Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
От ФБ к ФСБ
Статья об угрозе Роскомнадзора заблокировать Фейсбук и последствиях, к которым м...
№11
(329)
30.09.2017
Образование
Доцент журфака МГУ: «В этом году мы набрали инопланетян». Новые обсуждения старой публикации
(№9 [327] 10.08.2017)

http://obrazovanie.by/01_articles/001.html

Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.

— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?

— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

— То есть?

— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

— У вас и правда был такой слабый набор?

— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!” Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

— В чем ее причина?

— В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

— С этим можно что-то сделать?

— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.

— Многих можете потерять?

— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались. 

Некоторые комментарии на форуме сайта: 

Татьяна Юрьевна Это просто КАТАСТРОФА! Я всегда была против ЕГЭ! Очень удачно подучилось, что моя дочь училась в экспериментальной школе и сдавала нормальные экзамены. Очень бы хотелось, чтобы вернулось «советское» образование.
Елена Советское образование лучшее в мире! Пора к нему возвращаться!! А ЕГЭ это преступление над человеком(( печальный текст(

Дмитрий Иванович
Вот мне всегда было интересно, апологеты советского образования – они просто повторяют то, что им сказали по телевизору, или они правда искренне считают, что можно вернуть советское образование. Если они, правда, так считают – то это совсем печалька, потому что оное означает, что умственная деградация коснулась не только поколения ЕГЭ.
Мне кажется, любому мало-мальски грамотному человеку должно быть совершенно понятно, что «вернуть как в СССР» или «сделать так как на западе» — это два очевидно тупиковых пути развития российского образования. Система образования глубоко интегрирована в социальный, культурный, технологический контекст. Её нельзя вырвать и перенести на другую почву, она просто не будет работать. Рассуждения «давайте вернем советское образование, и все станут умными» — это рассуждение типа «акула — страшный хищник, давайте поселим их в лесу, и они съедят всех волков» :)))))) Сегодняшняя Россия – это совсем не СССР и совсем не запад (ни ментально, ни идеологически, ни экономически). И поэтому ни советская, ни западная модель образования в современной России работать не может!
Вот вы восхищаетесь советским образованием. А почему оно было самым лучшим? А потому что в СССР его не проектировали по принципу «как на западе» или «как в царской России». В СССР была создана своя самобытная система образования, адаптированная под СВОЙ менталитет, идеологию, технологию, менталитет, цели исторического развития. Вот почему оно так хорошо функционировало.
То, что сегодня 99,9% предложений по реформе образования крутятся вокруг «как в СССР» и «как на западе» — это свидетельство глубочайшей интеллектуальной деградации (причем , не только поколения ЕГЭ!). И когда умные люди, вроде бы болеющие за образование, всерьез говорят «надо вернуть советское образование» — меня это шокирует гораздо больше, чем грамматическая неграмотность первокурсников.
Прошу прощения, ежели кого обидел.

Сергей В качестве основных целей вижу стремление ВУЗов заработать на продаже дипломов. Других терминов, описывающих процесс взаимодействия студентов и преподавателей, я не нахожу. Следующая по значимости цель — минимизировать степень умственного напряжения всех вышеуказанных действующих лиц на всех этапах вышеописанного процесса.

гнашгна ЕГЭ — это 1 — спасательный круг для минобраза, которого просто не должно быть. Есть ВУЗ который выдает программы обучения для школ, кот желают быть профильными под него. Или отдельные спец. классы, в кот дети идут по рез-там тестирования. Есть заводские техникумы и коледжи. Зачем МИНАБРАЗ — нэ нужен. 2 — это шикарная шарманка для взяток. купили текущие тесты, получили проходной билет в хороший ВУЗ, там купим ещё кого-то и так у нас медицина из ГАНДУРАСА. И толпа мокроруких чиновников.

Денис Гм… насчёт качества советского образования — тираж газеты ЗОЖ более трёх миллионов, люди пьют мочу и суют огурец в жопу от геморроя… и это всё люди получившие советское образование, не будем говорить о покойнике неправду — но советское образование…. было плохим! Недаром в начале перестройки был такой интерес к новым методикам преподавания, педагогам-новаторам, обновлению учебной программы. Может быть для довоенной эпохи оно и было прогрессивным, но вот, например титаны российской промышленности создававшие ракетно-ядерный щит, своё школьное образование получали либо во времена империи, либо в переломный момент, когда как системы советского образования ещё не существовало. И ещё один момент, система ЕГЭ может нормально функционировать в государстве где низка коррупция и нет сумасшествия бюрократической показухи — в нормальных государствах система общегосударственных экзаменов служит социальным лифтом, о чём у нас напрочь забыли. В нормальных странах есть система образования и система экзаменов, а у нас это всё слилось в систему подготовки к экзамену(но отнюдь, не образования) — отсюда и все болячки. А с мыслью о том, что ни тупой откат к советской системе ни копирование чей-то другой системе образования — нас не спасёт — я согласен. Но для решения проблемы образования, нужно: 1. Денег, много. 2 Длительные усилия, с пониманием что результат будет лет через двадцать 3. Социально здоровое общество. Все три пункта отсутствуют начисто….

Дмитрий Иванович
К сожалению, большинство людей, желающих хорошего нашему образованию, вот этого третьего пункта никак не могут понять (издержки советского образования :). Система образования — это подсистема общества, поэтому образование — это не самостоятельная функция, а производная от параметров того общества, в котором она существует. Можно сколько угодно ругать нынешнее российское образование, но оно не возникло просто так, оно идеально соответствует тому обществу, в котором оно существует. В либералистически-клептокртическом обществе с доминирующей идеологией потребления никакого другого образования создать невозможно. Эту идею хорошо разъясняет Дмитрий Сандаков ( http://obrazovanie.by/sandakov/uroven-obrazovaniya-v-rossii-i-belarusi-budet-snizhatsya.html ). Вот цитата: «Я думаю, что каждый здравомыслящий человек согласится с тем, что его мечты о лучшем образовании – это не просто мечты о лучшем образовании. Это – мечты о более совершенном обществе, в котором будет функционировать более совершенная система образования. Улучшение системы образования при сохранении нынешней динамики общественных и производственных отношений – это явная утопия». 

Роман
Если вы думаете, что где-либо по-другому, то глубоко заблуждаетесь. На западе в жопу суют себе не только огурцы и «не только лишь все» и при этом остаются уверенными в своём прогрессизме. Почему-то считается, что посредством образования люди могут противостоять манипуляциям с их сознанием. Только чтобы противостоять манипуляциям, этому нужно учить с 1-го класса до гробовой доски. Поэтому качество образования меряется количеством изобретений, инноваций и их внедрений, а не способностью общества противостоять манипуляциям

Ирина
Я преподаю в школе русский язык с 1988 года. Уверяю, это началось ДО повального и провального ЕГЭ. Я училась в советской школе, и многие мои одноклассники не читали книг и писали так же безграмотно. И я помню наш диктант на 1 курсе филфака: преподаватель была в шоке, отдельные студенты-
целевики» допустили 64 ошибки (1984 год). Сейчас, конечно, этот процесс принял катастрофические масштабы. Я на уроках честно пытаюсь вырабатывать орфографические навыки, но у детей настолько поверхностное внимание и кратковременная память… Вот это настоящая беда!

Эдуард
Мне кажется, речь должна быть не о «советском» образовании, а о методике образования. Советское образование базировалось и на российском, и не российском. Нужно вложить в голову мысль, не тыканье пальцем наудачу в какую-то кнопку. Имел некоторый печальный опыт во время учёбы в МЭИ в 60-х годах, когда на зачёте (не на экзамене) по начертательной геометрии предлагалось 15 вопросов по аналогичной методике или перед допуском к лабораторной работе по электроприводу. Ткнул несколько раз неправильно пару ответов, был допущен. А если это бы, к примеру, на щите управления электростанцией, а не в лаборатории? Современная информатика позволяет найти решение, но…отучает думать.
 

Andrey
К большому сожалению, никто здесь не понимает одной простой вещи, что бы что то изменить надо хотеть делать….. «Не говорите, что плохо скажите, что нужно сделать ,что бы было хорошо» Государственность не понимает – в вагонах поедут люди, только в том случае когда к ним прицепят паровоз, а мы даже паровоз не можем собрать….. Нужно, обществу, прекратить пустое критиканство, нужно доценту МГУ не заниматься писаниной, а отчислить всех не соответствующих данному ВУЗУ, не боятся оставить даже только одного студента, и вот это действие приведет, к увеличению грамотных абитуриентов в будущем году и не боятся. А если Высшее Учебное Заведение будет подстраиваться под пробелы среднего образования, а не заниматься своей непосредственной работой- отсеиванием способных, вот это и будет цепь утопия в болоте бездарности,

Алексей Уважаемые белорусские друзья! Статья, которую перепечатал это сайт, опубликована в «МК в 2009 году. 2009 год — это был ПЕРВЫЙ(!!!) год, когда в России ЕГЭ проводился в обязательном порядке (то есть не в качестве эксперимента). С тех пор уже много воды утекло…
Зачем данный сайт сейчас, почти 8 лет спустя, перепечатал эту статью, мне непонятно…

Редакция ОБРАЗОВАНИЕ.by Уважаемый Алексей! А почему Вы решили, что «данный сайт сейчас, почти 8 лет спустя, перепечатал эту статью»??? На нашем сайте она была опубликована один раз в 2010 году и с тех пор находится там постоянно. Убирать её мы не видим смысла, поскольку статья интересная и востребованная.

Nata?ja КУЛЬТУРА и ОБРАЗОВАНИЕ — это основа основ нашего общества. Задумайтесь и понаблюдайте что происходит в этих сферах. Человеку из того прошлого, советского, понятна к чему привела политика чиновников, которые совершают преступление против своего народа или по собственному скудомыслию, или по наводке и указанию тех, кто чётко знает, продвигает и направляет свою дьвольскую программу. Не буду освещать подробности, многие, я надеюсь, понимают, каким мусором загадили головы молодёжи, которая просто теряет ориентиры в жизни. Главный акцент направлен на наживу, деньги.секс, убийство, разврат духовности — на ,, полную катушку,, Надо срочно исправлять ситуацию, не быть равнодушным к беспределу и каждый человек, без лишних эмоций, должен исполнять свою миссию достойно. Но гнездо беспридельщиков надо разворотить и уничтожить, но быть осторожным, чтобы одних преступников, не дай бог, не сменили такие же , поющие наши же песни. P.S. Поймите, я не агитирую за смену власти и перевороты, но чистка нужна капитальная. Дело надо делать и думать об Общем Благе. а не решать свои самостные, в основном материальные проблемы.

Виктория И в самом деле враньё. У меня дочка в этом году школу закончила. У неё не 100 баллов, а только 86, но пишет и выражает свои мысли она грамотнее многих из предыдущих комментаторов. И, кстати, столько сочинений и эссе я за всё своё 10-летнее советское образование наверно не написала, сколько она за 2 последних года при подготовке к ЕГЭ по русскому и литературе. Не хочу сказать, что ЕГЭ это идеальный экзамен, но ничуть не лучше, чем был в советское время, когда учитель мог завысить или занизить результат экзамена из-за личного отношения к ученику. Ведь не всегда отвечали перед комиссией из 3-х человек, бывало, что для ускорения процесса один из учителей подсаживался к ученику и самостоятельно принимал экзамен.

Галина Я училась в школе в 80-е. Наша учительница русского говорила «ручки положте». За урок раз десять. Зато мне ставила четверку, потому что я ее иногда поправляла. Сейчас в нашей школе преподает учитель, который школу закончил в 80-90-е и выражается еще круче — покупая в магазине розетку, называет ее «ризетка». За мое образование могу поблагодарить мою маму, которая в свои почти 80 лет продолжает много читать. К сожалению, не многим так повезло с родителями. Не знаю, что происходит с системой высшего образования. Помню, что не многим моим одноклассникам удалось поступить в институт. И еще меньше из поступивших получили дипломы с отличием. Когда моя дочь получила такой диплом об окончании лучшего ВУЗа России, я повела ее в институт, который окончил ее отец почти 30 лет назад с отличием. Хотела показать (и сама посмотреть) стенд, на котором отмечались все «краснодипломники». Каково же было мое удивление, когда я увидела, что в 83-м с отличием окончили 10 человек, а в 2010-м почти 30! С чем это связано? Настолько вырос прием в ВУЗы и теперь открыт путь всем и даже откровенно слабым? Главное, чтобы платили? Потом я уже видела, что в институтах учатся дети моих одноклассников-троечников. Родители платят, чтобы их чад не отчислили. Что мы хотим получить после такого? Скатываемся все ниже и ниже. Система высшего образования потеряла свой престиж, мы наблюдаем полную деградацию оного. И не думаю, что дело только в ЕГЭ.

Эрика Это всё ложь! А как же тогда дети написали сочинения?!!! Эта статья для оправдания нового усложнения итоговых экзаменов, так как на следующий год намерены сократить бюджетные места, чтобы образование сделать окончательно платным. Эта ложь вброшена новым министром образования. Фу. Лжецы бесстыжие!!! Решили полностью убить нацию!

Чавдарова Проблемы, которые обсуждаете, не только российские. Та же безграмотность во всем мире. Причины разные: и интернет, и новая ценностная система, в которой грамотность не является ценностью (пишущие неграмотно не стыдятся этим и не считают себя глупыми), и новые идеи об образовании, согласно которым ученик должен только играть и не нужно мучить его оценками и экзаменами (см. голландскую модель) и многое другое. В Болгарии вдобавок не хватает учеников и студентов, поэтому, чтобы сохранить работу, учителя и преподаватели университета не ставят двоек и уже массово филологи пишут безграмотно. Еще один пример того, что деформируется не только русский язык: как болгарские, так и российские телевизионные ведущие и вообще журналисты не могут произнести слова, заканчивающегося на сограсный звук, не добавив «ъ»: не «в Бургас» (в Бургасе) а «въфъ Бургасъ», не с нас» (с нами), а «съсъ насъ» (выходит «с НАСА»), или, как у Малахова — «Здесъъ Александъръъъ, который расскажетъъ о томъъ…» и т. д. (Казалось бы, русскоговорящим трудно произнести болгарский звук, означенный буквой «ъ», который произносится как «ы» или «и», но пример Малахова показывает, что в русский язык входит этот звук.) вижу изменения также в болгарской и русской интонации, наверно вследствие обезьяньего подражания английскому.

Борис Кин  Тётенька-доцент видит причину в ЕГЭ и интернете. Но и она, и мы знаем, что ЕГЭ и интернет здесь — дело пятнадцатое. Главная причина в самих тётеньках от образования — лживых, трусливых и корыстных. Спросите её наедине, сколько раз она лично позволила защитить дерьмовенькую диссертацию бездарям по указанию начальства. А почему те, кто контролирует сдачу ЕГЭ должны отличаться от неё?..

Александр  Уважаемая редакция сайта. Человек, получающий от друзей свежую ссылку на какую-то статью, по умолчанию считает, что и статья свежая. И если он в 2017 году читает, что «в ЭТОМ году мы набрали инопланетян, то он, доверяя сайту с таким солидным названием как ОБРАЗОВАНИЕ, разумеется, считает, что речь идёт именно о 2017 годе. Во всяком случае, открывая журнал Nature, человек не ожидает увидеть в нем новости 9-и летней давности. А уж если в уважаемом издании и есть старая публикация, то журнал РЯДОМ с публикацией об этом всегда скажет и объяснит, почему есть перепечатка (юбилей автора, спор о первоисточнике или что-то ещё). И тогда не надо читателю проверять, а не старье ли это. Может быть, чтобы Вам доверяли, надо с публикациями указать, когда она появилась на Вашем сайте сразу, а не обнаруживать ваши объяснения, что статья старая где-то в комментариях очень-очень далеко? Иначе поневоле думается: ваша цель — просмотр людьми материала любой ценой, ничего, что им подсунут он «второй свежести». Хорошо бы получить от вас ответ, желательно, не ругательный и типа «не хочешь — не читай, а мы всё делаем правильно». К сожалению, «вторую свежесть» нам подсовывают и ведущие средства массовой информации, включая телевидение «1 канал», для развлекательных телепередач ссылок, что передача уже была в эфире, не бывает, за исключением, когда в кадре появляется умерший человек.

ласло
Самыми высокооплачиваемыми специалистами в любом обществе должны быть те, кто работает с людьми: врачи, учителя, юристы, а не торговцы, банкиры, чиновники. Там должны аккумулироваться элитные кадры.

Мир в фотографиях из соцсетей. Сентябрь 2017
Фотографии, опубликованные в соцсетях, в основном, в Твиттере, в сентябре 2017 г. Редакция выражает благодарно...
Салагин и другие. Герои и сюжеты книг Салавата Вахитова
Рецензия на три книги башкирского писателя Салавата Вахитова, изданные в Уфе в 2014-2017 гг.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum