Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
День поминовения: в мире отметили 100-летие окончания Первой мировой войны
Репортаж с церемонии международной встречи по поводу 100-летия Первой мировой во...
№18
(351)
20.11.2018
Естествознание
Продажа лекарств через интернет: мошенничество и правовая незащищенность потребителей
(№14 [347] 10.09.2018)
Автор: Вил Акопов
Вил Акопов

    Известно, что в интернет может попасть ложная до абсурда информация. Но иногда по разным причинам в ней трудно разобраться, хотя и важно, особенно когда это касается рекламируемого нового, обычно неизвестного лечащим врачам лекарства, которое по своему назначению может помочь вам или вашим близким. В этом случае принять правильное решение интернет-пользователю сложно, даже, если он имеет медицинское образование, ибо достоверной информации нет, а средство, как правило, не утверждено фармкомитетом.   

     Такие средства привлекают внимание, когда назначенное вам лекарство не помогает, либо когда достигнутое облегчение вас не удовлетворяет, ибо вы ждали полного избавления от болезни.  Особенно пошатнулась ваша вера в действие назначенного врачом средства, когда вы прочли в интернете, что известный ученый, иногда с высоким научным званием, считает, что в успешно продаваемых в аптеках (подчас очень дорого) популярных лекарствах нет доказательства его конкретного действия, они бесполезны, а то и вредны для здоровья. Тут же приводится список почти ста препаратов, которые назначаются повседневно врачами, среди которых такие известные как автовегин, пантогам, мильгамма, линекс, циннаризин, эссенциале и многие другие.  Заметим, что ссылка при этом на определенного авторитетного деятеля может быть ложной.

       На этом фоне нередко от имени известных академиков предлагается новое средство, которое действует безотказно в 100% случаев и не обладает побочными действиями. Это подтверждается отзывами больных, в том числе звезд телебизнеса. Не удержался от такого соблазна и Никита Михалков. Он описал страшное, изнуряющее его организм, заполненный паразитами, заболевание, которое, по его мнению, врачи сознательно лечили очень дорогими, но не действующими средствами. Но тут знакомый медик принес ему новое  средство «нотоксин», причем бесплатно, и болезнь прошла на другой день. Всем, кого «как меня сейчас изнутри поедают паразиты и которые могут умереть в любую минуту», он предлагает заказать бесплатно по  официальному сайту, заполнив форму заявки, этот препарат (а дальше всё как обычно). Причем предлагаемые лекарственные препараты направлены также на лечение больных сердечно-сосудистой системы и гипертонией, страдающих болями в спине или в суставах, тугоухостью или слабым зрением. Дальше следуют ряд исключительно положительных, иногда просто сказочных, отзывов о результатах приема этого средства. Такая реклама не просто привлекает внимание, а заманивает. Вот некоторые утверждения и призывы:

    - Хотите стать человеком с полноценным здоровьем, спешите сделать заказ, это последняя возможность;  

    - Только для жителей Ростова-на-Дону (Саратова и др) и только один день (на экране отсчитываются минуты)  консультация бесплатна, как и первая партия лекарства;

        - Отилор за 2 недели полностью восстановит слух; во всем мире он заменяет слуховые аппараты; это  единственное безоперационное средство восстановления слуха в любом возрасте.

         - Если хотите очистить организм и продлить жизнь, – заказывайте бесплатно нотоксин.

     В ряде случаев авторы рекламных объявлений, понимая, что это перебор, приводят чуть ли не во весь экран незначительную стоимость лекарства, например, 149 руб. В последующие дни эта реклама повторяется. Заманчивость не только в цене, но и в простоте и скорости оформления заказа. Вам следует вписать в одну строку своё имя, в другую, номер мобильного телефона и нажать на слово «заказ», после чего вам через 5-10-минут позвонят. После вежливого приветствия у вас спросят почтовый адрес, возраст, продолжительность болезни, жалобы. Независимо от ответов вас заверят в положительном эффекте и скажут, что в течение недели препарат либо бесплатно доставят либо на почту, либо домой – и тоже бесплатно. После таких завораживающих слов, без паузы, вы слышите  уточнения: «хотите заказать одну партию… за 3 (4, 5) тысяч рублей. Это на один месяц, но я бы вам посоветовал сразу на 3-6 месяцев». Вы в растерянности, может что-то не понял, ведь указано в рекламе 149 р., а то и бесплатно!

     Вы уже открыли рот, чтобы спросить об этом расхождении в цене, но вас вежливо опережают, говоря о том, как скоро наступит эффект, о том,  что  доставят срочно и куда хотите, участливо заверяют, что им понятно ваше состояние. «Вы правы, – по свойски утверждают с того конца связи, – давайте пока только одну партию, а потом, когда почувствуете эффект, вы закажете ещё, ведь у нас просто сделать новый заказ». Вы пытаетесь выразить своё мнение, но не перебиваете, так как разговор продолжается: «Итак, мы договорились: вы заказали одну партию, она придет во время, не беспокойтесь пожалуйста». На этой ключевой фразе телефон отключается. Что делать?  

   Срочно звонить, но их телефона нет в рекламных страницах, выйти на сайт? Но  предприятие неизвестно, правда, в рекламе есть слова «официальный сайт», только нет самого сайта.  Заказываете по рекламе и получаете сайт, иногда целых три, но ни один не действует. Не добраться до участливого продавца. Прочная односторонняя связь. Их совсем не интересует, что вы хотели спросить, уточнить, а то вдруг отказаться.   Приходится волноваться, при получении извещения ходить на почту, официально оформлять отказ от получения бандероли и с беспокойством ждать, не подадут ли в суд, как однажды пригрозил не  назвавший своей фамилии представитель фирмы.

     Бросается в глаза масштабность рекламы отилора. К ней подключены профессора и практические врачи разных регионов. Например, авторитетный ростовский (в другой рекламе – московский) врач с большим стажем, вопреки элементарным положениям медицины, уверяет, что вылечить можно не только тугоухих, но совершенно глухих, независимо от возраста и состояния человека. В заголовке статьи указано, что лечение проводится в соответствии с государственной социальной программой, которой, правда, не существует. К концу заведомо ложных данных, оказывается, что чудесный препарат отилор разработан израильскими специалистами (что тоже ложь) и вновь повторяется: всего за 149 р (на самом деле это первая партия на месяц, она стоит около трёх тысяч рублей). Впрочем, и специалисты, на которых ссылки с именами и фотографиями, тоже фейковые…

    Так, что же делать, если вы, поверив заманчивой рекламе и убеждениям представителя фирмы, заказали дорогое лекарство, а потом послушались совета близких или, прочтя специально заказанные вами отрицательные отзывы, решили отказаться от заказа? Имеете ли вы на это юридическое право?   

      Сразу отметим, что ни в одном документе о торговле, в отличие от пищевых продуктов и других товаров, лекарства не приводятся. Это совершенно правильно, и это означает, что продажа их незаконна. О правовой возможности отказа от заказанного или даже купленного товара прямо сказано в законе РФ №2300 «О защите прав потребителей» (последняя редакция от  04.06.2018 г., в п.4 статьи 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» (добавлена 21.12.2004, N 171-ФЗ).  Вот её текст: «Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а  после передачи товара – в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара»

    В ФЗ №61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» указано: «…совокупный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о наличии запрета на продажу лекарственных препаратов вне стационарных мест торговли, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет". В ФЗ №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» нет статьи, разрешающей продажу лекарств дистанционным способом. 

    В настоящее время действуют Правила отпуска лекарств, утвержденные 11.07. 2017, в которых нет упоминания продажи через интернет, но требования которых по ряду пунктов нарушаются при интернет-торговле. Новые Правила продажи лекарств через интернет с целью обеспечения безопасности должно было издать МЗ РФ для вступления их в силу с 1 января 2018 года, однако до сих пор они не подготовлены. 

  Постановлением правительства РФ от 27.09.2007 утверждены Правила продажи товаров (не лекарств) дистанционным способом. Среди ряда пунктов обращает внимание обязанность продавца подробно (более 10 пунктов) информировать покупателя о товаре, что почти не встречается. Что касается права отказа от товара, то в п. 21 Правил в точности повторяется формулировка ст. 26.1 вышеназванного закона. Гражданский Кодекс РФ в последней  редакции подтверждает ст. 26.1 в Законе о правах потребителей, а в п.3 статьи 497 поясняет, что покупатель имеет право отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи в одностороннем порядке и без обращения в суд. 

  Можно утверждать, что в отдельных случаях результат указанной деятельности может квалифицироваться по ст. 159 п.6 Уголовного Кодекса РФ (в последней редакции от 15.07.2016) – «мошенничество в сфере компьютерной информации», ибо нередко мы сталкиваемся с такими квалифицирующими признаками мошенничества, как злоупотребление доверием, ложными сведениями, умолчанием или обманом о стоимости товара, его качестве и др.

     В заключение хочется выразить недоумение, почему Министерство здравоохранения РФ и Росздравнадзор мирятся с необоснованной критикой зарекомендовавших в лечебной практике препаратов, повседневно назначаемых практикующими врачами, и особенно – с незаконной продажей неизвестными покупателю предпринимателями сомнительных средств, нередко не имеющих государственную регистрацию и бесконтрольно навязываемых гражданам? 

_________________

© Акопов Вил Иванович

 

На руинах рухнувших иллюзий
Смешались в кучу быт и психбольница... / Не время ль жить на водах и на видах / вдали от потребительской корзи...
Страна мечты в сетях пиара, пропаганды и технологий
Пять статей Г.Г.Почепцова о формировании пропаганды, основанной на политическом пиаре в СССР и дальнейшем ее ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum