] вариантов «Табеля о рангах», выстроенных другими исследователями, архивистами, собирателями, исполнителями песни, просто любителями песни. Главным принципом здесь был принцип «у меня так получилось». Мы уже писали[18], что простое собирательство не приводит автоматически к уровню «теоретическое видение темы», на которое мы претендуем. Нами выстроен «табель о рангах» на основании специальной теоретической модели.

§ 2. Табель о рангах в «Нашей песне» 

Здесь мы предлагаем читателю общее описание организационной структуры нашего образа «Табеля о рангах» в «нашей песне». Такая структура представляется нам как связность из двух элементов: 1) табличный организатор; 2) референтно-исполнительское множество.

   1. Табличный организатор. Он представлен таблицами 3 и 4. Здесь сочетаются два уровня организации – вертикаль (аналог дереву) и горизонталь (аналог яблоку). 

Табл. 3. Общий вид бардовского «Табеля о рангах» в простых ячейках

Предшественники (0)

00

Подуровни

(аналог яблоку)

Слои «нашей песни» (аналог дерева)

Корни(1)

Ствол(2)

Ветки(3)

Листья(4)

Основатели (1)

11

-

-

-

Ядро (2)

12

22

32

-

Внутренний слой (3)

13

23

33

43

Граница (4)

14

24

34

44

Обе таблицы действуют в одном и том же пространстве данных, но по-разному его представляют. Таблица 3 работает с простыми ячейками таблицы, а таблица 4  работает с группами таких ячеек (ряды № 1–4 ). Каждый автор песен может быть отнесен как к простой ячейке таблицы, так и к групповой ячейке.  

Табл. 4. Общий вид бардовского «Табеля о рангах»  в групповых ячейках

Предшественники (0)

Список имён ячейки

Подуровни

(аналог яблоку)

Слои «нашей песни» (аналог дереву)

Корни (1)

Ствол (2)

Ветки (3)

Листья (4)

Основатели (1)

Ряд №1

 

-

-

-

Ядро (2)

Ряд №2

Ряд №3

-

Внутренний слой (3)

Ряд №4

Граница (4)

Граница №1

Граница №2

Граница №3

Граница №4

Переходы между вертикальными слоями выражены пограничным слоем (Граница 1–4). Также имеется ячейка «Предшественники», которая учитывает авторов песен, которые начали писать песни раньше тех авторов песен, которые определены для подуровня «Основатели». Знаком «-» (минус) помечены пустые ячейки.

Кодировка ячеек таблиц происходит по определенному правилу. Например: 1) код «12» указывает ячейку на пересечении колонки №1 «корни» и строки № 2 «ядро»; 2) код «Р2» указывает на принадлежность к множеству авторов «Ряд №2». Следует учесть, что мы используем последовательность цифр адреса несколько в непривычной для читателя форме: сначала – «номер колонки», а потом – «номер строки». Обычное использование таблицы опирается на другую адресацию: сначала – «номер строки», а потом – «номер столбца».

Колонка «Корни» содержит авторов песни, аудиозаписи которых размещены в множестве «Корневое» аудиоархива.

   2. Референтно-исполнительское множество песен. Такое множество организовано в виде таблицы из 1050 строк и пяти столбцов. Часть этой таблицы показана содержанием таблицы 5. Представлена информация по всем участникам ячейки «Предшественники» (ячейка с адресом 00 «Табличного организатора») – 5 авторов песен. 

Табл. 5. Фрагмент таблицы «Референтно-исполнительское множество песен

Названия песни по первой строке

Фамилия

автора песни

Ак-

цент

Адрес

Кол.

песен

День, ночь

Агранович Е.

абс

00

4

Неужели в наше время

Агранович Е.

саб

00

-

Просто крылья устали

Агранович Е.

абс

00

-

Я в весеннем лесу 

Агранович Е.

аСб

00

-

Надоело говорить и спорить

Лепский Георг.

аСб

00

1

Я не знаю где встретиться

Львовский М.

аСб

00

1

Мне не забыть той долины

Моренц Н.

аСб

00

1

Немые версты лежат за спиной

Шангин-Березовский Ген

САб

00

3

Трава умыта ливнем

Шангин-Березовский Ген

САб

00

-

Ты стоишь у окна 

Шангин-Березовский Ген

сАб

00

-

   3. Связность элементов организации. Если использовать образ таблицы 3 для выражения содержания референтно-исполнительского множества, то мы получим содержание, показанное в таблице 6. В этой таблице указано, что «Табель о рангах» охватывает 268 авторов песен, 5 из которых есть «предшественниками» [19] и 22 относятся к разряду «неизвестный автор» [20].

Табл. 6. Общий вид бардовского «Табеля о рангах». Число после наклонной черты обозначает количество песен неизвестного автора

Предшественники(0)

5

 

Подуровни

(аналог яблоку)

Слои «нашей песни»(аналог дереву)

Контроль

Корни(1)

Ствол(2)

Ветки(3)

Листья(4)

Основатели (1)

2

0

0

0

2

Ядро(2)

18

5

18/4

0

41/4

Внутрений слой(3)

9

34

68/7

72/4

183/11

Граница(4)

3

9

16/4

9/3

37/7

Итого

32

48

102/15

81/7

263/22

Всего

268/22

Сравнивая таблицы 4 и 6, можно легко понять, что например: 

1) «Ряд №1» таблицы 4 это сумма содержимого ячеек с адресами 11,12,13 – сумма 18 + 9 +3 = 29. Это означает, что «Ряд №1» входят 29 авторов песен. Их фамилии известны, среди них нет «неизвестного автора».

2) Подуровень «Граница» таблицы 4 содержит сумму ячеек с адресами 14, 24, 34, 44 – сумма 3+ 9 + 16 + 9 = 37. Здесь есть и неизвестные авторы – их 4 + 3 = 7. Это означает, что подуровень «Граница» содержит множество из 37 авторов песен, среди которых 7 из разряда «неизвестный автор».

3) Самым многочисленным является подуровень «Внутренний слой». Здесь располагаются 183 автора песен, 11 из которых являются «неизвестным автором».

4) Близко подошли к подуровню «Граница» 81 автор песен, соответствующих слою «Листья».

Проверка исчерпания пространства возможностей. «Основатели» представлены в нашем референтно-исполнительном множестве разным количеством освоенных ими «акцентных гнёзд» (см. табл. 7): Б. Окуджава – 11 вариантов и М. Анчаров – 4 варианта.  У «Основателей» одно гнездо общее ( отмечено затемнением ), что указывает на освоение ими в целом 14 различных «акцентных гнёзд». 

Между группой «Предшественники» и группой «Основатели» есть одно общее «акцентное гнездо» (отмечено затемнением). Такая общность есть только с «акцентными гнёздами» М. Анчарова, но не с «акцентными гнёздами» Б. Окуджавы. 

В группу авторов песен ячейки с адресом «12» – «Корни-ядро» (см. табл. 3 и 4) попадают 18 человек, имена которых показаны в таблице 8. Наш анализ показывает, что их песни используют 47 различных вариантов маркировки «акцентного гнезда» песни. Сюда входят все маркировки М. Анчарова, но не все маркировки от Б. Окуджавы. Из 11 оригинальных маркировок Б. Окуджавы повторены лишь 8, 3 маркировки остались неиспользованными. Эти использованные маркировки представлены в таблице 9.   

Табл. 7. Множество «акцентных гнёзд» основоположников «нашей песни»

Предшест-венники

Анчаров М.

Окуджава  Б.

Использовано участниками

«Корни-ядро»

01

Абс

АбС

абс

+

02

аСб

абС

Сба

+

03

Абс

Абс

СБа

+

04

аСб

абС

Абс

+

05

аСб

 

саб

+

06

Саб

 

СБА

+

07

Саб

 

Сба

+

08

сАб

 

АБС

+

09

 

 

СбА

-

10

 

 

Абс

-

11

 

 

АБС

- 

Табл. 8. Фрагмент бардовского «Табеля о рангах». 

Колонка «Удельный коэффициент» получена как результат деления числа из колонки № 4 на число из колонки № 3

Адрес

Фамилия автора песен

Количество

песен

Количество

«акцентных гнезд»

Удельный коэф.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

11

Окуджава Б.Ш.

28

11

0,39

11

Анчаров М.Л.

7

4

0,57

12

Городницкий А.М.

12

2

0,17

12

Матвеева Н.Н.

9

3

0,33

12

Матвеева В.И.

14

5

0,36

12

Якушева А.А.

14

5

0,36

12

Галич А.А.

14

6

0,43

12

Туриянский В.Л.

21

10

0,48

12

Ким Ю.Ч.

12

6

0,50

12

Кукин Ю.А.

13

7

0,54

12

Долина В.А.

11

6

0,55

12

Ланцберг В.И.

23

13

0,57

12

Высоцкий В.С.

12

7

0,58

12

Мирзаян А.З.

15

9

0,60

12

Визбор Ю.И.

16

10

0,62

12

Луферов В.А.

17

11

0,65

12

Крупп А.Я.

9

6

0,67

12

Дулов А.А.

14

10

0,71

12

Дикштейн Г.Е.

13

10

0,77

12

Клячкин Е.И.

15

12

0,80

Итого

289

47

-

Табл. 9. Песни Б. Окуджавы с особенной оригинальностью «акцентного гнезда», неиспользованные последователями из группы «Корни- ядро»

Название песни по первой строке

Фамилия автора песен

Акцент

01

Виноградную косточку

Окуджава Б.Ш.

СбА

02

Все глуше музыка души

Окуджава Б.Ш.

Абс

03

Живописцы окуните ваши кисти

Окуджава Б.Ш.

Абс

04

Когда внезапно возникает

Окуджава Б.Ш.

Абс

05

Опустите пожалуйста синие шторы

Окуджава Б.Ш.

Абс

06

С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга

Окуджава Б.Ш.

Абс

08

Я вновь повстречался с надеждой 

Окуджава Б.Ш.

АБС 

Здесь, можно сделать несколько выводов, а именно: 1) авторы ячейки «корни–ядро» являются полными последователями М. Анчарова и частичными последователями Б. Окуджавы; 2) «Основатели» и участники ячейки «корни – ядро» вместе использовали 50 маркировок «песенного гнезда» из 96 возможных. Не выбрали полностью потенциал пространства «нашей песни» с рангом № 1, оставив здесь для авторов следующих ячеек таблицы ещё 46 маркировок «песенного гнезда»; 3) Если Б. Окуджава и М. Анчаров обнаружили вход в пространство «Авторская культура песен бардов», то их ближайшие 18 последователей (авторы песен ячейки «12» табл. 6)  поверили песенно-сочинительской практикой половину возможного здесь разнообразия, расширив спектр используемых маркировок «акцентного гнезда» более чем в четыре раза – от 14  до 47. 

Экранный автор. Представьте себе, что тот, кого мы назвали «последователем», сочиняет песни так, что множество «акцентных гнёзд» этих песен включает в себя, как подмножество, множество «акцентных гнёзд» песен того, кого мы назвали «основоположником». Если уйти от хода исторического времени, то «последователь» и «основоположник» могут вполне поменяться местами! Такого «последователя» мы называем «экранный автор» – его песенное творчество как бы закрыло творческим экраном хотя бы одного из «Основателей». 

Кто из авторов песен наиболее явно заметен по данным таблицы 9? - Здесь несколько человек, а именно: 1) Булат Окуджава имеет самое большое количество песен; 2) Владимир Ланцберг имеет самое большое количество «акцентных гнезд»; 3) Евгений Клячкин имеет самый большой «удельный коэффициент». 

Кого можно считать возможным претендентом на позицию «экранный автор»? – Прежде всего, тех, кто является феноменально результативным автором песен, например: В. Высоцкий (400 – 600 песен) М. Щербаков (около 1000 песен), Е. Фролова (около 800 песен), П. Старчик (около 1500 песен), С. Коренблит (несколько тысяч песен). Здесь мы только делаем предположение, а выяснение его истинности откладываем до нашей будущей статьи «Связь между авторами песни у бардов» [21].

   4. Частотные свойства пространства ранга №1. Обращаем внимание читателя на то, что наше референтно-исполнительское множество песен содержит, в общем случае, не одну, а несколько песен с одинаковым значением «акцентного гнезда». Выбор песен из такого множества по коду «акцентное гнездо» укажет не на одну, а на несколько песен одного и того же или разных авторов песен. 

Как же реально распределяются частоты использования возможностей потенциала песенного пространства? – Чтобы читатель смог себе представить в общих чертах такое распределение, мы построили частотную характеристику для песенной практики авторов песен «корни – ядро» (адрес «12»), перечисленных в таблице 8. Такая характеристика показана в таблице 10.  

Табл. 10. Частоты использования разных «акцентных гнёзд» в группе авторов песен «Корни-ядро»

Охвачено множество из 280 песен.

Акцент

Частота использования акцента

Акцент

Частота использования акцента

бас

20

СБа

3

аСб

20

СБа

3

абс

18

сБа

3

баС

16

бас

3

аСб

13

АбС

3

аСб

12

Абс

3

АБС

12

Сба

2

абС

12

Саб

2

бАс

11

бСА

2

бАС

10

бАс

2

аБс

10

баС

2

баС

9

АБс

2

бас

9

СбА

1

аСб

9

Саб

1

аБс

9

БАс

1

бАс

8

баС

1

абс

7

асб

1

АБс

6

асб

1

Абс

6

АБС

1

абС

6

АБС

1

СБа

4

АБс

1

бас

4

АбС

1

Абс

4

абс

1

абС

4

-

- 

5. Как пользоваться «Табелем о рангах»? - Всё начинается с содержания референтно-исполнительского множества. Например: 

1) Пусть какой-то любитель песен хочет прояснить для себя вопрос о месте положения автора песен фамилией «Высоцкий» в явлении «Наша песня». Он открывает таблицу «Референтно-исполнительское множество» и выполняет в ней поиск по колонке «фамилия автора песен». Находит фамилию «Высоцкий» и смотрит в содержимое колонки «адрес». В данном случае там будет стоять число «12» – адрес ячейки в таблице 3 или таблице 4. Полный ответ будет иметь вид: «В.С. Высоцкий входит в список авторов «нашей песни» как автор уровня «корни-ядро»». Если вы хотите ещё более уточнить информацию, то можно воспользоваться информацией о волнах авторской активности (см. табл. 2). Тогда вы получите дополнительную информацию, что «В.С. Высоцкий является автором песен «волны № 3». До его появления уже сделали песенную заявку 13 бардов песенного взрыва «наша песня» русской культуры 20 века. Его авторский номер здесь – № 14».

3) Пусть кому-то интересно узнать какие песни можно считать исполнительски характерными для барда «А. Городницкий». Для ответа на вопрос нужно открыть таблицу «Референтно-исполнительское множество» и выполнить поиск по фамилии «Городницкий». Соискатель поиска быстро обнаружит 12 песен, маркированных своей первой строчкой. Их аудиозаписи находятся в аудиоархиве «корневое», отмеченные фамилией «Городницкий».

4) Пусть какой-то автор не согласен с тем, что его фамилии нет в нашей таблице «Референтно-исполнительское множество». Он берёт свою лучшую песню и пробует маркировать её как «триединую песню» – маркировать песню «акцентным гнездом». Если ему это удаётся, то это означает, что он ввёл свою песню в пространство «наша песня» и теперь может пользоваться таблицей «Референтно-исполни-тельское множество». Далее нужно выполнить в этой таблице поиск по содержимому колонки «Акцент». Здесь возможны два простых варианта результата поиска: 1) такое «акцентное гнездо» уже есть и соискателю надо сравнить свою песню с песнями, указанными в таблице. Если ему кажется, что его песня не хуже, то он может нам написать об этом, выслав её аудиозапись; 2) такого «акцентного гнезда» нет. Тогда у автора есть все основания написать нам об этом.

5) Пусть вы являетесь членом жюри какого-то фестиваля или ведущим авторской мастерской в современном направлении «Авторская песня». И пусть у вас возник вопрос о качестве новизны песни, которую вам предъявляет тот или иной участник мероприятия. Вы можете это быстро сделать, выполнив первую часть действий, уже описанных нами в предыдущем случае 3). Только вы никуда и ничего не шлёте, а принимаете обоснованное решение на месте.

6. Кто отвечает за чистоту и актуальность «Табеля о рангах»? - Ответ прост: « Отвечают те, кто назвался «теоретиком песни» и конструирует здесь различные умозрительные модели». Комментирование содержания песен, которым заняты ученые филологи сектора науки «Авторская песня», ничего такого не предполагает и практически не связывает себя с обязательным возвратом в практику песен. Говоря проще – вообще не имеют отношения к «теории  песни». Однако, все теоретические начинания, имеющие своим началом теоретическую деятельность в «Культурном следе КСП [22]», никогда не мыслили себя в отрыве от потребностей песенной практики. Возникли как необходимость выстраивания теоретического идеала для ориентирования стихии такой практики. 

Резюме

Конструирование «Табеля о рангах» в «нашей песне» является проблемой, которая соединяет в себе целый ряд линий сложности, например: 1) массовая задача – нужно работать с массивом песен в 18000 песен от 250 авторов; 2) песенная синкретика – нужно уметь анализировать каждую песню не по частям, а как синкретическое триединое целое; 3) потенциал пространства «Авторская культура песен бардов» – нужно научиться оценивать потенциал такого пространства и уровень его исчерпания тем или иным автором песен. 

Какие теоретические модели Предложена оригинальная теоретическая модель  «Табель о рангах», включающая в себя: 1) внутренняя хронология песенно-творческой активности; 2) организационные вертикали; 3) триединство песни, выраженное через «акцентное гнездо»; 4) ранговая организация песенного пространства: ранг № 1 – 96 «акцентных гнезд», ранг № 2 – 192 «акцентных гнезд», ранг № 3 – 288 «акцентных гнёзд»). 

Главный организационный узел предложенного «Табеля о рангах» состоит из трёх взаимно связанных элементов: 1) табличный организатор (таблица из 4-х столбцов и 4-х строк; 268 участников подразделено на 12 групп и 4 ряда); 2) референтно-исполнительское множество песен (таблица из 1050 строк и 5 колонок. Здесь взаимно связываются:  «название песни по первой строке», «акцент», «фамилию автора», «адрес автора в табличном организаторе», «количество песен автора в данной таблице»); 3) аудиоархив песен (организован в трёх алфавитных множествах: «корневое», «слой песен», «единичное». Все элементы множества маркированы только фамилией автора и условным номером).

Предложенная модель «Табеля о рангах» практически ориентирована и полезна для широкого спектра песенных практиков: исполнителей песни и авторов песни, жюри фестивалей и ведущих авторских мастерских, исследователей песни, журналистов и писателей песенной темы. Ответственность же за чистоту «Табеля о рангах» полностью ложиться на плечи всех тех, кто видит себя в позиции «теоретик песни». 

Примечания и источники 

1. Самодеятельная, бардовская, туристская, авторская, поэтическая и др. Мы насчитываем здесь около 60 бытовавших синонимов.

2. Подробно график описан в нашей статье «Новая хронология авторской песни» (Релга №18 [256] 15.12.2012. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=authors&userid=1096 ). 

3. Только «авторы песен первого ряда».

4. Не путать с современным названием «авторская песня».

5. Подробнее о пространстве состояний «акцентного гнезда» см. в нашей статье «Новая модель «Самоидентификация исполнителя песен»» (Релга, №7 [263], 25.05.2013. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=1096).

6. Часто это те песни, которые исполняются хором.

7. Частный инициативный исследовательский проект «Барды Мира» (1978 – по настоящее время) автора статьи. 

8. Такое множество сформировалось у нас путём естественного многолетнего собирания песен разных авторов, входивших в сеть деятельности клубов самодеятельной песни бывшего СССР. Здесь использована информация различных архивистов, хороших исполнителей песни, учебных  программ клубных «Гитарных школ», программы абонементных концертов бардов и множество неофициальных песенников.

9.Такое множество сформировалось в результате нашей деятельности как исполнителя песни, устремленного в двухзвенно-сопряженную позицию «аутентичный и универсальный исполнитель песен бардов». Также здесь сказалась практика преподавания в клубной школе «Гитара бардов». Сегодняшний вариант состава множества сформировался не сразу, прошёл фазы «рабочий вариант», может быть рекомендован всем основательным исполнителям песен и организаторам конкурсов, фестивалей и слётов.

10. Мы учитываем только песни авторов из «Авторской культуры песен бардов». У каждого автора легко обнаружить и песни не этой культуры. 

11. Здесь же и раскрытие  известной проблемы «Синкретика песен бардов» – проблема основы восприятия песни как некого целого, не разделяемого нормальным слухом на составные части.

12. См. нашу авторскую монографию.

13. Например, может быть использована аналогия «клавиатуры рояля» – увеличение ранга пространства означает введение большего количества черных клавиш (большего дробления промежутков между белыми клавишами). Можно говорить о появлении здесь ряда новых клавиатур черных клавиш. Исследования с подбором удобной для эксперта и адекватной аналогии не закончены, поиск продолжается.

14. Примеры: Б. Окуджава «Поднявший меч на наш союз», Ю. Визбор «Наполним музыкой сердца», В. Берковский «Для того дорога и дана». 

15. Примеры:  Ю. Визбор «Лыжи у печки стоят», В. Берковский «Вот как будто бы сначала», С. Никитин «Вот идет по свету человек-чудак».

16. Примеры: Р. Ченборисова «Люди идут по свету», В. Фёдоров «Если прошлое остыло», Е. Клячкин «Как непрочны двери». 

17. Эшелоны авторов от Р. Шипов, алфавитный указатель авторов в проекте Е.Г. Евдокимова и др. 

18. Орловский С. Разница между опорами «Алфавизм» и «Теория песни». Релга, 15 [303] 30.12.2015. : URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=authors&userid=1096.

19. Писали песни до начала рассматриваемого нами периода – до 1949 года.

20.  В референтном множестве есть 22 песни, автор которых нам не известен.

21. Такая статья находится в работе. Мы надеемся её завершить в ближайшее время.

 22. Абревиатура «Клуб самодеятельной песни».

_________________________

© Орловский Сергей Павлович

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum