Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Особенности храмовой архитектуры средневекой Анакопийской крепости
(№3 [336] 12.03.2018)
Автор: Игорь Волчек
Игорь Волчек

   Республика Абхазия — уникальный регион, в котором памятники средневековой архитектуры сохранились практически в нетронутом виде. Здесь множество христианских храмов, большинство из которых были разрушены, на сегодняшний день малоизучены, либо изучены фрагментарно. Один из уникальных объектов средневекового зодчества - храм Анакопийской крепости (рис. 1), основанной местными народами абазгов в VII веке н.э. Анакопия – древнее название города Новый Афон, упоминаемое в летописях. В чем же уникальность древнего храма, защищенного массивными крепостными стенами?

   В древности здесь располагался центр и мощный опорный пункт Западно-абхазского княжества, а позднее, в конце VIII в., вокруг Анакопии образовалось объединенное Абхазское царство, первоначальной столицей которого она являлась. Мощные оборонительные сооружения на вершине одноименной горы считались неприступными для нападения. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 1. Анакопийская крепость, начало строительства VII в. н.э.
Вид с высоты птичьего полета.

   Начиная со второй половины VI в., после принятия христианства, христианские храмы возводились по всей стране. Первый храм на вершине Анакопийской горы был возведен в VI-VII вв. и посвящен Пресвятой Богородице. 

   Храм Пресвятой Богородицы — однонефная постройка с полуциркульной апсидой в интерьере подковообразной формы. Такая форма — особенность раннехристианских храмов, влияние византийской архитектурной школы. Три окна в алтарной части храма освещали внутреннее пространство. Полуциркульные перемычки окон выложены смешанным материалом: известняковые блоки чередуются рядами плинфы, без какого-либо повторения под окнами апсиды. Полусвод апсиды выполнен с использованием плинфы и плоской (коробчатой) черепицы. Легкие материалы уменьшают вес конструкций. Перекрытие этого небольшого помещения было сводчатым, оно на всех башнях обрушилось, что могло стать причиной обрушения южной стены и утраты западного арочного проема. В пристройке обнаружены два вырубленных склепа, поэтому помещение является часовней и предназначено для отправления поминального обряда. (Рис. 2)

   Позднее храм был перестроен и переосвящен в честь великомученнка святого Феодора Тирона, о чем свидетельствуют эпиграфические памятники, найденные в цитадели. Последние изменения были внесены монахами Новоафонского монастыря на рубеже XIX-XX в. Именование «Тирон» по-латыни означало «избранный». Его принуждали принести жертву идолам, на что последовал твердый отказ. Феодора заключили в темницу и предали пыткам, но видя его непреклонность, правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор бестрепетно взошел на костер, с молитвой и славословием принял смерть около 305 года н. э. 

   После перестройки в XI в. частично была изменена планировка примыкающей к храму территории и произведено восстановление стен пристроек храма. Его архитектура пополнилась новыми элементами: апсида храма стала пятигранной, из трех ее окон два боковых были заложены и спрятаны новой облицовкой. Облицованы заново южная и северная стены храма, причем без связей со старой кладкой. В интерьере в добавленной толще продольных стен были устроены пилястры, которые опирались на семь подпружных арок. На юго-западной угловой пилястре сохранился завершающий блок с профилировкой (импост). Эта архитектурная деталь важна для определения начала свода и реконструкции перекрытия храма. От двора к южному входу были проведены каменные ступени. Они вели на свод южного придела. К основанию юго-восточной части храма (к скале) были пристроены дополнительные помещения сложной формы, перекрывавшиеся сводами и, скорее всего, образовывавшие поверх сводов площадку, примыкавшую к основанию абсиды.

Нажмите, чтобы увеличить.
Рис.2. Анакопийский храм Св. Феодора, сохранившаяся алтарная часть.

  Анакопийские рельефы и формы крестов аналогичны исследованным рельефам древней Абхазии, Грузии. Часто встречаются плиты с изображением раннехристианских символов: крестов, рыб, кипарисов, и т. п. 

   Среди аналогов Анакопийского храма прежде всего следует назвать храм на территории крепости Абаата, возведенный в VI-VIII веках. Он очень простой по форме, в нем отсутствует даже алтарная апсида, объем храма лаконичен и замкнут. Суровые и строгие стены, сложенные из массивных серых известняковых блоков, местами до 1,5 м длины, впечатляют. Базилика состоит из трех продолговатых залов, северный несколько короче двух других. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах. Храм хорошо сохранился.

   Несомненный интерес вызывает Бедийский храм в центре села Бедия. Он возведен в конце X века при попечительстве царя Баграта III. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. В интерьере храма сохранились три слоя фресковой живописи, датированные X-XI, XIII-XIV и XVI веком. 

   Моквский храм X века расположен в селе Моква Очамчырского района. Особенность сооружения в том, что он являлся единственным пятинефным крестово-купольным храмом средневековой Абхазии. Его строительство началось еще в VII-X вв. Стены собора украшены фресками еще при царе Давиде, внутреннее убранство очень богатое. Храм пришел в запустение в ХVI-ХIX вв. 

   Менее известный, но несомненно интересный для экскурсионного осмотра Мюссерский храм в устье Амбары, реки, впадающей в море на Мюссерском мысе. Он был возведён в X-XII веках и впоследствии был признан настоящим произведением искусства среди храмовой архитектуры страны.

   Представленные ранее произведения средневековой христианской архитектуры, представляют огромную ценность для культуры современной Абхазии. Как и в других районах Северного Кавказа и Закавказья, мирное сосуществование различных культур и конфессий здесь демонстрирует высокий гуманизм и культуру местных жителей. Достаточно привести хотя бы два примера: в столице христианской Северной Осетии (Алании) Владикавказе, в городском парке сохранилась древняя суннитская мечеть, а неподалеку – на северо-западе Дагестана, во втором по численности населения городе республики Хасавюрте (где преобладают кумыки-мусульмане), даже в 1920-1937 гг., когда советская власть вела активную борьбу с религиями, сохранился большой христианский собор [8]. Отсюда следует социальная значимость реставрации и музеефикации памятников храмового зодчества.

   Интересно также упомянуть среднестатистический город России – Таганрог (его население составляет 315 тыс. человек). Он отличается пестротой национального и конфессионного состава: здесь представлены все мировые религии и около 125 национальностей. По числу музеев, приходящихся на каждые 100 тыс. человек, он заслуженно занимает первое место в стране, опережая Москву и Санкт-Петербург. Именно это позволяет горожанам гордиться тем, что за 320 лет существования города в Таганроге не было ни одного межнационального конфликта. Власти города и жители всегда с мудростью формируют все виды толерантности, в частности, при помощи различных музеев, с целью внедрения культуры уже в начальной и средней школе. В течение 25 лет городской отдел образования организует экскурсии для учащихся в местные музеи, где проводятся уроки истории города, истории религии, краеведения, географии, экологии и др. Так реализуется региональная программа «Город-как школа культуры», которая была разработана еще в 1993 г. [7].

   Религиозное и культурное воспитание сегодня является не региональной, а важной социальной проблемой. При разработке проектов реставрации различных храмовых комплексов и крепостей необходимо тщательно продумать варианты их дальнейшей музеефикации [8], что позволит не только широко внедрять опыт историко-культурного воспитания подрастающего поколения республики Абхазия, но и стимулирует увеличение потока туристов.

   Таким образом, архитектура Анакопийского храма Св. Феодора как символа раннего христианства представляет собой весьма ценный историко-культурный объект в республике Абхазия, сохранившийся до наших дней. Сегодня в эту церковь ежедневно приходят сотни людей, чтобы помолиться, осмотреть руины крепости, обрести душевный покой и умиротворение.  

Литература

  1. Амичба Г. А. Новый Афон и его окрестности: исторический очерк. – Сухуми: Алашара, 1988. 
  2. Амичба г. Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V – Х вв.). – Сухум: Ала-шара, 1999. 
  3. Аргун А. В.; Кварандзия В. Л. Вопросы реставрации донжона Анакопийской крепости – Сухум: (АГИГИ АН Абхазии). 
  4. Аргун А. В. Архитектурный анализ воротного узла Анакопийской крепости (в свете новых данных), сборник Абхазия в мировой истории и международных отношениях — Сухум: АбИГИ, 2016. 
  5. Бернацкий А. С. Сто великих тайн Библии; М.: Вече, 2017.
  6. Квирквелия Т. Р. Архитектура советской Грузии – М.: Стройиздат, 1986.
  7. Кукушин В. С. Теория и методика воспитания – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  8. Кукушин В. С. Этнопедагогика – учебное пособие – М.: изд-во МСПУ, 2013.
  9. Подъяпольский С. С. Реставрация памятников архитектуры – М.: Стройиздат, 1988.
  10. Чачхалиа Д. К. Трехпритворная композиция храмов средневековой Абхазии и ее влияние на архитектонику памятников Алании, Руси и Трапезунда. – М.: АКВА–Абаза, 2016.

________________________

© Волчек Игорь Дмитриевич

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum