|
|
|
Введение Что в настоящее время развивается наиболее бурными темпами? На этот вопрос можно дать прямой ответ - конечно же, интернет. Только в России ежемесячно свои первые шаги в этот огромный мир совершают около десяти тысяч человек. Помимо этого в связи с развитием беспроводных и сотовых технологий возможность выхода в интернет получили и владельцы переносных ноутбуков и сотовых телефонов. Однако вещательными компаниями давно овладела идея привлечь телезрителей к участию в том, что происходит на телеэкране. Телевизионные опросы и прямой эфир, общение с телезрителями и через пейджинговую связь и электронную почту, а также интернет-чат, применяемый Дмитрием Дибровым в программе "Антропология" на канале НТВ, - это только начало: все равно каждый зритель видит одно и то же. Но суть интерактивного телевидения не сводится к расширению традиционного телевидения до двусторонней системы передачи информации. Главное - это переход от широковещательных (broadcasting) технологий к узконаправленным (narrowcasting) и индивидуальным: из пассивных потребителей общедоступной теле- и видеоинформации телезрители превращаются в активных участников процесса формирования и распространения телепрограмм. Телевидение станет универсальным поставщиком новых форм информирования, общения, электронной коммерции и развлечений, а телевизор - универсальным средством доступа к глобальным ресурсам интернета и новому поколению бытовых устройств, управляющих домашним хозяйством. Что такое iTV Интерактивное телевидение (iTV) - это широкий, "всеобъемлющий" термин, как, например, "мультимедиа". Идея интерактивного ТВ витает уже давно, но и сейчас мало кто представляет себе, каким образом человек по ту сторону экрана может повлиять не только на ход передачи в прямом эфире, а, допустим, на развитие сюжета кинофильма. Тем не менее, существует достаточно устоявшаяся классификация услуг, предоставляемых компаниями в сфере интерактивного телевидения. В ней выделено четыре основных направления, отличающихся как функциональностью, так и содержанием: По этой классификации рекламируемое компаниями "интерактивное телевидение" часто не является таковым. Но поскольку термин "интерактивное ТВ" гораздо привлекательнее, чем "расширенное ТВ", маркетинговые структуры компаний охотнее используют именно его, и с этим ничего не поделаешь. Все перечисленные выше возможности реализуются при помощи телевизора и дополнительного устройства, называемого Set-Top Box, плюс пульт дистанционного управления и/или беспроводная клавиатура. Наиболее простые "интерактивные сценарии" уже давно и довольно активно используются в "обычном" телевидении. Это телевизионные опросы при помощи обратных звонков по телефону; общение в прямом эфире телепередачи при помощи пейджинговой связи, электронной почты и чата; торговля различной продукцией по принципу "магазина на диване". Но расширенное, персональное и интерактивное ТВ шагнет намного дальше. В интервью ZDNet президент компании ARRAVA Илья Пономарев отметил, что в США уровень распространенности персональных компьютеров остановился на отметке 50%, а уровень распространенности телевизоров - на отметке 98%, так что "барьер проникновения технологий" принципиально разный. Вот за эти "оставшиеся 48%" - за людей, имеющих телевизор, но не желающих покупать компьютер, и разворачивается борьба. Расширенное ТВ При помощи функций расширенного, или интернет-ТВ, телезритель получает доступ к дополнительным информационным ресурсам, в том числе к ресурсам интернета (просмотр web-страниц, работа с электронной почтой). Он может искать нужную информацию, делать покупки в электронных магазинах, общаться по электронной почте, участвовать в форумах и чатах, отправлять SMS-сообщения, хранить персональную информацию в электронных адресных книгах и календарях, создавать семейные фотоальбомы и т.п. Одновременно с просмотром телевизионных программ зрители могут совершать действия, непосредственно относящиеся к текущей телепередаче, например, запрашивать и получать дополнительные сведения: информацию о программе, ее авторах и участниках, анонсы будущих передач, материалы по той же теме, не вошедшие в основную телепрограмму. Они имеют доступ к архиву прошлых выпусков программы и возможность в ходе передачи совершать покупки сопутствующих товаров и услуг (телевизионная коммерция). Например, во время показа видеоклипа можно узнать биографию исполнителя, график его концертов и заказать билеты, а при просмотре матча - ознакомиться с составом участников и таблицей игр, купить билеты и сувениры, разузнать о комментаторе, прочитать спортивные новости и т.д. И все это, не отрываясь от телепрограммы или матча. Технология расширенного ТВ во всем мире достаточно известна и на сегодняшний момент полностью стандартизована. Одним из примеров предоставления таких сервисов является канал DirecTV, который существует в США, Японии и нескольких европейских странах. Этот канал построен на основе технологии WebTV компании Microsoft. Также расширенным телевидением занимаются, например, спутниковый вещатель BeSkyBe и еще целый ряд компаний. Сейчас это довольно популярная технология, для использования которой дома необходимо иметь соответствующие приставки: аналоговые, которые будут получать информацию по специальному VBI-каналу, или цифровые. Все эти приставки принимают также обычный ТВ-сигнал, аналоговый или цифровой соответственно, и имеют возможность организации обратного канала, как правило по телефонной линии. Уровень цен на эти приставки - от 150 до 350 $. Число абонентов WebTV составляет несколько миллионов. В США этой технологией пользуется около двух миллионов семей. Персональное ТВ Персональное телевидение позволяет телезрителю выбирать время просмотра интересующих его телепередач и видеофильмов из электронной программы (EPG), создавая таким образом персональный телевизионный канал, по которому нужные передачи будут идти в нужное время (телевизор сигнализирует о наступлении этого времени). Возможно задание персонального профиля телезрителя, в соответствии с которым он будет получать сообщения о передачах, входящих в круг его интересов. Если позволяют аппаратура и провайдер iTV, пользователь персонального ТВ может записать на жесткий диск одновременно несколько передач и использовать режим "картинка в картинке" с неограниченным количеством окон. Но интереснее всего, пожалуй, возможность отфильтровать рекламу, выбрав контекстно-зависимую рекламу, которая отвечает тематике телепрограммы и предлагается к просмотру только в определенной привязке к конкретному сюжету, или персональную целевую рекламу, ориентированную на личные интересы, потребности и возможности. И наоборот, особо жаждущие в любое удобное для себя время могут воспользоваться архивом рекламы: вся рекламная информация постоянно хранится на сервере телекомпании и открыта для пользователей. Некоторые вещатели предоставляют еще один вид услуг - видео по запросу. Эта технология позволяет заказывать интересующую вас передачу, кино- или видеофильм в любое удобное время. Крупнейшие поставщики услуг этого типа - компании TiVo и RecordTV - работают в США, Европе и Японии. Их устройства представляют собой аналог цифровых видеомагнитофонов, которые позволяют одновременно смотреть телевизор и записывать интересные передачи, идущие по другим каналам. Они работают с аналоговыми кабельными сетями и используют электронную программу передач (EPG). Интерактивное ТВ Наиболее сложным, необычным и интересным из всех новых видов телевещания является интерактивное телевидение, идея которого, впрочем, до конца пока не ясна. Известно лишь, что оно предоставляет телезрителю самые невероятные возможности активного участия в телепередачах. Отвечая на вопросы, заполняя анкеты и используя другие предлагаемые формы обратной связи, зритель оказывает непосредственное влияние на ход передачи. Он может выставить для участия в шоу свой виртуальный образ или даже стать соавтором, выбирая декорации, ведущего и варианты развития сценария передачи или фильма. Совмещая возможности персонального и интерактивного телевидения, можно смотреть новостные программы, скомпонованные по своему вкусу. Пока из всех перечисленных возможностей реализована только одна - просмотр с разных камер по выбору телезрителя. Такие трансляции футбольных матчей ведет британская фирма BeSkyBe, а гонок "Формулы-1" - собственная система трансляции их организаторов. Пользователи получают со спутника несколько изображений и могут сами выбирать интересные виды съемок (посмотреть на игровое поле с разных точек стадиона, выбрать вид из машины пилота или какой-то участок на трассе). У BeSkyBe 5-6 млн. абонентов. В систему вещания BeSkyBe входят как обычные каналы, так и каналы расширенного телевидения и видео по запросу. SmartHome Интерактивное телевидение создает условия для реализации концепции SmartHome, когда телевизор становится центром управления домашним хозяйством и бытовыми приборами. Устройства с дистанционным управлением уже существуют, но развитие этого рынка сдерживается дороговизной дополнительных средств отображения их состояния. Использование телевизора в качестве центра управления, возможно, позволит сделать первые шаги в направлении создания "умного дома", в котором можно, например, загрузить в микроволновую печь рецепт приготовления блюда, выбранный в интернете на основе автоматически собранных сведений о содержимом холодильника в текущий момент. Хозяин - через интернет - сможет контролировать состояние дома и всех имеющихся в нем устройств, находясь в офисе или даже проводя отпуск на другом конце света. Когда телевизионная приставка iTV, фактически аналог компьютера, работает в доме постоянно, разумно возложить на нее дополнительные функции, подключив внешние управляющие модули. Такие комплексные системы существуют, но не на массовом рынке. Каждое решение создается по требованиям и возможностям конкретного заказчика. Платформы iTV Существует несколько программно-аппаратных платформ для интерактивного телевидения, лидерами среди которых являются Liberate TV, OpenTV и Microsoft TV. Программные решения Microsoft базируются на стандарте ATVEF, описывающем представление и формат интерактивных телевизионных программ. Он разработан организацией Advanced Television Enhancement Forum, созданной весной 1998 года 14 компаниями: CableLabs, CNN, DirecTV, Discovery, Disney, Intel, Microsoft, NBC и др. Сегодня эту спецификацию поддерживает 65 фирм-разработчиков ПО и аппаратуры. Количество различных телевизионных сетей, каналов и других вещательных компаний, которые поддерживают технологии интерактивного (в широком смысле) телевидения, на сегодняшний день составляет пять-шесть десятков. Это WebTV, AOL TV, BeSkyBe, Channel+ и др. Цены на приставки для iTV имеют довольно большой разброс и зависят как от возможностей самого вещателя, так и от функций и аппаратной части устройства (наличия клавиатуры, поддержки различных стандартов, типа модема: обычный, для выделенных линий или IDSL). Приставки, работающие с аналоговым сигналом, стоят 150-350 $; приставки, позволяющие выходить в интернет и просматривать сайты на экране телевизора - 100-200 $; приставки, принимающие сигналы цифрового телевидения - 200-700 $; а устройства, снабженные жестким диском и позволяющие записывать телепередачи - 350-800 $. Возможно, что в будущем компании перейдут к выпуску цифровых телевизоров с поддержкой стандартов интерактивного телевидения. Thomson уже сейчас предлагает такую модель. На прошедшей недавно в Москве выставке Cable&Satellite приводились такие данные: для распространения радио потребовалось около 50 лет, телевидения - больше 20, интернет вошел в употребление за 5 лет, а темпы роста подписчиков интерактивного телевидения превышают темпы роста интернета. За последние два года численность абонентов интерактивного ТВ увеличилась в 10 раз и счет людей, которые сегодня смотрят те или иные интерактивные каналы, уже идет на десятки миллионов. iTV в России В России в области интерактивного телевидения работают главным образом две компании, которые занимаются полным циклом работ - от проектирования ПО и аппаратуры до создания информационного наполнения и организации продаж ТВ-приставок. Это холдинг "Рикор", известный многим по рекламе приставок "Телеком-Рикор", и AIMSystems, входящая в группу компаний ARRAVA Internet Management. Первые приставки "Рикора" появились в конце 1999 года, а AIMSystems готовится выйти на российский рынок интерактивного ТВ только в нынешнем году. Аналогичные планы строила еще одна российская фирма, но ее проект интерактивного телевидения заморожен. Холдинг "Рикор". В середине 1998 года холдинг "Рикор" (Российская Информационная КОРпорация) начал проект, прототипом которого послужил WebTV. В конце года компания, решившая позиционировать себя как разработчика интерактивного телевидения, приступила к разработке соответствующей приставки. Сначала идея заключалась в том, чтобы телезритель получил выход в интернет и возможность доступа к некоторой дополнительной информации в дополнение к обычному телевидению. Но вскоре стало ясно, что интерактивное телевидение требует объединения интернета и телевидения. В 1999 году была готова первая приставка, которая обеспечивала расширенное аналоговое телевидение. Данные для нее передавались подобно телетексту - между кадрами изображения. Сигнал содержал некоторую дополнительную информацию, например биографию актера, вопросы викторины, сообщения из чата, информацию о возможности заказать диск исполнителя и т.д. Система обеспечивала ограниченную пропускную способность (250 Кбит/с), а необходимая для нее аппаратура на многих каналах либо отсутствовала, либо была задействована для других коммерческих целей. Весь 1999 год ушел на разработку, тестирование и апробацию системы, а в начале 2000 года приставка уже поступила в продажу и началось производство интерактивных программ. Пробным шагом стал концерт Укупника, а первой программой прямого эфира, выпущенной в интерактивном варианте - "Английский футбол" на канале REN-TV. Договор о вещании был подписан и с каналом ТВ-6. Однако приставки, получившие название "Телеком-Рикор", получились весьма дорогими - 500 у.е. и выше. Позиционировалось устройство как мультимедийный центр: в нем были реализованы все возможности расширенного ТВ, в том числе электронная программа передач. Приставка содержала дисковод CD-ROM или DVD-ROM и поддерживала подключение систем автоматизации дома, безопасности и видеоконтроля. Она представляла собой компьютер на базе процессора AMD K6-2, работающий под управлением операционной системы Windows 98. Впоследствии "Рикор" разработал более дешевые узкоспециализированные устройства по цене от 300 у.е. Для разработки информационного наполнения телепередач в 1999 году в составе холдинга была создана отдельная телекомпания "Интерактивное телевидение Рикор", которая в настоящее время и занимается выпуском интерактивных вариантов различных телепрограмм: "Я сама", "Мое кино", "Старая квартира", "Диалоги о животных" и др. Однако зритель аналогового ТВ достаточно вяло отреагировал на появление новых возможностей - за все время было продано не более тысячи комплектов. В настоящее время "Рикор" разрабатывает цифровой спутниковый вариант приставки совместно с "НТВ Плюс". Основным его отличием от аналогового будет возможность записи цифрового телевизионного сигнала, чтобы, просматривая программу, можно было возвращаться назад, делать паузу или пропускать рекламу. Но самое интересное - это возможность "нелинейного просмотра" записанной передачи. Например, можно будет посмотреть не весь футбольный матч, а его краткий 15-минутный обзор, все острые ситуации в игре, голевые моменты у ворот или потасовку в ходе игры. Из новостей можно будет выбирать интересные для себя сюжеты, причем в нужной последовательности. В новую цифровую серию войдут приставки трех видов: мультимедийный домашний центр с возможностью просмотра DVD (цена около 800 у.е.), расширенная интерактивная приставка без DVD, но с жестким диском для записи телепрограмм общей длительностью до 10-20 часов из расчета в среднем 1 Гбайт на час записи (около 500 у.е.) и дешевый (не более 200 у.е.) вариант приставки без жесткого диска, позволяющий в то же время воспользоваться всеми другими возможностями расширенного телевидения, включая выход в интернет. Все они будут выпущены в 2001 году. В создании новых приставок принимает участие Fujitsu-Siemens и одна из корейских фирм. В качестве обратных каналов связи, как и в случае аналоговых приставок, будут использоваться телефонные линии. Есть возможность организовать асимметричный доступ к интернету (входящий трафик передается по спутниковому каналу, а исходящий - по телефонной линии). Такой сервис предлагает компания "НТВ-Интернет". ARRAVA Internet Management. Группа компаний ARRAVA Internet Management Corporation (ARRAVA IMC) была основана в 2000 году в Сан-Матео (штат Калифорния) гражданами России. Непосредственно проектом создания интерактивного телевидения занимается компания AIMSystems, входящая в состав ARRAVA IMC. AIMSystems (как и холдинг "Рикор") является не только разработчиком промежуточного ПО для системы интерактивного телевидения, но и создателем интерактивного наполнения телевизионных программ. Летом компания планирует выйти на российский рынок с приставками для интерактивного телевидения от независимых производителей. В зависимости от моделей приставки отличаются функциональными возможностями и ценой; они основаны на RISC-процессорах и работают под управлением операционной системы Windows CE (AIMSystems опирается на технологии Microsoft при создании как клиентской, так и серверной части). Самая дешевая модель (от 150 у.е.) позволит только выходить в интернет. Более дорогая, помимо того, будет принимать сигналы цифрового телевидения. В следующей модели добавится функция цифрового видеомагнитофона. И наконец, самая дорогая (около 450 у.е.) модель "люкс" позволит выходить в интернет, принимать цифровое ТВ, записывать передачи, играть (в комплект войдут несколько игр), работать с приложениями Pocket Office и поддерживать связь с персональным компьютером, выполняя роль модема для доступа в интернет. По словам президента ARRAVA IMC Ильи Пономарева, компания "старается уложиться в диапазон цен видеомагнитофонов - от самого примитивного до навороченного", а идеология всего проекта заключается в том, чтобы "уйти как можно дальше от мира персональных компьютеров". В абонентскую плату войдут услуги доступа к интернету и интерактивное ТВ. Компания планирует ввести несколько тарифных планов - от неограниченного доступа ко всему набору услуг до оплаты каждой отдельной услуги. Средняя ежемесячная абонентская плата составит 30 у.е. Примерно половину этой стоимости - оплата доступа в интернет. Собственное телевизионное вещание фирма планирует организовать на основе кабельных сетей. В настоящее время все кабельные сети, включая наиболее совершенную сеть "Комкор-ТВ", ведут аналоговое вещание. У "Комкор-ТВ" есть техническая возможность перейти на цифровой сигнал, однако число абонентов этой сети невелико - всего около 100 тыс. семей. В то же время муниципальная кабельная сеть Москвы "МосТелеКом" охватывает сейчас примерно 2,2 млн семей, что составляет около 75% населения. Учитывая этот факт, компания AIMSystems намерена организовать цифровое вещание по кабелю этой сети, добавив свой цифровой сигнал к обычному аналоговому. Для "затравки" компания планирует создать интерактивные телепрограммы, имеющие "двойников" в традиционном телевидении. "Креативная группа" во главе с Дмитрием Дибровым готовит несколько телевизионных игр, "специальным образом подстроенных под интерактивное ТВ". В эту группу входят около 65 человек с разных телевизионных каналов: Кирилл Легат, Александр Гурнов, Максим Ведичко и другие. В конце весны начнет формироваться вещательный пакет и будут заключаться соглашения с конкретными каналами. Фирма планирует предоставить абонентам некоторый набор услуг двухсторонней видеосвязи, выхода в интернет, доступа к кино- и видеотеке и формирования персональных телевизионных каналов. Помимо того, разрабатывается схема непосредственного участия телезрителей в телевизионных играх вроде "О, счастливчик!". Уже идет разработка технологии "виртуальных образов", когда пользователи смогут представлять себя в виде любых трехмерных объектов, подобной VRML в интернете. Через три года компания планирует "охватить" своими услугами около 200-250 тыс. семей. Компании конкурентами себя не считают - но по разным причинам. ARRAVA полагает, что у них с "Рикором" разные ценовые ниши, и подчеркивает отсутствие в его модели интерактивного телевидения функции видео по заказу, которую сама рассматривает в качестве основной. "Рикор" указывает на излишнюю амбициозность проекта ARRAVA. Тем не менее и "Рикор", и ARRAVA не исключают возможности сотрудничества. ARRAVA разделила свой проект на два - медийный, развивающий информационное содержание интерактивного ТВ в России, и технологический, разрабатывающий новые технологии iTV. Второй, "обслуживая" в России медийную часть, ориентирован главным образом на Запад. Есть еще одна компания - "Космос-ТВ". Ее проект может стать конкурентом технологического проекта ARRAVA. Сфера интерактивного телевидения во всем мире считается довольно новой и неизведанной, но, по общему мнению "Рикора" и ARRAVA, российские компании обладают самыми передовыми технологиями, способными вывести их вперед. ____________ © ZDNet - Россия |
|