Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Общество
Деньги для диктатуры Бен Ладена: террористов кормят наркотики, нефть и международная гуманитарная помощь
(№8 [86] 15.06.2002)
Один из главных методов борьбы против терроризма - лишение террористов источников финансирования. Однако перекрыть финансовые потоки, питающие террор, крайне трудно, если вообще возможно.

Стоимость одной бомбы, которую используют террористы в Израиле, составляет $150 - этой суммы и подготовленного террориста-смертника достаточно, чтобы убить и ранить несколько десятков человек. По данным американских спецслужб, на подготовку террористических актов 11 сентября, "Аль Каеда"\Al Qaeda затратила $500 тыс. Прямой ущерб от этих терактов оценивается в $135 млрд.

Для сравнения, наиболее разрушительный ураган в истории США (ураган "Эндрю"), случившийся в 1992 году, нанес ущерб в $21 млрд. После 11 сентября в США были заморожены $34 млн. активов террористических организаций, $27 млн. из них принадлежали организации Бен Ладена "Аль Каеда"\Al Qaeda. Аналогичные действия были предприняты в 161 стране мира, которые общими усилиями заморозили $70 млн. Однако это капля в море - подобные шаги не способны серьезно ударить по финансовым активам террористических групп.

Причина проста - "легальные" деньги составляют лишь небольшую часть активов террористических организаций. По данным Института Национальных Стратегических Иссследований США\Institute for National Strategic Studies, террористические организации получают основные доходы за счет нелегальной деятельности (рэкета, контрабанды, торговли оружием, наркотиками. людьми и т.д. ), а также за счет пожертвований, которые делаются наличными и, как правило, не проходят через легальные финансовые структуры. В этой области террористы тесно сотрудничают с организованной преступностью и коррумпированными государственными режимами.

К примеру, "Талибан", правивший до недавнего времени в Афганистане, и Бен Ладен были весьма полезны друг другу - они образовали своеобразный картель, в котором "Талибан" отвечал за "производственную часть" (производство, хранение, охрана и т.д.) наркотиков, а Бен Ладен и его организация "Аль Каеда" занимались экспортом и отмыванием полученных денег. Кроме того, некоторые эксперты считают, что поставки наркотиков на Запад Бен Ладен считал одним из действенных способов борьбы с "антиисламскими режимами". Эса Хатчинсон\Asa Hutchinson, глава Администрации По Контролю за Наркотиками США\US Drug Enforcement Administtration (АКН) уверен, что "доход, полученный в результате торговли наркотиками, переправляется террористическим организациям, подобным "Талибану", террористической группе Революционные Вооруженные Силы Колумбии\Fuerzas Armada Revolutionarias de Colombia \Revolutionary Armed Forces of Colombia и "Египетскому Исламскому Джихаду"\Egyptian Islamic Jihad.

По данным Всемирного Банка\World Bank, незаконные финансовые операции составляют от 2 до 5% от мирового валового продукта - то есть $700 млрд. - $1.5 трлн. в год. Оборот международной наркоторговли составляет $300 - 500 млрд., торговля людьми и оружием - $150 - 470 млрд. Доход от совершения компьютерных преступлений достигают $100 млрд. в год. Какую долю этих финансовых потоков контролируют террористические и близкие к ним структуры сегодня не знает никто. Исламские террористические группы, как и организованные преступные сообщества, используют для пересылки денег налаженные системы личных связей - деньги перетекают из страны в страну, физически, не пересекая границ: просто одно доверенное лицо передает деньги другому доверенному лицу.

По оценкам Конфискационного фонда Министерства Финансов США \US Treasury Forfeiture Fund, 70-80% нелегальных денег циркулирует в виде наличных банкнот. Однако перевозка значительных сумм в виде наличных затруднена: розничные покупатели наркотиков и анонимные жертвователи на нужды терроризма обычно используют мелкие банкноты. Поэтому правоохранительные органы пытаются перехватить подпольные финансовые потоки в момент их легализации. Кроме того, преступники и террористы вынуждены легализовывать "черные деньги", чтобы покупать недвижимость, бизнесы или приобретать активы, необходимые для проведения терактов (к примеру, угонщики самолетов обязаны были оплачивать свое обучение в авиашколах легальным образом).

Однако эти действия правоохранительных органов часто бессмысленны, поскольку многие государства мира не в состоянии или не заинтересованы контролировать нелегальные финансовые потоки. В основном, это происходит в тех странах, где наиболее высок уровень экономической несвободы и гипертрофированного влияния государства на экономику. По данным исследования, проведенного ведущей делового газетой США The Wall Street Journal, именно государства, которые обладают наиболее низким уровнем экономической свободы - Иран, Ирак, Сирия и Ливия - оказывают поддержку различным террористическим группам. По оценкам авторов этого исследования, из 156 оцененных по этому критерию стран, экономики 71 государства "свободны" или "в основном, свободны" - 85 экономик " в основном несвободны" или "репрессивны". Кроме того, существуют офшорные финансовые структуры, которые практически непрозрачны и действуют в мировых офшорных "заповдениках - на Антигуа и Барбуде, Багамах, архипелаге Вануату и т.д. Только банки и страховые компании Каймановых островов оперируют $670 млрд. долларов (население этого государства 350 тыс. человек). Информация о владельцах этих капиталов и их происхождение остаются тайной.

Более того, террористов фактически финансируют те же государства, которые с ним воюют. Госдепартамент США считает, что семь государств мира являются спонсорами международного терроризма: Ирак, Иран, Куба, Ливия, Северная Корея, Сирия и Судан. Финансовые санкции, которые вводят США против этих государств, часто неэффективны. К примеру, Ирак в 2001 году обеспечил поставки в США 8.5% всей импортированной ими нефти. Конрад Бернс\Conrad Burns, член Комитета Сената по энергетике и природным ресурсам утверждает: "Нефть и терроризм переплетены друг с другом так же, как радикальный ислам и террор. Если извращенная религия является вдохновителем терроризма, то доходы от продажи нефти являются его материальной опорой". Процесс покупки иракской нефти не отличается прозрачностью, и именно в этом и таится опасность. Нефть не поступает напрямую от продавца к покупателю, а проходит через руки сомнительных посредников, которые получают возможность отрезать от получаемой прибыли жирный кусок. Каким образом тратятся эти деньги проконтролировать крайне сложно.

По мнению Бретта Шеффера\Brett D. Schaefer научного сотрудника Центра Международной Торговли и Экономики\Center for International Trade and Economics Фонда "Наследие"\The Heritage Foundation, государства - спонсоры терроризма используют любую возможность, чтобы получить помощь от развитых государств и международных финансовых институтов. К примеру, в 1999 году Иран (снабжает деньгами, оружием, предоставляет условия для подготовки боевиков Хезболлу\Hesbolla, Хамас\Hamas и "Народный Фронт Освобождения Палестины - Главное Командование"\Popular Front for the Liberation of Palestine - General Command) получил $161 млн. помощи от Германии, Японии, Австрии, Франции. Ирак (спонсирует такие организации, как "Муджахеддин Хальк"\Mujaheddin Khalg\"Союз Моджахедов", "Рабочая партия Курдистана"\Kurdistan Workers Party, "Фронт освобождения Палестины"\Palestine Liberation Front и Организация Абу Нидаля\Abu Nidal Organization) получил $75 млн. от Германии, Норвегии, Европейского Союза, Великобритании, Нидерландов.

Все государства - спонсоры терроризма (за исключением Кубы и Северной Кореи) участвуют в работе международных финансовых организаций, таких как Всемирный Банк\World Bank и Международный Валютный Фонд\International Monetary Fund. За последние два десятилетия Иран получил от этих структур $625 млн., Сирия - более $265 млн. Однозначно можно утверждать, что эти дотации и кредиты помогли правящим в этих странах режимам содержать террористов.

Уильям Лэндс\William Lands, известный эксперт по терроризму, считает, что терроризм можно победить только в том случае, если лишить его источников финансирования. Однако решение этой задачи может растянуться на десятилетия, если не на столетия.

Факты на тему

78% американцев, опрошенных службой Gallup, готовы пожертвовать частью гражданских свобод, чтобы обеспечить более высокий уровень личной безопасности. Каждый третий респондент считает необходимым, чтобы уполномоченные представители власти могли свободно контролировать телефонные переговоры подозреваемых, их почтовые отправления и переписку по электронной почте. Семь из десяти опрошенных убеждены в необходимости введения национальных идентификационных документов для всех жителей США (ныне функции паспорта выполняет водительское удостоверение).

* Опрос, проведенный газетой The New York Times и телекомпанией CBC News среди жителей Нью-Йорка, показал, что теракты 11 сентября 2001 года нанесли сильнейшую психологическую травму горожанам. 16% опрошенных признались, что до сих пор сталкиваются с расстройствами сна (еще у 23% бессонница возникла сразу после терактов, но постепенно прошла). Каждый четвертый респондент до сих пор опасается посещать небоскребы. Четверо из десяти опрошенных заявили, что после террористических атак они неприятно чувствуют себя в определенных районах Нью-Йорка. При этом, 70% опрошенных всерьез опасаются новых атак террористов, 60% уверены, что мишенью вновь станет Нью-Йорк.

Некоторые аналитики считают, что традиционные методы борьбы с террором, такие, как усиление мер безопасности, приводят к обратному результату: риск стать ждертвой теракта увеличивается. Американские исследователи Тодд Сандлер\Todd Sandler из Университета Южной Калифорнии и Уолтер Эндрюс\Walter Endrews из Университета штата Алабама, считают, что повышенные меры безопасности, предпринятые для охраны высших государственных чиновников и монархов, привели к тому, что террористы стали искать другие мишени. Они, в частности, переориентировались на подрыв государственных учреждений и казарм. После того, как службы безопасности усилили охрану этих объектов, террористы переключились на убийства чиновников и военных за пределами охраняемых зон. Однако в последние годы, спецслужбы активно противодействуют подобным терактам. В результате, наиболее предпочтительной мишенью для террористических атак стало беззащитное гражданское население. И здесь, по мнению аналитиков, многократно возрастает риск, что террористы, заинтересованные вызвать максимум паники и ужаса в обществе, решатся применить оружие массового уничтожения.
Преступники рушат экономику

Преступники наносят США ежегодный ущерб более чем на $1 трлн. По данным криминолога Дэвида Андерсона\David Anderson, эта сумма складывается из ряда составляющих. США тратят на борьбу с наркоторговлей и ее последствиями $400 млрд. ежегодно. В $130 млрд. оценены потери, которые несет экономика в результате того, что преступники и сотрудники правоохранительных органов не занимаются общественно-полезным трудом. $574 млрд. тратится на лечение пострадавших, выплаты страховок жертвам преступлений, а также на содержание преступников под стражей. Недополучение прибылей, возникающее в результате преступных действий, приводит к уменьшению налоговых выплат - общие потери от этого превышают $603 млрд. в год. В результате, каждому гражданину США преступники наносят ущерб в $4 118.

По данным другого исследования, проведенного Национальным Институтом Правосудия\National Institute of Justice, 49 млн. преступлений, ежегодно совершаемых в США, приводят к потерям $105 млрд., которые пострадавшие американцы тратят на оплату лекарств и лечения. Преступность приводит к снижению качества жизни. Эти потери оценены в $426 млрд. (то есть $1 800 на каждого жителя США). Насильственные преступления (включая управление автомобилем в нетрезвом состоянии) наносят прямой ущерб в размере $426 млрд. Компенсации жертвам преступлений со стороны страховых компаний ежегодно составляют $45 млрд. Насильственные преступления наносят США ущерб в размере 1% всех доходов, получаемых страной. 3% от всех медицинских расходов в США тратятся на лечение жертв преступлений. Травмы, нанесенные преступниками, составляют 14% всех травм, получаемых американцами.

С экономической точки зрения преступника выгоднее содержать в тюрьме, чем пытаться его перевоспитывать на свободе. Финансовые потери от одного поджога составляют $54 тыс., лечение, компенсации и косвенные убытки от совершения одного насильственного преступления оцениваются в $31 тыс. Стоимость содержания под стражей осужденного за совершение поджога составляет $25 тыс., а осужденного за совершение насильственного преступления - $30 тыс. Опыт некоторых американских штатов показывает, что массовое строительство новых тюрем и их активное заселение нарушителями закона позволяет серьезно (иногда в 2-2.5 раза) уменьшить число насильственных преступлений.

Впрочем, тюрьма - не решение проблемы. 67% преступников, отбывших наказание в американских тюрьмах, после освобождения совершают как минимум одно серьезное преступление. Десять лет назад таких было на 5% меньше. Как показало исследование Министерства Юстиции США\Department of Justice, пенитициарная система США лишь наказывает, а не перевоспитывает людей. Статистика показывает, что чем чаще человек подвергался аресту по обвинению в совершении какого-либо преступления, тем выше вероятность, что он и в будущем не будет соблюдать закон. Любопытно, что чаще всего на путь перевоспитания встают преступники, осужденные за изнасилование или кражу. Грабители и налетчики изменяют своему криминальному ремеслу почти в два раза реже.
Россия ударит рыночной экономикой по антидемпинговой процедуре

Министерство торговли США\Department of Commerce присвоило России статус страны с рыночной экономикой и впервые распространило на нее в полном объеме торговое законодательство США. Решение в отношении России вступило в силу с 1 апреля 2002 года.

Решение о признании России страной с рыночной экономикой обязывает Министерство Торговли США использовать российские цены и оценки расходов на производство в ходе будущих антидемпинговых расследований. Кроме того, это решение должно распространить на Россию американское законодательство о компенсационных пошлинах.

В соответствии с антидемпинговым законодательством США вводятся пошлины для компенсации материального ущерба для американской промышленности в результате реализации иностранных товаров на рынке США по демпинговым ценам. Демпинг определяется как продажа товаров на американском рынке дешевле цен, взимаемых на отечественном рынке экспортера, или как продажа по ценам ниже расходов на производство у производителя. Статус России как страны с нерыночной экономикой означал, что Министерство торговли не использовало данных о российских ценах или издержках, определяя демпинговую разность в ходе действий, инициированных против российского экспорта. Американское законодательство о компенсационных пошлинах направлено на обеспечение помощи для компенсации ущерба, причиненного американским производителям из-за продажи на рынке иностранной конкурирующей продукции, пользующейся субсидиями. Статус России как страны с нерыночной экономикой исключал ее из сферы действия американского законодательства о компенсационных пошлинах. Страны с нерыночной экономикой исключаются из сферы действия законодательства о компенсационных пошлинах, исходя из того, что государственный контроль не позволяет установить эффективный исходный уровень, относительно которого Министерство торговли могло бы определять, создало ли конкретное решение правительства субсидию, подлежащую компенсации.

Данное решение влияет только на будущие антидемпинговые заключения и заключения по компенсационным пошлинам, которые охватывают периоды времени после 1 апреля 2002 года. Оно не имеет немедленных последствий для существующих антидемпинговых распоряжений или расследований.

По иронии судьбы, США - главный борец за свободную торговлю, проводит наибольшее количество антидемпинговых расследований, призванных ограничить проникновение иностранных товаров на внутренний рынок США. Число антидемпинговых расследований, которые проводит Министерство Торговли США постоянно растет. За период с 1980 по 1989 год, США рассматривали примерно 40 подобных дел в год. В 2000 году было начато более 300 антидемпинговых процедур. Среди "жертв" антидемпинговой политики США - металлургические и химические компании стран бывшего СССР. К примеру, в мае 2002 года в США было начато антидемпинговое расследование в отношении компаний из Беларуси, России и Украины, которые продают в США нитрат аммония (мочевина) предположительно ниже справедливой цены. Если какая-либо иностранная компания будет уличена в демпинге, то в отношении ее могут быть применен комплекс штрафных и таможенных санкций, чтобы затруднить ее дальнейшее проникновение на внутренний рынок США. Признание России страной с рыночной экономикой является итогом девятимесячного открытого расследования, которое было инициировано российскими сталелитейными компаниями "Новолипецкий металлургический комбинат" и АО "Северсталь", которые при поддержке российского правительства обратились с соответствующим запросом. 26 сентября 2001 года Министерство торговли США начало рассмотрение этого дела.

В ходе анализа заинтересованным сторонам была предоставлена возможность принять участие и высказать мнение в отношении применения предписанных законом критериев к российской экономике. Рассмотрение производилось в следующем порядке. В октябре 2001 года Министерство Торговли опубликовало уведомление с приглашением к общественности направлять комментарии в отношении запроса об изменении статуса России. В декабре 2001 года полученные комментарии были опубликованы и заинтересованные стороны получили возможность прокомментировать или опровергнуть эту информацию. В марте 2002 года были проведены открытые слушания на эту тему.

В ходе рассмотрения были проанализированы мнения и комментарии представителей американского и российского бизнеса, правительства России, Европейского банка реконструкции и развития, Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка и т.д. По закону, Министерство торговли должно анализировать шесть критериев при определении целесообразности изменения статуса страны: конвертируемость валюты, свободное ведение переговоров об установлении зарплаты сотрудникам, иностранные инвестиции, собственность правительства над средствами производства или контроль правительства над производством, контроль правительства над распределением ресурсов.

- к примеру промышленные производства не должны осложнять жизнь жителям близлежащих районов, более того, предприниматели обязаны поддерживать максимальное теплые и дружеские отношения со своими соседями. Большое значение играет также бизнес-этика, которой придерживаются компании, и отношение менеджеров к сотрудникам. В последние годы потребители обращают пристальное внимание также на то воздействие, которое оказывает деятельность той или иной фирмы на окружающую среду.

Как показало данное исследование, потребители США, Канады, Мексики и Великобритании в при выборе товара значительно меньше, чем предполагалось, обращают внимание на его качество и известность торговой марки. Покупая тот или иной товар, они стараются ориентироваться на репутацию фирм, которая, в первую очередь, определяется ее социальной политикой. Каждый пятый опрошенный потребитель считает необходимым , чтобы безответственные фирмы несли наказание.

Для того, чтобы компания приобрела хорошую репутацию, она должна подчеркивать, насколько ее деятельность помогает создать лучшие условия для жизни общества (на это обратили внимание 36% опрошенных). 22% заявили, что "компания должна постоянно демонстрировать этичность своих действий".
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum