Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Реформа Фейсбука: Марк Цукерберг выбрал человеческое и меняет политику на дружбу
(№2 [335] 15.02.2018)
Автор: Андрей Мирошниченко
Андрей Мирошниченко

https://republic.ru/posts/88936?code=29ccbc430ec93e5d591807537878f698

  В результате реформы фейсбука, если она осуществится, пострадают все, кто использовал соцсеть для распространения своей информации. Начиная с этой недели два миллиарда пользователей фейсбука будут видеть в своей ленте меньше публичных новостей и больше сообщений друзей. Таков ответ Марка Цукерберга на многочисленные обвинения в распространении фейк-ньюс и пособничестве русским троллям во время выборов.

   Реформа фейсбука призвана поставить во главу угла рядового пользователя, а не структуры, распространяющие контент. Это значит, что рушатся все предыдущие механизмы продвижения в фейсбуке как общественных инициатив, так и бизнес-интересов. Особенно сильно реформа ударит по СМИ.

   «Недавно мы получили отклик от нашего сообщества, – пишет Марк Цукерберг на своей странице, – что публичный контент, то есть сообщения бизнеса, брендов и медиа, вытеснил из ленты личные моменты, которые связывают нас друг с другом».

    Преобладание публичного контента он объясняет взрывным ростом видео и… ростом публичного контента в последние два года. Как видим, объяснение не очень вразумительное. Но упоминание «двух лет», конечно, говорит само за себя. Это год предвыборной кампании в США и год после выборов.

Эхо политики

   Мало кто помнит, что в марте 2016-го, на старте предвыборной кампании, внутри фейсбука обсуждался вопрос, стоит ли им влиять на выборы. Ведь они могли легко «пессимизировать» Трампа, и это наверняка повлияло бы на исход выборов. И хотя сам Цукерберг примерно в то же время высказывал критику в адрес идей Трампа, не называя того по имени, идея влиять на избирателей не получила развития. В ответ на соответствующие запросы СМИ в Facebook заявили, что голосование – ключевая ценность демократии и компания видит свою миссию в поддержке гражданской активности: «Мы предлагаем всем и всяким кандидатам, группам и избирателям использовать нашу платформу, чтобы делиться своими взглядами и осуждать проблемы».

  Таким образом, соцсеть понимала, что может влиять на политические настроения, но отказалась делать это, настаивая на своей нейтральности. Они и предположить не могли, что через фейсбук на американскую политику повлияет кто-то другой, как это теперь представлено в общественном мнении.

   Победу Трампа теперь списывают на русских и их злодейский гений, сумевший воспользоваться фейсбуком. Но все же стоит признать, что сама экосистема сделала пользователей уязвимыми для навязывания контента. Коммерческие установки алгоритмов выводили в приоритет популярные, цепляющие темы – ради трафика и просмотров. Это привело к тому, что не люди пользовались соцсетью, а соцсеть пользовалась людьми. И соответственно, все, кто научился пользоваться соцсетью, но никак не сами рядовые пользователи, стали формировать повестку. Таков был результат коммерческой «морали» алгоритмов.

Естественно, во время предвыборной кампании это доминирование «профессиональных пользователей» приобрело политический окрас. После победы Трампа потребовалось приемлемое для прогрессивной публики объяснение. Ответ был найден – фейсбук недоглядел и создал экосистему, уязвимую для злонамеренного вмешательства и прочих фейк ньюс.

   В какой-то степени это правда. Характерно, что сам фейсбук признал уязвимость своей экосистемы, сообщив на слушаниях в Конгрессе, что контент 120 «прокремлевских страниц» могли увидеть 146 млн американцев. И хотя эффективность русского воздействия на избирателей никак не доказана, сама идея, что «русские идут» и уже пришли, всего лишь умело пользуясь фейсбуком, оказалась шоком для американского общества. Да и для самого Цукерберга. В своем сентябрьском заявлении он признал, что прежде слишком поспешно и необдуманно отвергал подозрения в том, насколько дезинформация может влиять на людей в фейсбуке.

   И вот теперь, уже только объявив о реформе, Марк Цукерберг закрыл весь негатив 2017 года. Ответил очень по-американски: признал недостатки, пообещал исправиться, поставил интересы общества выше прибыли, превознес ценности семьи, комьюнити, пользователей. Все политические претензии к фейсбуку будут теперь относиться к прошлому.

   Конечно, неизбежен вал критики со стороны бизнеса и профессиональных пользователей сети. Ведь именно они пострадают в результате реформы. Но сейчас стояла задача решить политические и социальные проблемы. А с бизнесом как-нибудь разберутся потом. Да и куда он денется.

Экономика вторична

   Алгоритмы теперь будут продвигать сообщения друзей, под которыми разворачивается обсуждение. Из ленты устраняется сама тематика, на которой паразитировали политические распри и фейк ньюс.

    Это значит, что в ленте «пессимизируется» весь публичный контент. Руководство Facebook прямо говорит, что первое время страницы (Pages) будут наблюдать снижение трафика и времени просмотров. В том числе упадут ключевые показатели самой соцсети. «Я хочу заявить прямо: после изменений я ожидаю снижение объемов времени, проведенного людьми в фейсбуке и некоторых показателей вовлечения, – заявляет Цукерберг. – Зато это время будет более ценным для вас. Если мы сделаем правильные вещи, я верю, что в долгосрочной перспективе изменения окажутся благотворными и для сообщества, и для бизнеса».

    В общем, ради очищения фейсбука от всего налипшего негатива Марк Цукерберг готов пожертвовать бизнес-интересами.

      Проблема в том, что не только своими.

  Пострадают абсолютно все, кто использовал фейсбук для распространения своей информации, будь то компании, общественные структуры, некоммерческие организации, активисты, университеты, влиятельные блогеры и т.п. Все, кто имел свою страницу, столкнутся со снижением трафика. Все ресурсы, вложенные в стимулирование органического, нагонного или платного трафика, в ближайшие недели перестанут работать. СММ и маркетинг в фейсбуке полностью поменяются, и никто пока не знает как.

Самый сокрушительный удар будет нанесен по СМИ. Ведь именно они поставляли в ленту общественно-политические новости, рассчитывая в обмен получить трафик. фейсбук заигрывал с ними: призывал ставить тексты не на сайты СМИ, а сразу в Instant Article, обещал организовать на своей платформе платную подписку. Теперь все это не имеет смысла – выдача новостей СМИ в ленте резко снизится.

    Конечно, Facebook как-то будет поддерживать страницы и группы, иначе и сама лишится бизнеса. Но все это придется выстраивать как-то по-новому. Скорее всего, и в самой Facebook не до конца понимают, куда именно свернет экосистема при новых настройках, как не понимали, что коммерческие алгоритмы популярности создадут благотворную среду для политических фейк ньюс.

   Пока что известны идеологические ориентиры. Если раньше алгоритм повышал сообщения за лайки, просмотры, перепосты, другие параметры популярности, то теперь приоритет будет отдаваться контенту, который комментируют друзья. Технически это выразится в сокращении информационного шума, навязываемого бизнесом, прессой, сиэмэмщиками и троллями, и в росте общения с друзьями и семьей. В некотором смысле новый отбор будет более человечным.

Никакого бизнеса, только личное

    Как известно, Фродо Бэггинсу было 33 года, когда Бильбо передал ему кольцо и нору. Для хоббитов 33 года – период coming of age, возраст зрелости для мужчины. Марку Цукербергу 33 года. Но знаком зрелости надо считать не столько магическую цифру, сколько рождение дочерей. «Крупнейшая перемена в фейсбуке связана с тем, что у Цукерберга есть дети» – назвал свою статью в Business Insider Бен Гилберт. Сам Марк в интервью New York Times говорит: «Для меня важно, чтобы Макс и Август, когда вырастут, чувствовали, что их отец сделал что-то хорошее для мира».

   Первая реакция многих комментаторов, когда они узнали о пессимизации контента публичных структур, была такая: а, ну понятно, фейсбук хочет убрать их из ленты, чтобы потом брать деньги. Так вот: все гораздо хуже. Скорее всего, очистка ленты от публичного контента делается не для последующего возврата этого контента туда за плату, а именно ради заявленных целей.

    2017 год принес Цукербергу рождение второй дочери и очень много негатива. Выборы породили много критики со стороны общественности и даже коллег и инвесторов. Все вдруг стали прозорливыми и наперебой говорят, что уже давно замечали: с фейсбуком творится что-то неладное. Например, ранний инвестконсультант Цукерберга Роджер Макнами опубликовал в начале января дружественно-критическую и широко цитируемую статью «How to Fix Facebook – Before It Fixes Us», где подробно пишет о своих наблюдениях за тем, как в последние годы портилась атмосфера фейсбука и Марк не замечал этого.

    Конечно, это не то, что Цукерберг хотел бы слышать о своем детище. Богаче быть уже особенно некуда, а хорошим быть хочется. Так что, похоже, у реформы не коммерческая подоплека, а именно те мотивы, которые предъявляет основатель Facebook: снизить объемы публичного контента и все связанные с ним риски и негатив, вернуть фейсбуку приоритет человеческого общения, а не навязывания контента структурами.

Алгоритмы сдались вирусному редактору

   Девять лет назад в «Слоне» я описал механизм вирусного редактора, коллективной сущности интернета, которая отбирает значимое в ходе распространения контента самими участниками, где каждый осуществляет свою частную микроредактуру. Вирусный редактор был коллективным и человеческим поставщиком повестки. Но потом возобладали нечеловеческие поставщики повестки – алгоритмы соцсетей, отбирающие значимость по своим критериям.

   Алгоритмы отличаются от вирусного редактора тем, что они незаметны: мы видим то, в чем участвуем, но мы не видим, что именно нам не показали. Алгоритмы настраиваются людьми, но результат может быть непредсказуем и даже не до конца понятен. Человеком задаются конкретные параметры отбора, но суммарное действие параметров приоритета практически невозможно предсказать. Такая экосистема обретает свою логику, что и показал пример фейсбука, где поставщики информации забили пользователей из-за настройки алгоритмов на коммодификацию популярности.

   Шесть лет назад я предсказывал, что алгоритмы в логике технологического прогресса должны победить, вытеснить вирусный редактор, как вытесняют роботы человека из всех сфер. Но сейчас происходит нечто неожиданное. Марк Цукерберг осадил коммерческую прыть алгоритмов, чтобы вывести на первый план человеческий выбор. Алгоритмы будут приоритезировать то, что люди, друзья сочтут важным, и начнут активно комментировать. По сути, это означает, что Марк призвал алгоритмы служить вирусному редактору. Посмотрим, что из этого выйдет. 

_____________________________

© Мирошниченко Андрей Владимирович

 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum