Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Конституция идет на поправки
Президент Владимир Путин внес законопроект о поправках к Конституции РФ. Поправ...
№01
(369)
20.01.2020
Коммуникации
Импликация облика
(№12 [330] 20.10.2017)
Автор: Елена Петелина
Елена Петелина

 «Все, что человек делает со своей одеждой, часто даже сам того не замечая, представляет …интерес и заслуживает …внимания».

                                      Зигмунд Фрейд 

«Черный цвет – слишком траурно. 

Зеленый тоже не подходит: это цвет рухнувшей надежды. 

Лиловый – нет. Пусть в лиловой машине разъезжает начальник угрозыска. 

Розовый – пошло, голубой – банально, красный – слишком верноподданно. 

Придется выкрасить «Антилопу» в желтый цвет. Будет ярковато, но красиво».

              Ильф и Петров «Золотой теленок»

 

   Мы все знаем  пословицу:  «По одежде встречают, по уму провожают». Значит, если по одежде встречают, то по одежде  и начинают говорить. 

    Поэтому необходимо помнить, что при деловой (и любой) встрече одежда выполняет особую, значимую  роль в формировании первого впечатления о человеке. 

   Идя на собеседование или переговоры, ни в коем случае нельзя забывать о том, что это первое впечатление очень важно. К нему надо серьезно, обстоятельно и заблаговременно готовиться, ведь у вас не будет второго шанса произвести это самое, очень важное, первое впечатление на возможного делового партнера или работодателя.  Или на нового знакомого. А если нет положительного первого впечатления, то может и не быть долговременного  плодотворного сотрудничества или просто приятного общения в дальнейшем.

   Именно она, одежда,  является одним из главных атрибутов имиджа, исподволь, но целенаправленно  влияя на отношение к человеку других собеседников. Более того, она «диктует» носящему ее определенный стиль поведения, выражающийся  в специфических жестах, позах, осанке и т.п. А поведение однозначно «диктует» определенный разговорный стиль.  Поэтому, чтобы, встретив по одежде, провожали по уму, стоит очень серьезно отнестись к своему внешнему облику перед деловой встречей, да и частной тоже. 

   Умный человек именно так и поступит, т.е. постарается успешно достичь своей цели, серьезно подготовившись к важному событию, будь то переговоры, конференция, совещание, презентация или личное знакомство. И тогда мы вновь  подтвердим верность пословицы « по одежде встречают, по уму провожают», т.е. «докажем теорему», согласно которой: успешное общение = умный человек.  

   Что и требовалось доказать! Вот она, геометрия успешного общения в действии!

   По одежде можно «прочитать» национальную, классовую, социальную и групповую принадлежность человека.  Она говорит внимательному собеседнику о характере, темпераменте, материальном положении, моральном состоянии и о настроении (в данный момент) ее владельца.

   Проявления личности в одежде и через нее, а также влияние одежды на человека – наверное, одни из самых интересных проблем, изучаемых психологией. Она обращается к изучению одежды человека в нескольких аспектах. 

   Во-первых, одежда рассматривается как проявление личности носящего ее, поскольку одежда напрямую связана с представлением человека о самом себе, с его мнением о том, что он хотел бы из себя представлять. Здесь мы говорим о самопрезентации и об идеальной самопрезентации. 

   Самопрезентация – это то, как вы подаете свою личность другим. Иными словами, - это «демонстрируемое Я». Поводов, причин и ситуаций для самопрезентации – великое множество. Это: знакомства, устройство на работу, торжества, доклады, переговоры, презентации фирмы, и т.п.

   Сможете ли вы произвести необходимое впечатление,  зависит от нескольких факторов: от вашей уверенности в  себе, от адекватной оценки самого себя, от вашей наблюдательности и целей, которые вы пытаетесь достичь в жизни. Это также зависит от Вашей гибкости, т.к. стратегия и тактика самопрезентации должны быть различными для разных ситуаций общения. Как и одежда.

   Человек, таким образом, не просто выбирает одежду. Он определяет стиль своего поведения. Одежда, в свою очередь, начинает влиять на человека, а человек – на одежду. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды, а, значит, и стиля поведения, приводит к изменению не только манер, но и отношения человека к миру и к самому себе. При этом, нельзя не согласиться с фактом, что самодостаточный и уверенный в себе человек носит любую одежду с достоинством. 

   Во-вторых, в процессе  общения с помощью одежды человек реализует ряд социальных потребностей, главная из которых, - потребность быть личностью, индивидуальностью и, при этом, востребованной.

   Одежда  всегда несет на себе отпечаток личности человека,  отражая и выражая одновременно:

   -  «реальное Я» (максимально правдивое представление человека о самом себе);

   - «зеркальное Я» (представление человека о том, как его воспринимают окружающие);

   -   «идеальное Я» (это то, как человек хотел бы быть воспринят окружающими и самим собой).

  А как следует одеваться, выглядеть и держаться, чтобы быть принятым определенным кругом лиц, диктует нам социум. Социально и психологически верно выбранная одежда – это «зеленый свет» для «выезда» на широкую четырехполосную «автомагистраль Успеха».  Она помогает разворачиваться общению, делать его удачным и плодотворным в соответствии с той ролью и целью, на которые претендует человек. Хорошо одеваться с позиций психологии – это грамотно управлять общением! 

   Таким образом, именно одежда помогает достичь социального комфорта через принятие и признание человека другими людьми, а, значит, реально и успешно реализовать все его «Я». Это – с одной стороны. А с другой стороны, одежда может подсказать, кто перед вами. И это, согласитесь, не менее важная информация. 

   - Важная теоретически, - согласитесь вы. А как это происходит на практике? –  тут же последует ваш вопрос.

   Хороший вопрос, дельный. Давайте  посмотрим.

   Итак, начнем. Основные стили одежды всем хорошо известны: это - деловой, спортивный и романтический.

   Деловой стиль предпочитают те, кто хотел бы продемонстрировать самому себе и другим  свою деловитость, независимо от контекста ситуации. Такие люди хотят укрепить свой авторитет, показать свою организованность. Они ожидают внимания, уважения и признания успехов в своей деятельности. К сожалению, такие люди редко могут совместить роль делового человека с другими жизненными позициями.

   Спортивный стиль предпочитают активные, демократичные люди. Они ценят независимость.

   Романтический стиль в одежде предпочитают женщины сентиментальные, часто нервозные. Такие женщины стремятся подчеркнуть свою женственность.

   Кроме стиля, в одежде различают и ее  форму, так называемый, силуэт. Как известно, покрой одежды по форме тяготеет к известным геометрическим фигурам. Современная психология считает, что предпочтение определенных геометрических фигур в одежде  связано с психологическими особенностями человека. 

   Так, округлую и круглую форму в одежде предпочитают чувственные, эмоциональные, склонные к беспокойству люди. Они дружелюбны и способны воспринимать проблемы других людей.

   К квадратному силуэту (прямому покрою) тяготеют люди, в характере которых преобладает логика, практичный подход, желание создать прочную базу. Они настойчивы, тверды, а иногда – просто непробиваемы.

   Треугольные по форме конструкции (с жесткой линией плеч и зауженные книзу) нравятся людям, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности. Они редко задерживаются на одном месте. Это целеустремленные, порывистые люди, способные «заразить» своей идеей других.

   Ломаные линии многослойной одежды выбирают люди с богатым воображением. Они ценят индивидуальность и отвергают рутину.

   Не менее «говорящей» является и ткань,  из которой сшита одежда. Вернее, ее рисунок. 

   Люди, мечтающие о взаимопонимании, о дружбе и любви скорее выберут ткани с цветочными мотивами.

   Ткани в горошек любят возвышенные женственные особы.

   Если предпочтения в принте отдается спиралям, кругам, волнистым линиям, то перед нами человек эгоистичный, сосредоточенный на собственной персоне, вряд ли способный всерьез интересоваться другими людьми.

   Клетку в одежде предпочитают люди серьезные и одновременно несколько замкнутые и тревожные. Клетка часто говорит о наличии комплексов и проблем. Такие люди стремятся к спокойствию и ищут опору в жизни.

   Полоску любят экстравагантные смелые люди. Они не боятся жизненных проблем и перемен. Редко оглядываются на чужое мнение.

   - Это очень интересно, – скажете вы.

   Да. И очень полезно. Обладая подобной  информацией, вы сможете получить в ходе интервью, собеседования, переговоров и просто знакомства  дополнительные немаловажные сведения о собеседниках и партнерах, не задавая им никаких вопросов. 

- Как замечательно! Мы раскрыли секрет импликации облика! – воскликните вы.

В принципе, вы правы. Но не спешите! Нам еще предстоит разобраться в цветовых предпочтениях. 

   Цвета, их оттенки и соответствующие им драгоценные и полудрагоценные камни, символизирующие  определенные ассоциации,  понятия, чувства и состояния, интересуют человека с древнейших времен. Маги, мудрецы, астрологи, ученые, простые люди и короли – все мы находимся под воздействием необъяснимо волшебной ауры цвета и эмоций.

   В своем объемном труде Джачинто Джимма подробно рассказывает о символических значениях цвета и оттенков  драгоценных камней,  об ассоциативных связях цветовой палитры  с планетами и звездами.

   Во Франции и в Англии в восемнадцатом веке кольца, серьги, броши и браслеты, табакерки и пудреницы часто украшались камнями различных цветов и оттенков, первые буквы которых образовывали слово, означающее чувство дарителя. Вот только некоторые примеры.

ВЕРНОСТЬ

Огненный опал, александрит, иолит (кордиерит), турмалин, гиацинт.

НАДЕЖДА

Гиацинт, опал, жемчуг, изумруд.

ЛЮБИ МЕНЯ

Лазурит, опал, бронза, изумруд, лунный камень, гессонит.

НАВСЕГДА

Огненный опал, опал, рубин, изумруд, гранат, александрит, рубин, бриллиант.

 Екатерина Медичи носила на своем поясе драгоценные и полудрагоценные камни всех цветов, чтобы их свойства  принесли ей все блага мира, уберегли от зла. 

Каждому ацтеку необходимо было иметь восемь (магическое и священное число у индейцев) початков кукурузы: два черных, два белых, два красных, два синих/зеленых (они не различали эти цвета). Считалось, что эти цвета  принесут здоровье, почет, славу и богатство их обладателю.

«Говорящие» значения  цветов  ярко иллюстрирует притча о безжалостном Тамерлане. При атаке одного из городов, он приказал поставить себе белую палатку в первый день осады, в знак того, что все жители города будут помилованы, если немедленно покорятся. На второй день осады была поставлена  красная палатка, чей цвет означал: если город сдастся в плен, только  вождей ждет смерть. На третий  день была разбита черная палатка – зловещий знак: никому в городе пощады не будет. 

   Но давайте не будем забывать, что мы хотели поговорить не просто о цвете, а о  цветовых предпочтениях в одежде. 

   Отношение к цвету одежды обусловлено, бесспорно, очень многими причинами. И большинство из них, казалось бы, далеки от модельного бизнеса, Это - воспитание, образование; социальные, индивидуальные, возрастные, национальные особенности; опыт и образ жизни; даже время суток, погода и сиюминутное настроение играют важную роль в выборе  цвета одежды. Понять, почему, в какие моменты жизни, и в каких ситуациях мы выбираем не только и не просто определенный стиль и силуэт одежды, но и определенный цвет, помогут нам результаты психологических исследований. Итак, начнем.

   Синий цвет в одежде предпочитают люди вдумчивые, достаточно замкнутые, способные как к самоанализу, так и к сопереживанию. Такие люди стараются избегать конфликтов, испытывают определенный страх перед трудностями, нерешительны при принятии решений. Они скромные, толковые работники, исполнительные подчиненные. Умеют работать в команде. Интуитивны.

   Зеленый цвет предпочитают консервативные, авторитарные, амбициозные, педантичные, бескомпромиссные люди. Это часто лидеры, которые не прислушиваются к чужому мнению, идеализируют себя и свою позицию, имеют склонность насильно «улучшать» других. Они настойчивы, последовательны, практически всегда достигают своей цели. Самоутверждение, сильная воля и чувство долга – это их основные черты.

   Красный цвет выбирают энергичные, активные, авторитарные, властные, мужественные, самостоятельные личности, стремящиеся к успеху здесь и сейчас. Общительны. Но при общении стараются доминировать; вспыльчивы, если встречают противодействие. Решения принимают быстро. Любознательны. Часто альтруисты.

   Желтый цвет предпочитают интеллигентные, любознательные, эмоциональные люди. У них наблюдается тяга ко всему новому, интересному, развивающемуся, поэтому иногда они производят впечатление довольно поверхностных личностей. Легко и умело общаются, что привлекает к ним разных людей. Несмотря на некоторую несдержанность и нетерпеливость, отличные командные игроки.

   Фиолетовый цвет и его оттенки в своей одежде предпочитают люди творческие и очень эмоциональные.  Они ранимы, мечтательны, чувствительны, интуитивны. 

   Белый цвет в психологическом отношении малоинформативен: его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера, с разными целями и устремлениями. Чаще всего его выбирают люди, стремящиеся к независимости и свободе, а также те, кто хочет подчеркнуть свою аккуратность и честность.

   Черный цвет предпочтителен для всех в случаях делового и официального общения. В  ситуациях  делового и обыденного общения  черный цвет часто выбирают люди с прямо противоположными характерами и целями. Либо те, кто любит поспорить, выступить в оппозиции, либо те, кто хочет «спрятаться», остаться незамеченным. В обоих случаях, люди в черном, если только это не герои фильма «Люди в Черном», отличаются субъективизмом и повышенной потребностью в независимости. Иногда черный цвет в одежде просто показывает соответствующее настроение или национальную принадлежность человека.

   - Неужели можно так четко и точно охарактеризовать человека  по цвету и стилю одежды? – спросите вы.

   Точно и четко?! Конечно, нет! Вышесказанное не может быть  гарантом безошибочного определения характера человека. Не стоит делать поспешных выводов. Но если перед вами незнакомый человек, с которым вы намереваетесь  общаться в дальнейшем, то имплицитная информация о его характере через его предпочтения в стиле, силуэте и цвете одежды, сослужит вам отличную службу. 

   Согласитесь, чем больше информации, тем лучше. А чем больше разнообразной информации, тем еще лучше. Кто предупрежден, тот вооружен!!! 

__________________________

© Петелина Елена Сергеевна

История жизни и судьбы Анатолия Марченко
История жизни и трагической судьбы известного советского правозащитника Анатолия Марченко (1938-1986). "Новая ...
Эмбриотрансфер коров
Опыт организации лаборатории ТЭ в условиях молочной фермы племзавода. Возможности репродуктивной биотехнологии...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum